Научная статья на тему 'О некоторых особенностях правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в сфере противодействия терроризму'

О некоторых особенностях правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в сфере противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / COUNTER-TERRORISM OPERATION / УПРАВЛЕНИЕ СИЛАМИ И СРЕДСТВАМИ / MANAGEMENT CAPABILITIES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTERING TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Снеговой А. В.

В статье исследованы особенности правового и организационного обеспечения противодействия терроризму территориальными органами внутренних дел в свете современного реформирования МВД России. В частности, рассмотрено содержание правовых актов, регламентирующих права и обязанности полиции в сфере противодействия терроризму, охарактеризованы основные формы и особенности организационного участия территориальных органов МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the features of legal and organizational support of the activity of territorial units of the Russian Ministry of the Interior in the sphere of combating terrorism

The features of legal and organizational provision of combating terrorism by territorial interior bodies in the light of the current reform of the Ministry of the Interior of Russia are considered. In particular, the contents of legal acts regulating the rights and duties of the police in combating terrorism are reviewed; the basic forms and features of organizational participation of the territorial bodies of the Ministry of the Interior of Russia are described.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в сфере противодействия терроризму»

А.В. СНЕГОВОЙ,

заместитель начальника кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

О некоторых особенностях правового и организационного обеспечения деятельности территориальных органов МВД России в сфере противодействия терроризму

В статье исследованы особенности правового и организационного обеспечения противодействия терроризму территориальными органами внутренних дел в свете современного реформирования системы МВД России. В частности, рассмотрено содержание правовых актов, регламентирующих права и обязанности полиции в данной сфере, охарактеризованы основные формы и особенности организационного участия в указанном направлении деятельности территориальных органов МВД России.

Территориальные органы МВД России, контртеррористическая операция, управление силами и средствами, противодействие терроризму.

Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по «предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма» [1, с. 2].

В соответствии с п. 17 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» полиция обязана участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечению правового режима контртеррористической операции, защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, проведению экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов [2, с. 8].

Эти задачи продублированы в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3, с. 5].

Следует отметить, что обязанность «участвовать в противодействии терроризму и обеспечении правового режима контртеррористиче-

ской операции» была предусмотрена и в ранее действовавшем Законе Российской Федерации «О милиции». Теперь же это направление конкретизировано и дополнено новыми обязанностями.

Полиция активно участвует в профилактике терроризма по трем основным направлениям: создание системы противодействия идеологии терроризма; осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.

Непосредственное участие полиция принимает в борьбе с терроризмом.

В случае совершения террористического акта на территории муниципального образования первоочередные меры по его пресечению до начала работы оперативных штабов осуществляет начальник соответствующего подразделения органа федеральной службы безопасности, дислоцированного на данной территории; при отсутствии такого подразделения — начальник соответствующего органа внутренних дел Российской Федерации [4, с. 3]. Как правило, мероприятия по пресечению террористического акта осуществляются посредством проведения контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция — это «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также минимизации последствий террористического акта» [1, с. 2].

В соответствии со ст. 11 «Правовой режим контртеррористической операции» Федерального закона «О противодействии терроризму» на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Рос-

43

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

44

сийской Федерации, на период ее проведения допускается применение комплекса мер и временных ограничений. В реализации указанных мер и временных ограничений, перечень которых приведен в п. 3 ст. 11 Федерального закона «О противодействии терроризму», принимают участие подразделения и сотрудники полиции.

Рассматривая вопросы обеспечения защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, проведения экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, необходимо отметить, что в этих целях осуществляется большая нормотворческая и практическая деятельность, принят ряд федеральных и ведомственных нормативных актов, устанавливающих общие требования по обеспечению их антитеррористической защищенности.

В ранее действовавшем законе Российской Федерации «О милиции» обязанностей «участвовать в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов» у сотрудников органов внутренних дел не было. Эта новелла свидетельствует о первостепенном значении для законодателя вопросов предупреждения терроризма, определяющего конкретные виды антитеррористической деятельности, в которых должна принимать участие полиция.

В соответствии с Положением о Национальном антитеррористическом комитете, положениями об антитеррористической комиссии и оперативном штабе в субъекте Российской Федерации на местах создаются рабочие органы для решения вопросов, касающихся противодействия терроризму, в частности межведомственные комиссии по проверке антитеррористической защищенности критически важных объектов и объектов массового пребывания людей.

Указанные комиссии являются коллегиальными органами по контролю за организацией антитеррористической защиты критически важных объектов, а также объектов массового пребывания людей. Их основная задача помимо организации защиты разработка рекомендаций, призванных помочь руководителям всех уровней в определении и осуществлении мер, направленных на повышение защищенности территорий и объектов от террористических посягательств.

