Психологические науки
УДК 331.101.262
Калекина Анна Викторовна Anna Kalekina
Степанова Галина Федоровна Galina Stepanova
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИНЖЕНЕРОВ-КОНСТРУКТОРОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
THE PSYCHOLOGICAL CONCEPT OF PROFESSIONAL CULTURE OF DESIGN ENGINEERS WORKING AT INDUSTRIAL ENTERPRISES
Статья посвящена определению психологической концепции профессиональной культуры инженеров-конструкторов. Раскрывается сущность понятия «профессиональная культура инженеров-конструкторов», выявлена система взаимосвязанных компонентов психологической концепции профессиональной культуры, которые позволяют определять уровень профессиональной культуры и выделять наиболее проблемные зоны, а также резервы (расхождения) между текущим и желаемым состоянием кадровой ситуации на промышленном предприятии в соответствии с постоянно изменяющимися факторами внешней и внутренней среды предприятия в условиях инновационной трансформации
Ключевые слова: профессиональная культура, психологическая концепция, инженер-конструктор
The article is devoted to the definition of the psychological concept of professional culture of design engineers. In work the essence of concept «professional culture of design engineers» is revealed, the system of interconnected components of the psychological concept of professional culture which allow to define the level of professional culture is described to allocate the most problem zones, and also the reserves (divergences) between the current and desirable state of personnel situation at the industrial enterprise according to constantly changing factors of the external and internal environment of the enterprise in the conditions of innovative transformation
Key words: professional culture, psychological concept, design engineer
В настоящее время, несмотря на провозглашаемую и никем не оспариваемую ценность высококультурного и разносторонне развитого профессионала, российские промышленные предприятия все еще ориентированы на узких специалистов, по
сути придатков техники и технологии. Разрыв между уровнем востребованной производством квалификации и возможностями системы образования превращает последнюю в обслуживающий механизм производственного комплекса, что вступило в
противоречие с дифференцированными образовательными запросами субъекта труда и обусловило отставание развития системы от мирового уровня подготовки специалистов.
Социальные ожидания связаны с модернизацией профессионального образования, ориентацией на реализацию компе-тентностного подхода, индивидуализацию образовательных маршрутов, так как российские предприятия испытывают дефицит талантливых специалистов. Безусловно, создание сети образовательных учреждений и программ по профессиональному развитию субъектов труда — это прорыв в становлении профессионала нового типа. Однако недооценка проблемы формирования профессиональной культуры, адекватной времени, может свести на «нет» все усилия в этом направлении.
Профессиональная культура субъекта труда, хотя и является продуктом профессионального обучения, но не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития будущего специалиста на различных ступенях образования, причем не столько «технологического», сколько личностного роста, целостной самоорганизации культуры личности и культуры деятельности [9].
В научной литературе достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент изучения профессиональной культуры. Это обусловлено тем, что изучение профессиональной культуры носит во многом междисциплинарный характер, так как учитывает принадлежность психологов, социологов, философов, культурологов, экономистов к феномену, каковым является профессиональная культура [1, 2, 8, 9].
Основываясь на теоретико-методологических положениях, в соответствии с признаками инженерной профессии, профессиональная культура инженеров-конструкторов — это динамическое сложное явление, мера и качество креативиза-ции деятельности, представляющее собой совокупность знаний, умений, навыков, ценностей личности, морально-этических установок, встраиваемое в общий ход психического развития субъекта труда и обес-
печивающее его профессиональное развитие и совершенствование.
Следовательно, профессиональная культура инженеров-конструкторов должна определяться не только как совокупность групповых норм профессиональной общности и как способ деятельности профессионала, обладающего своим индивидуальным типом мышления, формируемым в процессе групповой коллективной деятельности, но и как результат интегративного процесса взаимодействия субъекта труда и трудовой среды, имеющий высокую значимость в рамках психологического развития личности профессионала и, как следствие, повышения результативности его деятельности.
Системный анализ профессиональной культуры инженеров-конструкторов дает возможность определить психологическую концепцию ее исследования и выявить тенденции и перспективы развития этого феномена для современной психологии труда.
Системный подход в концепции профессиональной культуры характеризуется следующими особенностями:
— избирательность вовлечения компонентов в систему детерминирована целевой функцией психологического изучения профессиональной культуры инженеров-конструкторов и условий ее инновационной трансформации;
— для концепции профессиональной культуры важна не вообще совокупность взаимодействующих компонентов, но совокупность компонентов, взаимодействующих для реализации только этой целевой функции;
— взаимодействующие инструментальные средства (связи) и основные компоненты профессиональной культуры приобретают характер системообразующих.
Вовлечение инструментальных средств и компонентов в состав системы или их выбор из имеющегося множества происходит на основе целеполагания, где цель — обобщенный образ прогнозируемого результата. В число компонентов психологической концепции профессиональной культуры могут быть включены: формирование по-
нятийного аппарата как методологической основы концепции; изучение психологических составляющих профессиональной культуры инженеров-конструкторов как базового вектора раскрытия концепции; определение места и роли психологических факторов в формировании профессиональной культуры; организационно-психологическое и методическое обеспечение достижения требуемого уровня профессиональной культуры.
Основные средства осуществления связей компонентов психологической концепции профессиональной культуры связаны с интерпретацией образовательного, психологического и нравственного аспектов, а также когнетивно-познавательного, поведенческого и праксиологического блоков, что позволяет изучить профессиональную культуру в конкретном психологическом исследовании и составить наиболее системное представление о ней.
