Научная статья на тему 'Педагогические аспекты социализации детей-сирот в условиях сельской патронатной семьи'

Педагогические аспекты социализации детей-сирот в условиях сельской патронатной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
604
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКАЯ ПАТРОНАТНАЯ СЕМЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ / THE SUCCESSFULNESS OF FOSTER CHILDREN’S SOCIALIZATION / RURAL PATRONAGE FAMILY / SOCIALIZATION OF ORPHANED CHILDREN / FACTORS OF SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанов Н. С.

В статье раскрываются факторы, влияющие на социализацию детей в патронатной семье. Сельская патронатная семья выполняет важную социализирующую функцию для детей-сирот. В условиях патронатной семьи воспитывается трудолюбие, вырабатываются навыки ведения домашнего хозяйства, формируется положительное отношение к труду, что обусловлено индивидуальным подходом к воспитанию приёмного ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанов Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PedaGoGical asPects of socialiZation of orPHaned cHildren in tHe conditions of tHe rural PatronaGe faMilY

The article deals with the factors, which influence the socialization of orphaned children in the patronage family. Rural patronage family has an important socializing function for orphaned children. In the conditions of such family foster children acquire diligence, the habits of housekeeping and positive attitude to labour. It’s achieved by means of the use of individual approach to the upbringing of foster children.

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты социализации детей-сирот в условиях сельской патронатной семьи»

ляет подготовить высококвалифицированного специалиста, легко адаптирующегося к новым условиям на современном рынке труда.

1. Овчарова Р. В. Практическая психология в образовании. - М., Академия, 2003 - 156 с.

2. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. Школа на пороге нового века. - СПб.: Питер, 1997.

- 126 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.

4. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М.: Академия, 1994. - 148 с.

5. Безулева Г. В. Психолого-педагогическое сопрово-

ждение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт», 2008. - 126 с.

6. Зеер Э. Ф. Основы профориентологии: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовни-кова - М.: Высшая школа, 2005. - 159 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

8. Руднева Е. Л. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Учебно-методический комплекс. Книга III. Адаптация и здоровье студентов / Е. Л. Руднева, Э. М. Казин,

Н. Э. Касаткина и др. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2011. - 627 с.

9. Костюк Н. В. Организация деятельности психологической службы учреждения профессионального образования / авторы-составители: Н. В. Костюк, О. Ю. Дмитриева, А. А. Карманов. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2008. - 160 с.

УДК / UDC 378:62 Н. С. Степанов,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОГКОУ «Зырянский детский дом», село Зырянское, Томская область, Россия, [email protected]

Nikolay Stepanov,

deputy director for educational work, Zyryanovsky orphanage, Zyryanskoe, Tomsk region, Russia, [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ПАТРОНАТНОЙ СЕМЬИ

PEDAGOGICAL ASPECTS OF SOCIALIZATION OF ORPHANED CHILDREN IN THE CONDITIONS OF THE RURAL PATRONAGE FAMILY

В статье раскрываются факторы, влияющие на социализацию детей в патронатной семье. Сельская патронатная семья выполняет важную социализирующую функцию для детей-сирот. В условиях патронатной семьи воспитывается трудолюбие, вырабатываются навыки ведения домашнего хозяйства, формируется положительное отношение к труду, что обусловлено индивидуальным подходом к воспитанию приёмного ребёнка.

The article deals with the factors, which influence the socialization of orphaned children in the patronage family. Rural patronage family has an important socializing function for orphaned children. In the conditions of such family foster children acquire diligence, the habits of housekeeping and positive attitude to labour. It’s achieved by means of the use of individual approach to the upbringing of foster children.

Ключевые слова: сельская патронатная семья, социализация детей-сирот, факторы социализации, социализированность воспитанников.

Keywords: rural patronage family, socialization of orphaned children, factors of socialization, the successfulness of foster children’s socialization.

В современной отечественной и зарубежной литературе проблемы развития ребёнка, формирования его как личности рассматриваются как процесс социализации, то есть процесс освоения детьми форм управления поведением, принятых в социальном окружении и в обществе.

