Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования'

Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3120
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH POOR HEALTH AND SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / TRAINING OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина О. С.

Рассматриваются проблемы подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями. Анализируются различные теоретические подходы к трактовке понятий «подготовка», «профессиональная компетентность». Исследуются возможности развития профессиональной компетентности учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, средствами повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual questions on training of teachers for work in conditions of inclusive education

The article considers problems on teachers’ training on provision of educational services to children with poor health and special educational needs. Different theoretical ways for interpretation of concepts “training”, “professional competence” are analyzed. The possibilities of development of professional competence of teachers, who work in conditions of inclusive education, by advanced training and professional retraining are under study.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 2. С. 191-194.

УДК 376

О.С. Кузьмина

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматриваются проблемы подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями. Анализируются различные теоретические подходы к трактовке понятий «подготовка», «профессиональная компетентность». Исследуются возможности развития профессиональной компетентности учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, средствами повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья и специальными образовательными потребностями, профессиональная компетентность педагогов, профессиональная подготовка педагогов.

В контексте современных реформ остро встал вопрос о целесообразности введения инклюзивного («включенного») обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа - совместно с нормально развивающимися сверстниками. Особенности инклюзивного обучения и возможности реализации в педагогической практике его различных моделей изучаются многими исследователями (Пер Ч. Гюнваль, Н.Г. Еленский, Д.В. Зайцев, Л.А. Зайцева, А.Н. Коноплё-ва, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Ф.Л. Ратнер, Л.М. Шипицына, Н.Д. Шматко, А.Ю. Юсупов, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.) [8; 12; 16; 21-23].

Интенсивно протекающий процесс инклюзивного обучения позволил выявить ряд имеющихся противоречий между:

- социальным заказом на осуществление учителями коррекционно-педагогической работы с учетом особых образовательных потребностей лиц с нарушениями в развитии и отсутствием у педагогов учреждений общего типа специальных знаний и практических навыков обучения данного контингента детей;

- потребностью педагогов массовых образовательных учреждений в научно-методическом сопровождении на этапе реализации ими процесса инклюзивного обучения и недостаточной эффективностью системы непрерывного постдипломного образования в области специальной психологии и коррекционной педагогики, удовлетворяющей профессиональные запросы этой категории педагогов;

- наличием организационных возможностей для подготовки педагогов образовательных учреждений общего типа и отсутствием механизмов управления данным процессом в ходе повышения квалификации.

Обозначенное выше закономерно влечет за собой повышение требований к мастерству педагогов, расширение их функциональных обязанностей, а также изменение профессионально значимых и личностных характеристик. В новых социальных условиях учитель не может ограничиваться знаниями специфики образовательных программ и традиционных методик обучения. Опора только на имеющиеся педагогические умения и навыки оказывается недостаточной.

Данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны получить специальную подготовку в области специальной (коррекционной)

© О.С. Кузьмина, 2013

педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.

Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетентности и профессиональной готовности педагогов являлись предметом исследования как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, С.Г. Вершловский, Р.Х. Гильме-ева, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.В. Петровский, В.А. Сластенин, В.И. Сло-бодчиков, Н.Н. Суртаева, Г.В. Суходольский, Н.В. Чекалёва, В.Д. Шадриков и др.) [9; 11; 20], так и зарубежных (J. Atkinson, M. Ains-cow, F. Armstrrong, C. Barnes, B.S. Bloom, H. Daniels, D.L. Ferguson, M. Knowles, C. Maslach, G. Meyer, M.Oliver, M.M. Palombaro, C.L. Salisbury, T.M. Shea и др.) учёных.

Рассмотрим теоретические подходы к профессиональной подготовке и развитию профессиональной компетентности педагогов, оказывающих образовательные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных учреждений общего типа.

Один из подходов заключается в освоении педагогами системы профессиональных знаний, умений, навыков, формировании социально значимых и профессионально важных качеств. Данный подход поддерживается Б.С. Гершунским, В.И. Журавлевым, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевским, М.Н. Скат-киным и др. [3; 5-7; 11]. Причем ученые уточняют, что для профессиональной подготовки учителей необходим не только запас знаний, но и научно-педагогическая составляющая.

Другой подход, которого придерживаются такие исследователи, как В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина, О.Н. Никитина, рассматривает процесс подготовки с позиции развития личности самого педагога [1; 15]. Авторы исходят из того, что только в условиях интенсивно развивающей образовательной среды будет обеспечена самостоятельность и учебная активность, способность проектировать собственные образовательные пути.

Согласно теоретическому подходу исследователей В.А. Сластенина и Л.С. Подымова, подготовка педагога состоит из последовательных этапов: развития творческой индивидуальности учителя, овладения основами методологии научного познания и педагогического исследования, освоения технологии инновационной деятельности, практической работы по введению новшества в педагогический процесс [18].

Проблема подготовки педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в последнее время становится весьма актуальной. Рассмотрим позицию С.И. Сабельнико-вой к подготовке педагогов общеобразова-

тельных учреждений к работе в условиях инклюзивного образования [17].

В своих работах автор отмечает, что для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:

- представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;

- знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

- знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;

- умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).

Таким образом, в контексте нашего исследования подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается как творческий процесс формирования и развития профессиональной компетентности педагогов, включающий мотивационный, гносеологический, проективный, перцептивно-рефлексивный и дея-тельностный компоненты.

Современная педагогика для определения готовности учителей вводит понятие профессиональной компетентности (А. К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм [13; 14; 18].

Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер. В связи с этим трактовка понятия «профессиональная компетентность педагога» в современных исследованиях различна.

