Научная статья на тему 'Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования'

Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INCLUSIVE EDUCATION / VOLUNTEERING / EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривуть М. Л.

Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, пересмотр отношения в обществе к детям с особенностями психофизического развития, развитие экономики и демократических взглядов и т.д. способствуют развитию инклюзивного образования в Республике Беларусь. Для работы в условиях инклюзивного образования необходим педагог с высоким уровнем развития профессиональной компетентности. Одним из главных компонентов профессиональной компетентности является коммуникативная компетентность. В условиях инклюзивного образования коммуникативной компетентности педагога придается особое значение, так как вся педагогическая деятельность построена на коммуникативной основе. При этом инклюзивное образовательное пространство включает всех обучающихся: общающихся при помощи речи, поддерживающей и/или альтернативной коммуникации, не владеющих национальным языком и т.д. Вносят в коммуникативную деятельность свои специфические особенности национальные, религиозные, социально-экономические условия. Следовательно, для работы в условиях инклюзивного образовательного пространства необходимо пересмотреть образовательные программы высшего образования, чтобы учесть данные аспекты в подготовке будущих педагогов. В связи с тем, что данный процесс длителен, а подготовленные педагогические кадры необходимы уже сегодня, в УО «Барановичский государственный университет» большое значение уделяется волонтерской деятельности. В процессе волонтерства студенты приобретают необходимый для профессиональной деятельности опыт взаимодействия с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. Будущие педагоги учатся не только общаться, а на практике отрабатывают методики проведения разных видов уроков и внеклассных мероприятий, что способствует формированию профессиональной компетентности. Волонтерская деятельность это добровольная деятельность, однако пропаганда положительного опыта способствует тому, что значимая часть студентов включается в разные волонтерские проекты. Таким проектом является «Волонтерский марафон». Он направлен на взаимодействие студентов с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. В данной статье приводятся результаты исследования мнения студентов, их высказываний о влиянии волонтерской деятельности на формирование у них компонентов коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE VOLUNTEER MARATHON IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS OF INCLUSIVE EDUCATION

Increasing the number of children with special educational needs, revising attitudes in society towards children with special needs, development of the economy and democratic views, etc. contribute to the development of inclusive education in the Republic of Belarus. To work in conditions of inclusive education, a teacher with a high level of development of professional competence is required. One of the main components of professional competence is communicative competence. In conditions of inclusive education of the communicative competence of the teacher, special importance is attached, since all pedagogical activity is built on a communicative basis. At the same time, inclusive educational space includes all students: communicating using speech, supporting and / or alternative communication, not speaking the national language, etc. They bring into the communicative activity their specific features national, religious, socio-economic conditions. Therefore, to work in an inclusive educational environment, it is necessary to revise the educational programs of higher education in order to take these aspects into account in the training of future teachers. Due to the fact that this process is long, and trained teaching staff is needed today, volunteer activity is given great importance at the Baranavichy State University. In the process of volunteering, students acquire the experience necessary for professional activities to interact with students who have different special educational needs. Future teachers learn not only to communicate, but in practice they practice methods of conducting different types of lessons and extracurricular activities, which contributes to the formation of professional competence. Volunteering is a voluntary activity, however, the promotion of positive experience contributes to the fact that a significant portion of students are included in various volunteer projects. Such a project is the “Volunteer Marathon”, aimed at the interaction of students with students with special educational needs. This article presents the results of a study showing students' opinions on the impact of volunteerism on the formation of their components of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 376.112.4-056.24(476)

М. Л. Кривуть (г. Барановичи, Республика Беларусь)

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОГО МАРАФОНА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация Увеличение количества детей с особыми образовательными потребностями, пересмотр отношения в обществе к детям с особенностями психофизического развития, развитие экономики и демократических взглядов и т.д. способствуют развитию инклюзивного образования в Республике Беларусь. Для работы в условиях инклюзивного образования необходим педагог с высоким уровнем развития профессиональной компетентности. Одним из главных компонентов профессиональной компетентности является коммуникативная компетентность. В условиях инклюзивного образования коммуникативной компетентности педагога придается особое значение, так как вся педагогическая деятельность построена на коммуникативной основе. При этом инклюзивное образовательное пространство включает всех обучающихся: общающихся при помощи речи, поддерживающей и/или альтернативной коммуникации, не владеющих национальным языком и т.д. Вносят в коммуникативную деятельность свои специфические особенности национальные, религиозные, социально-экономические условия. Следовательно, для работы в условиях инклюзивного образовательного пространства необходимо пересмотреть образовательные программы высшего образования, чтобы учесть данные аспекты в подготовке будущих педагогов. В связи с тем, что данный процесс длителен, а подготовленные педагогические кадры необходимы уже сегодня, в УО «Барановичский государственный университет» большое значение уделяется волонтерской деятельности. В процессе волонтерства студенты приобретают необходимый для профессиональной деятельности опыт взаимодействия с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. Будущие педагоги учатся не только общаться, а на практике отрабатывают методики проведения разных видов уроков и внеклассных мероприятий, что способствует формированию профессиональной компетентности. Волонтерская деятельность - это добровольная деятельность, однако пропаганда положительного опыта способствует тому, что значимая часть студентов включается в разные волонтерские проекты. Таким проектом является «Волонтерский марафон». Он направлен на взаимодействие студентов с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности. В данной статье приводятся результаты исследования мнения студентов, их высказываний о влиянии волонтерской деятельности на формирование у них компонентов коммуникативной компетентности.