Социализация личности определяется как процесс становления личности путём освоения индивидом духовных ценностей, выработанных человечеством. Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и социальной ситуацией. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей

с индивидом за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1].

Социализация - это особый процесс включения ребёнка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье, где складываются фундаментальные мотивационные установки человека [3].

Семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает растерянность, озабоченность людей, неуверенность в сложной современной ситуации.

Факторы влияния на социализацию личности в патронатной семье можно представить таким образом:

1) состав семьи, или, точнее, структура семьи как единство функционирования её членов;

2) позиция ребёнка в семье - включает его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны;

3) основные (реальные) воспитатели-со-циализаторы, то есть те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребёнка благодаря основному уходу за ним, и те из близких людей, кто был наиболее авторитетен для ребёнка - на кого он хотел бы больше походить;

4) стиль воспитания в семье можно рассматривать как преобладающий стиль основного воспитателя-социализатора (например, матери) и вспомогательных социализаторов (бабушки, отца, деда, сиблингов);

5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи; вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи:

- нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей;

- волевых (наличие/отсутствие лидерских качеств, мужественности, способности постоять за себя и за детей);

- эмоциональных (теплота/холодность в отношениях между людьми);

- интеллектуальных (уровень развития интеллекта старших);

- культурных (образование, особенности культуры, в том числе этнические особенности);

- познавательных и творческих особенностей [1].

При рационально организованном патро-натным воспитателем процессе социализации ребенка у него формируется представление о

правильной жизненной позиции, осмысленной в социальном и личностном значении, до того, как реальная жизнь поставит приёмного ребёнка в определенную жизненную ситуацию.

Следствием общественного воспитания является неудовлетворённость повышенной потребности детей во внимании и доброжелательности взрослого. Для психологического благополучия ребёнку необходимо переживание своей нужности и ценности для других, ценности для него другого человека, привязанности к людям. Воспитанники детских домов в силу особенностей общения лишены этих переживаний, что способствует неприятию себя и окружающих. Постоянный внешний контроль затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля. Если в начале пребывания в детском учреждении ребёнок проявляет активность, самостоятельность, то, не встречая поощрения со стороны взрослых, не имея возможности развить свои усилия, он становится «как все». Принудительный характер общения со сверстниками приводит к тревожности и эмоциональному напряжению, обусловливающими агрессию. Недостаточное включение ребёнка в разные виды практической деятельности ограничивает его реальный жизненный опыт, тормозит процесс самоопределения, в том числе профессионального. Педагогическая система интернатного учреждения (в классическом понимании) не способствует формированию у де-тей-сирот навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, выработке психологических защит и соответствующего поведения против стрессов и психологических кризисов, поэтому у них легко возникают нервно-психические расстройства и девиантное поведение.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о противоречиях в воспитательной работе детских домов и социальном заказе общества к выпускнику детского дома.

Анализ российского и зарубежного опыта помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность даёт воспитание в замещающей семье (опека, приёмная и патро-натная семья), поскольку оно гарантирует обеспечение безопасности, защищённости ребёнка.

В нашей практике большинство детей, проживающих в патронатных семьях, - это дети-подростки. Подростковый возраст справедливо считается наиболее сложным в педагогическом отношении. Трудности, конфликтные ситуации в общении подростков со взрослыми и сверстниками возникают достаточно часто и в благополучной семье. Дети-сироты часто испытывают среди сверстников психологический диском-

форт. Они считают себя не такими, какими надо быть, имеют заниженную самооценку, недостаточное самоуважение, остро переживают непонимание их окружающими. Всё это говорит о необходимости особого подхода к социализации приёмных детей в патронатных семьях.

Прежде чем целенаправленно работать над повышением уровня социализированности, необходимо выделить основные её составляющие. По нашему мнению, их пять (рис.1).

Коммуникативность - свойство, способствующее установлению социальных контактов между людьми, в ходе чего происходит обмен информацией, установление партнерских отношений. Практика жизни постоянно указывает нам на явления, существенно влияющие на характер взаимодействия человека с окружающим миром, по-другому обогащается наш жизненный опыт. Коммуникативность является базовым свойством для успешности во всех сферах жизнедеятельности человека в социуме.

