МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТА: РЕЗЕРВЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ*
В.И. Казаренков
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
А.Й. Сегень-Матыевич
Кафедра аксиологических основ образования
Университет Варминско-Мазурский ул. Очаповского, 2, Ольштын, Польша, 10-719
Т.Б. Казаренкова
Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлены основные аспекты использования резервов высшей школы в формировании у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия (коммуникативный, когнитивный, мотивационный, управленческий, эмоциональный); определены возможности использования интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий для развития у будущих специалистов опыта межкультурного взаимодействия, потребности в межкультурном диалоге.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие студентов, резервы высшей школы, опыт межкультурного взаимодействия студентов, интеграция аудиторных и внеаудиторных занятий.
Высшая школа ориентирована не только на профессионализацию студенческой молодежи, но и на социализацию и формирование у студентов опыта самореализации. Триединая стратегия высшей школы закладывает основание для фундаментальной подготовки специалиста, обеспечивая универсальность и мобильность использования получаемых знаний и умений, а также стимулируя потребность в творческом стиле жизнедеятельности. «Целостность подготовки будущего специалиста в системе высшего образования становится глобальной проблемой подготовки профессионала нового поколения, сочетающего широту взглядов на обустройство социально-природного мира и глубину профессиональной подготовки в определенной области науки, производства, литературы, искусства, обладающего собственным мировидением и устойчивыми гуманистическими убеждениями, направленного не только на профессиональное творчество, но и на жизнетворчество, имеющего потребность в личностном росте и способность к психоэмоциональной саморегуляции» [1. С. 73].
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 13-06-00673 «Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в системе аудиторных и внеаудиторных занятий».
Высшая школа в современном обществе представляет социальный институт, обладающий оптимальными возможностями для формирования у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия. Значительны резервы высшей школы для формирования у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия. Это одна из стратегических задач высшей школы, важнейшая задача управленческого и профессорско-преподавательского состава университетов [2; 3; 5—7]. Решение данной задачи возможно на основе междисциплинарного подхода.
Можно выделить основные аспекты использования резервов высшей школы в формировании у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия: коммуникативный, когнитивный, мотивационный, управленческий, эмоциональный.
Коммуникативный аспект. В высшей школе создается пространство, обеспечивающее успешное функционирование и развитие межкультурного взаимодействия. Формирование опыта межкультурного взаимодействия у студентов возможно в системе аудиторной и внеаудиторной деятельности.
В аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов целесообразно эффективное использование содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы для расширения и углубления коммуникативных знаний и умений по различным учебным дисциплинам. Комплексное использование учебных занятий по различным дисциплинам успешнее осуществляется в процессе интеграции содержания дисциплин как на лекционных и семинарских занятиях, так и на занятиях научных обществ, творческих объединений и кружков, в процессе индивидуальных внеаудиторных заданий, а также при организации и проведении массовых внеаудиторных занятий — предметных декад, вечеров, фестивалей, конкурсов, выставок. В работе по расширению и углублению коммуникативных знаний и умений у студентов при изучении различных дисциплин целесообразно обращать внимание будущих специалистов на особенности взаимодействия с представителями различных культур. Подчеркивая специфику построения отношений с людьми различных культур и национальностей, у студентов необходимо формировать потребность в изучении истории, психологии и культуры разных народов, иностранных языков. Расширение и углубление коммуникативных знаний и умений у студентов с учетом перспективы развития у них опыта межкультурного взаимодействия — важная задача преподавателей высшей школы. Педагог высшей школы должен знать этнические стереотипы студентов и создавать условия, обеспечивающие осознание молодыми людьми тех из них, которые «блокируют» эффективное межкультурное взаимодействие, и устранение таких стереотипов [4]. Приобретая коммуникативные знания и умения, необходимые для осуществления эффективного межкультурного диалога на учебных занятиях, студент в дальнейшем включается в различные формы массовой и групповой внеаудиторной работы, в которых возможно использование этих знаний и умений в условиях интенсивного общения с коллегами — студентами из стран ближнего и дальнего зарубежья, представителями народов, проживающих на территории Российской Федерации, в ходе которого приобретается опыт межкультурного взаимодействия.
Когнитивный аспект. В высшей школе создаются условия, обеспечивающие интенсивное развитие познавательных стратегий личности, формирования творческой активности у будущего специалиста. В образовательном пространстве вуза студент углубляет и расширяет знания и умения профессионального и общеобразовательного характера, совершенствует способы самостоятельного приобретения таковых. В системе аудиторных и внеаудиторных занятий студент имеет возможность освоить исторические вехи развития разных культур и народов, языки различных народов, философские воззрения представителей различных культур, традиции и обычаи национальных сообществ, приобрести опыт осуществления межкультурного диалога.
