СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
- ч
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ШИКУНОВ,
заместитель начальника кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России, кандидат политических наук E-mail: dim.shikunojf@yandex.ru
Аннотация. Анализируется современная политика России по борьбе с терроризмом; раскрывается структура общегосударственной системы противодействия терроризму.
Ключевые слова: антитеррористическая политика государства, противодействие терроризму, террористическая угроза, национальная безопасность.
Annotation. The article attempts to analyze of modem policy of Russia on fight against terrorism, reveals the structure of nationwide system of counteraction to terrorism.
Keywords: anti-terrorist policy of the state, counteraction to terrorism, terrorist threat, national security.
8 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. В этот день по всей стране ежегодно проходят мероприятия, приуроченные сентябрьским 2004 г. трагическим событиям в Беслане, когда в результате беспрецедентного по своей жестокости террористического акта погибли более 300 человек, в основном женщины и дети. День солидарности в борьбе с терроризмом символизирует единение государства и общества в борьбе с таким страшным явлением, как терроризм.
В этот день Россия отдает дань памяти тысячам соотечественников, погибшим от рук террористов в Беслане, в театральном центре на Дубровке, в Буденновске, Первомайском, при взрывах жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, в сотнях других террористических актов.
В Российской Федерации проблема борьбы с терроризмом встала ещё в 1990-е годы. Тогда возник основной очаг распространения терроризма в России на Северном Кавказе. Начиная с 1999 г. у российских граждан возникает осознание возможности террористической угрозы, причём эта опасность ощущается ими как одна из наиболее значимых. Государство, стремясь защитить своих граждан, создало систему защиты от террористической опасности.
Последние годы в российской научной литературе понятие «антитеррористическая политика государства» подвергается детальному анализу и рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности современного государства. Это деятельность по профилактике и борьбе с терроризмом, по устранению причин терроризма, пресечению и предупреждению террористиче-
ских актов, с целью сохранения существующего общественного и государственного строя, целостности и суверенитета страны, а также обеспечения безопасности граждан, промышленных и гражданских объектов от действий террористов1. В этой деятельности должны принимать активное участие не только государственные органы, но и гражданское общество, прежде всего, через СМИ, политические партии, общественные и религиозные организации. Система пропаганды и агитации, воспитания и образования должны формировать устойчиво отрицательное отношение к террористической деятельности.
Центральное место в борьбе с терроризмом занимает антитеррористическая деятельность государства, направленная, согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», на предупреждение терроризма, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактику терроризма), выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьбу с терроризмом), минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма.
Основные направления деятельности системы противодействия терроризму - силовое противодействие терроризму, устранение внутренних источников терроризма, противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников, снижение тяжести последствий террористических атак, мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.
Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.
Организационные основы общегосударственной системы противодействия терроризму в нашей стране определены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму», Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., иными нормативными актами Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических меропри-ятий2.
Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной антитеррористической политики, устанавливает компетенцию непосредственно руководимых им федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, а также принимает решение об использовании воинских и специальных подразделений за рубежом для борьбы с террористическими проявлениями против Российской Федерации и её граждан.
Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную основу противодействия терроризму.
Контроль за законностью действий должностных лиц при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, организует разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, всестороннее обеспечение антитеррористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих компетенций. Особая роль здесь принадлежит силовым и чрезвычайным органам государственной власти: Вооружённым Силам Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Вооруженные Силы Российской Федерации в борьбе с терроризмом могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства, участия в проведении контртеррористической операции, пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации3.
Одним из основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности является борьба с терроризмом, т.е. деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий. Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом соответствующих мероприятий является необходимость пресечения террористического акта, выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта, и добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
При этом в борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определя-
ется условиями борьбы с терроризмом. Сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей и средств связи.
Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению Президента Российской Федерации могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации4.
Согласно Федеральному закону «О полиции», на полицию возлагается обязанность участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов от террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов5.
Особая роль в контртеррористической деятельности принадлежит Внутренним войскам МВД Российской Федерации. На них возложена обязанность участия в борьбе с терроризмом и обеспечения правового режима контртеррористической операции.
На различные соединения и воинские части Внутренних войск МВД Российской Федерации, помимо других, возлагаются задачи, в той или иной степени связанные с антитеррористической деятельностью: участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации, в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов, в непосредственном пресечении актов терроризма, в обезвреживании лиц, захвативших заложников, важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти, в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы в населенных пунктах, а также в обеспечении общественной безопасности при проведении массовых мероприятий, в принятии неотложных мер по спасению людей,
охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения и иные задачи6.
На Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) в связи с антитеррористической деятельностью государства также возлагаются важнейшие обязанности в пределах своей компетенции: меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, осуществление совместно с войсками (силами) и средствами федеральных органов исполнительной власти противодействия терроризму, проведение аварийно-спасательных работ, участие в обеспечении пострадавшего населения продовольствием, водой, предметами первой необходимости, другими материальными средствами и услугами, жилыми помещениями для временного проживания, а также в оказании пострадавшему населению первой помощи, тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах, оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях'.
Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации8.
