Научная статья на тему 'Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете'

Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
907
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СОВЕТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / STUDENTS' SELF-MANAGEMENT / STUDENTS COUNCIL / SOCIALIZATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Елена Александровна, Горячева Светлана Владимировна

В статье представлен опыт Нижегородского государственного педагогического университета по созданию студенческого самоуправления. Раскрываются формы, функции, направления деятельности студенческого самоуправления. Показана роль студенческого самоуправления в социализации и воспитании личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of students' selfh management at the university

The experience of creating the system of students' self-management at Nizhny Novgorod State Pedagogical University is described. The different forms, functions and activity lines of the students' self-management are presented. The role of the students' self-management in student socialization and personality development is shown.

Текст научной работы на тему «Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете»

Е.А. БЕЛОВА, ст. преподаватель ОПЫТ стуДенЧесК°г°

С.В. ГОРЯЧЕВА, помощник ректора самоуправления по воспитательной работе в пе дуниверситете

В статье представлен опыт Нижегородского государственного педагогического университета по созданию студенческого самоуправления. Раскрываются формы, функции, направления деятельности студенческого самоуправления. Показана роль студенческого самоуправления в социализации и воспитании личности.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческий совет, социализация, воспитание.

В новых социально-экономических условиях нашей стране требуются инициативные, творческие специалисты, способные брать ответственность за все происходящее. Человек, имеющий профессиональную направленность, профессиональные знания и умения, должен быть готов к постоянному духовному самосовершенствованию, быть творческим, активным, самостоятельным, умеющим делать выбор и решать жизненные проблемы. Одним их средств включения студентов в социально значимую деятельность выступает студенческое самоуправление, обеспечивающее индивидуальноличностное и профессиональное становление будущего специалиста [1].

Студенчество как социальная группа отличается динамичностью, мобильностью, склонностью к инновациям, максимализмом, бескомпромиссностью. Одним из направлений молодежной политики российского государства является развитие студенческого самоуправления в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. В «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации »(2006) в качестве приоритетной задачи заявляется создание и развитие студенческого самоуправления: студент не только может, но и должен принимать самое активное участие в жизни своего учебного заведения [2].

Студенческое самоуправление - это особая форма инициативной общественной деятельности студентов, направленная на ре-

шение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности и инициативы. Органы студенческого самоуправления привлекаются к решению вопросов повседневной жизни вуза на основе свободного открытого волеизъявления. Создание органов студенческого самоуправления обусловлено необходимостью решения конкретной группы вопросов и проблем в различных сферах деятельности вуза самими студентами. Система самоуправления рассматривается как механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом на всех уровнях через особые коллегиальные органы и общественные организации. Приоритетной задачей менеджмента вуза становится обеспечение баланса между административным управлением и самоуправлением студентов.

66 Высшее образование в России • № 7, 2011

Участие студентов в самоуправлении способствует их социализации, развитию общественной активности, межличностному взаимодействию, творческой самореализации. Формирование социально значимых качеств личности как педагогически организованный, целенаправленный процесс предполагает создание условий для развития у студентов самостоятельности, ответственности, активности и направленности на самореализацию. Характеристиками социально значимой деятельности студентов являются:

■ ориентация на решение актуальных социальных проблем;

■ профессиональная направленность деятельности;

■ позитивные социальные ценности;

■ установка на саморазвитие.

При организации студенческого самоуправления в НГПУ учитывалось несколько ключевых тезисов. Во-первых, смысл студенческого самоуправления состоит не в том, чтобы студенты включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и осознавали различные его формы. Во-вторых, студенческое самоуправление - это не некая специальная деятельность студентов «по управлению » студенческим коллективом в масштабе университета (отсюда распространенное копирование парламентов, правительств и т.п.), а режим протекания совместной жизнедеятельности студентов, который дает возможность для самореализации личности. В третьих, студенческое самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации конкретных коллективных дел, проектов, событий - это участие в социальном служении. Именно поэтому нельзя «построить» систему самоуправления внутри университета искусственно и формально, ее можно только «вырастить» в процессе деятельности[3].

