ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ
ОПЫТА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
В.И. Казаренков
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Емилия Миленкова Рангелова
Кафедра теории воспитания Софийский университет «Св.Кл. Охридски» бул. Цар Освободител, 15, София, Болгария, 1504
Т.Б. Казаренкова
Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается один из значимых аспектов проблемы формирования у студентов опыта межкультурного взаимодействия в высшей школе — роль педагога в реализации данного процесса. Освещается значение личностных и профессиональных ресурсов преподавателя высшей школы для эффективного развития у будущих специалистов потребности в межкультурном взаимодействии, опыта межкультурного взаимодействия. Представлены отдельные направления и формы деятельности преподавателя по формированию у студентов опыта межкультурного взаимодействия в социально-образовательном пространстве высшей школы.
Ключевые слова: роль педагога, высшая школа, студенты, опыт межкультурного взаимодействия, адаптация, профессионализация, социализация, самореализация.
Актуальной проблемой современного высшего образования является проблема развития у студенческой молодежи опыта межкультурного взаимодействия. Преподаватель высшей школы является субъектом образовательного процесса
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 13-06-00673 «Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в системе аудиторных и внеаудиторных занятий».
и педагогического взаимодействия. В рамках этих процессов у педагога появляются реальные возможности для профессионализации и социализации студентов, формирования у них потребности в самосовершенствовании [1; 2; 4; 9]. Молодежь, имея по сравнению с другими категориями людей меньший социальный опыт, не всегда эффективно использует открывающиеся перспективы гражданского и профессионального самоопределения. Студенческая молодежь сталкивается с необходимостью творческого использования не только системы знаний и умений, освоенных ими в средней и высшей школе, но собственного индивидуального опыта для успешной социализации, профессионализации и самореализации в межкультурном пространстве. Это не может не сказаться на том, что многие молодые люди не всегда обнаруживают те личностно, профессионально и социально значимые ориентиры, те общечеловеческие ценности, которые позволяют им успешно адаптироваться в современном обществе, качественно осуществлять межкультурное взаимодействие. Значимость успешного освоения опыта межкультурного взаимодействия для многих студентов не всегда очевидна. Данный опыт оказывается слабо оцененным некоторыми студентами из-за отсутствия целевой программы действий высшей школы по ориентации будущих специалистов на эффективное межкультурное взаимодействие как одну из ценностей человека и средство достижения успеха в социальной и профессиональной среде. И все же интерес к освоению межкультурного взаимодействия у студенческой молодежи существует. Это можно обнаружить в усиливающемся стремлении молодых людей к развитию отношений с людьми разных культур и народов. Поступая в высшее учебное заведение, юноши и девушки рассчитывают не только на материальные выгоды после получения диплома, но на возможность реализовать свои способности, ощутить многомерность и полноту жизни через активное участие в преобразовании окружающего мира. Молодые люди в системе высшего образования стремятся решить вопросы не только профессионального, но и гражданского самоопределения, выявить пути, способы и средства самопознания и самореализации.
Данные потребности студенчества решаются комплексно, и об этом необходимо знать преподавателю высшей школы. Педагогу целесообразно научить молодежь самостоятельно осваивать не только фундаментальные и прикладные знания и умения, но и раскрыть богатство и многообразие отношений между людьми, форм и способов их совместной деятельности, создать условия для выявления у студента уникальных личностных резервов, для реализации таковых в современном интенсивно обновляющемся поликультурном мире.
Миссия преподавателя высшей школы в современном обществе расширяется и усложняется. Педагог уже не может быть только лектором, излагающим основы научных знаний. Студенчество обнаруживает потребность в образовании как потребность в систематическом интегральном освоении профессионального мастерства с освоением опыта социального взаимодействия и обнаружением своих возможностей, своей роли в поликультурном социуме. Оно рассматривает препо-
давателя «прежде всего как человека, проявляющего высокую компетентность в профессиональной деятельности, самостоятельного, имеющего собственное ми-ровидение и гражданскую позицию, хорошо ориентирующегося в изменяющемся социуме не уклоняющегося от оказания помощи молодым людям в решении ими проблем личного и общественного характера. Именно такого педагога признает студенческая молодежь в качестве своего наставника и партнера в формальном и неформальном взаимодействии» [2. С. 88]. Образование молодежи в вузе становится действенным, если педагогу удается связать передаваемые общеобразовательные и профессиональные знания и умения с опытом совместной со студентами учебной, научной и производственной деятельности в системе аудиторных и внеаудиторных занятий. Студентов не удовлетворяют только формальные каналы получения знаний и умений; они ориентированы на качественное неформальное сотрудничество с педагогом, в котором преподаватель делегирует им полномочия активных субъектов совместной деятельности. Именно в совместной деятельности с педагогом возможно профессиональное совершенствование молодых людей, раскрытие их творческих резервов, формирование социального опыта, в том числе опыта межкультурного взаимодействия. Именно через творческую совместную деятельность осуществляется взаимосвязь профессионализации, социализации и самореализации молодого человека.