Ключевые слова коммуникативная компетентность, инклюзивное образование, волонтерская деятельность, Республика Беларусь.

Социально-экономические, демократические, политические и другие условия развития современного белорусского общества способствуют интенсивному внедрению идей инклюзивного образования в образовательный процесс. На данный момент в Республике Беларусь проходит экспериментальный этап, в течение которого анализируется целесообразность и приемлемость в наших образовательных условиях разных моделей включения обучающихся с особыми образовательными потребностями (далее - ООП). Независимо от того, какая модель будет признана оптимальной, уже сегодня наше общество имеет потребность в профессиональных педагогических кадрах, способных работать как с детским коллективом, так и с каждым обучающимся, независимо от его ООП. Однако подготовка будущих педагогов проходит в период, когда нормативно-правовая база инклюзивного образования только формируется, что приводит к дефициту учреждений образования, способных показать разные модели педагогического взаимодействия субъектов инклюзивного образовательного пространства.

Говоря о профессионализме педагога, мы вслед за Н. Ф. Ильиной [3], Н. В. Кузьминой, А. А. Реаном [7], Н. Н. Никитиной [8] и другими учеными имеем в виду профессиональную компетентность. Заинтересованность проблемой профессиональной компетентности приводит к тому, что взгляды исследователей относительно данного понятия различны. Мы привели некоторые из них в таблице 1.

Таблица 1 - Определения профессиональной компетентности

№ п/п Определение понятия «профессиональная компетентность» Автор (№ в списке литературы к статье)

1) совокупность личностно-социально-деятельностных компетенций, обеспечивающих успешность освоения какой-либо профессиональной деятельности, эффективность ее исполнения и высокий уровень установки на саморазвитие. [6]

2) главный когнитивный компонент подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. [1]

3) способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. [10]

4) потенциальное интегративное качество личности при условии сформированно-сти профессиональной готовности личности к различным аспектам деятельности: процессу, объекту и результату деятельности, а также к себе, как к субъекту деятельности. [4]

5) многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний и способов их применения в конкретных ситуациях, ценностные ориентации, а также интегративные показатели культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). [2]

6) способность к оптимальному выполнению культуросообразных видов деятельности; интегральное единство интеллектуальных и навыковых составляющих, личностных характеристик, ценностных ориентаций специалиста, позволяющих человеку успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности. [9]

Профессиональная компетентность - это многокомпонентное образование, одним из компонентов которого является коммуникативная компетентность. Анализ исследований В. Д. Шадрикова и изучение требований образовательного стандарта ОСВО 1-01 02 01-2013 позволили нам дать следующее толкование термина «коммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования»: новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных свойств и качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности педагога инклюзивного образования [5, с. 6].

Таким образом, компонентами коммуникативной компетентности педагога инклюзивного образования (далее - КК) являются коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности, а также личностные свойства и качества. КК - это новообразование, которое формируется в процессе профессиональной деятельности (начиная с профессионального обучения) и направлено на формирование готовности и способности педагога инклюзивного образования (коммуниканта) к вступлению в коммуникативную деятельность с каждым субъектом (реципиентом), подгруппой либо группой субъектов инклюзивного образовательного пространства. Однако если формирование коммуникативных знаний, как правило, происходит посредством реализации образовательных программ в процессе учебной деятельности, то для развития остальных компонентов КК необходим практический коммуникативный опыт с максимально возможным количеством субъектов образовательного пространства. Накопление данного опыта происходит в процессе педагогических практик, лабораторных занятий, участия студентов в научно-практических семинарах и конференциях. Тем не менее, организовать коммуникативную деятельность с педагогами и администрацией учреждений образования, обучающимися с ООП, их родителями, узкими специалистами и т.д. только в рамках образовательного процесса крайне сложно. Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, для формирования КК необходим коммуникативный опыт с субъектами инклюзивного образовательного пространства, с другой - количество аудиторных часов не позволяет реализовать данную задачу. Более того, модели инклюзивного образовательного учреждения, включающей в образова-

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тельный процесс всех обучающихся с ООП, пока нет. При этом, согласно этапам реализации «Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь», ежегодно с 2015 г. количество учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, будет увеличиваться. Именно поэтому возникла потребность в поиске новых форм подготовки будущих педагогов. Одной из таких форм стала волонтерская деятельность.