В настоящее время студенческое самоуправление в каждом конкретном вузе име-

ет определенную форму, общие и частные принципы, направления деятельности. В НГПУ оно представлено в нескольких формах: профком студентов, студенческий совет, студенческий творческий центр, студенческие педагогические отряды «Фокус» и «Профи », жилищно-бытовая комиссия в общежитии, студенческие клубы (спортивный, философский, дискуссионный, литературный и т.д.). Как многоуровневая и многомерная система, студенческое самоуправление в вузе включает различные типы организации студенческих сообществ, объединяющих студентов в группы с целью совместной деятельности.

Для изучения состояния и динамики развития студенческого самоуправления были проанализированы отчеты факультетов по организации учебно-воспитательного процесса и участию студентов в деятельности вуза, а также проведено анкетирование студентов (400 человек) и актива студентов восьми факультетов (80 человек). Цель анкетирования - выявление наличия органов студенческого самоуправления на конкретном факультете и их организационных форм, структуры, целей и задач, направлений деятельности.

Результаты опроса показали, что подавляющее большинство студентов (92%) осознают значимость и необходимость студенческого самоуправления для самореализации и саморазвития личности, для их будущей профессиональной деятельности, для организации жизни на факультете. 64% готовы включиться в деятельность по самоуправлению. Вместе с тем, по данным исследования, только 28% студентов постоянно участвуют в самоуправлении.

На факультетах университета органы студенческого самоуправления функционируют в следующих формах: профбюро, совет старост, студенческий совет, временные творческие коллективы (клубы, кружки, центры). Работа органов студенческого самоуправления на факультетах осуществляется по нескольким направлениям: учеб-

но-административное (совет старост); социально-бытовое (жилищно-бытовая комиссия); социально-правовое (профбюро); культурно-массовое; спортивно-оздоровительное; научно-исследовательское (студенческое научное общество); редакционное; информационное.

Анализ состояния студенческого самоуправления на факультетах свидетельствует о достаточно высокой активности и организованности учащейся молодежи. Формы реализации студенческого самоуправления различны, их сочетания многообразны, что позволяет успешно решать многие задачи организации учебно-воспитательного процесса (развития студенческой науки, досуга, спорта, отдыха и др.).

Итак, главной целью студенческого самоуправления является организация жизнедеятельности студенческого коллектива через участие в управлении вузом. Функции органов студенческого самоуправления определяют их выборные органы. Учитывая практический опыт самоуправления, можно выделить следующие его функции:

• координация деятельности общественных и профсоюзных студенческих организаций;

• социализация студентов по мере опробования ими различных ролей в ходе выполнения созидательных дел;

• профориентационная работа в период педпрактики (проект «Абитуриент»);

• взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона;

• поиск и включение в общественную работу социально активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;

• участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом;

• вовлечение в квазипрофессиональ-ную деятельность через волонтерскую, исследовательскую, познавательную, проектную работу;

• представление интересов студентов на всех уровнях;

• разработка и реализация собственных социально значимых программ и поддержка студенческих инициатив;

• создание единого информационного пространства для взаимодействия студентов и администрации вуза;

• профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде;

• трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов);

• участие в процедурах назначения стипендий и распределения мест в общежитиях;

• поддержка студенческих семей и малообеспеченных категорий студентов;

• организация досуга, отдыха и оздоровления студентов;

• анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения;

• выражение интересов студенческой молодежи на вузовском уровне, взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти.

Студенческое самоуправление возникает в том случае, если имеется совместная

68 Высшее образование в России • № 7, 2011

деятельность и интерес, есть общие события, проекты, дела. Так, структура студенческого совета НГПУ реализует проектноцелевой подход и включает в себя эффективные группы взаимодействия (рис. 1), по существу, проектные группы, поскольку элементарной единицей студенческого самоуправления является проект.

