Психологические науки
УДК 331.101.262
Калекина Анна Викторовна Anna Kalekina
Степанова Галина Федоровна Galina Stepanova
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ
В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРОВ-КОНСТРУКТОРОВ
A ROLE OF PSYCHOLOGICAL COMPONENTS IN AN ASSESSMENT OF PROFESSIONAL CULTURE LEVEL OF DESIGN ENGINEERS
Статья посвящена определению роли психологических составляющих в оценке уровня профессиональной культуры инженеров-конструкторов. Представлены структурные составляющие профессиональной культуры инженеров-конструкторов, позволяющие определять цели и задачи формирования профессиональной культуры и оценки ее уровня, что в результате дает основание заложить в сознание специалиста готовность к дальнейшему саморазвитию и повышению уровня профессиональной культуры. Оценка уровня профессиональной культуры инженеров-конструкторов позволяет также проводить диагностику кадровой ситуации на предприятии для повышения эффективности реализации кадровых программ
Ключевые слова: профессиональная культура, психологические составляющие, инженер-конструктор
The article is devoted to the definition of a role of psychological components in an assessment of professional culture level of design engineers. In work structural components of professional culture of the design engineers, allowing defining the purpose and problems of formation of professional culture and an assessment of its level are presented. It results in putting in consciousness of the expert readiness for further self-development and increase of level of professional culture. The assessment of level of professional culture of design engineers allows carrying out also diagnostics of a personnel situation at the enterprise for increase of implementation efficiency of personnel programs
Key words: professional culture, psychological components, design engineer
В современной России проблема профессиональной культуры становится актуальной вследствие возрастающей роли человеческого фактора в производственных отношениях, что вызывает необходимость переосмысления общественной ценности и определения качества деятельности субъекта труда.
В психологии труда актуальна проблематика оценки уровня профессиональной
культуры инженеров-конструкторов и это обусловлено тем, что к качеству инженерно-психологических знаний предьявляются принципиально иные требования.
Профессиональная культура инженера любой специализации включает профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный опыт, который во многом помогает применению наиболее рациональных приемов обеспечения эффективности
деятельности и ее результатов. Инженер должен уметь нечто такое, что нельзя охарактеризовать словом «знает», он должен обладать инженерным типом мышления. Его профессиональная культура определяется способностями и возможностями, приобретенными знаниями, умениями и навыками и во многом зависит от субъективных особенностей личности человека, находящегося в сфере инженерной профессиональной деятельности.
Принципом функциональной интеграции элементов профессиональной культуры является их практическая значимость в рамках человеческой деятельности. Данные элементы менее всего могут изменяться под влиянием внешней среды, а их трансформация всегда проходит болезненно для представителя профессиональной группы [5].
Профессиональная культура инженеров-конструкторов, по мнению Н.Г. Багда-сарьян, характеризуется следующими чертами: профессиональная компетентность, проявляющаяся в сочетании теоретических знаний и практических навыков, что регламентируется установленными нормами и стандартами; профессиональная мобильность, способность быстро переучиваться и приобретать новые знания; развитая способность к поиску новых подходов к решению профессиональных задач, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях; социокультурная компетентность; ответственность за последствия инженерно — технической деятельности на всех ее этапах — от проектирования до эксплуатации; следование этическому кодексу, сформированному в профессиональном сообществе [1].
С помощью теоретического анализа психологических составляющих и профессионально важных качеств инженеров-конструкторов можно задать диагностируемые признаки профессиональной культуры инженеров-конструкторов в данном исследовании, чтобы иметь возможность задать показатели, по которым оценивается уровень ее сформированности.
На основании динамической структуры личности К.К. Платонова автором разрабо-
таны требования, предъявляемые к профессиональной культуре субъекта труда, которые могут быть объединены в следующие группы качеств: качества, характеризующие личностные особенности субъекта труда; деловые и социальные качества, позволяющие устанавливать и поддерживать оптимальные отношения с людьми; профессиональные знания и квалификация, позволяющие раскрыть глубину познаний профессионала, широту интеллектуальных интересов; дисциплина и отношение к труду, отражающие как нравственные, так и волевые действия человека; ценностные ориентации, которые обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности [10].
Используя разработанные професси-ограммы, нами были выделены качества, входящие в структуру профессиональной культуры, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности инженеров-конструкторов [3, 7, 9]. Структурные составляющие профессиональной культуры инженеров-конструкторов представлены на рисунке.