Волонтерская деятельность в Республике Беларусь находится у своих истоков. Сегодня формируется нормативно-правовая база волонтерской деятельности. Одним из последних изданных документов, регламентирующих молодежное волонтерское (добровольческое) движение, является постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Концепции организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь» от 16 ноября 2015 г. № 1281. Согласно данному документу, молодежная волонтерская (добровольческая) деятельность - это «широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение»2.

В связи с тем, что волонтерская деятельность - это добровольная деятельность, обязывать к ее выполнению нельзя. Информирование о положительном опыте волонтерской деятельности способствует тому, что количество инициативных, отзывчивых студентов ежегодно увеличивается. Сегодня только в Ресурсном центре инклюзивного образования насчитывается 140 волонтеров. Для активизации волонтерской деятельности был организован Волонтерский марафон, который проходил в течение 3-х месяцев и включал следующие виды деятельности:

- проведение творческих мастер-классов для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с тяжелыми и/или множественными нарушениями физического и/или психического развития;

- проведение спортивно-творческих мероприятий для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР);

- проведение олимпиад для одаренных обучающихся младшего школьного возраста;

- сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра и нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в образовательном процессе;

- участие в концертных программах, посвященных 75-летию освобождения Беларуси, для обучающихся с ОПФР;

- разработка дизайн проекта по оформлению интерьера УЗ «Барановичская детская городская больница» и его реализация;

- проведение развлекательных мероприятий для пациентов УЗ «Барановичская детская городская больница»;

- создание методических пособий для обучающихся с ООП дошкольного возраста.

В мероприятиях марафона приняло участие 215 студентов 1-4 курсов всех факультетов университета, не имеющих волонтерского опыта. По окончании марафона был проведен опрос студентов, участвующих в разных видах волонтерской деятельности. Цель опроса - выявить мнение волонтеров о влиянии волонтерской деятельности на формирование у них коммуникативной компетентности. Каждому студенту было необходимо выбрать приемлемый для него вариант ответа возле каждого высказывания (см. табл. 2).

Таблица 2 - Результаты опроса студентов, участвующих в волонтерском марафоне

Волонтерская деятельность помогла мне...

№ п/п окончание высказывания Да (согласен) Затрудняюсь ответить Нет (не согласен)

1) применять в общении с обучающимися с ОПФР различные коммуникативные тактики, стратегии 172 (80%) 41 (19%) 2 (1%)

2) познакомиться с новыми вербальными и невербальными приемами коммуникации 110 (51,16%) 53 (24,65%) 52 (24,19%)

3) закрепить знания коммуникативного этикета 200 (93%) 15 (7%) -

'Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Концепции организации молодежного волонтерского (добровольческого) движения в Республике Беларусь» от 16 ноября 2015 г. № 128 // Министерство образования Республики Беларусь. URL: http://edu.gov.by. (дата обращения -14.06.2016). 2 Там же.

Волонтерская деятельность помогла мне...

№ п/п окончание высказывания Да (согласен) Затрудняюсь ответить Нет (не согласен)

4) строить продуктивное общение с учетом образовательных, интеллектуальных, речевых и других особенностей собеседника 137 (63,72%) 64 (29,77%) 14 (6,5%)

5) использовать информационно -коммуникативные технологии в коммуникационном процессе 112 (52,1%) 80 (37,21%) 23 (10,69%)

6) формировать у обучающихся навыки коммуникации 136 (63,26%) 52 (24,19%) 27 (12,55%)

7) порождать новые идеи в организации коммуникативной деятельности (развивать креативностью) 68 (31,63%) 113 (52,56%) 34 (15,81%)

8) разрабатывать новые альтернативные средства коммуникации 14 (6,5%) 35 (16,28%) 166 (77,21%)

9) учитывать половозрастной и социальный статус собеседника в процессе коммуникации 190 (88,37%) 25 (11,63%) -