Мотивационный аспект. В высшей школе создаются предпосылки для обнаружения личностью жизненных смыслов и ценностей, а также реализации интересов и потребностей личного и социального характера. Высшее образование ориентирует педагога на развитие не только познавательных интересов и потребностей у студентов, но и на формирование профессиональных и социальных потребностей. У будущего специалиста необходимо сформировать потребность в межкультурном взаимодействии как важнейшую потребность для личностного развития и профессионального роста. Выпускник современного вуза уже не может довольствоваться только профессиональными знаниями и умениями, ему необходимы знания социокультуного характера. Учитывая интенсивную интеграцию современной науки и образования, всех сфер производственной и непроизводственной деятельности (туристической и др.), будущего специалиста целесообразно ориентировать на осознание значимости межкультурного взаимодействия в социальной и профессиональной жизни, развивать у него потребность в совершенствовании деловых и дружеских отношений с представителями разных культур и народов, опыта межкультурного взаимодействия.
Управленческий аспект. В высшей школе имеются значительные ресурсы для управления и самоуправления процессом межкультурной адаптации студентов. Руководству и преподавателям университетов в процессе разработки концепции развития вуза необходимо четко определить стратегические ориентиры социальной и профессиональной адаптации студенческой молодежи, в том числе межкультурной адаптации будущего специалиста. При планировании, организации, контроле образовательного процесса, определении средств и способов мотивации его участников целесообразно учитывать специфику факультета, его традиции, состав преподавателей и студентов. Важно выявить возможности общеуниверситетских и факультетских кафедр, обеспечивающих аудиторную и внеаудиторную деятельность студентов по учебным дисциплинам. Педагогически обоснованные, ориентированные на качественную межкультурную адаптацию студенческой молодежи, цель и задачи, отбор содержания учебно-воспитательной работы, выбор методов, средств и форм организации аудиторных и внеаудиторных занятий, объективная оценка результативности работы студентов по освоению знаний и умений обеспечивают развитие опыта межкультурного взаимодействия и успешную межкультурную адаптацию студентов.
Эмоциональный аспект. В высшей школе создаются условия для формирования психологически комфортной жизнедеятельности студента, реализации эмоциональных потенциалов личности, проявления высоких чувств и целостном функционировании интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности. Межкультурная образовательная среда привносит во все формы жизнедеятельности молодого человека значительный эмоциональный заряд. Построение межкультурных и межнациональных отношений требует постоянного самосовершенствования личности. Совершенствуя свои интеллектуальные, эстетические и нравственные начала, студент совершенствует опыт эмоционального реагирования. Эмоциональная жизнь студенческой молодежи богата и разнообразна. Эмоционально привлекательная атмосфера совместной аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов разных национальностей и культур обогащает их социальный и профессиональный арсенал, стимулирует у них интерес к межкультурному диалогу, формирует потребность в межкультурном взаимодействии, обеспечивая успешную межкультурную адаптацию.
Среди всего многообразия направлений, обеспечивающих формирование у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия в высшей школе, особо выделяется интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. В условиях системной модернизации высшего образования возрастает роль внеаудиторной деятельности студентов.
Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, позволяя сохранить ядро содержания, форм и методов аудиторных и внеаудиторных занятий студентов, расширяет и углубляет у них знания и опыт межкультурного взаимодействии. В процессе интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности создаются условия для активизации творческой деятельности студенческой молодежи, для стимулирования у нее ответственности и трудолюбия, а также интенсификации неформального взаимодействия студентов и преподавателей.
Традиционно к аудиторным видам деятельности относятся лекционные, семинарские занятия и часть практических занятий. К внеаудиторной деятельности относят практические занятия, а также различные виды практик (производственные, педагогические и т.п.). Научно-исследовательская деятельность и различные виды самостоятельных творческих заданий, как правило, рассматривают автономно, не включая их в основные виды внеаудиторных занятий студентов или используя их вне связи с аудиторной деятельностью. Как показывает практика высшей школы немногие вузы и кафедры осуществляют целенаправленную систематическую интеграцию данных видов деятельности с аудиторной деятельностью. Однако «целенаправленная интеграция содержания отдельных учебных курсов, реализуемая в аудиторной и внеаудиторной деятельности, обеспечивает успех в развитии у студентов потребности в межкультурном взаимодействии» [2. С. 71].