Многими исследователями понятие профессиональной компетентности раскрывается как интегральная многоуровневая профессионально значимая характеристика личности и деятельности педагога. Освещается сущность и компонентный состав профессиональной компетентности (В.Н. Введенский, Л.Н. Горбунова, И.В. Гришина, И.К. Костинец, Н.Н. Лобанова, А.К. Маркова, Э.М. Никитин и др.) [2; 4; 13; 14].

В последние несколько лет отмечается усиление внимания к субъективно-личностному аспекту развития профессиональной активности и реализации инициативы педагогом как субъектом профессиональной педагогической деятельности (К.А. Абульхано-

Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования

193

ва-Славская, В.В. Краевский, В.А. Слас-тенин, И.П. Цвелюх и др.) [4; 9; 12; 18].

Несмотря на наличие научных трудов, посвященных совершенствованию педагогического мастерства специалистов и определению условий их личностно-профессио-нального саморазвития, вопросы, касающиеся специфики профессиональной компетентности учителя, реализующего процесс инклюзивного обучения, изучаются немногими исследователями.

В последнее время появились научные работы по формированию инклюзивной компетентности учителей в процессе профессиональной подготовки. Так, И.Н. Хафизуллина понимает инклюзивную компетентность будущих учителей как составляющую их профессиональной компетентности, включающую ключевые содержательные и функциональные компетентности [19]. Автор в структуру инклюзивной компетентности включает мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операционный компоненты.

В результате данного исследования И.Н. Хафизуллиной разработана модель формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки, которая основывается на технологии контекстного обучения и включает последовательность взаимообусловленных этапов: информационно-ориентировочного, квазипрофессионального и дея-тельностного.

Несмотря на достаточную проработанность понятия «инклюзивная компетентность», ее содержательной и функциональной составляющей, а также этапов формирования, в данном исследовании акцент сделан на подготовку будущего учителя, а профессиональные запросы педагога, уже работающего в системе образования и столкнувшегося с проблемами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, остаются нерешенными.

Рассматривая проблему подготовки, мы обратились к исследованиям петербургских ученых (В.А. Козырев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына, Е.В. Пискунова, Н.Ф. Радионова и др.) и нашли наиболее приемлемое объяснение понятия «профессиональная компетентность» в контексте обозначенной нами проблемы. Под профессиональной компетентностью учителя этими авторами понимается «интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [10].

Авторами отмечается, что профессиональная компетентность проявляется в процессе решения профессиональных задач разного уровня сложности в разных контек-

стах с использованием определенного образовательного пространства.

Ориентируясь на данный подход, мы сформулировали группы профессиональных задач, отражающих компетентность педагогов в области инклюзивного образования:

1. Видеть, понимать и знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в условиях инклюзивной образовательной среды.

2. Уметь отбирать оптимальные способы организации инклюзивного образования, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием.

3. Реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами коррекционно-образова-тельного процесса.

4. Создавать коррекционно-развиваю-щую среду в условиях инклюзивного образовательного пространства и использовать ресурсы и возможности общеобразовательного учреждения для развития детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников.

5. Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды.

Перечисленные группы задач проектируются и реализуются в процессе профессиональной переподготовки педагогов системы общего образования. В Институте развития образования Омской области для учителей образовательных учреждений общего типа проводится профессиональная переподготовка по направлениям «Олигофренопедагогика» и «Специальная дошкольная педагогика и психология».

Исследования, проведенные в ходе организации и реализации подготовки данных специалистов, показали, что для полноценной организации профессиональной переподготовки, кроме специфического содержания, необходимо, по нашему мнению, подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности учителей, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной компетентности педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Адольф В. А., Ильина Н .Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профес-

сионального становления // Агентство образования адм. Красноярского края, Красноярский краевой ин-т повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования. Красноярск : Поликом, 2007.

[2] Введенский В. Н. Изменение и оценка качества повышения квалификации учителей в системе дополнительного педагогического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 4. С. 41-44.

[3] Гершунский Б. С. Философия образования XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М. : Совершенство, 1998.

[4] Горбунова Л. Н., Цвелюх И. П. Поддержка профессиональных инициатив педагога в процессе повышения квалификации : науч.-метод. пособие. М. : АПКиППРО, 2006.

[5] Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М. : Педагогика, 1984.

[6] Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России.

2005. № 4. С. 23-30.

[7] Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие. М. : МПСИ, 2005.

[8] Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. М. : ВЛАДОС,

2006.

[9] Качество подготовки педагогических кадров и актуальные проблемы повышения их квалификации (социологический анализ) / А. М. Гендин, Н. И. Дроздов, М. И. Сергеев и др. Красноярск: : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. Астафьева В.П., 2005.

[10] Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

[11] Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М. : Педагогика, 1977.

[12] Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов. М. : Просвещение, 2009.

[13] Маркова А. К. Психология труда учителя. М. : Просвещение, 2002.

[14] Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М. : Академия, 2004.

[15] Никитина О. Н., Чурсина Г. И. Развивающая образовательная среда педагогического колледжа как условие нового качества подготовки учителя // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности : матер. 8-й науч.-практ. конф. Красноярск, 2002. С. 91-94.

[16] Гюнваль Пер Ч. От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология. 2006. № 2. С. 73-78.

[17] Сабельникова С. И. Программа коррекционной работы в образовательном учреждении - системный подход к развитию инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практитка, технология : матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. М., 2011. С. 145-146.

[18] Сластенин В. А., Подымов Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М. : Просвещение, 1997.

[19] Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки : дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008.

[20] Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М. : Логос, 1994.

[21] Система образования Великобритании: реформы образования в индустриально развитых странах : аналитические обзоры // Международное образование. Ш1_: http://www. international.edu.ru.

[22] РООИ «Перспектива» : Ш1_: http://www. perspektiva-inva.ru.

[23] Сайт А.В. Суворова. Ш1_: http://www.suvorov. reability.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.