Профессионализация студента становится более эффективной, если он включен в систему деловых отношений с преподавателями, коллегами-студентами, если у него развивается интерес к общению с представителями разных национальностей и культур, формируется опыт межкультурного взаимодействия. Образование в высшей школе обеспечивает творческое взаимодействие всех участников педагогического процесса, когда преподаватель осуществляет целенаправленное планирование, организацию и мотивацию студенческой молодежи, имея значительный интеллектуальный и эмоциональный личностный потенциал, высокоразвитые волевые и духовные ресурсы. Достижение целей профессионализации студенчества осуществляется педагогом как через успешное усвоение профессиональных знаний и умений, так и через освоение студентами опыта совместной профессионально-творческой деятельности с людьми разных культур в системе аудиторных и внеаудиторных занятий, приобретения ими потребности в межкультурном взаимодействии.
Практика высшей школы подтверждает необходимость целевой подготовки будущего специалиста к межкультурному взаимодействию. «Проблема профессионализации студенческой молодежи тесно связана с проблемой ее социализации. Качественное овладение профессией является необходимым, но еще недостаточным условием для успешной жизнедеятельности человека. Производственная сфера в современном обществе представляет собой уже не технократическое, а гуманитарное поле человеческого взаимодействия» [2. С. 89—90]. Эта сфера, претерпев существенные изменения, уже не может быть местом для специалистов, которые не реализуют духовно-нравственные основания гуманистических отношений меж-
ду людьми. Именно преподаватель высшей школы, вступая в прямой контакт с молодыми людьми в различных видах образовательной и другой партнерской деятельности, привносит в нее образцы социального поведения и межкультурного взаимодействия. В лучших традициях высшего образования преподаватель предстает перед студентами не только как ученый и педагог, но и как человек, как неформальный лидер, обладающий высоким интеллектом и человеческим обаянием, духовной культурой.
Практика российской и болгарской высшей школы показывает, что формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия может и должно осуществляться в процессе социальной и межкультурной адаптации к университетской жизнедеятельности. Педагог высшей школы выступает на этом этапе не только как преподаватель учебной дисциплины, но и как наставник, помогающий начинающему студенту постичь основы различных видов университетской деятельности.
Адаптация студента в социально-образовательном пространстве высшей школы имеет особую ценность и значимость. Она связана с освоением студентами требований университета и особенностей организации аудиторной и внеаудиторной работы в вузе, а также, ко всем формам совместной деятельности с коллегами студентами и преподавателями, к взаимоотношениям с представителями разных культур и народов. Успешная социальная и межкультурная адаптация студента достигается научно обоснованным планированием, организацией и мотивацией будущего специалиста, качественной реализацией различных форм жизнедеятельности студентов в социально-педагогическом пространстве в высшей школе. Чем быстрее адаптируется студент в высшей школе, тем более успешным будет его участие в новой социально-педагогической системе, в социальной жизни университета [1; 2; 4; 9;10].
Анализ практики российской и болгарской высшей школы показывает, что существует ряд вопросов в адаптации студентов к университетской социальной и образовательной среде. Использование двух понятий «социальная среда» и «образовательная среда» одновременно не означает, что не принимается во внимание тот факт, что они рассматриваются как целое и часть — образовательная среда является компонентом социальной подсистемы в системе человеческой жизнедеятельности. Но в условиях высшей школы они имеют относительно самостоятельное место и значение.
Проблемы в адаптации студентов можно разделить на несколько групп.
Первая группа актуальных проблем связана со знанием и овладением требованиями, правилами, регулирующими жизнедеятельность студентов в университетском сообществе в целом и в частности — в конкретном факультетском сообществе. Речь идет об уточнении требований, прав и обязанностей студентов, с одной стороны, которые установлены в данном университетском сообществе и должны соблюдаться всеми членами. С другой стороны, речь идет об уточнении
традиций на конкретном факультете, которые тоже должны быть не только известны студенту, но и соблюдаться им. Имеется в виду опыт, накопленный как в университете, так и на факультетах.