В системе образования целесообразно не только сформировать у человека способность усваивать передаваемые научные знания, но знания для осуществления межкультурного взаимодействия, потребность в самостоятельном приобретении данных знаний и способов деятельности, опыта межкультурного взаимо-
действия. Будущие специалисты должны понять, что научное фундаментальное знание в информационном обществе является перспективным средством для достижения поставленных жизненных и профессиональных целей, но не менее важным являются знания и опыт их взаимодействия с представителями различных культур. В высших учебных заведениях на этом, к сожалению, не всегда акцентировано внимание студентов. Не все преподаватели вузов осуществляют интеграцию научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности для развития у вузовской молодежи опыта межкультурного взаимодействия. Недостаточно внимания педагоги уделяют развитию целостного восприятии картины мира, включающей культурный компонент, возможностей использования в практической деятельности не только научных знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также знаний и умений, необходимых для эффективного межкультурного взаимодействия.
В процессе формирования у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия в системе аудиторной и внеаудиторной работы особое место отводится авторским курсам преподавателей вузов, которые обеспечивают студентов не только новейшими знаниями в изучаемых областях науки, но и знакомят студентов с биографиями великих ученых — представителей разных культур и народов, показывающих образцы международного сотрудничества в научной, культурной и производственной сферах деятельности. Введение в учебные планы вузов авторских курсов необходимо для целостного мировосприятия картины современной науки и культуры. Нередко получаемая студентами информация по различным социальным, гуманитарным и естественно-научным дисциплинам не только не формирует таковую, но и ограничивает возможность обнаружить указанную целостность. Оперативное применение материала, характеризующего значимость межкультурного взаимодействия, позволяет студентам использовать таковой в социальной и профессиональной деятельности.
Авторские курсы позволяют педагогу представить новые научные результаты в контексте необходимых знаний получаемых будущими специалистами в процессе вузовского образования. В ходе проведения авторских курсов создаются условия для целенаправленной связи содержания данных знаний как с содержанием нормативных учебных дисциплин, так и с содержанием их практической деятельности в межкультурной среде в университете и вне университета.
Интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов позволяет качественно решать проблему социокультурной подготовки будущего специалиста в системе высшего образования. Данная подготовка является значимым компонентом целостной подготовки специалиста нового поколения, сочетающего широту взглядов на обустройство социально-природного мира и глубину профессиональной подготовки в определенной области науки, производства, литературы, искусства, обладающего собственным мировидением и устойчивыми гуманистическими убеждениями, направленного не только на профессиональное творчество, но и на жизнетворчество, имеющего потребность в личностном росте в процессе совместной социальной и профессиональной деятельности с представителями раз-
ных культур и народов. Понимание руководителями и педагогами высшей школы значимости качественного социокультурного развития студента для его успешного профессионального становления не всегда реализуется в практике совершенствования содержания и процесса подготовки специалиста. Существующая тенденция разделения содержания высшего образования на блоки учебных курсов (соответствующих государственным стандартам) необходимая, но недостаточная процедура для творческого осуществления системной подготовки кадров, соответствующих потребностям современного общества.
Традиционное разделение задач, стоящих перед высшей школой, между отдельными кафедрами нередко приводит к автономизации их деятельности в подготовке специалиста, а последнего — к узости профессионального кругозора и низкому уровню социокультурного развития, что отражается на межкультурной адаптации выпускников вузов в профессиональной и социальной сферах. Часто проблема формирования у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия считается приоритетным аспектом работы кафедр социально-гуманитарного профиля, а профессиональная — кафедр специальных научных дисциплин. Такое положение не способствует развитию у студентов опыта межкультурного взаимодействия. В вузовской практике постепенно осваивается интеграционная деятельность различных кафедр для решения стратегических задач подготовки специалистов нового поколения. Вместе с тем существуют иные пути эффективного решения данной проблемы, в частности, посредством разработки интегрированных курсов (теоретико-методологического и практико-ориентированного видов), обеспечивающих освоение будущими специалистами вопросов межкультурного характера, через создание авторских курсов, содержание которых органически объединяет вопросы междисциплинарного типа. Решение данной проблемы возможно посредством интеграции содержания нормативных учебных курсов и авторских курсов. Педагогически обоснованное содержание авторских курсов и процесс их преподавания студентам в системе аудиторных и внеаудиторных занятий позволяет шире и глубже осветить проблемы культуры и межкультурной коммуникации.
Авторами данной статьи разработан, успешно внедряется в педагогический процесс Российского университета дружбы народов, Московского городского педагогического университета, Варминско-Мазурского университета (г. Ольштын, Польша) курс «Искусство человеческого взаимодействия». Данный курс, читаемый для студентов непсихологических специальностей, ориентирован на раскрытие будущим специалистам теоретико-методологических и технологических основ проблемы межличностного и межкультурного взаимодействия. Курс интегрирует отдельные значимые для понимания данной проблематики философские, социологические, управленческие, культурологические, педагогические и психологические знания. Курс ориентирован на повышение эффективности формирования опыта межкультурного взаимодействия межкультурного и межкультурной адаптации будущих специалистов.