В состав профессиональной культуры инженеров-конструкторов включены следующие составляющие, которые были выделены нами на основании разработанных профессиограмм. Указанные составляющие объеденены в два блока структурных единиц: личностный блок состоит из следующих составляющих: «личностные качества, интересы и склонности», «способности», «ценностные ориентации», «морально-этические установки»; профессионально-компетентностный блок включает «университетское техническое образование», «профессиональную инженерную компетентность», «социально-культурную включенность инженера-конструктора (профессиональная культурная компетентность)».
Профессиональная культура затрагивает глубинные понятия, касающиеся личностных особенностей субъекта труда, времени, пространства, человеческих отношений.
Если рассматривать содержательную модель профессиональной культуры, то можно представить ее как иерархическую систему, в структуре которой выделяются три уровня ( высокий, средний, низкий) . Именно на этих уровнях анализируется
профессиональная культура. Под уровнем профессиональной культуры понимаются индивидуальные особенности личности, ее способности, количественные и качественные параметры знаний, умений и навыков, уровень образования и квалификации в области профессиональной деятельности. Неиспользованные возможности понижают достижение максимального уровня профессиональной культуры субъектом труда, повышают риск неуспешности профессиональной деятельности, делают ее менее результативной.
Чтобы определить роль психологических факторов в повышении уровня профессиональной культуры, необходимо изучить какие именно психологические факторы в наибольшей степени влияют на повышение уровня профессиональной культуры и на какие психологические факторы профессиональной культуры следует делать упор в ситуациях профессионального подбора и оценки кадров.
С нашей точки зрения, можно выделить следующие психологические факторы профессиональной культуры, сгруппированные по содержательному принципу.
Одним из важных психологических факторов профессиональной культуры является взаимосоответствие человека и трудового поста, которое представляет собой взаимное соответствие человека как субъекта, с одной стороны, и требований к нему — с другой [4].
Другим важным психологическим фактором профессиональной культуры являются психофизиологические свойства субъекта труда, понимаемые как совокупность психических и физических задатков индивида. Повышение уровня профессиональной культуры возможно только при условии соответствия выполняемых в процессе работы функций способностям индивида.
Не менее важный психологический фактор личностных качеств субъекта труда отражает его идеалы, убеждения, целеустремления, потребности, интересы, характер. Именно эти психические регуляторы наиболее существенным образом
определяют «крутые повороты» человека на профессиональном жизненном пути. Недостаточная выраженность именно личностных качеств существенно влияет на факты «соответствия — несоответствия» человека работе [7].
Уровень развития ценностно-смысловой сферы может рассматриваться как психологический фактор профессиональной культуры, так как именно ценностно-смысловая сфера профессионала является той высшей организующей инстанцией, которая либо способствует расцвету творчества, либо разрушает этот процесс, а вместе с ним и личность профессионала.
Морально-нравственный облик личности. Этот фактор отражает снижение или повышение уровня конфликтных ситуаций, улучшение морально-психологического климата в системе трудовых отношений и повышение уровня профессиональной культуры персонала предприятий.
Выявление и отбор существенных составляющих и психологических факторов профессиональной культуры инженеров-конструкторов можно представить как первый этап оценки уровня профессиональной культуры.
На этом этапе решается вопрос о содержательной стороне оценки качеств и свойств, входящих в состав профессиональной культуры.
Методологическую часть проведения оценки можно представить как второй этап оценки уровня профессиональной культуры.
Этот этап представляет собой организацию выявления основных составляющих оценки, а также отбор методик и способов для определения анализируемых составляющих.
Таким образом, составить целостную психологическую картину феномена профессиональной культуры можно, пользуясь тем, что профессиональная культура персонала предприятия представляет собой подсистему культуры, обладающую по отношению к ней структурным подобием, отражающим комплекс традиций, стереотипов поведения, особенностей образа жизни, символики и атрибутов, сложившихся в данной профессиональной среде. Она может быть мерой качества деятельности человека в определенной строго очерченной области его профессии.
Разработка психологической концепции профессиональной культуры инженеров-конструкторов позволит определять уровень профессиональной культуры и выделять наиболее проблемные зоны, а также резервы ( расхождения) между текущим и желаемым состоянием. Совершенствование методологии оценки ( например, изменять анкету опроса, выборку и т.д.) , методов анализа информации, позволит привести используемый инструментарий оценки уровня профессиональной культуры инженеров-конструкторов в соответствие с актуальными требованиями промышленных предприятий в условиях инновационной трансформации.
Литература
1. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. 150 с.
2. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы. Ростов н/Д : Март, 2000. 252 с.
3. Калекина А.В. О влиянии уровня профессиональной культуры на эффективность труда персонала предприятий // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2007. № 5. С. 128-130.
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. 199 с.
5. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Детство, 1993. 56 с.
6. Климов Е.А. Экономическая среда и психика // Психология и экономика. Труды 1-й Все-рос. конф. по эконом. психологии. М.: РПО, РГНФ; Калуга: КПГУ, 2000. С. 6-20.
7. Климов Е.А. Психолог. Введение в профессию. М.: Академия, 2007. 208 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 310 с.
9. Маркарян Э.С. Системные исследования человеческой деятельности // Вопросы философии. 1972.№ 10. С.106-120.
10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 370 с.
Коротко об авторах_
Калекина А.В., канд. психол. наук, канд. экон. наук, доцент, Сургутский филиал Омского государственного технического университета [email protected]
Научные интересы: психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
_Briefly about the authors
A. Kalekina, Candidate of Psychological Sciences, Candidate of Economical Sciences, assistant professor, Surgut branch of Omsk State Technical University
Scientific interests: psychology of work, engineering psychology, ergonomics
Степанова Г.Ф., доцент каф. «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело», Омский государственный технический университет [email protected]
Научные интересы: психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
G. Stepanova, assistant professor, State, municipal management and customs business department, Omsk State Technical University
Scientific interests: psychology of work, engineering psychology, ergonomics (psychological sciences)