УДК 343. 9
DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-178-184
А.Ю. Сагайдак
кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 orcID: 0000-0002-5980-8771. E-mail: a-sagaidakk@mail.ru
н.А. Корсикова
кандидат юридических наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 orcID: 0000-0002-1565-3464. E-mail: korsikova-nataly@mail.ru
Детерминационные особенности терроризма в современной России
Аннотация: В статье проведён криминологический анализ причин и условий, способствующих проявлению преступлений террористического характера в Российской Федерации, акцентируя внимание на деятельности ОВД по противодействию терроризму. Дана краткая характеристика количественных показателей преступлений террористического характера за 2015-2018 гг. и обобщён научный опыт изучения основных факторов, обуславливающих террористические проявления в Российской Федерации. Рассмотрены факторы, способствующие терроризму в Российской Федерации - наличие радикально настроенных групп, которые пропагандируют свою идеологию среди подросткового поколения. Раскрыто значение «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» в системе профилактики современного терроризма, а также проведён анализ основных нормативно-правовых актов, которые являются правовым «фундаментом» в данной области. Проанализировано содержание противодействия преступности рассматриваемого вида, осуществляемого органами внутренних дел, подчёркивается значимость патрульно-постовой службы полиции; службы участковых уполномоченных полиции; подразделений по делам несовершеннолетних и др.
Ключевые слова: детерминанты терроризма, противодействие терроризму.
Для цитирования: Сагайдак А.Ю., Корсикова Н.А. Детерминационные особенности терроризма в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 2 (82). - С. 178-184. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-178-184.
Albina Yu. Sagaidak
Cand. Sci. (Ped.), Docent Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation orcID: 0000-0002-5980-8771. E-mail: a-sagaidakk@mail.ru
Natalia A. Korsikova
Cand. Sci. (Jurid.), Docent Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation orcID: 0000-0002-1565-3464. E-mail: korsikova-nataly@mail.ru
Deterministic features of terrorism in modern Russia
Annotation: The article is devoted to the criminological analysis of the causes and conditions conducive to the manifestation of crimes of a terrorism nature in the Russian Federation? Focusing on the activities of the internal affairs bodies in countering terrorism.
The coat characteristic of quantitative indicators of crimes of a terrorist nature for 2015-2018 is given.
The article summarizes the scientific experience of studying the main factors causing terrorist manifestations in the Russian Federation. The authors focus on the ode of the main factors contributing to terrorism in the Russian Federation - the presence of radical groups that promote their ideology among the teenage generation.
The authors determined the place of the «Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for 2019-2025» in the system of prevention of modern terrorism, and also analyzed the main legal acts that are the legal «foundation» in this area. The content of the opposition implemented by the internal affairs bodies is emphasized.
Keywords: determinants of terrorism, counterterrorism.
For citation: Sagaidak A. Yu., Korsikova N. A. Deterministic features of terrorism in modern Russia // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 2 (82). - P. 178-184. DOI: 10.35750/2071-8284-2019-2-178-184.
Введение
Согласно стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г., одной из угроз государственной и общественной безопасности является деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путём завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации1.
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 08.04.2019).
Основными нормативно-правовыми актами, на основе которых осуществляется антитеррористическая политика, являются: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»2; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»3; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»4 и др.
Основная часть
Для того чтобы детально разобрать криминологический анализ преступлений террористического характера, необходимо уяснить состояние и динамику преступлений данного
2 О противодействии терроризму : Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35- ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.04.2019).
3 О безопасности : Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 06.04.2019).
4 О противодействии экстремистской деятельности : Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 06.04.2019).
вида. Так, согласно статистическим данным, в 2015 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 1531 преступление террористического характера, в 2016 году -2214 преступлений данного вида, в 2017 году совершено 1871 преступление террористического характера, а в 2018 году - 1679 таких преступлений5.
Анализ состояния терроризма за последние четыре года, в период с 2015 г. по 2018 г., показывает, что тенденции развития криминогенной ситуации в Российской Федерации изменились, однако оперативная обстановка продолжает оставаться достаточно сложной и напряжённой.
Осуществляя мониторинг аналитических материалов, можно выделить несколько регионов Российской Федерации, в которых остро стоит проблема терроризма. Чаще всего преступления террористического характера совершаются в Северо-Кавказском федеральном округе, в Республике Дагестан и Чеченской Республике6, так как в данных регионах преобладают идеи радикального исламизма и остаются нерешённые социально-экономические проблемы (безработица, низкий уровень жизни, широкое распространение среди населения вооружённой подготовки).
Возникновение и распространение терроризма на территории Российской Федерации обусловлено историческими предпосылками и связано с экономическими, социальными, политическими, межнациональными противоречиями.