Нравственность - убеждения и моральные ценности формируются под воздействием того, что дети-сироты видят и слышат в патронатной семье. В связи с этим важно так планировать общую жизнедеятельность детей, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность осуществлялся процесс развития личности. Усвоение детьми-сиротами определённой системы нравственных норм и принципов формирует их моральный облик, включающий такие чувства, как долг перед окружающими людьми, способность к сопереживанию, потребность в дружбе и любви, чувство солидарности, собственного достоинства, патриотизма и т. д.

Социальная активность может быть направлена как «внутрь» личности, так и «наружу». Если активность направлена «наружу», то происходит активное влияние личности на среду, её освоение и присвоение. Если активность направлена «внутрь», то идёт процесс активного изменения личностью самой себя, коррекция собственных социальных установок и привычного поведения, то есть активного са-

моизменения, саморазвития и приспособления к среде. Активное участие детей-сирот в жизни патронатной семьи даёт им возможность самореализоваться. Сельская патронатная семья создаёт условия для самовоспитания, развития ответственности, самостоятельности и социальной активности у приёмного ребёнка.

Готовность к выбору профессии - формирование готовности к созидательному труду и профессиональному самоопределению - это главная составляющая процесса социализации подростка. Выбор профессии

- серьёзный шаг, сделав который, ребёнок во многом программирует свою самостоятельную жизнь, определяет, насколько он готов к принятию решений. Здесь важно уметь правильно оценить свои желания, способности и личностные качества, соотнести их с теми требованиями, которые предъявляет к человеку конкретная профессия.

Этика семейных отношений. Для социализации детей-сирот очень важен процесс подготовки их к семейной жизни, к будущей социальной роли мужа, жены, отца, матери. Именно это прежде всего определяет дальнейшую судьбу приёмного ребёнка.

Существует объективная трудность в социализации детей-сирот в сельских патронатных семьях, которая заключается в том, что патро-натные воспитатели сталкиваются с проблемами в воспитании детей-сирот, имеющих отрицательный жизненный опыт до устройства в патронатную семью. Наблюдения за развитием приёмного ребёнка в условиях патронатной семьи позволили выявить следующие факторы, затрудняющие социализацию детей-сирот в па-тронатной семье, особенно, если они поступили в сиротское учреждение в старшем школьном возрасте: социальная обездоленность, негативный опыт семейной жизни, опыт пережитого насилия, опыт проживания в развращённой среде, духовная пустота, отсутствие идеала в жизни.

Для создания целостной системы работы по социализации детей-сирот, воспитывающихся в условиях сельской патронатной семьи, специалистами службы сопровождения ОГКОУ «Зырянский детский дом» регулярно проводятся тренинговые занятия с членами патронатной семьи. Значительная часть тренинговых групповых и индивидуальных занятий с патронатной семьёй направлена на укрепление взаимоотношений между принимающими родителями, кровными и

Рис. 1. Составляющие социализированности

приёмными детьми, отношений братьев и сестёр, отношений между полами, семейных ценностей.

Приобретённый положительный опыт социализации в сельской патронатной семье благотворно влияет на развитие ребёнка-си-роты после выпуска из детского дома и поступления в вуз, техникум, помогает им успешно влиться в коллектив сверстников, способствует повышению успеваемости и активности в разнообразных видах деятельности и в конечном итоге их успешной социализации.

Диагностика исследования уровня социа-лизированности личности воспитанника проводилась по методике М. И. Рожкова. Цель данной методики: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности

и нравственной воспитанности детей-сирот, проживающих в сельских патронатных семьях, и детей, проживающих в детском доме.

В исследовании приняли участие 185 детей, из них в экспериментальную группу (ЭГ] вошли 106 детей, воспитывающихся в сельских патронатных семьях. Экспериментальная группа состояла из 68 девочек и 38 мальчиков. Контрольную группу (КГ) составили - 79 детей, воспитывающихся в детском доме, из них 27 девочек и 52 мальчика. Проведённое лонгитюд-ное исследование в течение пяти лет с замерами показателей социализации на каждом этапе эксперимента позволило нам получить показатели сформированности уровней социализации в экспериментальной группе (табл. 1 и рис. 2).

