УДК 316.42:35 ББК Ф 75(2)
А. Н. Лучников г. Горно-Алтайск, Россия
Студенческая профсоюзная организация как важная часть системы студенческого самоуправления
В статье профсоюзная организация студентов рассматривается в роли свободного пространства для удовлетворения социальных потребностей студентов. Занимая серьезное место в системе молодежной политики, профсоюзные организации не только верны идеям и традициям, но и постоянно стремятся к развитию и инновациям, выступая фактором развития социальной компетентности студенческой молодежи.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, профсоюзная организация, профсоюзная организация студентов и аспирантов Горно-Алтайского государственного университета, социальная компетентность.
A. N. Luchnikov Gorno-Altaisk, Russia Students Trade Union Organization as an Important Part of a Student Self-administration System
In the given article the Students Trade-Union Organization is regarded as a free space for satisfaction of students’ social needs. Taking a serious place in the system of youth policy, trade-union organizations are not only devoted to ideas and traditions, but they are also constantly moving to development and innovations, acting as the factor of development of social competence of the student youth.
Key words: student self-government, trade union organization, trade union organization of students and post-graduate students of Gorno-Altaisk State University, social competence.
На сегодняшний день одной из важнейших задач в области государственной молодёжной политики является привлечение молодёжи к участию в строительстве гражданского общества, к активному обозначению своей позиции в общественной и политической сферах деятельности государства [5].
Современная жизнь ставит перед молодёжью задачи, которые требуют активного включения в общественные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодёжная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к воз-
никновению лидерства, общественных объединений, добровольчества и других форм социальной активности.
Общественные организации студентов представляют собой одну из подсистем воспитательного процесса вуза, обеспечивающую личностное саморазвитие будущего специалиста на основе индивидуального творческого подхода, избирательного отношения к действительности, свободного выбора субъектной позиции, добровольного принятия жизненных ценностей и приоритетов [2].
Самоуправление выступает в роли свободного пространства для удовлетворения социальных потребностей учащейся молодежи в самоутверждении и самоопределении. В нём главным является социально значимое неформальное и
© Лучников А. Н., 2011
абсолютно свободное общение, уровень которого зависит от уровня социальной зрелости студентов и от уровня социальных требований со стороны всех общественных и государственных институтов и центров воспитания и образования [3].
Участие в деятельности молодёжных общественных организаций, как никакая иная деятельность студентов, предоставляет молодым людям возможность осознать себя личностью, индивидуальностью, самоутвердиться, развить свои интересы и способности одновременно, осознать себя частью коллективных общностей [2].
В настоящее время на уровне образовательных учреждений можно выделить следующие виды организационных структур студенческого самоуправления:
1. Орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды, студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т. д.); статус органа может определяться приказом ректора (директора), другим локальным актом образовательного учреждения или договором между органом самоуправления и администрацией образовательного учреждения.
2. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности. Статус и полномочия профсоюзной организации в сфере студенческого самоуправления определяются коллективным договором (соглашением).
3. Орган студенческого самоуправления в форме общественного объединения. Таким объединением может быть студенческий совет, союз студентов данного образовательного учреждения или отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением; статус этой организации опреде-
ляется соглашением между объединением и администрацией образовательного учреждения.
4. Профсоюзная организация студентов (далее ПОС) и общественное объединение, совместно выполняющие функции органа студенческого самоуправления; статус органа студенческого самоуправления определяется трехсторонним соглашением; профком приоритетно выполняет функции социальной защиты студентов, а общественное объединение занимается реализацией социально значимых программ (проектов) и поддержкой инициатив студенческой молодёжи [1].
Одним из традиционных и активных субъектов студенческого самоуправления на уровне вуза зачастую выступает студенческая профсоюзная организация, статус и полномочия которой в сфере студенческого самоуправления вуза определяются коллективным договором (соглашением).
Профсоюзные организации - единственные общественные организации, чьи права и гарантии закреплены законами (Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Трудовой кодекс РФ) [6]. Это студенческие организации, действующие в рамках единой общегосударственной структуры, объединяющей молодёжь с другими категориями граждан. Эти и другие особенности дают студенческим профсоюзам, функционирующим на принципах самоуправления, значительное преимущество и позволяют выполнять функцию регулирования отношений между администрацией вуза и студентами посредствам социального партнерства.
Согласно статистике, в России сегодня насчитывается около 2 млн членов первичных профсоюзных студенческих организаций.