Основным потенциалом террористических проявлений является массив противоречий и конфликтов в экономической сфере. К таким противоречиям можно отнести нецелесообразные экономические реформы, которые не оправдывают ожиданий населения страны, усиливают межклассовое неравенство и усугубляют материальное положение значительной части населения.
5 Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015, 2016, 2017, 2018 гг. : статистический сборник. - Москва: ФКУ «ГИАЦ» МВД России, 2019.
6 Официальный сайт Национального Антитеррористического Комитета [Электронный ре-
сурс]. - Режим доступа: nac.gov.ru (дата обращения: 09.04.2019).
Важное место среди основных детерминант терроризма занимает деформация духовных ценностей:
- слабое нравственное воспитание в семьях;
- отсутствие должного внимания к правильному формированию жизненных ориентиров в образовательных учреждениях;
- процесс размытия моральных норм общества.
Заметная роль в этом принадлежит информационно-пропагандистской деятельности средств массовой информации и интернет-ресурсов, которая в оценке проводимой государством антитеррористической политики может быть как негативной, так и позитивной.
К основным факторам проявлений терроризма, по мнению авторов, относится нестабильная политическая ситуация в стране, а также деятельность политизированных организаций с радикальными взглядами, в том числе исламских организаций, имеющих широкие международные связи, и финансируемых иностранными государствами. В последние несколько лет такие организации активно вовлекают в свои ряды молодёжь, что требует дополнительных мер по противодействию терроризму и усиленного внимания со стороны правоохранительных органов к данной проблеме.
Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2019 года, указал основные направления деятельности МВД России: «Органы внутренних дел должны жёстко пресекать деятельность радикальных группировок, вместе с общественностью, с органами власти на местах предупреждать конфликты на этнической и религиозной почве, принимать решительные меры для выявления и наказания тех, кто пытается распространять идеологию агрессии, насилия и нетерпимости, в том числе в молодёжной среде»7.
7 Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс // Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет]. - 2017. - 9 марта. - Режим доступа Шр://''ж kremlin.ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 10.04.2019 г.).
Для создания эффективной системы профилактики терроризма в Российской Федерации необходимо рассмотреть основные детерминанты участия молодёжи в террористической деятельности:
1) основными местами вербовки молодёжи являются интернет-сообщества, социальные сети и т.п.;
2) ухудшение качества образования и напряжённость из-за социального неравенства создают благоприятные условия для вовлечения подростков в террористические организации;
3) в настоящее время происходит процесс активизации культурной и творческой деятельности, однако современная молодёжь предоставлена сама себе, следствием чего является процесс девальвации культурных, нравственных и моральных ценностей;
4) совокупность предрасполагающих личностных особенностей и социальных условий, которые могут повлиять на выбор человека. Подростки, как правило, стремятся всячески доказать, что они уже взрослые. Для возраста от 16 до 20 лет характерны беспричинные перепады настроения, желание быть признанными. Подростки активно стараются отстоять свои права и моральные ценности, на фоне чего происходят конфликты как в семье, так и в образовательных учреждениях;
5) наличие радикально настроенных групп, которые пропагандируют свою идеологию среди подростков, поскольку эта возрастная категория более всего подвержена влиянию со стороны.
Таким образом, при проведении профилактической работы в данном направлении необходимо принимать меры по нейтрализации всех причин, способствующих вовлечению молодёжи в террористическую деятельность.
Не последнюю роль в распространении терроризма на территории России играет неконтролируемая миграция. В минувшем году утверждена новая Концепция государственной миграционной политики. В её реализации задействовано 22 министерства и ведомства. Основными задачами, обозначенными в документе, являются:
- обеспечение соотечественникам, проживающим за рубежом, максимально благоприятных условий для переселения в Россию;
- повышение качества государственных услуг в сфере миграции;
- формирование современной системы миграционных правил, комфортной для законопослушных людей, которые хотят жить и работать в России, уважая наши традиции, культуру и законы Российской Федерации8.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «прежде всего нам нужно думать об интересах граждан Российской Федерации по всем направлениям работы, связанной с миграцией»9.
Большую роль в противодействии терроризму международного плана играет Организация Объединенных Наций.
Общее предупреждение терроризма связано и с определённым воспитательным воздействием на молодое поколение, которое в большей степени подвержено влиянию со стороны старших.
Необходимо проведение эффективной внутренней политики в Российской Федерации, направленной на воспитание обучающихся образовательных организаций всех уровней. Например, сотрудники подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области проводят в образовательных учреждениях дополнительные занятия, раскрывающие преступную сущность идеологии терроризма.
Детализация общего криминологического противодействия терроризму позволяет говорить о внутригосударственной политике воспитания молодёжи - это
8 О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы : Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-пра-вовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 06.04.2019).
