DOI: 10.15293/1813-4718.1806.06 УДК 316.3/.4+316.7
Шабанов Артем Геннадьевич
Доцент кафедры педагогики и психологии, Институт истории, гуманитарного и социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, [email protected], ORCID 0000-0002-8478-5348, Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. Проблема и цель. Актуальность социальной деятельности в профсоюзной организации студентов обусловлена особой значимостью социальной защиты, организацией социальной помощи студентам. Цель статьи - изложение социально-педагогической деятельности в молодежной общественной организации на примере профсоюзной организации студентов ФГБОУ ВО «НГПУ».
Методология. Теоретическими основаниями исследования стало определение сущностного содержания социально-педагогической деятельности и деятельности по защите прав студентов, также выделены и проанализированы основные подходы, условия и принципы организации социально-педагогической деятельности. В заключении делается вывод, что профсоюзная организация имеет большое влияние на развитие как личностных качеств студента, так и профессиональных качеств будущего педагога.
Ключевые слова: молодежь, социально-педагогическая деятельность, студенческая среда, молодежная общественная организация.
Постановка задачи. Перемены в экономике и, как следствие, в политике Российского государства не могли не коснуться молодежных общественных организаций и профсоюзного движения. Переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности, утверждение конституционно-правовых основ Российской государственности требуют от профессиональных союзов поиска иных форм и методов работы, переосмысления приоритетных направлений деятельности, совершенствования организационной структуры.
Образование Федерации Независимых Профсоюзов России, Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Студенческого координационного совета Общероссийского Профсоюза образования, возникновение других профсоюзов и профобъединений, провозгласивших и приступивших к осуществлению на практике своих целей и задач, форм и методов работы по защите прав и интересов трудящихся и обуча-
ющихся, положили начало новому этапу в развитии российского молодежного профсоюзного движения [6].
Ведущей деятельностью человека зрелого возраста является трудовая деятельность. Труд является значительной и важной частью жизни каждого индивида на протяжении всей истории человечества. Он является регулятором развития человечества и, в то же время, каждая историческая эпоха предъявляет специфические требования к человеку в целом и к труду в частности. Получение образования является трудовой деятельностью студента [5].
Социально-защитные механизмы, регулируемые государством и обществом, в определенной степени снизили нестабильность экономической ситуации в современной России. В значительной мере это отражается и на современной российской молодежи, испытывающей на себе различные проблемы: «Где взять средства для поступления в вуз и на обучение в нем, на жилье, где и как устроиться на работу по
окончании обучения?» и т. д. Как результат коммерциализации и одновременно большого роста привлекательности высшего образования - привлечение значительной части молодежи, которая и составляет студенчество [2].
Студенты имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вузов, в том числе и через общественные организации. Конкретные взаимоотношения администрации вуза и общественных организаций обучающихся определяются коллективным договором или соглашением между ними и уставом вуза [1].
Сами же студенты считают, что привлечение к решению проблемы, связанной с нарушением их прав, третьей стороны лишь создает повышенную нервозность и накаляет обстановку. Лучше не создавать какую-либо дополнительную структуру (или определенную общественную организацию), помогающую студентам решать свои проблемы, а усиливать внутривузов-скую систему защиты прав (например, студенческие профсоюзы или профкомы) [9].
В настоящее время профсоюзыне воспринимаются в той или иной степени студентами как орган, защищающий их права. В основном роль профсоюзов студенты видят в организации досуга студентов (смотр художественной самодеятельности «Студенческая весна», адаптационные сборы, посвящение в студенты, проведение КВН, спортивных мероприятий и др.), и в социальной защите студентов (предоставление материальной помощи, оформление документов в санаторий, выдача студенческих транспортных карт и др.). Фактически главная проблема, напрямую касающаяся прав студентов, которую решает профсоюз, - проблема с общежитием (предоставления мест, обеспечение бытовых условий проживания, студенческие семейные комнаты и др.) [7].
Научная новизна, введение в проблему. На современном этапе деятельность
студенческих профсоюзных организаций в России стала настолько незаметной, что вопрос о необходимости их существования как таковых, о возможных направлениях их деятельности, а также о том, должны ли студенческие организации способствовать выполнению общих задач, стоящих перед высшей школой, выступая тем самым в качестве субъекта педагогической деятельности, приобрел особую остроту [3].
В то же время следует признать, что, несмотря на наличие значительного числа работ, посвященных студенческим коллективам (группам), социальной роли студенчества, его важнейшим деятельностным, социально-психологическим качествам (В. Г. Афанасьев, А. В. Баранов, Э. Б. Гусейнов, О. В. Зиневич, Н. Ф. Осипова и др.), а также исследований по проблемам подготовки будущих учителей (А. Н. Богатырев, Э. А. Гришин, А. И. Ерем-кин, Э. Э. Карпов, В. А. Комелина, В. Г. Максимов и др.), вопрос о студенческой организации как субъекте педагогической деятельности в процессе подготовки будущих учителей практически не затрагивался.
