Academic Organizations' Experience in Contemporary Conditions
УДК / UDC 378:62 Н. Г. Александрова,
педагог-психолог профессионального училища № 16,
Прокопьевск, Кемеровская область, Россия, [email protected]
Nadezhda Alexandrova,
teacher-psychologist, Primary College №16, Prokopyevsk, Kemerovo region, Russia, [email protected]
РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ROLE OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE IN THE PROCESS OF ADAPTATION AND PROFESSIONAL TRAINING IN CONDITIONS OF PRIMARY VOCATIONAL COLLEGE
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в системе начального профессионального образования, описываются основные этапы этого процесса и инструменты, способствующие повышению эффективности профессионального становления будущих рабочих.
The paper concerns matters of arranging psychological and pedagogical maintenance in the system of primary vocational education. It gives stages of this process and instruments enhancing efficiency of the vocational training.
Ключевые слова: психолого-педаго-гическое сопровождение, профессиональная направленность, квалифицированный специалист, адаптация, социализация, профессионально важные качества.
Keywords: psychological and pedagogical maintenance, vocational orientation, skilled specialist, adaptation, professionally important qualities.
Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство потребовали новых подходов в образовательной политике России и системе профессиональной подготовки кадров.
Работодатели предъявляют все больше требований к молодым рабочим. Выпускникам учреждения начального профессионального образования (НПО) для успешной трудовой деятельности уже недостаточно быть квалифицированными специалистами, необходимо также уметь ориентироваться в информации о потреб-
ности рынка труда и обладать профессионально важными качествами. В связи с этим особое значение приобретает психолого-педагогиче-ское сопровождение обучающихся - будущих рабочих. Этот аспект раскрыт в работах Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, Д. П. Заводчикова, В. П. Зинченко, Э. Ф. Зеера, Е. И. Казаковой, Е. А. Климова, В. Я. Романова, С. В. Кульневича, Г. С. Никифорова, А. П. Тряпициной и др.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов образовательного процесса, особую культуру поддержки и помощи обучающихся в образовательной деятельности [1]. Представленная система профессиональной деятельности педагогов и мастеров производственного обучения направлена на создание психолого-педагоги-ческих условий успешной адаптации, профессионального обучения, воспитания и личностного развития обучающихся.
Сущность психолого-педагогического сопровождения по-разному трактуется в научной литературе. Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [2]. В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности [3]. Успешно организованное психо-лого-педагогическое сопровождение помогает человеку войти в новую «зону развития», кото-
рая ему пока не доступна [2].
В условиях начального профессионального образования целью психолого-педаго-гического сопровождения является создание благоприятных условий для успешного развития, обеспечения личностного, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса. Основная задача - формирование самостоятельной, ответственной, психически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации к рынку труда.
В государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № 16» (ГОУ НПО пУ № 16) г. Прокопьевска психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя психологические и педагогические закономерности обучения и воспитания, опыт педагогического состава в практической работе с обучающимися, наработанные приемы и технологии. Работа строится по определенной системе, носящей поэтапный характер и направленной на конечную цель - подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Основные этапы включают в себя:
1) профориентационную работу с учащимися школ, потенциальными обучающимися училища;
2) входную диагностику обучающихся 1-го курса, составление на каждого воспитанника индивидуальной карты развития личности;
3) психолого-педагогическое сопровождение обучающихся (включение в учебновоспитательный процесс индивидуальной и групповой работы, коррекционно-развивающих занятий, тренингов); важную роль играет воспитание у молодого поколения чувства патриотизма, активной гражданской позиции, потребности в здоровом образе жизни, морально-нравственной культуры;
4) развитие общих и профессиональных компетенций: участие обучающихся в мероприятиях городского, областного масштаба, конкурсах профессионального мастерства, конференциях по профессии, декадах и олимпиадах образовательных дисциплин (гуманитарного, естественно-научного и профессионального циклов), выставках технического и профессионального мастерства, встречах с работодателями, ветеранами войны и труда; вовлечение в волонтерское движение, спортивную жизнь училища, в творческие коллективы;
5) профессиональное становление: выбор профессионального индивидуального плана развития с учетом результатов учебной деятельности, личностных особенностей, адаптационного потенциала;
6) трудоустройство выпускников, адаптацию и социализацию на производстве.
На каждом этапе обучения преследуются определенные цели с комплексом конкретных задач, отражающих специфику содержания сопроводительной работы. Для качественного анализа проводимого процесса (психолого-пе-дагогического сопровождения обучающихся) в динамике, а также отслеживания результатов профессионального обучения и социализации молодых людей разработана и ведется индивидуальная карта развития личности.
Индивидуальная карта включает основные разделы, а именно:
1)личные сведения;
2) социальный паспорт;
3) оценка состояния здоровья и физического развития обучающегося;
4) медицинское заключение (профилактические и лечебные мероприятия);
5)результаты психологической диагностики и рекомендации психолога;
6) результаты успеваемости по общеобразовательным дисциплинам;
7) психологическое сопровождение (коррекционная и развивающая работа, индивидуальная диагностика личностных особенностей и межличностных отношений, психологическое консультирование);
8) производственная практика;
9)трудоустройство.
Представленный документ систематически заполняется педагогами и медицинскими работниками, сопровождающими группы обучающихся. Данная система способствует прогнозированию дальнейшего личностного и профессионального развития обучающегося.
Обучающиеся с низкой профессиональной направленностью после первого курса иногда теряют интерес к обучению, некоторые прекращают посещать занятия вообще. Решение данной проблемы - повышение интереса к выбранной профессии. Для этого педагоги используют разные методы:
- углубленное знакомство с профессией;
- индивидуальную работу с целью получения положительного результата;
- создание положительных эмоций по результатам труда;
- от простого к сложному;
- личный пример.
