ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
В.И. Казаренков
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Петр Прокоп
Кафедра педагогики
Карлов Университет ул. Овокны, 5, Прага, Чешская Республика, 116 36,
Т.Б. Казаренкова
Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая,6, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена актуальной проблеме университетского образования — организации внеаудиторных занятий студентов по учебным дисциплинам. В публикации представлены материалы, характеризующие организацию различных форм внеаудиторной работы по учебным дисциплинам и сотрудничество преподавателя и студента в данной работе. Определены формы и методы совместной деятельности; выделены особенности взаимодействия педагогов и студентов во внеаудиторной работе.
Ключевые слова: университетское образование, сотворчество педагогов и студентов, внеаудиторная деятельность по учебным дисциплинам.
Интенсивное развитие современного общества ориентирует высшую школу на поиск резервов, обеспечивающих качество подготовки специалистов. «Высшая школа, в условиях интенсивно обновляющегося российского общества, решает ряд стратегических задач — профессионализацию (подготовка профессионально компетентных людей, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями и способами деятельности); социализацию (гармонизация отношений человека с природно-социальным миром через освоение современной картины мира,
развитие национального самосознания человека, приобретение им базового образования, позволяющего адаптироваться в социуме) молодежи; развитие у нее опыта самореализации (освоении человеком творческого стиля жизнедеятельности). Решение таковых становится возможным только при включении студентов в самообразовательную деятельность» [2. С. 106].
Педагогическая теория и университетская практика показывают значимость внеаудиторной работы по учебным предметам для развития у студентов интереса к учению, потребности в самообразовании [1; 2; 5].
Системную организацию внеаудиторной работы по учебной дисциплине следует осуществлять на основе сотрудничества и сотворчества педагога и студентов. Существуют различные варианты такой организации внеаудиторной работы. В университетской практике можно использовать опыт организации центра внеаудиторной деятельности студентов по учебной дисциплине как одной из моделей студенческого самоуправления.
Предметный центр координирует всю внеаудиторную работу и организует пропаганду знаний по соответствующей учебной дисциплине, науке среди студентов. Предметный центр включает в себя ряд секторов, всецело охватывающих работу по данной учебной дисциплине.
Кружковая работа. Педагогическая теория и университетская практика показали, что кружок является наиболее универсальной, систематической, динамичной формой внеаудиторной работы со студентами по учебному предмету. Стабильность расписания занятий и контингента, сочетание коллективных и индивидуальных форм работы со студентами, теории и практики, организация творческой деятельности и практической работы молодежи и многое другое, осуществляемое в кружке, позволяют считать кружковую работу наиболее эффективной внеаудиторной формой обучения, воспитания и развития студентов.
Данная работа чаще всего направлена на планирование познавательных, учебных интересов, углубление и расширение знаний студентов, развитие их кругозора, способностей, практических умений и навыков. Определение же основной цели кружковых занятий обязательно связано с целями, избираемыми в качестве ведущих для решения преподавателем конкретной педагогической задачи. Такой целью может быть, например, развитие у студентов опыта творческой деятельности.
Эффективность работы кружков зависит от того, насколько правильно преподаватель определил соответствие типа кружка поставленным целям, насколько учтены собственные возможности, реальный уровень воспитанности и образованности молодых людей и другие условия. Отбор содержания материала для кружковых занятий производит педагог, исходя из поставленных целей и задач организации и проведения кружковой работы. Далее следует ориентироваться на возможности и особенности студенческой аудитории, число студентов, их интересы, потребности и т.п. Стоит исходить и из конкретных условий проведения кружковых занятий: места (кабинет, зал), времени их проведения, оснащенности кабинета пособиями. При отборе содержания следует помнить о необходимости включения вопросов и проблем, являющихся наиболее важными, актуальными, значительными в перспективе интеллектуального развития, формирования прак-
тических умений и навыков, а также вопросов, содержательная сторона которых формирует у научное мировоззрение, любовь к родине, готовность к труду. В содержании занятий кружка стоит отразить взаимосвязь научного материала с учебным. Однако содержание занятий кружка не должно повторять содержание учебных занятий. Его задача — содействовать развитию творческих способностей, активности и самостоятельности студентов [1—5].