Таблица 1

Результаты диагностики уровней социализации приёмных детей-сирот, воспитывающихся в сельских патронатных семьях (ЭГ)

Уровни социализации Диагностика на констатирующем этапе, чел. - (%) Диагностика на формирующем этапе, чел. - (%) Диагностика на итоговом этапе, чел. - (%)

Высокий уровень 9 - (9) 14 - (13) 21 - (20)

Средний уровень социализированности 54 - (51) 67 - (63) 81 - (76)

Низкий уровень социализированности 43 - (40) 25 - (24) 4 - (4)

76%

63%

СИП/

О 1 /0

4U/o

9/1 %

иоп/ шш 20%

9% 1 1о/о ■ до/

1 ■ 1 ■ н-Уи

констатирующим этап

формирующий этап

итогов о-обобщающий этап

I высоким уровень социализации ! низкий уровень социализации

ЕЛ] средний уровень социализации

Рис. 2. Сравнительные показатели уровней социализации детей-сирот экспериментальной группы на констатирующем, формирующем и итогово-обобщающем этапах эксперимента (ЭГ)

Одновременно проводились замеры уровней социализации в контрольной группе на констатирующем, формирующем и итогово-обоб-щающем этапах эксперимента (табл. 2 и рис. 3).

В экспериментальной группе число детей-сирот с низким уровнем социализации снизилось с 40 до 4 %, т. е. на 36 %. В контрольной группе тоже произошло снижение количества

Таблица 2

Показатели результатов диагностики уровней социализации приёмных детей-сирот, воспитывающихся в детском доме (КГ)

Уровни социализации Диагностика на констатирующем этапе, чел. -(%) Диагностика на формирующем этапе, чел. -(%) Диагностика на итоговом этапе, чел. -(%)

Высокий уровень 3 - (4] 6 - (8] 12 - (15]

Средний уровень социализированности 29 - (37] 38 - (48] 45 - (57]

Низкий уровень социализированности 47 - (59] 35 - (44] 22 - (28]

59% 57%

HI 48%

ні 44%

37% HI

■1

HI ZO/o

HI

HI lO/o ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4% HI 8% ■

■■ ■ Hf ■

констатирующим этап

формирующий этап

итогов о-обобщающий этап

I высокии уровень социализации I низкий уровень социализации

□ средний уровень социализации

Рис. 3. Сравнительные показатели уровней социализации детей-сирот контрольной группы на констатирующем, формирующем и итогово-обобщающем этапах эксперимента (КГ)

детей этой категории с 59 до 28 %. В экспериментальной группе значительно возросло число детей со средним уровнем социализированно-сти. Если на начало эксперимента их было 51 %, то на итогово-обобщающем этапе их число увеличилось до 76 %. Изменения в численности детей с высоким уровнем социализирован-ности в экспериментальной группе также заметны, они возросли с 9 до 20 %.

По результатам диагностических исследований можно сделать вывод: во-первых, уровень социализированности воспитанников, проживающих в патронатных семьях, значительно выше, чем у детей, проживающих в детском доме; во-вторых, чем длительнее период проживания детей-сирот в патронатных семьях, тем выше уровень их социализированности.

Считаем, что для повышения уровня со-

циализированности детей-сирот в сельских патронатных семьях необходимо продолжать адаптировать апробированные методики, оптимизировать взаимоотношения в системах «родитель - ребёнок» и «ребёнок - ребёнок». Необходимо также создать условия для овладения патронатными воспитателями разнообразными навыками разрешения трудных ситуаций, это будет способствовать формированию у приёмных детей уверенности в себе, развитию нравственности, коммуникативности, социальной активности и профессиональному самоопределению, что, по нашему мнению, и составляет основу социализации.

Сельские патронатные семьи играют важную социализирующую функцию для детей-си-рот Зырянского детского дома. Сельская па-тронатная семья, в отличие от детского дома,

помогает формировать не роль сироты, а роль полноценного человека.

