ориентацией на достижение стабильности в обществе. Данная цель определяет и стратегию преподавания истории отечественного государства и права: сочетание воспитательных целей и принципов историзма. Вузовский курс отечественной истории призван познакомить студентов с приемами источниковедения и историографии, с методами научного анализа. Оптимальными способами обучения могут стать: решение специальных задач, приобщение студентов к обсуждению классических проблем отечественной и мировой истории, а также к исследовательской работе. Объем фактического материала должен обеспечить успевающим студентам реальную возможность всерьез заниматься самообразованием. «Упаковка» исторического материала должна производиться в адекватную форму, облегчающую переход от образования к самообразованию.
Первым условием (и первым этапом) на этом пути является инициирование интереса. Интерес к истории порождается или интересом к преподавателю, этот предмет читающему, или интересом к проблеме, столь удачно сформулированной, что решение ее по силам даже студенту.
Вторым условием (вторым этапом) становится опыт успеха, пусть он даже достигнут при некоторой помощи учебного пособия или преподавателя.
Третьим условием (третьим этапом) является чтение книг, при котором усваивается настолько большой объем информации, что всякая последующая становится узнаваемой.
Наконец, четвертым условием (четвертым этапом) исторического образования следует считать написание собственных небольших иссле-
дований-размышлений на исторические темы, так как история - наука письменная.
Не подлаживаясь под стереотипы и заблуждения, существующие сегодня, необходимо укреплять опоры исторического познания и исторической ответственности. Средства для достижения такой цели в общем не такие уж и мудреные:
- жизненно необходимо пользоваться опытом, накопленным учеными предыдущих поколений, используя системно-комплексный метод;
- соблюдать равновесие между массивом юридических фактов и умением их трактовать;
- не отклоняться от юридического правила: «Пусть будет выслушана другая сторона»;
- соблюдать научную добросовестность и честность, которые выражены в отсутствии и политической ангажированности, и плагиата [4, с. 106].
Комплексная разработка целостной концепции отечественной истории возможна лишь на основе сопоставления разнообразных методологических подходов и объективности.
Литература
1. Дорофеев Н. В поисках исторической правды // Российская Федерация сегодня. 2013. № 5.
2. Лукьянов А. И. Осенний триптих. Смоленск, 1995.
3. Голик Ю. В. Метод уголовного права // Журнал российского права. 2000. № 1.
4. Данилов С. Ю. О современных проблемах юриспруденции и истории в контексте научного и образовательных компонентов // История и современность: белорусская государственность в европейском цивилизованном контексте. Минск, 2012.
© 2014 г. А. Г. Рябченко,
О. Ю. Тхаровская
РОЛЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В статье анализируется нормативно-правовая основа деятельности полиции по пресечению терроризма. Раскрывается роль отдельных подразделений полиции в обеспечении антитеррористической безопасности. Отражена значимость взаимодействия как между подразделениями органов внутренних дел, так и с другими службами.
Ключевые слова: полиция, терроризм, органы внутренних дел, антитеррористическая безопасность, взаимодействие, закон, Национальный антитеррористический комитет, банк данных.
Терроризм в настоящее время является серьезной угрозой безопасности, он обладает организованной и законспирированной системой как подготовки, так и совершения преступлений. В связи с этим важным направлением деятельности ор-
ганов внутренних дел выступает выявление и пресечение терактов преимущественно на стадии подготовки. Это сложная задача, требующая серьезной профессиональной подготовки и системной оперативной работы, которая успешно
реализуется путем организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел и других спецслужб. Практическая реализация служебных обязанностей сотрудниками в данной сфере стала возможной благодаря системному закреплению основ данного механизма в действующем законодательстве. Правовые основы борьбы с терроризмом содержатся в Международных конвенциях и Конституции России. Всю совокупность нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск по предупреждению и пресечению терроризма, составляют законы, указы Президента, постановления и распоряжения правительства, кодексы, межведомственные и ведомственные нормативные акты, решения местных органов власти и управления.
Так, Федеральный закон от 06.03.2006 N° 35-Ф3 «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В ст. 3 данного закона терроризм определен как идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. При этом законодатель указал, что противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по (см. текст в предыдущей редакции) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Исходя из положений ч. 3 ст. 15 данного закона в состав группировки сил и средств при проведении контртеррористической операции могут входить и органы внутренних дел, которые применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
К субъектам противодействия терроризму в соответствии со ст. 7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) отнесены уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию кото-
рых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
Одним из основных субъектов органов внутренних дел, непосредственно участвующих в противодействии терроризму, выступает главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. ГУПЭ МВД России образовано в соответствии с Указом Президента России от 6 сентября 2008 г. № 1316 и последовавшим за ним Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 940.