На вводном занятии целесообразно ознакомить кружковцев с планом работы и обсудить его содержание, учесть приемлемые предложения студентов, внести в план соответствующие коррективы и совместно со студентами утвердить его.
Исходя из принципа оптимизации учебно-воспитательного процесса, педагог должен творчески подходить к выбору методов обучения во внеаудиторной работе по учебному предмету. Выбор оптимальных методов обучения в кружковой работе ориентирует преподавателя на осознанный учет следующих условий: задачи данного занятия; содержание занятия; степень сложности материала; уровень подготовленности кружковцев; сравнительная характеристика возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения; особенности, сильные стороны личности педагога, уровень его профессиональной подготовки; возможности учебного кабинета; наличие времени для занятий и т.п.
В практике разных преподавателей существуют разнообразные приемы вовлечения студентов в кружковую работу. Наиболее распространенным является следующий порядок. Организуется первоначальное знакомство студентов с перспективным планом работы кружка или наиболее интересными его разделами. С этой целью выпускаются различного рода стенгазеты, бюллетени, красочно, со вкусом оформленные. Информация дает студентам возможность объемно представить себе содержание предлагаемых для изучения в кружке вопросов (теоретических, практических, познавательных и др.).
Целесообразно ознакомить студентов с предстоящими на кружковых занятиях видами деятельности, предложить им примерный перечень умений и навыков, которыми те могут овладеть через кружковую работу. Информация о наборе в кружок должна включать перспективу посещения студентами научных лабораторий, а также возможность самостоятельной работы молодых людей с приборами, оборудованием, архивными и литературными документами и т.п. В бюллетенях или стенгазетах может быть помещена информация о кружковцах — выпускниках университета. Особое место должно занимать приглашение студентов в кружок. Параллельно с этим объявлением можно проинформировать студентов, у которых преподаватель ведет занятия, о наборе в кружок.
В целях привлечения юношей и девушек к кружковым занятиям, как и к другой внеаудиторной работе по учебному предмету, преподаватель использует психологические приемы влияния на студентов, например, убеждение, заражение и внушение. В ходе личных бесед необходимо тактично, без нажима сделать персональное предложение стать членом организуемого кружка. Убеждая студента, преподаватель должен передать ему четкую содержательную информацию о предстоящей совместной деятельности, предоставить юношам и девушкам возможность осознать предложенное. Использование приема психического заражения студентов, целесообразнее в том случае, когда студент эмоционален или коле-
блется в выборе решения. Яркая, эмоционально богатая речь преподавателя, стиль его поведения могут увлечь студентов, пробудить у них потребность стать участниками рисуемой преподавателем деятельности. Внушить студенту мысль о целесообразности посещения им кружка может лишь преподаватель, обладающий авторитетом и доверием. Внушение как способ воздействия на студента удобно использовать в случае частого общения студента с педагогом, когда студент знает преподавателя с положительной стороны.
В практике высшей школы используется вовлечение в кружок студентов и через опосредованное воздействие на них. Так, если в кружок уже записались друг или подруга какого-либо студента или студентки, то можно через них привлечь студента к посещению занятий кружка.
Отказывать молодым людям в приеме в кружок нецелесообразно. Необходимо продумать возможность включить в активную деятельность всех записавшихся студентов. С этой целью следует использовать новую форму работы: возможно, организовать творческое объединение, обеспеченное несколькими лабораториями для занятий различных секций, или изменить традиционную форму, попытаться найти методы, приемлемые для работы с большим количеством студентов. Работа может включать практические занятия, проводимые не только в условиях университета, но и в домашних условиях: ставить опыты, вести наблюдения, исследования, осуществлять подбор и классификацию различных процессов и явлений и т.п. Как показывает практика, через определенный отрезок времени многие студенты по разным причинам выбывают из кружка. Стабильных членов кружка остается 10—15 человек. Такое количество вполне позволяет проводить со студентами кружковые занятия. Если некоторые юноши и девушки посещают занятия с пропусками, их не стоит исключать из кружка. Для таких студентов целесообразно подбирать работу, включающую их в общие дела кружка.