В проектные группы входят студенты разных факультетов и курсов, занимающиеся разработкой и реализацией конкретных проектов разного уровня - как общеуниверситетских, факультетских, так и на уровне группы или отдельного студента. Направления деятельности проектных групп соответствуют основным сферам жизни студенческой молодежи: учебная работа; научно-исследовательская деятельность; гражданско-патриотическое воспитание; обучение студенческого актива; пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек; организация досуга; благоустройство территории и помещений вуза; межвузовское взаимодействие; соци-

ально-воспитательная работа с детьми; формирование корпоративной культуры.

В рамках каждого направления реализуются проекты. В частности, в НГПУ наиболее крупными являются: конкурс «Лидер XXI века», конкурс «Лучшая группа НГПУ », школа лидеров «Большая перемена », проведение праздников (праздник первокурсников «Начало», «Студенческая свеча», «Студенческая весна »), выпуск вузовской газеты «Студенческая правда» и фа-культетскихгазет и журналов «Филоня», «ФФК» и др., межвузовский проект «Моя инициатива в образовании» и др. Одним из важных проектов является шефство студентов над Золинс-ким детским домом, приютом «Улыбка» Автозаводского района, онкологическим отделением областной детской больницы. Будущие педагоги систематически собирают средства, выезжают к детям с подарками, проводят новогодние праздники, рыцарские турниры, спортивные игры, а главное - общаются с детьми.

Студенческий совет осуществляет свою деятельность в контакте со студенческими объединениями, структурными подразделениями вуза и другими организациями. Таким образом, взаимодействие с внешними социальными партнерами значительно обогащает социальный опыт, развивает инициативу студентов.

Безусловно, реальный потенциал студенчества используется пока не полностью. Это предопределяет необходимость даль-

Рис. 1. Структура студенческого совета

нейшего совершенствования работы органов студенческого самоуправления, создания соответствующих условий для реализации конкретных действий со стороны руководства вуза. Администрация оказывает сегодня организационную, методическую и материально-техническую поддержку студенческим объединениям, привлекает студентов к участию в работе структур студенческого самоуправления, организует обучение студентов основам самоуправ-ления(«Школауправления», «Школа вожатых»), поддерживает студенческие инициативы, проводит научно-практические конференции, семинары, совещания по вопросам развития студенческого самоуправления, оказывает содействие в издании сборника студенческих работ «Неофит», студенческих газет и журналов и т.д. Проблемы студенческого самоуправления обсуждаются на ректорате, Ученом совете вуза.

Подчеркнем, что высокая степень самостоятельности студентов в учебной и вне-учебной деятельности, креативность и спо-

собность к управлению и самоуправлению, воспитанию и самовоспитанию являются не только критерием эффективности воспитательной работы в вузе, но и важным показателем степени готовности выпускника к будущей профессии.

Иными словами, индивидуально-личностное и профессиональное становление будущего педагога невозможно без включения его в социально значимую творческую деятельность, без участия в практической реализации управленческих решений в вузе.

Литература

1. Ховрин А.Ю. Студенческое самоуправле-

ние в контексте социального партнерства // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 128-132.

2. Стратегия государственной молодежной

политики в Российской Федерации. URL: http://mon.gov.ru/ dok/ ргау/ уо8р/ 3318/

3. Богданова Р.У., Смирнова Н.В. Проектный

подход в социально значимой деятельности студентов: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2009.

BELOVA E, GORYACHEVA S. THE EXPERIENCE OF STUDENTS’ SELFMANAGEMENT AT THE UNIVERSITY

The experience of creating the system of students’ self-management at Nizhny Novgorod State Pedagogical University is described. The different forms, functions and activity lines of the students’ self-management are presented. The role of the students’ self-management in student socialization and personality development is shown.

Keywords: students’ self-management, students’ council, socialization, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.