9 Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс // Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет]. - 2017. - 9 марта. - Режим доступа http://www. kremlin.ru/events/president/news/54014 (дата обращения: 10.04.2019).
утверждение требований по содержанию и обязательному проведению различных бесед с населением (в вузах, школах, других учебных заведениях, и организациях иного характера), а также специальные профилактические мероприятия.
Содержание данных бесед может включать в себя информацию о том, какие террористические организации осуществляют свою деятельность в настоящее время на территории Российской Федерации, какими они пользуются методиками для привлечения в свои ряды граждан, какие признаки могут свидетельствовать о готовящемся террористическом акте, и др.
Авторы считают, что основной комплекс мер по противодействию и профилактике терроризма возлагается на МВД России, поскольку данный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные подразделения выполняют функцию предупреждения и пресечения преступлений.
Органы внутренних дел взаимодействуют с разными организациями, деятельность которых имеет стратегически важное значение для инфраструктуры населённого пункта, субъекта Российской Федерации. Такими организациями являются школы, больницы, организации, осуществляющие коммуникационное обеспечение, организации, обеспечивающие работу транспорта. При взаимодействии с данными учреждениями разрабатывается специальный перечень мер, который необходим для обеспечения антитеррористической защищённости и усиления взаимодействия ОВД России с гражданами, поскольку это способствует эффективной антитеррористической политике.
Основными подразделениями ОВД России по взаимодействию с гражданами являются:
- патрульно-постовая служба полиции;
- служба участковых уполномоченных полиции;
- подразделения по делам несовершеннолетних.
Велика роль и комплексных сил, в состав которых входят подразделения до-
рожно-патрульной службы ГИБДД. Данное подразделение непосредственно осуществляет охрану общественного порядка и общественной безопасности (безопасности дорожного движения) путём патрулирования местности, остановки и возможного задержания граждан, которые могут быть причастны к преступной деятельности (в том числе к террористической), досмотра личного и служебного автотранспорта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и др.10
Сотрудники патрульно-постовой службы могут:
- обнаружить предметы, которые, возможно, являются взрывными устройствами;
- проверить документы у граждан, которые вызывают подозрение, с целью удостоверения их личности и проверки их вещей.
Именно такие профилактические меры во многом не столько мешают совершению терактов, сколько создают сложности в их подготовке.
Отдельно следует упомянуть и службы полиции, осуществляющие охрану безопасности на метрополитене в различных городах. Метрополитен, будучи местом скопления огромного количества людей и важным элементом городской инфраструктуры, является значимой целью для террористических актов, поскольку данные преступления будут иметь результатом не только устрашение граждан, но и нарушение деятельности инфраструктуры, что, в зависимости от обстоятельств, может стать угрозой даже государственного уровня, и это всего из-за одного террористического акта.
С другой стороны, высока роль дорож-но-патрульных служб, поскольку если совершение непосредственно теракта могут пресечь или предупредить сотрудники патрульно-постовой службы или подразделений полиции на метрополитене, то подготовку данных террористических актов
10 О деятельности ОВД по предупреждению преступлений : приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19. [Электронный ресурс] // Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 02.04.2019).
могут остановить именно сотрудники до-рожно-патрульной службы.
Подготовка к теракту сопряжена с перевозкой и людей, и взрывчатых веществ, и прочих инструментов, необходимых для подготовки и осуществления террористического акта. Соответственно, данные перевозки с наибольшей вероятностью будут осуществляться именно по дорогам, поскольку железнодорожные и авиаперевозки сейчас обладают высокой степенью защищённости и предполагают фиксацию всех перемещений людей и их клади, а перемещение людей дорожным транспортом можно скрыть, и отследить такие транспортировки наиболее сложно. Сотрудники дорожно-па-трульной службы осуществляют профилактическую работу путём остановки транспортных средств и их досмотра при наличии оснований. С участием дорожно-патруль-ной службы производятся определённые мероприятия, направленные на выявление лиц, причастных к транспортировке оружия, взрывчатых веществ и устройств, а также наркотиков. В рамках данных мероприятий осуществляется досмотр транспорта, а также, в ряде случаев, и личный досмотр граждан, которые перемещаются на транспортных средствах. Таким образом, именно эта деятельность определяет еще один «круг защиты» от преступных посягательств террористического характера.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года была образова-
на Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, на которую возложен ряд задач, среди которых участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом11. В.В. Путин на расширенном заседании коллегии МВД России отметил высокую роль взаимодействия МВД России и Росгвардии. Росгвардия во взаимодействии с правоохранительными органами страны выполняет комплекс масштабных задач по обеспечению общественной безопасности российских граждан, противодействию терроризму и экстремизму.
