ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Роль профсоюзной организации в профессиональном развитии студента педагогического ВУЗа Здор Е.В.1, Шабанов А.Г.2
1Здор Елена Васильевна / Zdor Elena Vasil'evna - студент, кафедра логопедии и детской речи Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства, г. Новосибирск;
2Шабанов Артем Геннадьевич /Shabanov Artem Gennadevich - старший преподаватель, кафедра педагогики и
психологии
Новосибирский государственный педагогический университет, Институт истории, гуманитарного и социального
образования, г. Новосибирск
Аннотация: в данной статье автором рассматривается роль профсоюзной организации в развитии студента педагогического ВУЗа.
Abstract: in this article the author examines the role of the trade union organization in the development of student teachers of the university.
Ключевые слова: профсоюзная организация, развитие, студент. Keywords: trade union organization, development, student.
Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных между собой общими профессиональными интересами по роду их деятельности. Одной из таких категорий граждан являются обучающиеся (студенты и аспиранты). Обучающиеся (студенты и аспиранты) объединяются в профсоюзы с целью совместными усилиями добиться наилучших условий учебы, вместе оценивать неправомерные действия администрации. Вступив в профсоюз, студент или аспирант становится членом организации, положение и права которой в обществе гарантированы Конституцией и другими законодательными актами РФ. В силу этого профсоюзная организация способна на законных основаниях представлять, отстаивать и защищать профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы и права обучающихся [4].
Профсоюзная организация обучающихся НГПУ входит в состав Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Поэтому обучающиеся могут быть уверены в том, что в случае необходимости их интересы будут представлены на самом высоком уровне, вплоть до федерального. В НГПУ наши представители входят в состав ректората, Ученого совета, Фонда социальной защиты студентов и аспирантов, комиссии социального страхования, участвуют в распределении путевок в профилакторий и на базы отдыха, а также материальной помощи.
Студенческие профсоюзы играют важную роль в самоуправлении и становлении личности студента как высококвалифицированного педагога. Сам по себе студенческий профсоюз является феноменом. Поскольку профсоюзы образуются по профессиональному принципу, а студенты - это не профессия, то в любом случае его «работа» - временная. Скорее всего, студенты - это социальная группа, объединенная для определенной цели - получить высшее образование. При этом не стоит забывать, что цели студентов одинаковы, но у каждого свой мотив [3, 18].
Основная задача профсоюзов - представление и защита интересов трудящихся (в нашем случае -студентов), и прежде всего, их социальных прав. Профсоюзная организация НГПУ реализует социально значимые проекты, такие как донорская акция «Ваш дар во имя жизни», конкурс «Лучший председатель профбюро».
Студенческие профсоюзы внесли и вносят ряд принципиальных предложений: о стипендиальном обеспечении, состоянии здоровья студенческой молодежи, о льготах на питание и о качестве приготовления, о создании условий проживания в общежитии, оздоровлении и летнем отдыхе студентов, трудоустройстве и другие вопросы. Этим занимаются председатели профбюро факультетов/институтов. Также в их обязанности входит:
• созыв собрания;
• организация работы профсоюзной группы в период между собраниями;
• встреча с первокурсниками и организация работы по приему новых членов в Профсоюз;
• доведение до студентов информации, полученной на собрании;
• работа с группами факультета/института и их профгруппоргами; участие в студенческом самоуправлении.
Б.М. Игошев [3] считает, что основная часть профессионального развития личности заключается в
формировании:
• квалифицированного работника, деятельность которого соответствует уровню и профилю
конкурентоспособного вида труда;
• компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных видах деятельности;
• готового к постоянному карьерному росту;
• социально и профессионально мобильному;
• инициативного, предприимчивого;
• способного к управлению собой в различных ситуациях профессиональной деятельности [3, 175].
Достижение всех этих целей предполагает не только усвоение студентами определенных знаний, но и
развитие качеств личности. Среди студентов 1-2 курсов был проведен опрос на тему: «Каким должен быть председатель профбюро факультета/института? Какие качества личности ему должны быть присущи?»
Наиболее часто респонденты называли следующие характеристики личности:
• ответственность;
• мобильность;
• занятие саморазвитием;
• мудрость;
• активность;
• самоорганизованность;
• умение выступать перед слушателями;
• должен обладать умением смотреть на ситуацию с разных сторон;
• заботливость;
• внимательность;
• порядочность;
• организованность;
• энергичность;
• требовательность;
• креативность; идейность.
Педагогические условия эффективного формирования у студентов умений профессионального саморегулирования, к которым относятся наличие возможностей для реализации студентами имеющегося у них социального нравственного опыта, востребованность проявления студентами в деятельности профсоюзной организации профессионально значимых качеств; реализация ситуаций педагогической помощи, сущность которой проявляется в готовности работников профкома к взаимодействию со студентами.
Деятельность студентов в условиях студенческой профсоюзной организации является процессом, который позволяет студентам реализовать свои возможности и осуществить процесс формирования умений саморегулирования. Общественные студенческие организации - естественный способ формирования у студентов качеств и умений, составляющих основу опыта профессионального саморегулирования. Деятельность профсоюза основана на идеологии самоуправления, эффективности влияния студенческой профсоюзной организации. Взаимосвязана с качеством диагностики личности студентов и наличием возможностей удовлетворения их интересов и потребностей, имеющих профессиональную значимость [2, 17].
На основе этого можно сделать следующие выводы.
Во-первых, профсоюзная организация основана на взаимопомощи, поддержки, добровольности, самодеятельности и т.п.
Во-вторых, выполняя функции председателя профбюро, студент реализует различные социальные роли: лидер, организатор, генератор идей, помощник, аниматор, человек, готовый оказать помощь студенту, оказавшемся в трудной жизненной ситуации.
В-третьих, профсоюз дает возможность студентам участвовать в социальных практиках и становится для многих сообществом друзей-единомышленников.
В-четвертых, поскольку педагогический вуз является особенным, который готовит специалистов в системе «человек-человек», то студенческий профсоюз дает возможность активировать и развивать умения и навыки социального влияния и взаимодействия с другими [1, 22].
Таким образом, профсоюзная организация имеет большее влияние на развитие как личностных качеств студента, так и профессиональных качеств будущего педагога.
Литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие. ЛСЛОБЫЛ, 2009. 237 с.
2. Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных
специалистов в педагогическом университете: моногр / Б.М.Игошев.-М.: Гуманитар. изд. Ценрт
ВЛАДОС, 2008.201 с.
3. Роль профсоюзного движения в становлении личности студента: материалы открытой региональной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 9-10 декабря 2010г.). Новосибирск: изд. НГПУ, 2011. 111с.
4. Сайт ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Педагогический Университет» www.nspu.ru. [Электронный ресурс]:
URL: http://www.nspu.ru/life/profsouz/studenti/ob_sveden_profkom.php (Дата обращения: 28.03.2013).