Эффективность работы кружка зависит прежде всего от педагогически обоснованной системы организации и проведения данной работы со студентами. Одной из задач преподавателя является вовлечение во внеаудиторную работу как можно большего числа студентов. С другой стороны, работа с большим числом кружковцев не позволяет педагогу максимально реализовать оптимальные возможности занятий с молодежью. Психолого-педагогическая наука и практика показывают, что в обычных кружках целесообразнее всего работать с 10—12 студентами. Изменение формы работы кружков или объединений позволяет увеличивать или уменьшать контингент кружковцев. Численность кружковцев во многом зависит от конкретных целей, условий проведения занятий.
В массовой практике педагогов, ведущих работу в кружке, встречаются различные варианты частоты занятий со студентами — от одного раза в месяц до двух раз в неделю. Частота занятий так же, как и количественный состав кружка, не может быть навязана руководителю извне. Однако наиболее приемлемым является проведение занятий один раз в одну или в две недели. Продолжительность занятий определяется самим преподавателем, исходя из целей, задач, времени педагога и кружковцев. Наиболее распространенным является опыт проведения кружковых занятий до полутора часов.
При разработке плана занятий на полгода или год преподавателю рекомендуется выносить его на обсуждение студентов, записавшихся в кружок. После коллективного обсуждения и доработки плана оказывается возможным точнее учесть интересы студенческой молодежи. Частные коррективы в плане работы, исходящие из обнаружения более узких интересов отдельных студентов, вносятся в рабочем порядке перед очередным занятием.
Лекторские группы. В лекторскую группу педагог приглашает всех студентов, желающих читать лекции. Следует привлечь к посещению группы студентов, имеющих хорошие знания по учебному предмету и увлеченных им. Однако недопустимо, чтобы в студенческую лекторскую группу отбирались только хорошо успевающие, с хорошо поставленным голосом студенты — целесообразно вовлекать и рядовых по дарованиям студентов, поскольку целью работы лекторской группы является не только распространение знаний науки, литературы, искусства, но и развитие интереса студентов данному учебному предмету, формирование у них устойчивой потребности к накоплению знаний и способности к передаче этих знаний другим. Работа в лекторской группе должна совершенствовать литературный и профессиональный язык студентов, расширять их кругозор, тренировать память и дикцию юношей и девушек, их умение самостоятельно работать с литературой, техническими средствами.
Преподавателю, организующему лекторскую группу в университете по учебной дисциплине, можно рекомендовать следующие условия работы: содержание лекций необходимо отработать вместе со студентом-лектором перед его выступлением; при подготовке студента-лектора нужно обратить внимание на его дикцию, эмоциональность речи и подсказать ему правила четкости, точности и выразительности речи; при подготовке студентов-лекторов целесообразно научить их работе с техническими средствами, поскольку в процессе проведения лекции необходимо применение наглядности и ТСО; каждая лекция должна быть доступной пониманию слушателей; число лекций, проводимых одним студентом, не должно превышать трех-четырех в год; можно включить выступление студентов-лекторов в программу предметной декады или познавательного вечера по учебной дисциплине.
Групповая внеаудиторная работа студентов многообразна по форме и содержанию. Она позволяет педагогу целенаправленно развивать у студенческой молодежи опыт сотрудничества, формировать способы и приемы совместной деятельности. В групповой систематической работе создаются условия для развития практических умений, навыков творческой деятельности, способов научной организации учебного труда. В групповой работе создаются оптимальные условия для дифференциации и индивидуализации обучения студентов. Гибкое и динамичное обновление этих форм занятий позволяет вести качественные вариативные преобразования целостного педагогического процесса в университете.