В ст. 4 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 закреплено: «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Далее, в указе Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 29.08.2013) «Вопросы организации полиции» раскрывается, что в состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются функции по противодействию коррупции, терроризму и экстремистской деятельности (п. «з» ст. 1). Закон «О полиции» значительно расширяет полномочия полицейских структур по обеспечению безопасности в местах массового пребывания граждан, по проведению экспертизы состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов инфраструктуры, при этом сотрудники полиции в целях противодействия террористическим деяниям реализуют общие права и возложенные на них обязанности данным законом. Таким образом, можно сделать вывод, что независимо от подразделения, в котором сотрудник проходит службу, на него возлагается функция по противодействию терроризму, реализуемая в рамках предоставленных полномочий.
Так, сотрудники принимают и регистрируют (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях террористической направленности, причем в отличие от иных, данная категория сообщений подлежит обязательной регистрации и проверке даже при анонимном со-
общении. За «лжетерроризм» виновные лица привлекаются к уголовной ответственности. После поступления сообщения о готовящемся взрыве именно сотрудники полиции прибывают незамедлительно на место совершения преступления, производят оцепление опасной территории до приезда специализированных служб, информируют соответствующие государственные и муниципальные органы, организации о ставших известными полиции фактах, при необходимости оказывают первую помощь лицам, пострадавшим от преступления, обеспечивают сохранность следов преступления. Большая работа по предупреждению терроризма (профилактика терроризма) проводится подразделениями полиции, обеспечивающими охрану общественного порядка (ППСП, ДПС, ОВО, транспортная полиция, служба участковых уполномоченных). На объектах с массовым пребыванием людей в целях охраны общественного порядка и общественной безопасности постоянно дежурят наряды патрульно-постовой службы полиции. В целях обеспечения антитеррористической устойчивости широко используются средства видеонаблюдения. В зданиях массового пребывания людей (например, билетные кассы, холлы вокзалов) устанавливаются стационарные рамки-металлодетекторы. Сотрудники ГИБДД во время проведения профилактических бесед должны обращать внимание на способы оборудования автомобиля сигнализацией, осмотр автомобиля с целью обнаружить взрывное устройство и на другие действия, которые могут предупредить взрыв. Подразделениями ГИБДД периодически проводятся операции «Противодействие терроризму», в ходе которых изымается оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, что способствует пресечению совершения террористических актов.
Особое внимание органами внутренних дел уделяется предотвращению терроризма на транспорте, который влечет за собой тяжкие последствия, сопряженные с массовой гибелью людей. В связи со специфическими чертами терроризма на транспорте, такими как: применение террористами взрывных устройств, захват заложников и готовность террористов принести в жертву своим идеям не только других людей, но и самих себя, -антитеррористические меры на транспорте, применяемые сотрудниками органов внутренних дел, направлены на профилактику «бомбового» терроризма, противодействие захвату заложников, предотвращение суицидального терроризма (благодаря профессиональным действиям старшего сержанта полиции Волгоградского линейного управления МВД России на транспорте Д. А. Маковки-на удалось избежать более тяжких последствий при теракте на железнодорожном вокзале Волгограда в декабре 2013 г.).
Примером может выступить организация работы подразделений в Челябинской области. После трагических событий, произошедших в Волгограде, территориальными ОМВД России Челябинской области для проведения антитеррористических мероприятий выставлены дополнительные посты патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы полиции на территории привокзальной площади и в непосредственной близости от железнодорожного и автовокзалов Челябинска, Магнитогорска, Миас-са, Кыштым, Златоуста и др. В маршруты патрулирования наружных нарядов органов внутренних дел включены все автостанции области. На въезде в аэропорт «Баландино» выставлены наряды ДПС, в обязанности которых вменено осуществление досмотра автотранспорта. В два раза увеличена численность сотрудников вневедомственной охраны полиции, обеспечивающих круглосуточный контроль за периметром данного аэропорта. По рекомендации полиции в целях укрепления антитеррористической защищенности собственниками объектов усовершенствованы системы видеонаблюдения и установлены дополнительные видеокамеры на территории автовокзалов и автостанций. Принятыми мерами не допущено роста числа зарегистрированных преступлений на территориях, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры. Террористических актов не допущено [6].
Анализируя деятельность органов внутренних дел по пресечению терроризма, можно выделить два этапа работы: во-первых, проводимая первоначально при формировании и оформлении замыслов террористов и, во-вторых, осуществляемая при подготовке ими конкретных террористических актов и на стадии начала активных действий.