Основными задачами существования и осуществления деятельности ПОС является представительство и защита ин-
дивидуальных и коллективных социально-экономических и иных, связанных с обучением, прав и интересов студентов членов профсоюза [6]. Однако, на наш взгляд, в качестве дополнительных задач, стоящих перед студенческими профсоюзными организациями, можно выделить и две следующие:
1. Подготовка молодых граждан с активной жизненной позицией, наличием чётких моральных и социальных установок.
2. Участие в реализации государственной молодёжной политики.
Каждый день студент приходит в вуз получать знания, но в процессе учёбы нередко возникают проблемы, связанные с социальной сферой. Вопросы, относящиеся к организации питания, работы медпункта, библиотеки, гардеробов в корпусах, и другие влияют на протекание учебного процесса. Все эти проблемы необходимо решать путём переговоров и закреплять нормативно-правовой базой.
Сегодня первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов Горно-Алтайского государственного университета является самой многочисленной молодежной организацией в Республике Алтай. Она объединяет 3630 студентов и аспирантов, это 98,9 % от всей численности обучающихся в вузе.
Начав свою активную деятельность 18 лет назад, профсоюзная организация студентов успела завоевать доверие не только студентов ГАГУ, но и также администрации вуза, городских и республиканских властей.
При непосредственном участии профкома студентов и аспирантов готовились и утверждались внутренние нормативные документы университета, такие как: «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов и аспирантов», «Положение об общежитии», «Правила внутреннего распорядка ГАГУ», положения о проведении конкурсов «На лучшую комнату в общежитии», «Лучшее общежитие ГАГУ» и др.
Постоянно меняющееся законодательство РФ требует незамедлительной реакции и оперативной работы, поэтому профком студентов постоянно выходит с инициативой о внесении изменений и дополнений в нормативные документы, направленные на улучшение условий обучения в вузе.
Одним из ведущих направлений в деятельности организации является работа по защите прав студенческой молодёжи. В рамках правовой работы профсоюзная организация студентов и аспирантов ГАГУ уже не первый год сотрудничает с Юридической клиникой нашего университета. Это сотрудничество позволяет организовать квалифицированную помощь студентам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Помимо этого, в кабинете студенческого профкома ежедневно ведёт работу студент юридического факультета, косультирующий обучающихся, законные права которых были нарушены в рамках учебно-воспитательного процесса.
Ежегодно ПОС проводит встречи студентов с администрацией вуза, в которой принимают участие более 300 обучающихся. В открытом диалоге с ректором обсуждается огромное множество проблем, с которыми сталкиваются студенты. Происходит совместный поиск решений. Разрабатываются рекомендации по улучшению учебного процесса, жилищно-бытовых условий, оздоровления.
Особенной заслугой работы профсоюзной студенческой организации является участие в процессе принятия решений: когда студенты получают возможность через своих профоргов и старост распределять адресную материальную помощь, социальную стипендию, места в общежитиях.
Первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов Горно-Алтайского государственного университета активно и планово ведёт работу со студенческим активом университета. Их творческие инициативы постоянно поддерживаются, а результативная деятельность поощряется. В организации выстроена чёткая
система премирования профсоюзного актива, когда студент получает надбавку к стипендии за общественно полезную деятельность.
Внутри организации ведётся работа по обучению молодёжи активной практической деятельности и взаимодействию с людьми. Ежегодно согласно плановым мероприятиям проводятся семинары профсоюзного актива, на которых освещаются такие вопросы, как: роль профсоюзной организации в помощи социально незащищенных студентов, делопроизводство, знакомство с нормативно-правовыми документами, касающимися жизнедеятельности студенчества, что даёт возможность свободно владеть спецификой профсоюзной деятельности и возможность профессионально работать профактиву в студенческих группах.
Огромную роль в повышении эффективности работы студенческого актива играют межрегиональные семинары, на которые каждый год профком направляет студентов, отличившихся в общественной жизни университета. Приобретённый ими опыт значительно расширяет возможности социально-правовой деятельности в вузе. А также усиливает мотивацию членства в профсоюзе и укрепляет фундамент студенческого самоуправления.
Одно из направлений организации -культурно-массовая и спортивная работа на факультетах и в университете в целом. Получают поддержку мероприятия, проводимые студенческим активом, выделяются по мере возможности денежные средства на их проведение. Активно поддерживается движение КВН, такие крупные мероприятия, как «Мисс студентка», «А ну-ка парни», «Многоликая планета», «Талантино» и т. д.