Вечера и спектакли. Для организации и проведения спектакля или вечера целесообразно прежде всего определить его цель и задачи; ознакомиться с соответствующей литературой; выбрать тематику, составить план проведения, обсудить этот план со студентами; написать совместно с творческим активом сценарий;
определить актив студентов для участия в проведении мероприятия; подготовить проекты оформления зала; подготовить участников; организовать информационно-лекторскую группу для выпуска бюллетеней, организации заочных конкурсов; подобрать музыкальное оформление; подготовить опыты, демонстрации, аудиовизуальные средства, наглядность.
Вечера и спектакли целесообразно организовывать в форме коллективного творческого дела. Тематику следует обсудить со студентами-активистами (например, с членами кружка). Для написания сценария преподавателю необходимо создать группу студентов-сценаристов. Данная группа студентов составляет программу, пишет сценарий этих внеаудиторных мероприятий. После написания сценария в стенной печати университета объявляется конкурс «актеров». Преподаватель также может сам предложить ряду студентов принять участие в проведении вечера или спектакля как в роли актеров, так и в качестве оформителей сцены, зала, демонстраторов, художников.
Студенты, приглашенные на роли ведущих, актеров, должны обладать хорошими речевыми данными. С актерами так же, как и со студентами-демонстраторами, следует провести ряд консультаций и репетиций для их качественной подготовки к выполнению своих обязанностей в данном творческом деле. В сценариях целесообразно шире использовать практическую часть с применением демонстраций, опытов, иллюстраций. Студенты могут своими силами подготовить отдельные модели, макеты. Вопросы, задачи, тексты должны быть интересны с познавательной, учебной и воспитательной точек зрения, лаконичны, конкретны, должны стимулировать развитие личности студента. В процессе проведения мероприятия целесообразно организовать конкурсы для зрителей, чтобы и они были активными его участниками. В финальной части зрители, проявившие активность и смекалку, должны быть отмечены призами.
При оформлении зала надо помнить об эстетической культуре рисунков и экспонатов. Нельзя загромождать помещение обилием настенной информации, так как это будет отвлекать внимание присутствующих от основной темы. Желательно наряду с различной информацией вывесить бюллетени, знакомящие присутствующих с возможностью их участия в отдельных конкурсах. Приглашенных следует вооружить информацией о цели и содержании проводимого мероприятия. Декорации на сцене должны отвечать требованиям техники безопасности и противопожарной защиты, чтобы исключить возможность травм и повреждений как у участников, так и у зрителей. Целесообразно проводить мероприятия, длящиеся не более одного-полутора часов.
Викторины и познавательные игры. Викторины и познавательные игры проводятся по самым разнообразным темам учебного предмета. Их можно проводить на тематических вечерах, в кружках. При организации викторин и игр нужно учитывать следующие положения: материал должен соответствовать учебным возможностям студентов; данный материал должен быть интересен как в познавательном, так и в эмоциональном плане, нести воспитательный эффект; вопросы не должны быть легкими; составлять вопросы педагог может с активом студентов, проводящих викторину или познавательную игру.
Вопросы викторин и игр должны быть как теоретическими, так и практическими. Формулировать их следует четко, в доступной форме. Обдумывание ответов на них не должно занимать слишком много времени: от студентов следует требовать ответов, правильно сформулированных, лаконичных. Викторины и игры целесообразно проводить по темам, которые требуют разностороннего изучения законов, закономерностей, явлений, фактов, или по темам, материал которых может быть успешно освоен нетрадиционными методами обучения в неформальной обстановке. Нередко преподаватель организует викторину или познавательную игру для того, чтобы студенты освоили тему путем самостоятельного изучения отдельных учебных вопросов или же методом групповой учебно-исследовательской работы. При проведении викторин и игр следует обратить особое внимание на воспитание и развитие студентов.