Academic Organizations' Experience in Contemporary Conditions
Основные направления работы психолога в процессе психолого-педагогического сопровождения:
1) психологическая диагностика - изучение индивидуально-психологических особенностей личности учащихся с целью:
• выявления возможных причин возникновения проблем в процессе обучения;
• выявления обучающихся группы риска;
• определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы;
• определения индивидуального стиля познавательной деятельности;
2) психологическое консультирование
- оказание психологической помощи в специально организованном процессе общения психолога и обучающегося, в ходе которого оказывается помощь:
• в самопознании;
• анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами, взаимоотношениями в семье, кругу друзей;
• формировании новых установок и принятии собственных решений;
• формировании мотивационно-потреб-ностной и ценностно-смысловой сферы личности;
• формировании адекватной самооценки и адаптации в реальных жизненных условиях;
3) профилактическая работа - содействие полноценному психическому развитию обучающихся:
• профилактика актуальных социальных проблем наркомании, алкоголизма, СПИДа, венерических заболеваний;
• профилактика конфликтов;
• профилактика депрессий и суицидов;
4) методическая работа направлена на решение следующих задач:
• составление блока психодиагностических методик для диагностики обучающихся первого курса;
• разработка материалов для обучающихся по проблемам обучения;
• разработка методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы для преподавателей, мастеров производственного обучения и классных руководителей;
5) психокоррекционная работа - систематическая работа с обучающимися, имеющими отклонения в психическом и личностном развитии, а также с обучающимися, отнесенными к категории «группа риска». Она может осущест-
вляться в форме индивидуальных и групповых занятий, тренингов.
В зависимости от курса обучения задачи психолого-педагогического сопровождения обучающегося могут меняться:
- для 1-го курса актуальным является вопрос успешной адаптации в образовательном учреждении;
- для 2-го курса - индивидуальное сопровождение, формирование позитивного образа «Я» подростка, его жизненных ценностей;
- для 3-го - содействие профессиональному становлению, формирование профессионально важных качеств личности.
Будущие молодые рабочие в течение трех лет обучения приобретают навыки работы в коллективе, учатся строить межличностные отношения, раскрывают свой творческий потенциал. Инициативу и активность своих подопечных мы поощряем и поддерживаем, даем возможность самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Каждый обучающийся старается проявить себя, показать свою значимость в коллективе.
Высокий уровень профессиональной подготовки предполагает развитие личности обучающегося, его профессионально важных качеств, которые являются предпосылкой и условием дальнейшей профессиональной деятельности, адаптации и социализации.
Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней. Повышение процессов адаптации обучающихся в образовательных учреждениях НПО к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности, а также выявление психолого-педагогиче-ских условий оптимизации данного процесса -чрезвычайно важные задачи. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи обучающихся, их профессиональное становление. Психолого-пе-дагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса - это значимый компонент оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья, работоспособности обучающихся и, конечно же, полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния [6]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на протяжении всего периода обучения в системе НПО позво-
ляет подготовить высококвалифицированного специалиста, легко адаптирующегося к новым условиям на современном рынке труда.
1. Овчарова Р. В. Практическая психология в образовании. - М., Академия, 2003 - 156 с.
2. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. Школа на пороге нового века. - СПб.: Питер, 1997. - 126 с.
3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
4. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: Академия, 1994. - 148 с.
5. Безулева Г. В. Психолого-педагогическое сопрово-
ждение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2008. - 126 с.
6. Зеер Э. Ф. Основы профориентологии: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовни-кова - М.: Высшая школа, 2005. - 159 с.
7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
8. Руднева Е. Л. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов / Е. Л. Руднева, Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина и др. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. - 627 с.
9. Костюк Н. В. Организация деятельности психологической службы учреждения профессионального образования / авторы-составители: Н. В. Костюк, О. Ю. Дмитриева, А. А. Карманов. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2008. - 160 с.
УДК / UDC 378:62 Н. С. Степанов,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОГКОУ «Зырянский детский дом», село Зырянское, Томская область, Россия, [email protected]
Nikolay Stepanov,
deputy director for educational work, Zyryanovsky orphanage, Zyryanskoe, Tomsk region, Russia, [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ПАТРОНАТНОЙ СЕМЬИ PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOCIALIZATION OF ORPHANED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE RURAL PATRONAGE FAMILY
В статье раскрываются факторы, влияющие на социализацию детей в патронатной семье. Сельская патронатная семья выполняет важную социализирующую функцию для детей-сирот. В условиях патронатной семьи воспитывается трудолюбие, вырабатываются навыки ведения домашнего хозяйства, формируется положительное отношение к труду, что обусловлено индивидуальным подходом к воспитанию приёмного ребёнка.
The article deals with the factors, which influence the socialization of orphaned children in the patronage family. Rural patronage family has an important socializing function for orphaned children. In the conditions of such family foster children acquire diligence, the habits of housekeeping and positive attitude to labour. It’s achieved by means of the use of individual approach to the upbringing of foster children.
Ключевые слова: сельская патронатная семья, социализация детей-сирот, факторы социализации, социализированность воспитанников.
Keywords: rural patronage family, socialization of orphaned children, factors of socialization, the successfulness of foster children’s socialization.
В современной отечественной и зарубежной литературе проблемы развития ребёнка, формирования его как личности рассматриваются как процесс социализации, то есть процесс освоения детьми форм управления поведением, принятых в социальном окружении и в обществе.
Социализация личности определяется как процесс становления личности путём освоения индивидом духовных ценностей, выработанных человечеством. Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и социальной ситуацией. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей