Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов строительных специальностей к решению профессиональных задач (результаты исследования)'

Формирование готовности студентов строительных специальностей к решению профессиональных задач (результаты исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ-СТРОИТЕЛИ / КОМПОНЕНТЫ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТ / ДИНАМИКА / ABILITIES IN PERFORMING TASKS / FUTURE CIVIL ENGINEERS / COMPONENTS / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анищенко Валерий Алексеевич, Пахомова Пахомова Оксана

В данной статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач. Представлен комплекс методик диагностирования уровня сформированности готовности, сравнительный анализ, динамика готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач на разных этапах опытно-поисковой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анищенко Валерий Алексеевич, Пахомова Пахомова Оксана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction major students' development of professional abilities in performing educational tasks (investigation results)

This thesis reveals the results of the experimental work on development of future civil engineers' abilities in performing professional tasks. A set of diagnosing methods, comparative analysis, and dynamics of future civil engineers' abilities in performing professional tasks on different stages of the experimental work is represented.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов строительных специальностей к решению профессиональных задач (результаты исследования)»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378:001.891 ББК 82я73

Анищенко Валерий Алексеевич

доктор педагогических наук, профессор

кафедра общих гуманитарных и социальных дисциплин Кумертауский филиал ГОУ ВПО ОГУ Республика Башкортостан г. Кумертау

Пахомова Оксана Ивановна

преподаватель

кафедра общих математических и естественнонаучных дисциплин Кумертауский филиал ГОУ ВПО ОГУ Республика Башкортостан г. Кумертау

Anishchenko Valery Alekseevich

Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of General Humanitarian and Social Sciences Kumertau Branch of Orenburg State University Republic of Bashkortostan Kumertau

Pakhomova Oksana Ivanovna

Lecturer

Chair of General Mathematical and Natural Sciences Kumertau Branch of Orenburg State University Republic of Bashkortostan Kumertau

Формирование готовности студентов строительных специальностей к решению профессиональных задач (результаты исследования) Construction Engineering Students’ Readiness Forming for Professional Tasks Solving (Research Results)

В данной статье рассмотрены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач. Представлен комплекс методик диагностирования уровня сформированности готовности, сравнительный анализ, динамика готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач на разных этапах опытно-поисковой работы.

The article reveals the results of the experimental work of the future civil engineers’ professional tasks solving. A set of diagnosing methods, comparative analysis and dynamics of future civil engineers’ professional tasks solving on different stages of the experimental work is presented.

Ключевые слова: готовность; будущие инженеры-строители;

компоненты; сформированность; результат; динамика.

Key words: readiness; future civil engineers; components; dynamics.

Современная экономическая ситуация, сложившаяся в России, обозначила особую необходимость в высококвалифицированных специалистах технического профиля. Целью высшего профессионального образования является обеспечение готовности специалиста к выполнению профессиональных задач.

Обратимся к результатам анализа психолого-педагогической литературы в обозначенном аспекте.

Профессиональная готовность как категория теории деятельности рассматривается В. Т. Мышкиной, В. Д. Шадриковым как результат процесса подготовки - «готовность... не только как рабочая мобилизация

профессиональных и психических возможностей, но и как высший профессионализм» [8, с. 29].

На личностно-деятельностном уровне (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.) профессиональная готовность рассматривается как целостное проявление всех сторон личности, как система мотивов, отношений, установок, черт личности, накопление знаний, умений, навыков, которые обеспечивают возможность эффективно выполнять профессиональные функции [4].

Важнейшими составляющими готовности к профессиональной деятельности многими авторами (К. М. Дурай-Новакова, М. И. Дъяченко, И. А. Зимняя, Л. А. Кандыбович, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, А.К. Маркова, В. А. Сластенин и др.) выделяются такие как: психологическая направленность, знания, умения и навыки в решении профессиональных задач, которые «наполняют» указанные выше три основных компонента, определяющие способность специалиста решать профессиональные задачи [5, 6, 7]. Тогда, согласно Г.С. Альтшуллеру, определение уровня

профессиональной готовности сводится к выделению профессиональных задач исследуемой области и критериев - признаков, на основании которых

производится оценка достижения определенного уровня готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста [1].

В нашем исследовании принято, что готовность будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач имеет структуру, аналогичную профессиональной готовности с учетом специфики деятельности инженеров строительной отрасли. Данное положение обосновывается также в исследованиях П.Г. Багдасарьян, И.Д. Белоновской, В.М. Жураковского, А.В. Попова [2, 3]. Обобщая представленные исследования, мы считаем необходимым выделить в структуре готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач следующие компоненты: эмотивный (отражающий отношение к профессиональной деятельности, к процессу и результату решения профессиональных задач), когнитивный (характеризующийся наличием теоретических знаний для решения профессиональных задач) и деятельностный (характеризующийся умениями для решения профессиональных задач на практике).