10) принимать и оказывать помощь каждому собеседнику 202 (93,95%) 13 (6,05%) -

11) научиться работать в команде 198 (92,1%) 12 (5,6%) 5 (2,3%)

12) научиться работать самостоятельно 70 (32,56%) 49 (22,79%) 96 (44,65%)

13) научиться рефлексии коммуникативного процесса 167 (77,67%) 37 (17,21%) 11 (5,12%)

14) предупреждать и разрешать конфликтные ситуации в общении с обучающимися с ОПФР 115 (53,49%) 74 (34,42%) 26 (12,09%)

15) развивать свою коммуникативную культуру 210 (97,7%) 5 (2,3%) -

16) проявлять лидерские качества 159 (74%) 40 (18,6%) 16 (7,4%)

17) научиться сопереживать и проявлять эмпатию 199 (92,6%) 16 (7,4%) -

18) психологически подготовиться ко вступлению в коммуникативный контакт с ребенком с ОПФР, с инвалидностью 201 (93,5%) 14(6,5%)

19) психологически подготовиться ко вступлению в коммуникативный контакт с семьей ребенка с ОПФР, с инвалидностью 145 (67,44%) 17 (7,91%) 53 (24,65%)

20) психологически подготовиться ко вступлению в коммуникативный контакт с коллегами 176 (81,86%) 32 (14,79%) 7 (3,25%)

Результаты анкетирования показывают, что в результате участия в волонтерском марафоне многие студенты начинают чувствовать себя более уверенно в коммуникативной деятельности. Они учатся преодолевать коммуникативные трудности, учитывать личностные и психофизические особенности собеседника. Используя разные коммуникативные стратегии, студенты-волонтеры закрепляют навыки общения как с одним собеседником, так и группой обучающихся.

Специфика волонтерских мероприятий заключается в том, что большинство предложенных видов деятельности отличаются повышенной динамичностью. В результате таких условий у студентов практически нет времени для осознания своих коммуникативных страхов. Им приходится быстро устанавливать коммуникативный контакт и решать поставленные задачи. Продолжительность каждого социально направленного мероприятия варьируется в зависимость от тяжести нарушений обучающихся и их возраста. Самыми длительными по времени являются спортивно-творческие праздники для обучающихся младшего школьного возраста, однако и они по регламенту не превышают 1 академического часа (45 минут). Если на большинство мероприятий студенты идут с настороженностью, т. к. не имеют опыта взаимодействия с обучающимися с ОПФР и/или инвалидностью, то по окончании марафона как волонтеры, так и обучающиеся приобретают много положительных эмоций. Такие эмоции и высокая результативность каждого мероприятия способствуют изменениям в восприятии и отношении к обучающимся с ОПФР и/или инвалидностью. Динамичность и непродолжительность каждого волонтерского мероприятия позволяет студентам приобретать новый, как правило, положительный коммуникативный опыт. Все это способствует как повышению профессиональной компетентности будущих педагогов вообще, так и коммуникативной компетентности в частности.

Таким образом, современные социально-экономические, демократические, политические и другие условия приводят к необходимости в повышении профессиональной компетентности педагога в инклюзивном образовательном пространстве. Что в свою очередь приводит к пересмотру содержания понятия коммуникативной компетентности как одного из компонентов профессиональной компетентности. Одним из наиболее эффективных средств повышения как коммуникативной, так и профессиональной компетентности в условиях инклюзивного образования является волонтерская деятельность, направленная на разные формы взаимодействия будущих педагогов с обучающимися с ООП.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деркач А. М. Компетентностный подход в среднем профессиональном образовании: риски подготовки некомпетентного специалиста // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 214-230

2. Дружилов С. А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. № 8. С. 26-44.

3. Ильина Н. Ф. Профессиональное образование как условие профессионального развития педагога // Теория и практика профессионализации: опыт и перспективы : сборник статей / под общ. ред. Г. А. Гуртовенко. Красноярск : ККИПКРО, 2005. С. 16-27.

4. Ильина Н. Ф., Адольф В. А. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Альма Матер. 2006. № 10. C. 18-20.

5. Карпов А. В., Кузнецова И. В., Кузнецова М. Д., Шадриков В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников : монография / под ред. В. Д. Шад-рикова. М. : Логос, 2011. 168 с.

6. Колбасова Л. О. Профессиональная компетентность в современном социальном пространстве // Вестник ОГУ. 2009. № 7. С. 26-31.

7. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности : метод. пособие. СПб.: Рыбинск : Б.и., 1993. 54 с.

8. Никитина Н. Н., Кислинская Н. В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. М. : Академия, 2006. 224 с.