Стремясь к совершенствованию творческого потенциала, наши активисты посредством информационной деятельности работают над созданием положительного имиджа как профсоюзной организации студентов и аспирантов, так и студенческого самоуправления в целом.
Работая над повышением социальной активности молодёжи, наша организация стремится проводить различные акции, вовлекая в их организацию и проведение как можно больше молодых людей. За прошедший год было проведено более десяти всевозможных акций: «Возложение венка к мемориалу Победы», «Городской молодёжный автобус», «Агент 009», «Нешуточная оттепель», «Доброе утро», «Снежный городок - детскому дому», «Новогодний БУМ», «Бесплатная ксерокопия» и многие другие.
Самым «видимым» в деятельности профкома является оздоровление и отдых студентов. Ежегодно проводятся выезды на спортивно-оздоровительную базу «Горизонт» на берегу Телецкого озера. Благодаря финансированию ректората на базе ежегодно отдыхают и поправляют здоровье более 300 студентов. В 2010 г. отдохнуло 643 студента. За прошедший год по ходатайству профкома более 50 студентов сирот и инвалидов оздоровились в санатории города Белокуриха. Всю работу по организации путёвок и выездов осуществляют председатели профбюро факультетов, что позволяет приобретать им организаторские и управленческие навыки.
Профсоюзная организация уделяет должное внимание молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. При пожаре, в случае болезни либо потери близкого родственника студенту в обязательном порядке выделяется материальная помощь. Помимо этого, детям категории сирот, которым не исполнилось 18 лет, а также семейным студентам и аспирантам с детьми в Новый год профсоюзный комитет выдает новогодние подарки.
Работа профсоюзного комитета несёт в себе и воспитательную функцию. Привлекая студентов к участию в общественной жизни, работе семинаров и круглых столов, разработке различных нормативных актов, мы воспитываем определённые мировоззренческие взгляды и формируем гражданскую позицию у членов
профсоюза. Активисты ПОС проявляют себя на всех уровнях власти (Молодёжный парламент, Молодёжное правительство, Молодёжный совет при администрации города и т. п.).
Проявляя себя в работе профсоюзной организации в студенческие годы, профсоюзные активисты достигают профессиональных успехов после окончания университета.
Мы думаем, что верность идеям, традициям и в то же время стремление к постоянному развитию и инновациям позволяют профсоюзным организациям оставаться на высоком уровне среди многих других молодёжных общественных организаций, занимать серьезное место в системе молодёжной политики страны.
Также хотелось бы отметить, что участие в работе общественной организации, работе органов студенческого самоуправления способствует развитию студента, поскольку по отношению к личности самоуправление выполняет следующие функции:
- адаптационную (умение строить взаимоотношения в коллективе);
- интегративную (дает возможность сочетать коллективные и индивидуальные виды деятельности);
- освоение управленческой культуры (появляется возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решения, важного для себя и для коллектива; осознание свободы и ответственности) [4].
Развивая такие качества личности студента, как целеустремлённость, эмпатию, доброжелательность, психологическую стабильность, социальную активность, общественные организации выступают фактором развития социальной компетентности студенческой молодёжи.
Учитывая вышеупомянутые факторы, а также стремление молодёжи к объединению с единомышленниками, можно сделать вывод, что деятельность общественных организаций в учебных заведениях имеет особо важное значение и выполняет многие важные задачи, стоящие перед государственной молодёжной политикой страны в целом.
Список литературы
1. Концепция развития студенческого самоуправления в Российской Федерации // Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: материалы Всероссийской конференции. 4-6 мая 2005 г.
2. Меликадамян Т. Р Молодежное самоуправление - инструмент формирования гражданских институтов и развития правового государства // Благотворительный фонд социального развития. URL : http://www.soc-pr.ru/ (дата обращения 15.01.2011).
3. Состояние и перспективы студенческого самоуправления в городе Саратове // Материалы городской научно-практической конференции. 20 ноября 2009 г., г. Саратов.
4. Студенческое самоуправление: инновации, проблемы и перспективы // Материалы Общероссийской студенческой конференции. 29-30 апреля 2010 г.
5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006.
6. Устав Общероссийского Профсоюза образования : утв. учредительным I Съездом Профсоюза 27 сентября 1990 г.
Рукопись поступила в редакцию 28.03.2011