В состав Национального антитеррористического комитета по должностям входят: Директор ФСБ России (председатель Комитета), Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета), Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя Комитета - руководитель аппарата Комитета), Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министр
иностранных дел Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, Министр юстиции Российской Федерации, Министр здравоохранения Российской Федерации, Министр промышленности и торговли Российской Федерации, Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министр транспорта Российской Федерации, Министр энергетики Российской Федерации, Директор Службы внешней разведки Российской Федерации, Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Директор Федеральной службы охраны Российской Федерации, Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу, Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации9.
Основными задачами Национального антитеррористического комитета являются: подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области, координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области, подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов.
Аппарат Национального антитеррористического комитета состоит из трёх управлений.
• Управление координации деятельности по профилактике терроризма, на которое возложены разработка общегосударственных мер по профилактике терроризма (нормативно-правовой базы в области противодействия терроризму, защищенности населения и критически важных объектов, противодействию финансирования терроризма,
ликвидации и минимизации последствий террористического акта, реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов), координация и контроль деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, международное сотрудничество в области противодействия терроризму.
• Управление координации деятельности по борьбе с терроризмом, на которое возлагается организация оперативного реагирования на террористические угрозы, планирование применения сил и средств оперативных штабов при проведении контртеррористической операции, организация оперативно-тактических и командно-штабных учений по пресечению террористических актов, организационное обеспечение Федерального оперативного штаба.
• Информационно-аналитическое управление, обязанное осуществлять аналитическую деятельность в сфере противодействия терроризму, разработку и сопровождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму.
В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе Национального антитеррористического комитета функционирует Федеральный оперативный штаб, а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации - оперативные штабы субъектов Российской Федерации.
Так, 8 апреля 2014 г. в Москве под руководством Председателя Национального антитеррористического комитета, Директора ФСБ России А.В. Бортникова было проведено 45-е заседание НАК.
Оценивая проделанную работу по обеспечению безопасности в ходе подготовки и проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи он отметил тесное взаимодействие с представителями 42 спецслужб и правоохранительных органов из 32 стран.
Кроме того, были подведены итоги работы по пресечению преступной деятельности бандгрупп, действующих на территории Северного Кавказа. Только в первом квартале 2014 г. были ликвидированы 13 главарей и 65 активных членов бандгрупп. В ходе активных упреждающих действий удалось задержать более 250 бандитов и их пособников, изъять из незаконного оборота большое количество взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.
Совместными усилиями сил правопорядка предотвращено 19 преступлений террористической направленности. На территории Московской области, Хабаровского края, республик Башкортостан и Тыва пресечена деятельность 18 эмиссаров
и членов законспирированных ячеек преступных организаций «Исламская партия Туркестана» и «Хизб-ут-Тахрир Аль-Ислами». Раскрыты теракты в городах Волгограде и Пятигорске10.
В субъектах Российской Федерации координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые главами субъектов Российской Федерации11.
Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.
При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму.
Современное общество столкнулось с угрозой терроризма. В ответ на эту угрозу общество вырабатывает естественные защитные механизмы. В Российской Федерации активно работает общегосударственная система противодействия терроризму. Однако, без сотрудничества с гражданским обществом эта система вряд ли сможет решать свои задачи в полном объёме. Поэтому сегодня встаёт задача объединения усилий государства, общественных объединений и организаций, средств массой информации и самих граждан. Только в этом случае возможна победа в этой борьбе.
1 См.: Перенджиев А. Современная антитеррористическая политика: постановка проблемы // РИА Новости http://ria.ru/ spravka/20131229/987132908.html#ixzz2xN
2 См.: Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // http://nac.gov.ru/content/3916.html
3 См.: Ст. 6-10 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (с изменениями и дополнениями) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_154022/
4 См.: Ст. 8, 9 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/10104197/2/
5 См.: Ст. 12, п. 1, пп. 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции» // http://www.consultant.ru/popular/ police/
6 См.: Ст. 2, 18, 19, 23 Федерального закона от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // http://base.garant.ru/10128200/#ixzz2y6ymY4Ip.
7 См.: Официальный сайт МЧС // http://www.mchs.gov.ru/
law
8 См.: Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. // http://nac.gov.ru/content/3916.html
9 См.: Национальный антитеррористический комитет: информационно-аналитический портал // http://nac.gov.ru/ document/839/sostav-nak.html
10 Информационный центр НАК сообщает // http://nac. gov.ru/nakmessage/2014/04/08/v-moskve-pod-rukovodstvom-predsedatelya-nak-direktora-fsb-rossii-av-bortnikova.html
11 Что представляет собой общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации // Антитеррористическая комиссия Смоленской области. Оперативный штаб в Смоленской области. http://admin-smolensk.ru/~antiterror/ raznoe/vopros/v4/.
Социология для юристов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности риспруденция» / [В.Ю. Бельский и др.]. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 311 с.
Раскрыты основополагающие проблемы теоретической и прикладной социологии, дающие целостное представление о современном обществе, его структурных элементах и процессах, о социальных проблемах современного российского общества и тенденциях его развития. Значительное внимание уделено специфическому содержанию социологии права, а также специфике социологической проблематики в сфере правоохранительной деятельности.
Для студентов и преподавателей юридических специальностей, а также специалистов-практиков.