На первом этапе сотрудниками органов внутренних дел изучаются и анализируются негативные процессы, происходящие в сфере социальных, экономических, политических, национальных отношений, в деятельности организаций, фронтов и объединений экстремистского толка, их отдельных групп и представителей, причины и факторы, способствующие развитию террористических проявлений. На основе выработанных методов воздействия применительно к складывающейся ситуации определяется круг конкретных задач и мероприятий для каждого подразделения органов внутренних дел и внутренних войск. Именно на первом этапе осуществляются сбор, накопление и обобщение данных о деятельности преступных групп, экстремистов и отдельных лиц, преследующих террористические цели. При этом необходимо организовать информационную и аналитическую работу, т. к. от ее качества зависит обеспечение готовности органов внутренних дел к действиям по проведению специальной (или контртеррористической) операции. Эффективность
пресечения преступной деятельности террористов во многом связана с правильной оценкой сигналов раннего предупреждения, позволяющей принять необходимые в сложившейся ситуации меры. Для выполнения этой задачи указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N° 116 «О мерах по противодействию терроризму» было утверждено Положение о Национальном антитеррористическом комитете (НАК). НАК призван обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществлять подготовку соответствующих предложений Президента Российской Федерации. В состав НАК входят руководители почти всех силовых структур, спецслужб, ключевых правительственных ведомств, а также обеих палат парламента России. Примечательно, что Министр внутренних дел Российской Федерации выступает заместителем председателя Комитета, заместителем руководителя Федерального оперативного штаба НАК. При этом в состав антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации входят начальники территориальных органов МВД России, выступающие заместителями руководителей соответствующих оперативных штабов. Закрепление данных должностей обусловлено значительной ролью органов внутренних дел (и соответственно, подразделений полиции) при выполнении функций по обеспечению антитеррористической защищенности объектов и безопасности населения страны.
МВД России регулярно осуществляет обмен оперативной информацией с УФСБ и подразделениями по борьбе с экстремизмом и терроризмом. При этом особое внимание уделяется лицам, исповедующим идеологию радикального ислама, женщинам, являющимся вдовами и родственницами уничтоженных членов диверсионно-террористических групп. Их списки передаются сотрудникам ОВД, осуществляющим охрану общественного порядка. К сожалению, опыт свидетельствует: отсутствие регулярно пополняемого специализированного банка данных о лицах, группах, склонных к терроризму, а также специальных компьютерно-информационных и идентификационных систем препятствует возможности оперативно решать вопросы информационного обеспечения проводимых профилактических мероприятий органами внутренних дел. Следовательно, необходимо создание единых баз данных в правоохранительных органах, позволяющих обрабатывать большие массивы информации и оперативно предоставлять сведения о потенциально
опасных лицах, склонных к экстремистским и террористическим акциям.
На втором этапе основное внимание органов внутренних дел должно уделяться недопущению дальнейшего развития актов терроризма. Здесь важно быстрое реагирование на возникшую ситуацию с прогнозированием развития событий и вариантов вероятных противоправных действий. Рассмотрение участия подразделений органов внутренних дел и внутренних войск системы МВД в предупреждении и пресечении актов терроризма в современных условиях позволяет сделать ряд выводов по совершенствованию их деятельности. Основными ее направлениями являются: обеспечение служебно-боевой готовности сил и средств; управление ими; выбор тактики, действий; оперативно-разыскное, а также материально-техническое и тыловое обеспечение; организация взаимодействия. Несмотря на принимаемые организационные меры, при возникновении реальной опасности становится очевидной недостаточно слаженная работа подразделений в рамках взаимодействия, что говорит о необходимости доведения до сотрудников подразделений порядка исполнения их обязанностей при возникновении подобной ситуации, отработки навыков при проведении совместных практических занятий с анализом допущенных ошибок, подготовки соответствующего наглядного учебного материала в виде фильмов.
Необходимо иметь в виду, что принимаемые сотрудниками органов внутренних дел меры безопасности по предупреждению террористических актов будут более эффективны при понимании, доверии и всесторонней поддержке со стороны населения.
Литература
1. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. 20 октября.
2. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 02.11.2013). URL: http://www.pravo.gov.ru
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.
4. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» (ред. от 29.08.2013) // Российская газета. 2011. 2 марта.
5. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») (ред. от 26.06.2013) // Парламентская газета. 2006. 2 марта.
6. URL: http: //www. 74. mvd. ru/ citizens/Informac-ij a _o_dej atelnosti_GU_MVD_Rossii