Для проведения викторины или познавательной игры следует выбрать ведущих из числа студентов. Педагогу лучше быть консультантом, экспертом, членом жюри. Ведущие должны иметь хорошую дикцию и владеть навыками постановки опытов, умениями неформального общения с участниками мероприятия и зрителями.
При проведении этих мероприятий педагог должен пробудить у студентов интерес к учению, познанию, потребность в самодеятельности и творчестве. Ответы студентов могут оцениваться как в личном, так и в групповом зачете. Студенты, имеющие лучшие результаты, отмечаются призами. Им могут быть выставлены положительные оценки по соответствующему учебному предмету.
Конференции. Основной задачей конференций является развитие у студентов умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, а также обобщение и систематизация их знаний по учебным предметам.
В ходе подготовки конференций студентам предлагается тематика проблем для самостоятельного изучения или изучения под руководством педагога, а также, рекомендуется литература, с которой студенту придется работать для качественного освоения проблемы. Преподавателю целесообразно познакомить юношей и девушек с основами научной организации умственного труда. В частности, у студентов необходимо развивать опыт самостоятельной работы с научно-популярной и справочной литературой, развивать умения конспектировать прочитанное, составлять планы и тезисы докладов и выступлений, формировать опыт выступления перед компетентной аудиторией. Организация и проведение конференций способствуют развитию у студентов познавательных интересов, формированию у них основ научной организации умственного труда, воспитанию интереса к самообразованию и потребности в самосовершенствовании. Если конференция носит межпредметный характер, то целесообразно преподавателям соответствующих учебных предметов первоначально обсудить детали проведения конференции, а затем, подключить к ее подготовке студентов.
Планировать проведение конференций следует в процессе подготовки плана работы в начале года, полугодия. Целесообразно четко определить функции каждого педагога и студента при проведении конференции. Конференции могут про-
водиться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. Количество вопросов, рассматриваемых на конференции, не должно быть слишком большим. Это обусловлено тем, что по каждому вопросу необходимо выслушать доклады и организовать их обсуждение. Вопросы должны быть подобраны таким образом, чтобы они были доступны для студентов, но не ограничивались материалом, изложенным в учебниках и учебных пособиях.
Стенная печать должна ориентирована на развитие у студентов интереса к учебному предмету, к учению, на воспитание потребности в знаниях, познании, на формирование у них потребности в самосовершенствовании. Эффективность воздействия стенной печати в школе всецело зависит от целенаправленного руководства ее редколлегией. Для руководства стенной печатью избирается редколлегия, состоящая из редактора и его помощников. Выбор редколлегии из числа студентов-активистов должен заложить основу успеха печатного органа. Членами редколлегии могут стать студенты, проявляющие интерес к поиску, сбору и обработке различного рода информации, имеющие склонность к редактированию, художественному оформлению стенных газет. Членов редколлегии необходимо учить ответственности за выполняемую работу.
Стенная печать подразделяется на стенные газеты и стенды. Стенгазеты используются в тех случаях, когда информация невелика. Там могут быть представлены материалы исторического характера, биографии ученых, отражены новости науки, соответствующей учебному предмету. Там же более полно могут быть даны объявления о внеаудиторных мероприятиях, проводимых в университете, результаты конкурсов, олимпиад. На стенде может быть представлена выставка литературы по учебному предмету, помещены заочные викторины и т.п. Рубрики стенгазеты или стенда могут быть следующими: «Странички истории науки», «Новости науки», «Из жизни выдающихся людей», «Конкурсы и лауреаты», «Что? Где? Когда?» (информация о внеаудиторных мероприятиях по учебной дисциплине). Заметки, помещенные в стенгазету, на стенд, должны быть интересными, познавательными, яркими, содержательными. Разнообразие содержания, живость и увлекательность изложения являются основными критериями к подбору информации.