Заключение
Подытоживая изложенное, можно сказать, что противодействие терроризму заключается в определённой внешней и внутренней политике государства, направленной на нейтрализацию детерминант терроризма и установление определённых требований для граждан и организаций, создание конкретных методик по недопущению формирования террористических организаций, определённых методов организации работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов субъектов РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищённости.
11 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из спра-вочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.04.2019).
Список литературы
1. Алимпиев С. А. О некоторых актуальных проблемах профилактики терроризма в Российской Федерации / Молодёжная среда - территория без экстремизма и терроризма : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 16 декабря 2016 г.). - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2017. - С. 3-6.
2. Безопасность и профилактика экстремизма и терроризма на Северном Кавказе: факторы возникновения и механизмы противодействия : коллектив. монография / отв. ред. Н.П. Медведев. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. - 117 с.
3. Горбунов К. Г. Терроризм: история и современность: социально-психологическое исследование / К.Г. Горбунов. - Москва: Форум, 2016. - 398 с.
4. Городинец Ф. М., Корсикова Н. А., Сагайдак А. Ю. Криминологический анализ противодействия торговле людьми: особенности деятельности органов внутренних дел России : монография. - Санкт-Петербург: ООО «Р-Копи», 2016. - 146 с.
5. Камилиева Н. А. Перспективы полицейского сотрудничества государств в борьбе с терроризмом / Терроризм и экстремизм как угрозы национальной безопасности России : сборник статей Международной научно-практической конференции (11 мая 2018 г., г. Казань). - Уфа: Омега сайнс, 2018. - С. 26-28.
6. Капитонова Е. А. Современный терроризм : монография. - Москва: Юрлитинформ, 2015. - 214 с.
7. Манина М. С. Проблемы и сущность терроризма // Молодой ученый. - 2018. - № 20. -С. 315-317.
8. Психология и психопатология терроризма. Гуманитарные стратегии антитеррора : монография / ред. М.М. Решетников; 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2018. - 351 с.
9. Ткаченко В. В., Ткаченко С. В. Российский терроризм: проблемы уголовной ответственности: монография. - Москва: Инфра-М, 2019. - 108 с.
10. Агапов П. В. [и др.]. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор : монография / Aкад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - Москва: Проспект, 2016. - 427 с.
References
1. Alimpiyev S. A. O nekotorykh aktual'nykh problemakh profilaktiki terrorizma v Rossiyskoy Federatsii / Molodozhnaya sreda - territoriya bez ekstremizma i terrorizma : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Yekaterinburg, 16 dekabrya 2016 g.). - Yekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ekon. un-ta, 2017. - S. 3-6.
2. Bezopasnost' i profilaktika ekstremizma i terrorizma na Severnom Kavkaze: faktory vozniknoveniya i mekhanizmy protivodeystviya : kollektiv. monografiya / otv. red. N.P. Medvedev.
- Stavropol': Izd-vo SKFU, 2017. - 117 s.
3. Gorbunov K. G. Terrorizm: istoriya i sovremennost': sotsial'no-psikhologicheskoye issledovaniye / K.G. Gorbunov. - Moskva: Forum, 2016. - 398 s.
4. GorodinetsF. M., KorsikovaN. A., Sagaydak A. Yu. Kriminologicheskiy analiz protivodeystviya torgovle lyud'mi: osobennosti deyatel'nosti organov vnutrennikh del Rossii : monografiya. - Sankt-Peterburg: OOO «R-Kopi», 2016. - 146 s.
5. Kamiliyeva N. A. Perspektivy politseyskogo sotrudnichestva gosudarstv v bor'be s terrorizmom / Terrorizm i ekstremizm kak ugrozy natsional'noy bezopasnosti Rossii : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (11 maya 2018 g., g. Kazan'). - Ufa: Omega sayns, 2018. - S. 26-28.
6. Kapitonova Ye. A. Sovremennyy terrorizm : monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2015. -214 s.
7. Manina M. S. Problemy i sushchnost' terrorizma // Molodoy uchenyy. - 2018. - № 20. -S. 315-317.
8. Psikhologiya i psikhopatologiya terrorizma. Gumanitarnyye strategii antiterrora : monografiya / red. M.M. Reshetnikov; 2-ye izd. - Moskva: Yurayt, 2018. - 351 s.
9. Tkachenko V. V., Tkachenko S. V. Rossiyskiy terrorizm: problemy ugolovnoy otvetstvennosti: monografiya. - Moskva: Infra-M, 2019. - 108 s.
10. Agapov P. V. [i dr.]. Ekstremizm: strategiya protivodeystviya i prokurorskiy nadzor : monografiya / Akad. General'noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii. - Moskva: Prospekt, 2016.
- 427 s.
© Сагайдак A^., Корсикова H.A., 2019
Статья поступила в редакцию 30.03.2019.