В системе высшего образования студенты получают значительный объем информации по циклам нормативных социально-гуманитарных, психолого-педаго-
гических, специально-научных дисциплин. Автономное изучение учебных дисциплин снижает уровень целостного восприятия и освоения центрального процесса человеческой жизнедеятельности — процесса взаимодействия, обеспечивающего устойчивое развитие отдельно взятой личности и человеческой цивилизации. Именно педагогу предстоит системная работа по формированию у студентов понимания сущности человеческого взаимодействия, механизмов его успешной реализации в процессе жизнедеятельности людей разных культур и национальностей в изменяющемся мире. Познание сущности феномена человеческого взаимодействия помогает каждому из них осваивать знания и опыт межкультурного взаимодействия, определять пути и средства развития жизнедеятельности в поликультурной среде.
Творческая активная деятельность будущих специалистов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий обеспечивает целенаправленное освоение ими необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации, способствует эффективному межличностному и межкультурному взаимодействию. Студенты как субъекты педагогического взаимодействия успешно приобретают знания и опыт, позволяющие эффективно осуществлять межличностное и межкультурное взаимодействие, предупреждать и преодолевать конфликты, осваивают способы сохранения психического и физического здоровья человека.
Педагогически обоснованная интеграция аудиторной и внеаудиторной работы позитивно отражается на формировании у студентов знаний и опыта межкультурного взаимодействия, профессиональной подготовке специалиста и личностном развитии студентов, создавая условия для самореализации личности во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях развития человеческой цивилизации высшая школа является основным социальным институтом, обеспечивающим целостную подготовку специалиста, которая предполагает формирование у студента не только системы профессиональных знаний и умений, но и опыта межкультурного взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 73—77. [Kazarenkov V.I. Celost-nost universitetskoj podgotovki specialist // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedago-gika". — 2009. — N 2. — S. 73—77.]
[2] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 69—73. [Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Razvitie u studentov potrebnosti v megkultur-nom vzaimodejstvii // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2010. — N 1. — S. 69—73.]
[3] Казаренкова Т.Б. Создание толерантной среды в мультинациональных университетах. — М.: Изд-во РУДН, 2008. [Kazarenkova T.B. Sozdanie tolerantnoj sredy v multinacionalnyh universitetah. — M.: Izd-vo RUDN, 2008.]
[4] Новикова И.А., Панчехина Н.Н. Сравнительная характеристика этнических авто- и гете-ростереотипов российских студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 14—19. [Novikova I.A., Panchehina N.N. Sravnitelnaija ha-
rakteristika avto- i geterostereotipov rossijskih studentov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikho-logiya i pedagogika". — 2010. — N 1. — S. 14—19.]
[5] Филиппов В.М. Четыре ступени интернационализации: управление процессами интернационализации высшего образования на глобальном, региональном, национальном и институциональном уровнях // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 6. — С. 4—8. [Filippov V.M. Chetyre stupeni internacionalizacii: upravlenie processami internacionalizacii vysshego obrazovanija na globalnom, regionalnom, nacionalnom i institucionalnom urovni-jah // Vysshie obrazovanije segodnija. — 2010. — № 6. — S. 4—8.]
[6] Edukacja mi^dzykulturowa w Polsce i na swiecie / Lewowicki T., Ogrodzka-Mazur E., Szczurek-Boruta A. (red.). — Katowice, 2000.
[7] Edukacja mi^dzykulturowa w wymiarze instytucjonalnym / Nikitorowicz J., Sobecki M. (red.). — Bialystok, 1999.
STUDENT INTERCULTURAL INTERACTION: HIGHER SCHOOL RESOURCES
V.I. Kazarenkov
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
A.J. Siegien-Matyjewicz
Department of Axiology of Education Olsztyn University of Warmia and Mazury 2 Ochapovsky str., Olsztyn, 10-719, Poland
T.B. Kazarenkova
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The basic aspects of using the higher school resources in forming the knowledge and experience in intercultural interaction (communicative, cognitive, motivational, administrative, emotional) in students are presented in the article; the possibilities of using the integration of classwork and extracurricular activities for developing the experience in intercultural interaction in the future experts, the need for intercultural dialogue are defined.
Key words: intercultural interaction of students; higher school resources; experience of intercultural interaction of students; integration of classwork and extra-curricular activities.