Органы внутренних дел принимают участие в работе данных комиссий. В структуре территориальных органов МВД России на региональном уровне предусмотрено функционирование

отделений (групп) обеспечения их участия в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов субъектов России.

В связи с высоким уровнем террористической угрозы в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с решением Национального антитеррористического комитета от 22 февраля 2011 г. в субъектах Российской Федерации созданы координационные советы на объектах транспорта по их антитеррористической защищенности из числа представителей субъектов транспорта, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов во главе с руководителями органов безопасности. Ввиду особой важности этого направления работы при разработке структуры Главного управления на транспорте МВД России было предусмотрено создание отдела по межведомственному взаимодействию в вопросах транспортной безопасности.

В отношении защиты объектов массового пребывания граждан сложилась непростая ситуация. Существенные различия объектов по виду деятельности (культуры, образования, спорта и т. п.), специфике их работы (большое количество посетителей, арендаторов, значительное число проводимых мероприятий), а также отсутствие четкого юридического определения понятия «объект массового пребывания граждан» усложняют задачу разработки общих унифицированных требований и подходов к организации их защищенности.

Устранять вышеуказанные пробелы в законодательстве необходимо в сжатые сроки, так как именно объекты массового пребывания людей (рынки, объекты транспорта, культуры, медицины и спорта) являются наиболее вероятными целями террористических посягательств. Необходимо учитывать и то, что совершение террористических актов на этих объектах может повлечь значительные человеческие жертвы и вызвать большой общественный резонанс.

При разработке и осуществлении профилактических мер следует учитывать также и то, что вступивший в силу Федеральный закон от 3 мая 2011 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» предусматривает возможность установления уровней террористической опасности (повышенного, высокого, критического) для принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также предоставляет Президенту России право определять порядок установления таких уровней и содержание дополнительных мер.

Указанные дополнительные меры затрагивают деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

местного самоуправления, принимающих участие в противодействии терроризму. Установление мер, ограничивающих права и свободы граждан при объявлении уровней террористической опасности, в условиях угрозы совершения террористических актов не предусматривается.

Введение в стране уровней террористической опасности обусловлено необходимостью комплексного подхода к разрабатываемым на случай террористической угрозы профилактическим мерам. Это позволит субъектам противодействия терроризму своевременно реагировать на угрозы совершения террористических актов.

Наиболее перспективным представляется издание ведомственного нормативного правового акта, который учитывал бы возможность установления уровней террористической опасности и описывал бы общие требования по обеспечению антитеррористической защищенности типовых объектов по направлениям и формам деятельности. В этом же ведомственном нормативном правовом акте должен быть определен порядок участия полиции в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также проведения экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

Рассматривая вопросы организационного построения территориальных органов МВД России и полномочия полиции в сфере противодействия терроризму, необходимо отметить ряд имеющихся особенностей.

В центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации образовано Главное управление по противодействию экстремизму, которое является самостоятельным структурным подразделением полиции, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в области противодействия экстремистской деятельности и терроризму.

Создана также новая самостоятельная организационная структура — Оперативное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В числе основных функций Оперативного управления МВД России — организация и осуществление текущего и перспективного планирования, организация и координация действий органов, организаций и подразделений системы МВД России в рамках участия в деятельности Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации функционируют два подразделения, которые в той или иной мере выполняют задачи по обеспечению участия органов внутренних дел в мероприятиях по противодействию терроризму.

На региональном уровне в территориальных органах МВД России в структуре полиции образованы оперативные управления (отделы, отделения), отвечающие за планирование и подготовку сил и средств органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах (к которым относятся мероприятия по борьбе с терроризмом, а также участие в проведении контртеррористических операций на различных объектах). В то же время отделения (группы) обеспечения участия территориальных органов МВД России в деятельности антитеррористических комиссий и оперативных штабов по субъектам Российской Федерации находятся в структуре штабов территориальных органов внутренних дел регионального уровня.

Кроме того, в структуре полиции на региональном уровне отдельно функционируют центры (группы) по противодействию экстремизму, в задачи которых входит организация и осуществление противодействия экстремистской деятельности и терроризму.

Следовательно, функции противодействия терроризму (профилактика, оперативное обеспечение выявления, предупреждения террористических угроз, планирование и участие в пресечении террористических актов) возложены на разные подразделения территориальных органов МВД России федерального и регионального уровней, что, на наш взгляд, приводит к разобщению усилий, несогласованности действий, размытию рамок ответственности. Это может отрицательно сказаться на эффективности выполнения органами внутренних дел задач по противодействию терроризму.

Список литературы

1. О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

2. О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ. 2011. 1 марта.

4. О мерах по противодействию терроризму: Указ Президента России от 15 февраля 2006 г. № 116 // Рос. газ. 2006. 16 февр.

E-mail: Yvd-osob@mail.ru

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.