Таким образом, готовность будущего инженера-строителя к решению профессиональных задач рассматривается нами как интегративное качество, представленное совокупностью взаимосвязанных эмотивного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Профессиональная деятельность будущих инженеров-строителей связана с решением производственных, технологических, конструкторских, экономических и других типов задач разного уровня сложности, поэтому средством формирования готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в опытно-поисковой работе в соответствии с выделенной классификацией задач в учебной и профессиональной деятельности было выбрано решение комплекса профессиональноориентированных задач.

Критерием сформированности уровня готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в нашем исследовании является умение решать определенный тип учебных и профессиональных задач на качественно высоком уровне.

Реализация комплекса, обеспечивающего в образовательном процессе Кумертауского филиала ГОУ ВПО ОГУ формирование готовности к решению профессиональных задач, проходила в несколько этапов.

Требования, предъявляемые к опытно-поисковой работе, обусловили выделение экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ соответственно). Необходимость такого выделения предопределила выбор студентов 1 курса очной формы обучения специальностей 270106.65 - «Производство

строительных материалов, изделий и конструкций» и 270105.65 - «Городское строительство и хозяйство».

Для определения готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач необходимо наличие комплекса диагностических методик, с помощью которых устанавливаются её конкретные параметры и уровни. Остановимся на описании диагностических методик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Комплекс методик диагностирования уровня сформированности готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач

Компоненты и показатели готовности Цели диагностирования Методики диагностирования

Эмотивный Наличие ценностного отношения к процессу и результату решения профессиональных задач, положительное отношение к профессиональной деятельности Определить уровень мотивации, наличие ценностных отношений, а также эмоциональноволевых качеств будущих инженеров-строителей к решению задач Тест «Изучение мотивации обучения в вузе» (методика разработана Т.И. Ильиной); беседа; анкетирование

Когнитивный Наличие необходимых математических знаний, осознание личностного смысла в формировании готовности к решению профессиональных задач Выявить уровень математической подготовки будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач Тестирование; беседа; анализ академических ведомостей

Деятельностный Владение способами, приемами решения профессиональных задач Определить уровни сформированности умений будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач Тестирование; наблюдение за проявлением практических умений при решении профессиональных задач

Наглядно уровень сформированности компонентов готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в контрольной и экспериментальной группах представлен на ниже приведенных диаграммах.

Рис. 1. Диаграмма сформированности компонентов готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в экспериментальной и контрольной группах на ориентационном этапе

Рис. 2. Диаграмма сформированности компонентов готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в экспериментальной и контрольной группах на установочном этапе

Аналогично осуществлялась диагностика уровней сформированности готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в экспериментальной и контрольной группах на установочном и формирующем этапах (2 и 4 курсах).

Рис. 3. Диаграмма сформированности компонентов готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в экспериментальной и контрольной группах на формирующем этапе

В контексте данного исследования принципиально важно акцентировать внимание на том, что готовность рассматривается нами как целостное интегративное качество личности, достаточная развитость и выраженность компонентов которой и их единство - показатель высокого уровня активности и самостоятельности будущего инженера-строителя в процессе решения профессиональных задач. Опираясь на такое понимание изучаемой дефиниции, мы стремились учесть взаимообусловленность тенденций изменения уровней сформированности ее компонентов, обеспечивая тем самым комплексность анализа продуктивности опытно-экспериментальной работы. Сравним

результаты начального и конечного этапов исследования (таблица 2).

Таблица 2

Динамика готовности будущих инженеров-строителей к решению

профессиональных задач

Этапы опытно-поисковой работы Уровни готовности

Креативный Продуктивный Репродуктивный

Ориентационный 15,66% 56,17% 28,17%

Установочный 21,5% 59,5% 19%

Формирующий 38,34% 48,33% 13,33%

Экспериментальные данные таблицы демонстрируют в целом положительную динамику развития показателей готовности студентов к

решению профессиональных задач. Наряду с явными позитивными изменениями (в частности, повышение количества студентов с высоким уровнем готовности к решению профессиональных задач) мы зафиксировали и стабилизацию на среднем и низком уровнях.