На рисунке показано, что в состав профессиональной культуры инженеров-конструкторов включены следующие составляющие, объединенные в два блока структурных единиц:
Личностный блок состоит из следующих составляющих:
— «личностные качества, интересы и склонности», которые включают в себя методичность и рациональность деятельности, настойчивость, наблюдательность, изобретательность, самостоятельность, любознательность, скрупулезность в работе, аккуратность, терпимость, усидчивость;
— «способности»: технические, математические, воспринимать большое количество информации, сопоставлять и анализировать множество разрозненных фактов, гибкость мышления (способность изменять планы, способы решения задач), высокий уровень концентрации, распределения и устойчивости внимания, хорошую память, принимать и внедрять новое на практике;
— «ценностные ориентации», которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях и других проявлениях личности;
— «морально-этические установки»,
которые определяют поведение личности по отношению к интересам других людей, моральным ценностям, социальным и этическим нормативам.
Структурные составляющие профессиональной культуры инженеров-конструкторов
Личностные
Г
Личностные качества, интересы, склонности
Ч
Способности
Ценностные ориентации
Морально-этические установки
Профессионально-компетентностные
Профессиональная инженерная компетентность
Университетское техническое образование
Л
У
Социально-культурная включенность инженера-конструктора (профессиональная культурная компетентность)
У
Структурные составляющие профессиональной культуры инженеров-конструкторов
Профессионально-компетентностный блок включает следующие составляющие:
— «университетское техническое образование», которое является важнейшим институциональным механизмом освоения профессиональной культуры. Чтобы социокультурный аспект инженерной деятельности не оставался лишь внешним условием профессионального опыта, а превратился бы в его важнейший структурообразующий элемент, необходимо решение двойной задачи в образовательном процессе: актуализация социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности в учебных курсах и преодоление узкотехницистских подходов и стереотипов обучения в общенаучных и специальных инженерных дисциплинах [2];
— «профессиональная инженерная компетентность», предполагающая пони-
мание социокультурных смыслов техники и инженерной деятельности, которая формируется в контексте современной профессиональной культуры;
— «социально-культурная включенность инженера-конструктора (профессиональная культурная компетентность) », которая определяет качество инженерной профессиональной культуры, так как социокультурная включенность является необходимым условием любого вида инженерной деятельности — от этапа зарождения и конструирования проекта до его технологического исполнения.
Представленные блоки позволяют определить цели и задачи формирования профессиональной культуры и оценки ее уровня, чтобы концентрация усилий инженеров-конструкторов приводила к созданию оптимального развития психических
процессов, способностей, творческой активности, что в результате дает основание заложить в сознание специалиста готовность к дальнейшему саморазвитию и повышению уровня профессиональной культуры.
Приведенное разнообразие признаков профессиональной культуры позволяет на основе структурного моделирования феномена «профессиональная культура» не только представить поблочный состав его содержания, но и дать обобщенную харак-
теристику идеального образа качеств специалиста-профессионала.
Таким образом, представленные блоки составляющих профессиональной культуры инженеров-конструкторов могут служить основой для составления требований к работнику предприятий, так как именно они являются не только показателем уровня квалификации работника, но и показателями оценки уровня профессиональной культуры инженеров-конструкторов.
Литература
1. Багдасарьян Н.Г., Литвинцева А.В. Мир человека как культура // Мир через культуру. М.: Изд-во МГТУ им. И.Э Баумана, 1999. Вып. 5. 130 с.
2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 150 с.
3. Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии. М.: Высшая школа, 1986. 448 с.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 387 с.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
7. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
8. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 1992. 215 с.
9. Иванова Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1989. № 3. С. 13-22.
10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 370 с.
11. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Наука, 1970. 278 с.
Коротко об авторах_
Калекина А.В., канд. психол. наук, канд. экон. наук, доцент, Сургутский филиал Омского государственного технического университета [email protected]
Научные интересы: психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
Степанова Г.Ф., доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело», Омский государственный технический университет [email protected]
Научные интересы: психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
_Briefly about the authors
A.A. Kalekina, Candidate of psychological sciences, Candidate of economical sciences, assistant professor, Surgut branch of Omsk State Technical University
Scientific interests: psychology of labour, engineering psychology, ergonomics
G. Stepanova, Assistant professor, State, municipal management and customs business department, Omsk State Technical University
Scientific interests: psychology of labour, engineering psychology, ergonomics (psychological sciences)