Вторая группа актуальных проблем связана с незнанием студентом особенностей организации межкультурного взаимодействия в системе университетского образования. Здесь существуют две стороны проблемы. Одна из них связана с социальным статусом студента, с предлагаемой ему свободой выбора и действия. У него есть выбор: с кем из однокурсников — молодых людей разных национальностей и культур он желает обучаться на факультативных занятиях, работать в студенческих научных кружках и обществах, а также посещать курсы по выбору, включенные в учебную программу. Вопрос заключается в реальной готовности студента к самостоятельной реализации права выбора, в осуществлении полноценного освоения научных знаний и приобретения опыта межкультурного взаимодействия в студенческом коллективе. Вторая сторона проблемы связана с качественно новой организацией совместной жизнедеятельности студентов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий в высшей школе. В высшей школе имеются качественно новые формы обучения — лекция, семинарные занятия, практические занятия и др. Все они требуют активной субъектной позиции студента, для которой он еще не подготовлен в необходимой степени.
Третья группа актуальных проблем связана с отсутствием систематических, традиционных для некоторых факультетов форм работы с первокурсниками, готовности некоторых педагогов осуществлять целенаправленное неформальное взаимодействие, в том числе к развитию у студентов потребности в партнерских межкультурных отношениях между студентами, между преподавателями и студентами, формированию у молодых людей опыта межкультурного взаимодействия. Не всегда принимается во внимание тот факт, что многие первокурсники недостаточно осознают необходимость успешно адаптироваться не только к учебной работе, но к совместной жизнедеятельности в поликультурной образовательной среде. Многие студенты имеют интерес к освоению знаний, которые могут обеспечить успех в межкультурном взаимодействии, но не имеют опыта осуществления данного взаимодействия и не могут без помощи со стороны преподавателей адаптироваться к новой социально-педагогической среде.
Данный вопрос не является автономным вопросом социализации и воспитания личности, а по сути представляет также вопрос самореализации молодежи [1; 2; 5; 6; 7]. Ведь самореализация человека начинается с поиска им смысла жизни, самопознания, понимания своей роли в окружающем динамично обновляющемся мире. Студенческая молодежь не может довольствоваться пассивной ролью наблюдателя и слушателя. Студенты активно ведут поиски способов самореализации. И задача педагога заключается в создании условий для полноценного самопознания и самореализации молодежи в поликультурном пространстве. Преподаватель высшей школы является непосредственным автором проектов подготовки специалиста как культурного, высокообразованного, толерантного человека. Профессора и преподаватели занимаются планированием образовательных про-
грамм молодежи для конкретного вуза, на уровне непосредственного взаимодействия со студенчеством. Творчество педагога в целеполагании, отборе содержания образования, выборе методов, средств и форм совместной со студентами учебной, научной и производственной деятельности, стиля отношений позволяет создать условия, обеспечивающие реализацию молодыми людьми собственных замыслов и проектов, в том числе, освоения опыта межкультурного взаимодействия.
Одной из форм, стимулирующих у студентов развитие опыта межкультурного взаимодействия, является научно-исследовательская работа студентов [1; 2; 4]. Данный вид деятельности позволяет углубить и применить приобретенные студентом знания и умения, обрести им опыт совместного творчества, развить у него активность и самостоятельность, сформировать навыки партнерства, проверить собственные интеллектуальные, волевые, эмоциональные и нравственные начала, обнаружить способность и психофизические резервы, смысловые и ценностные ориентиры. Организуя научно-исследовательскую деятельность, педагогу целесообразно ориентироваться на стимулирование у будущего специалиста потребности в межкультурном взаимодействии. Значительные потенциалы сотрудничества студентов и преподавателей разных национальностей и культур в научно-исследовательской деятельности имеют авторские учебные курсы. «Авторские курсы, читаемые профессорами и преподавателями, через новизну содержания и способов деятельности, творческую атмосферу совместной жизнедеятельности педагога и студентов стимулируют у молодежи интерес к личностному и профессиональному самосовершенствованию, развитию гражданских качеств (социальной ответственности, толерантности и др.)» [3. С 396].
Современный выпускник высшей школы стремится осуществлять реальные партнерские связи с зарубежными коллегами — студентами и учеными. В реализации своих проектов он может рассчитывать на приглашение его к участию в международных конференциях, семинарах и других формах научного сотрудничество с учеными разных стран. В условиях партнерских отношений, социальной ответственности у студента формируется потребность в дальнейшем совершенствовании своих личностных качеств, в том числе развития опыта межкультурного взаимодействия. И в системе высшего образования каждый студент может и должен получить от преподавателей квалифицированную помощь в реализации программы самосовершенствования, включающей развитие у студентов опыта межкультурного взаимодействия.