Для организации четкой работы редколлегии преподавателю целесообразно рассказать студентам о цели и задачах стенной печати, дать советы, как осуществлять ее оформление, какую литературу использовать. При этом необходимо учесть следующие требования: строго соблюдать периодичность выпуска очередных номеров стенгазеты, стенда, других информационных форм школьной печати; смену материала производить через 1—2 недели; обязательно использовать цветовое оформление иллюстративного материала (краски, фломастеры, карандаши), так как со вкусом оформленный выпуск привлекает всеобщее внимание. Необходимо периодически обращаться к читателям за советом, информацией.
Предметные недели. Предметные недели организуются как своего рода гала-мероприятия по предмету, включающие почти весь спектр внеаудиторных мероприятий. В их подготовке и проведении, как правило, принимают участие студенты практически всех курсов и групп и преподаватели. Для подготовки и проведения предметной недели рекомендуется создать штаб, куда войдут педагоги и
студенты-активисты. Штаб формируется за 1,5—2 месяца до начала проведения данного мероприятия. На заседаниях штаба решаются вопросы планирования «Недели» и координации подготовки участников данного типа гала-мероприятия. Штабу целесообразно разработать первоначальный проект проведения предметной недели и обсудить его на собрании представителей всех студенческих групп факультета или университета. После обсуждения и доработки план организации «Недели» утверждается как рабочая программа ее подготовки и проведения. В этот план могут вноситься незначительные коррективы и в ходе подготовки данного мероприятия. В штабе осуществляется распределение функциональных обязанностей между участниками проводимого мероприятия. При планировании предметной недели целесообразно спроектировать использование различных традиционных форм внеаудиторной работы, а также, нетрадиционных (например, карнавал по тому или иному учебному предмету) и комплексных форм. Осуществляя подготовку предметной недели, необходимо учесть, что проведение более 2—3 мероприятий в день нецелесообразно. Необходимо, также чередование длительных и сложных в постановочном отношении мероприятий (например, спектакли, вечера, конференции) с более простыми.
В течение предметной недели регулярно и широко используются стенная печать. Обязательными элементами «Недели» являются работа лекториев, организация конференций и диспутов. Информацию о проведении в университете, на факультете предметной недели нужно сделать красочной, интересной студентам.
Лекторий. Лекторий организуется для студентов, желающих расширить свои знания по какому-либо учебному предмету и соответствующему направлению науки, узнать новые достижения науки. Лектории следует проводить по наиболее значимым и важным разделам учебного предмета. Лекторий могут посещать все желающие студенты. Ведущим лектория, как правило, является преподаватель. К выступлениям могут привлекаться ученые, специалисты различных производств, члены творческих союзов, работники других направлений. Качество проведения занятий лектория повысится, если устные выступления ведущего и приглашенных специалистов будут сочетаться с показом опытов, кинофрагментов, слайдов, с использованием аудиовизуальной аппаратуры. Практика показывает, что оптимальное время для одной внеаудиторной лекции до 1 часа.
Массовые формы внеаудиторных занятий позволяют включить большое количество студентов в активное участие в коллективном творческом деле, успешно стимулируют развитие познавательных и учебных интересов студентов. Данные формы занятий являются для многих студентов «трамплином» к систематическим занятиям по интересам, «ключом» к постижению тайн той или иной области науки, техники, искусства, к открытию профессий. Эти занятия органически дополняют групповые и индивидуальные формы внеаудиторной деятельности студентов и способствуют укреплению взаимосвязи внеаудиторной работы с различными формами аудиторной работы. В системе взаимосвязи с аудиторными занятиями массовая внеаудиторная деятельность выполняет многие функции, в том числе функцию контроля результативности ряда групповых и индивидуальных форм работы студентов.