Таким образом, мы выделили следующие противоречия:
- между потребностями государства в правовой и социальной защите студентов и слабой готовностью вуза и молодежных общественных организаций;
- между потребностями в организации социально-педагогической деятельности по защите прав студентов и недостаточной теоретической обоснованностью этого вида деятельности;
- между готовностью студентов участвовать в деятельности молодежных общественных организациях и отсутствием инновационных технологий и педагогических условий.
Проблема исследования: при каких педагогических условиях социально-педагогическая деятельность по защите прав студентов в молодежной общественной
организации будет эффективной?
Исследовательская часть. Диагностической задачей нашего исследования является определение правовых и социальных проблем, с которыми встречаются члены профсоюзной организации нашего университета.
Нами было проведено анонимное анкетирование. Всего было опрошено 50 человек. Большинство респондентов являлись студентами первого курса Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ.
Стоит отметить, что все респонденты не только являются членами профсоюза, но и знают общие сведения и род деятельности профсоюзной организации студентов НГПУ.
55 % респондентов во время учебы постоянно проживают в Новосибирске, 40 % - в общежитии и 5 % - в Новосибирской области.
Анализируя заявления студентов на материальную помощь, мы выявили, что главная проблема студентов - слабая материальная обеспеченность.
Вторая проблема из анализа заявлений - слабое состояние здоровья. В вузе обучается 87 студентов с ограниченными возможностями здоровья.
С целью уточнения проблем, с которыми сталкиваются студенты, мы провели анкетирование. Анализ результатов позволил выявить три группы проблем:
- психолого-педагогические (отношения с преподавателями и однокурсниками);
- организационно-педагогические (организация учебной и внеучебной деятельности в вузе);
- правовые (степень защищенности прав студентов, безопасность в вузе).
Остановимся более подробно на каждом выделенном направлении групп проблем.
Отвечая на вопрос об отношениях с однокурсниками, студенты выделили проблему трудностей в построении эмоциональных отношений, связанных с низким уровнем эмпатии и высокой степенью ин-
дивидуализированности (40 % опрошенных).
Анализируя проблемы, возникающие с преподавателями, мы обнаружили, что студенты:
- испытывают чувство страха перед преподавателями (70 % опрошенных);
- не понимают разницу в стилях обучения в школе и вузе (45 %);
- теряются в понимании требований, высказываемых разными преподавателями в совершенно разных стилях (25 %).
Организационные проблемы оказались более разнообразными. Обозначим их в ранжированном порядке:
- отсутствие студенческих структур защиты прав и интересов студентов (50 % опрошенных);
- отказ деканов в материальной поддержке студентов (30 %);
- нет финансовой поддержки в проведении культурно-массовых мероприятий (20 %);
- низкий уровень организации спортивных мероприятий (15 %);
- отсутствие предоставления студентам возможности влиять на наполнение (содержание) студенческой жизни на факультете и в университете (7 %);
- сложное получение студентами путевок в санаторий-профилакторий, летний оздоровительный лагерь, на базу отдыха на Алтае (3 %).
Результаты исследования. В последнее время органы власти стараются по мере возможности улучшать жизнь и качество образования российского студенчества: повышаются размеры стипендий, широкое распространение получают гранты для образования и различных научных исследований, увеличивается число стажировок для студентов языковых факультетов и др. Будет и дальше увеличиваться финансирование крупнейших университетов посредством специальных фондов развития учебных заведений, а также совершенствоваться законодательство, стимулирующее
подобные расходы и создающее для такого развития необходимые гарантии [4].
В связи с этим, социальные риски студентов, требующие усиления социально-защитных механизмов, возрастают в условиях коммерциализации и продолжающегося удорожания высшего профессионального образования, отсутствия гарантий на трудоустройство по завершении обучения в высшем учебном заведении, а также в целом роста социального и материального неблагополучия [8].
Поскольку педагогический вуз является особенным, он готовит специалистов в системе «человек - человек», то студенческий профсоюз дает возможность активировать и развивать умения и навыки социального влияния и взаимодействия с другими [10].
Заключение. Таким образом, профсоюзная организация имеет большее влияние на развитие как личностных качеств студента, так и профессиональных качеств будущего педагога. Профсоюзная организация основана на взаимопомощи, поддержки, добровольности, самодеятельности и т. п.
В итоге нашего исследования были решены поставленные изначально задачи.
Была дана характеристика студенчества и студенческой среды. Мы изучили сущность и специфику социально-педагогической деятельности по защите прав студентов в сфере образования. В ходе изучения теоретического материала по проблеме было выявлено, что профсоюзная организация является органом правовой и социальной защиты студентов, также мы изучили историю становления Профсоюзной организации студентов НГПУ В результате исследования мы подвели итоги и проанализировали влияние профсоюзной организации на улучшения качества жизни студентов и совершенствование правовой и социальной защиты студентов.