Построенная на основе описываемых данных диаграмма (рис. 4) обнаруживает следующие изменения суммарного значения готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач в ходе всего исследования:

1. Рост количества студентов с креативным уровнем готовности к решению профессиональных задач от актуального значения 15,66% до 38,34% в конце опытно-поисковой работы.

2. Изменение доли группы продуктивного уровня готовности от 56,17% до 48,33% в конце опытно-поисковой работы за счет достижения некоторыми студентами креативного уровня готовности к решению профессиональных задач.

Рис. 4. Динамика сформированности готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач

3. Значительное уменьшение доли студентов группы репродуктивного уровня в ходе опытно-поисковой работы от 28,17% до 13,33%, за счет перехода большей части студентов в группу продуктивного уровня готовности к решению профессиональных задач.

Качественный анализ результатов опытно-поисковой работы позволил выявить целый ряд позитивных изменений:

- произошли положительные сдвиги в мотивации профессиональной деятельности, развитии рефлексивной позиции будущих инженеров-строителей, повысилась эффективность межличностного взаимодействия;

- сформирована система достаточно прочных и целостных теоретических профессионально значимых знаний студентов;

- расширился опыт в области практической деятельности инженера-строителя, сформировался ряд умений профессиональной деятельности.

Эти факты, на наш взгляд, можно объяснить тем, что, во-первых, знания, которые получали студенты экспериментальной группы, давались им не в готовом виде, а приобретались самостоятельно в процессе решения постепенно усложняющихся задач, становясь, таким образом, личностно-значимыми.

Во-вторых, на данный процесс оказали влияние применение системы методов активного и интерактивного обучения, реализованные нами в Кумертауском филиале ГОУ ВПО ОГУ в процессе профессиональной подготовки студентов, в том числе контекстное обучение, проектное обучение, проектно-организованные технологии обучения работе в команде, деловые, ролевые, интеллектуальные игры.

В результате проведенной работы при использовании всех выявленных педагогических условий уровень сформированности компонентов готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач стабильно повышался. Фиксировалась активизация волевых усилий в постановке и решении комплекса профессиональных задач на практических занятиях, при выполнении курсовых проектов, научно-исследовательских работ, что свидетельствовало о сформированности готовности будущих инженеров-строителей к решению профессиональных задач, самостоятельности.

Библиографический список

1. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Г.С. Альтшуллер, И.Л. Верткий. - Минск: Беларусь, 1994. - 480 с.

2. Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения [Текст] / Н.Г. Багдасарьян. - Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. - 247 с.

3. Белоновская, И.Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста:

региональный опыт : монография / И.Д. Белоновская. - М.: Институт развития

профессионального образования, 2005. - 352 с.

4. Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности [Текст] / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, 1976. - 176 с.

5. Зимняя, И. А. Психологические аспекты практической готовности к деятельности: сборник статей [Текст] / И. А. Зимняя, И. А. Мазаева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С. 19-25.

6. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М, 1996. -

309 с.

7. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / В. А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

8. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и комиетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков //Высшее образование сегодня. - 2004. -№8. - С. 26-33.

Bibliography

1. Altshuller, G.S. How To Become a Genius. Life Strategy of Creative Personality [Text] / G.S. Altshuller, I.L. Vertky. - Minsk: Belarus, 1994. - 480 p.

2. Bagdasaryan, N.G. Engineer’s Professional Culture: Mastering Mechanisms [Text] / N.G. Bagdasaryan. - M.: MSTU n.a. N.E. Bauman Publishing House, 1998. - 247 p.

3. Belonovskaya, I.D. Specialist’s Professional Competence Forming: Regional Experience: Monograph / I.D. Belonovskaya. - M.: Institute of Professional Education Development, 2005. -352 p.

4. Dyachenko, M.I. Psychological Problems of Readiness for Activity [Text] / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. - Minsk, 1976. - 176 p.

5. Markova, A.K. Professionalism Psychology [Text] / A.K. Markova. - M, 1996. - 309 p.

6. Shadrikov, V.D. New Model of a Specialist: Innovative Training and Competent Approach [Text] / V.D. Shadrikov // Higher Education Today. - 2004. - № 8. - P. 26-33.

7. Slastyonin, V.A. Introduction Into Pedagogical Axiology: Textbook for Students of Higher Educational Establishments [Text] / V.A. Slastyonin, G.I. Chizhakova. - M.: «Academy» Publishing Centre, 2003. - 192 p.

8. Zimnyaya, I.A. Psychological Aspects of Practical Readiness for Activity [Text] / I.A. Zimnyaya, I.A. Mazaeva. - M: Investigation Centre of Specialists’ Training Quality Problems, 2003. - P. 19-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.