9. Онищенко Н. Э. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов профильных гуманитарных классов : монография. Ижевск. Б.и. 2010. 221 с.

10. Суходольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. : ЛГУ, 1976.

120 с.

M. L. Krivut (Baranovichi, Republic of Belarus)

THE ROLE OF THE VOLUNTEER MARATHON IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF TEACHERS OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract. Increasing the number of children with special educational needs, revising attitudes in society towards children with special needs, development of the economy and democratic views, etc. contribute to the development of inclusive education in the Republic of Belarus. To work in conditions of inclusive education, a teacher with a high level of development of professional competence is required. One of the main components of professional competence is communicative competence. In conditions of inclusive education of the communicative competence of the teacher, special importance is attached, since all pedagogical activity is built on a communicative basis. At the same time, inclusive educational space includes all students: communicating using speech, supporting and / or alternative communication, not speaking the national language, etc. They bring into the communicative activity their specific features national, religious, socio-economic conditions. Therefore, to work in an inclusive educational environment, it is necessary to revise the educational programs of higher education in order to take these aspects into account in the training of future teachers. Due to the fact that this process is long, and trained teaching staff is needed today, volunteer activity is given great importance at the Baranavichy State University. In the process of volunteering, students acquire the experience necessary for professional activities to interact with students who have different special educational needs. Future teachers learn not only to communicate, but in practice they practice methods of conducting different types of lessons and extracurricular activities, which contributes to the formation of professional competence. Volunteering is a voluntary activity, however, the promotion of positive experience contributes to the fact that a significant portion of students are included in various volunteer projects. Such a project is the "Volunteer Marathon", aimed at the interaction of students with students with special educational needs. This article presents the results of a study showing students' opinions on the impact of volunteerism on the formation of their components of communicative competence.

Keywords: communicative competence, inclusive education, volunteering, education in the Republic of Belarus

REFERENCES

1. Derkach A. M. Kompetentnostnyi podkhod v srednem professional'nom obrazovanii: riski podgotovki nekompetentnogo spetsialista, Voprosy Obrazovaniya, 2011, no. 4, pp. 214-230.

2. Druzhilov S. A. Professional'naya kompetentnost' i professionalizm pedagoga: psikhologicheskii podkhod, Sibir'. Filosofya. Obrazovanie, 2005, no. 8, pp. 26-44.

3. Il'ina N. F. Professional'noe obrazovanie kak uslovie professional'nogo razvitiya pedagoga, Teoriya i praktika professionalizatsii: opyt i perspektivy : sbornik statei / pod obshch. red. G. A. Gurtovenko. Krasnoyarsk, KKIPKRO, 2005, pp. 16-27.

4. Il'ina N. F., Adol'f V. A. Podgotovka pedagoga k innovatsionnoi deyatel'nosti v protsesse profes-sional'nogo stanovleniya, Al'maMater [Alma Mater], 2006, no. 10, pp. 18-20.

5. Karpov A. V., Kuznetsova I. V., Kuznetsova M. D., Shadrikov V. D. Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika otsenki urovnya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov : monografiya / pod red. V. D. Shad-rikova. Moscow, Logos, 2011, 168 p.

6. Kolbasova L. O. Professional'naya kompetentnost' v sovremennom sotsial'nom prostranstve, Vestnik OGU [Vestnik of the Orenburg State University]. 2009, no. 7, pp. 26-31.

7. Kuz'mina N. V., Rean A. A. Professionalizm pedagogicheskoi deyatel'nosti : metod. posobie, Saint-Petersburg, Rybinsk, : B. i., 1993, 54 p.

8. Nikitina N. N., Kislinskaya N. V. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': Teoriya i praktika. Moscow, Akademiya, 2006, 224 p.

9. Onishchenko N. E. Sovershenstvovanie professional'noi kompetentnosti pedagogov profil'nykh guma-nitarnykh klassov : monografiya,. Izhevsk, B.i. 2010, 221 p.

10. Sukhodol'skii G. V. Strukturno-algoritmicheskii analiz i sintez deyatel'nosti. Leningrad, LGU, 1976, 120 p.

Кривуть М. Л. Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 3. С. 6-11.

Krivut M. L. The role of the volunteer marathon in the formation of communicative competence of teachers of inclusive education, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no. 3, pp. 6-11.

Сведения об авторе

Кривуть Марина Леонидовна - методист ресурсного центра инклюзивного образования Барановичскго государственного университета, г. Барановичи, Республика Беларусь; [email protected]

Author:

Marina L. Krivut - the Methodist of Resource Center for Inclusive Education, Baranovichi State University, Baranovichi, the Republic of Belarus; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.