Рассмотрев и проанализировав роль профсоюзной организации в совершенствовании правовой и социальной защиты студентов НГПУ, мы пришли к выводу, что профсоюзная организация всесторонне развивает студентов, влияет на их социализацию, помогает в организации студенческой жизни, регулирует правовые аспекты обучения. Итоги исследования подтверждают, что Первичная общественная организация студентов НГПУ является реально действующей и способной оказать поддержку для студентов, членов Профсоюза.
Библиографический список
1. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Межличностные отношения как ресурс эмоциональной безопасности образовательной среды // Сибирский педагогический журнал. - 2014 - № 6. -С. 36-39.
2. Киселева Е. В., Киселев Н. Н. Модель воспитания: сущностные характеристики, вузовская специфика // Вопросы воспитания. -2013. - № 3. - С. 22-26.
3. Киселев Н. Н., Киселева Е. В. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе Института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 6. -С. 36-39.
4. Омельченко Е. А., Чеснокова Г. С., Агаве -лян Р. О. Ценности и самовыражение студентов отечественных и зарубежных вузов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Т. 8, № 1. - С. 7-22.
5. Ромм Т. А. Высшее образование в России в условиях трансформации // Вестник педагогических инноваций. - 2016. - № 1 (41). - С. 11-17.
6. Шабанов А. Г. Социальная активность молодежи как социопедагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 2. - С. 384-393.
7. Шабанов А. Г. Социальна инициативность молодежи как педагогическая категория // Педагогика и психология: диалог о воспитании: материалы VII Сибирского педагогического се-
минара. - Новосибирск, 2014. - С. 122-130.
8. Chesnokova G. S., Voloshina T. V. Interactive technologies in foreign language extracurricular work as a condition of students foreign communicative competence formation // ICT for Language Learning Conference proceedings. -Florence: Institute of foreign languages, 2017. -
pp. 374-377.
9. Ruys K., Stapel D. The Secret Life of Emotions // Psychological Science. - April 2008. -Vol. 19. - pp. 385-391.
10. Theorien und Konzepte der pädagogischen Anthropologie / hrsg. J. Petersen, G. B. Reinert. -Donauwörth, 1994. - 312 p.
Поступила в редакцию 08.10.2018
Shabanov Artyom Gennadievich
Assist. Prof. of the Department of Pedagogics and Psychology, Institute of History, Humanitarian and Social Education, Novosibirsk State Pedagogical University, [email protected], ORCID 0000-0002-8478-5348, Novosibirsk
THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE YOUTH ENVIRONMENT
Abstract. Problem and goal. The relevance of social activities in the trade Union organization of students due to the special importance of social protection, the organization of social assistance to students. The purpose of the article is to present the socio - pedagogical activity in the youth public organization on the example of the trade Union organization of students.
Methodology. The theoretical basis of the study was the definition of the essential content of socio-pedagogical activities and activities to protect the rights of students, also identified and analyzed the main approaches, conditions and principles of the organization of socio-pedagogical activities. In conclusion, it is concluded that the trade Union organization has a greater impact on the development of both personal qualities of the student and professional qualities of the future teacher.
Keywords: youth, social and pedagogical activity, student environment, youth public organization.
References
1. Kiseleva, E. V., Kiselev, N. N., 2014. Interpersonal relations as a resource of emotional security of educational environment. Siberian pedagogical journal, № 6, pp. 36-39. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Kiseleva, E. V., Kiselev, N. N., 2013. Model of education: the essential characteristics, University specifics. Problems of education, № 3, pp. 22-26. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Kiselev, N. N., Kiseleva, E. V., 2014. Humanitarian technologies in the educational process of the Institute of history, humanitarian and social education of NSPU, as a means of reducing students ' maladjustment // Siberian pedagogical journal, № 6. - pp. 36-39. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Omelchenko, E. A., Chesnokova, G. S., Aga-velyan, O. R., 2018. Values and self-expression
of students of domestic and foreign universities. Vestnik of the Novosibirsk state pedagogical University, Vol. 8, № 1, pp. 7-22. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Romm, T. A., 2016. Higher education In Russia in the conditions of transformation. Vest-nik pedagogical innovations, № 1 (41), pp. 11-17. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Shabanov, A. G., 2010. Social activity of youth as a sociopathic phenomenon. Siberian pedagogical journal, № 2, pp. 384-393. (In Russ.)
7. Shabanov, A. G., 2014. Initiative of youth as a pedagogical category. Pedagogy and psychology: dialogue on education: proceedings of the VII Siberian pedagogical seminar. Novosibirsk, pp. 122-130. (In Russ.)
8. Chesnokova, G. S., Voloshina, T. V., 2017.
Interactive technologies in foreign language extracurricular work as a condition of students foreign communicative competence formation. ICT for Language Learning Conference proceedings. Florence: Institute of foreign languages Publ., pp. 374-377. (In Eng.)
9. Ruys, K., Stapel, D., 2008. The Secret Life of Emotions. Psychological Science, Vol. 19, pp. 385-391. (In Eng.)
10. Petersen, J., Reinert, G. B., 1994, eds. Theories and draughts of the educational anthropology. Donauwoerth. 312 p., 312 p. (In German)
Submitted 08.10.2018