В процессе проживания в патронатной семье приёмный ребёнок приобретает коммуникативные навыки: умение налаживать контакты, дружить, добиваться своей цели, не обижая окружающих; выслушивать, благодарить, ценить оказанные услуги и дружеское участие; отличать хорошего человека от плохого, просто вести себя так, чтобы не отталкивать окружающих.

В патронатной семье приёмный ребёнок получает элементарный культурный уровень, который приемлем в обществе: умение одеваться аккуратно, по сезону и по средствам, со вкусом; умение вести себя в общественных местах, в местах отдыха, в семье; умение общаться с людьми разного возраста и социального положения соответственно ситуации (с друзьями, учителями, сверстниками, соседями, близкими, родственниками патронатной семьи, людьми, которые нравятся и не нравятся, и другими).

Проживая в сельской патронатной семье, дети-сироты получают определённые психологические навыки: умение сдерживать свои эмоции и анализировать свои чувства; умение разбираться в намерениях других людей, разрешать конфликты, настаивать на своей точке зрения, ссориться, мириться, уступать, сопереживать, сочувствовать и т. д.

В патронатной семье приёмные дети учатся рассчитывать семейный бюджет, делать покупки, выбирать товар, договариваться с продавцом об обмене товара, оплачивать коммунальные услуги.

Кроме того, дети-сироты в патронатных семьях получают элементарные медицинские знания: оказание первой помощи при травмах, приступах боли; изучают домашнюю аптечку (из чего состоит, какие препараты содержит, «опасные» и «безопасные» лекарства).

В семье приёмные дети учатся культуре поведения: внешний вид, личная гигиена; правила безопасности при общении с незнакомыми людьми и другое. Сюда же можно и отнести культуру сексуального поведения.

Приёмные дети учатся навыкам совместного проживания в патронатной семье: усваивают правила взаимоотношений между членами семьи, старшими и младшими, братьями и сёстрами, детьми и родителями, мужем и женой; знакомятся с понятием «родственники», «родословная»; учатся решению внутрисемейных проблем и конфликтов, общению, совместному проживанию разных по характеру и темпераменту людей, понятию взаимовыручки, защиты, надёжности, доверия,ответственности.

Патронатная семья формирует у приёмных

детей навыки самообслуживания: приготовление пищи, мытьё посуды и полов, стирка белья, влажная и сухая уборка комнаты, уход за цветами, животными, посадка овощей и корнеплодов, приём гостей; ответственность за себя, свои поступки, слова, свои вещи, здоровье, комфорт, свои отношения с другими людьми; уход, воспитание, забота о младших и пожилых членах семьи [4].

С приобщением к семейным ценностям растет готовность детей-сирот к самостоятельной жизни. Это обусловлено, на наш взгляд, несколькими причинами.

1. Выросшие в сельской патронатной семьи дети лучше интегрированы в социум.

2. Дети лучше воспринимают на примерах из повседневной жизни, а не теоретически необходимые для самостоятельной жизни ценности (ответственность, бережливость, важность образования и пр.).

3. Не требуется специального обучения и принятия других мер для лучшей адаптации к самостоятельной жизни.

За время работы с сельскими патронат-ными семьями по оказанию психолого-пе-дагогического и социального сопровождения значительно снизился уровень тревожности у приемных детей, количество их детских страхов, возросли адаптивность, активность, автономность, социальная компетентность.

Взаимодействие взрослых и детей в сельской патронатной семье направлено на формирование основных социальных навыков, на выстраивание жизненной траектории, самоопределение. Большинство детей, проживших в патронатных семьях не менее четырёх-пяти лет, продолжают получение более престижного уровня образования.

Об успешности воспитания детей-сирот в сельских патронатных семьях можно судить по удовлетворённости приёмных детей и патро-натных воспитателей детско-родительскими отношениями, интегрированности ребёнка-си-роты в микросоциум, сформированнности у него первичных социальных навыков. У выпускников из патронатных семей развита социальная активность, самостоятельность, ответственность, готовность к продолжению образования, получению профессии и строительству своей семьи.

1. Андреева Т. В. Психология семьи: учебное пособие.

- СПб.: Речь, 2010. - 384 с.

2. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.

3. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

4. Холостова Е. И. Социальная работа с семьёй. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.