Как показывает практика российской и болгарской высшей школы, качественная подготовка студента как гражданина и профессионала должна осуществляться комплексно, при этом необходимо использовать различные стратегии, средства, методы и формы учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на освоение студентами научных знаний и опыта социального общения, в том числе межкультурного взаимодействия, субъектом управления которой является профессионально компетентный, творчески настроенный педагог, обладающий широким кругозором, имеющий богатый духовный мир и потребность в передачи своих знаний и опыта молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казаренков В.И. Миссия педагога высшей школы как ученого, наставника, человека // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 3. — С. 87—91. [Kazarenkov V.I. Missiya pedagoga vysshej shkoly kak uchenogo, nastavnika, cheloveka // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2008. — N 3. — P. 87—91.]
[2] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 73—77. [Kazarenkov V.I. Celostnost universitetskoj podgotovki specialista // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2009. — N 2. — P. 73—77.]
[3] Казаренков В.И., Рангелова Е.М. Формирование гражданина и профессионала в условиях интеграции университетского образования и самообразования студентов // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: Сборник с научни статии. — Втора книга. Том първи. — Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2013. — С. 394— 396. [Kazarenkov V.I., Rangelova E.M. Formirovanie grazdanina i professionala v usloviyah in-tegracii universitetskogo obrazovaniya i samoobrazovaniya studentov // Formirane na grazdanina i profesionalista v usloviyata na universitetkoto obrazovanie: Sbornik s nauchni statii. — Vtora kniga. Tom pervi. — Gabrovo: EKS-PRES, 2013. — P. 394—396.]
[4] Казаренкова Т.Б. Создание толерантной среды в мультинациональных университетах. — М.: Изд-во РУДН, 2008. [Kazarenkova T.B. Sozdanie tolerantnoj sredy v multinacionalnyh universitetah. — M.: Izd-vo RUDN, 2008.]
[5] Кудинов С.И., Крупнов А.И., Кудинов С.С. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 1. — С. 5—14. [Kudinov S.I., Krupnov A.I., Kudinov S.S. Samorealizaciya lichnosti kak predposylka proyavleniya mezhet-nicheskoj tolerantnosti na postsovetskom prostranstve // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2012. — № 1. — P. 5—14.]
[6] Кудинов С.И., Кудинов С.С., Кудинова И.Б. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2013. — № 2. — С. 5—14. [Kudinov S.I., Kudinov S.S., Kudinova I.B. Psihologicheskij analiz proyavleniya patriotichnosti lichnosti u studentov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2013. — № 2. — P. 5—14.]
[7] Новикова И.А., Ибадова Т.И. Проблема комплексного исследования субъекта толерантности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 4. — С. 25—30. [Novikova I.A., Ibadova T.I. Problema kompleksnogo issledovaniya subekta tolerantnosti // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2009. — № 4. — P. 25—30.]
[8] Рангелова Е.М. Проблемы адаптации студента в современной высшей школе // Адаптация и саморегуляция личности. Часть I. — М.: РУДН, 2011. — С. 17—19. [Rangelova E.M. Problemy adaptacii studenta v sovremennoj vysshej shkole // Adaptaciya i samoregulyaciya lichnosti. Chast I. — M.: RUDN, 2011. — P. 17—19.]
[9] Филиппов В.М. Четыре ступени интернационализации: управление процессами интернационализации высшего образования на глобальном, региональном, национальном и институциональном уровнях // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 6. — С. 4—8. [Filippov V.M. Chetyre stupeni internacionalizacii: upravlenie processami internacionalizacii vysshego obrazovanija na globalnom, regionalnom, nacionalnom i institucionalnom urovnijah // Vysshie obrazovanije segodnija. — 2010. — № 6. — P. 4—8.]
[10] Novikova I.A., Novikov A.L. Tolerance types and features of intercultural adaptation in international students // Journal of Educational and Social Research. — 2013. — Vol. 3. — No 7. — P. 625—630.
BecTHHK Py^H, cepua Псuхоnогuн u nедагогика, 2014, № 2
ROLE OF TEACHER IN FORMING EXPERIENCE OF INTERCULTURAL INTERACTION IN STUDENTS
V.I. Kazarenkov
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
Emiliya Milenkova Rangelova
Chair of Theory of Education Sofia University "St.Kl. Okhridsky"
15 Tsar Osvoboditel Blvd., Sofia, Bulgaria, 1504
T.B. Kazarenkova
Chair of Comparative Educational Policy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article considers the role of the teacher in the realization of one of the significant aspects of the problem of forming the experience of intercultural interaction in higher school students. The significance of personal and professional resources of the higher school teacher for the effective development in the future experts the requirement for intercultural interaction, the experience of intercultural interaction is revealed. The separate directions and forms of the activity of the teacher aimed at forming in students the experience of intercultural interaction in socially-educational space of the higher school are presented.
Key words: a role of teacher, higher school, students, experience of intercultural interaction, adaptation, professionalization, socialization, self-realization.