Вариативность организации и использования внеаудиторной деятельности студентов велика, и педагог имеет возможность выбрать оптимальные типы и формы данной деятельности, исходя из конкретных педагогических условий. Важно, чтобы студент получил возможность реализовать творческий потенциал, оценил в этой деятельности свои способности. Преподавателю же во внеаудиторной работе школьников важно увидеть «необнаруженные», «невостребованные» личностные возможности и достоинства, юноши или девушки. Внеаудиторная деятельность студентов организуется на основе вариативных, гибких, постоянно обновляющихся педагогических технологий. Она рассчитана на индивидуализацию обучения, воспитания и развитая студенческой молодежи в системе аудиторных и внеаудиторных занятий. Интеграция внеаудиторной деятельности с аудиторной создает уникальные формы учебно-воспитательной работы, стимулирующей личностное развитие студентов и профессиональное творчество педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казаренков В.И., Жарылгапова Д.М., Есаян Р.С. Формирование у студентов и школьников интереса к самообразованию. — М.: РУДН, 2011. [Kazarenkov V.I., Garylgapova D.V., Esayan R.S. Formirovanie u studentov i Shkolnikov interesa k samoobrazovaniyu. — M.: RUDN, 2011.]
[2] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Самообразование в системе подготовки специалистов в высшей школе // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 2. — С. 106—111. [Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Samoobrazovanie v sisteme podgotovki specialistov v vysshej shkole // Vestnik RUDN. Serija "Psihologija i pedagogika". — 2012. — N 2. — S. 106—111].
[3] Казаренков В.И., Рангелова Е.М., Казаренкова Т.Б. Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в условиях интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2014. — № 4. — С. 17—23. [Kazarenkov V.I., Rangelova E.M., Kazarenkova T.B. Formirovanie u studentov opyta mezkulturnogo vzaimodejstvija v uslovijah integracii auditornyh i vneauditornyh zanjatij // Vestnik RUDN. Serija "Psihologija i pedagogika". — 2014. — N 4. — S. 17—23.]
[4] Казаренков В.И., Рангелова Е. Формирование гражданина и профессионала в условиях интеграции университетского образования и самообразования студентов // Фрмирание на гражданина и профессионалиста в условията на университетското образование: сборник с научни статии. — Габрово, 2013. — С. 394—396. [Kazarenkov V.I., Rangelova E.M. Formirovanie grazdanina iprofessionala v uslovijah integraciiuniversitetskogo obrazovanija i samoobrazovanija studentov // Formirane na grazdanina i professionalista v uslovijata na universitetskoto obrazovanie: sbornik s nauchni statii. — Gabrovo, 2013. — S. 394—396.
[5] Казаренков В.И., Сегень-Матыевич А.Й., Казаренкова Т.Б. Психолого-педагогические основы организации совместной деятельности университетов и общеобразовательных учреждений // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2015. — № 1. — С. 71— 78. [Kazarenkov V.I., Segen-MatyevichA.J., Kazarenkova T.B. Psyhologo-pedagogicheskie osnovy organizacii sovmestnoj dejatelnosti universitetov i obscheobrazovatelnyh uchrezdenij // Vestnik RUDN. Serija "Psihologija i pedagogika". — 2015. — N 1. S. 71—78.]
Казаренкоe B.H., npoKon n., Ka3apeHKoea T.E. Уннверснтетское 05pa30BaHHe.
UNIVERSITY EDUCATION: EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS IN ACADEMIC SUBJECTS
V.I. Kazarenkov
Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia 10/2 Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198
Petr Prokop
Charles University in Prague, Faculty of Education 5 Ovocn str, Prague, Czech Republic, 116 36
T.B. Kazarenkova
Department of Comparative Educational Policy
Peoples' Friendship University of Russia 6 Miklukho-Maklaya str., Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to a topical problem of university education — the organization of extracurricular activities of students in academic subjects. The materials characterizing the organization of various forms of extracurricular activities in academic subjects and the cooperation of teachers and students in such activities are presented in the article. The forms and methods ofjoint activity are defined; the features of interaction between teachers and students in extracurricular activities are highlighted.
Key words: university education, joint creative work of teachers and students, extracurricular activities in academic subjects.