ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ И АДАПТАЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ
ОПЫТА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ АУДИТОРНЫХ И ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ*
1 3
В.И. Казаренков , Е.М. Рангелова , Т.Б. Казаренкова2
кафедра социальной и дифференциальной психологии 2Кафедра сравнительной образовательной политики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
3Кафедра педагогики Софийский университет «Св.Кл. Охридски» бул. Цар Освободител, 15, София, Болгария,1504
В статье представлен материал, характеризующий резервы интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий при формировании у студентов опыта межкультурного взаимодействия. Раскрываются основные направления, методы, средства и формы работы со студентами, а также условия эффективного формирования у студентов опыта межкультурного взаимодействия при интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий.
Ключевые слова: студенты высшей школы, опыт межкультурного взаимодействия, интеграция аудиторных и внеаудиторных занятий.
Качественное обновление современного общества ориентирует науку и практику на поиск новых подходов в развитии высшего образования как основному социальному институту, обеспечивающему устойчивость человеческой цивилизации. Среди всего многообразия инновационных подходов обновления образования в высшей школе особо выделяется направление интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов [1]. В условиях системной модернизации высшего образования возрастает роль внеаудиторной деятельности студентов,
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект № 13-06-00673 «Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в системе аудиторных и внеаудиторных занятий.
в частности такие ее формы, как самообразование, научно-исследовательская работа, внеаудиторные занятия по учебным дисциплинам.
Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы, позволяя сохранить ядро содержания, форм и методов учебных занятий студентов, расширяет и углубляет содержание, формы, методы учебной деятельности и позволяет активно заниматься самообразованием и научной работой вне университета. В процессе интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности создаются условия для активизации творческой деятельности студенческой молодежи, стимулирования у нее ответственности и трудолюбия, а также эффективного развития различных вариантов формального и неформального взаимодействия студентов и преподавателей [1—3].
Целостная университетская подготовка специалиста предполагает развитие как профессионального, так и социокультурного компонента подготовки студента [1; 7]. Современный специалист с высшим образованием обязан успешно ориентироваться в социуме, строить эффективные отношения для успешной реализации творческих потенциалов в профессиональной деятельности. Приоритетным направлением подготовки специалиста становится развитие у него коммуникативных умений и навыков. Особую значимость данное направление подготовки специалиста приобретает в условиях интенсивно обновляющейся социальной среды, особенностей профессиональной деятельности в условиях поликультурного пространства. Взаимодействие специалиста в поликультурной среде требует не только профессиональной компетентности, но опыта межкультурного взаимодействия. Интеграция аудиторной и внеаудиторной работы студентов является важным фактором развития данного опыта в системе университетской подготовки специалиста [2].
В высшей школе целесообразно не только сформировать у человека способность усваивать передаваемые научные знания, но и потребность в самостоятельном приобретении научных знаний и выборе способов деятельности, приобретении опыта самообразования и самовоспитания, развитии опыта межличностного и межкультурного взаимодействия. Будущие специалисты должны понять, что научное фундаментальное знание в информационном обществе является перспективным средством для достижения поставленных жизненных и профессиональных целей, но успешная реализация имеющихся знаний и умений возможна лишь в процессе профессионального и социального взаимодействия [1—7]. Интенсивно обновляющийся социальный мир ориентирует современную высшую школу на целенаправленное развитие у студентов навыков участия в совместной научной и профессиональной деятельности (совместные проекты и т.п.), опыта межкультурного взаимодействия. В высших учебных заведениях на этом, к сожалению, не всегда акцентируется внимание студентов. Не все преподаватели высшей школы, осуществляющие интеграцию научно-исследовательской, учебной и производственной деятельности студенческой молодежи, уделяют внимание развитию у будущих специалистов целостного восприятии картины мира, возможностей использования в практической деятельности не только знаний, полученных ими на учебных занятиях, но также, опыта, приобретенного межкультурного диалога
в процессе совместных научных проектах и профессиональной творческой деятельности.
При формировании у студентов опыта межкультурного взаимодействия в условиях интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности особое место занимают авторские курсы преподавателей высшей школы, которые обеспечивают студентов новейшими знаниями в изучаемых областях науки, развивают интерес к совместной деятельности, этнокультурное знание и навыки межкультурного взаимодействия. Авторские курсы в системе учебных аудиторных и внеаудиторных занятий обеспечивают освоение студентами окружающего природно-соци-ального мира целостно, а не мозаично; усвоение молодыми людьми основных принципов и способов совместной творческой жизнедеятельности. Оперативное применение нового научного материала по профилю специализации позволяет студентам использовать новый материал в учебном процессе или научно-исследовательской производственной деятельности. Однако авторские курсы могут стимулировать интерес к межкультурному взаимодействию, потребность в межкультурном диалоге как важных составляющих профессиональной подготовки современного специалиста и современного человека, обладающего гуманистическим мировоззрением и толерантным мировидением. Авторские курсы позволяют педагогу представить новые научные результаты в контексте знаний, получаемых будущими специалистами в процессе университетского образования, стимулировать посредством организации развитие целенаправленной работы потребности в совместной деятельности в поликультурной социальной и профессиональной среде. Это могут быть исторические экскурсы об успешности сотрудничества людей разных национальностей в науке, образовании, производственной деятельности, искусстве; беседы о перспективе достижения новых научных открытий и производственных технологий только при объединении материальных и интеллектуальных ресурсов; показ перспектив успешной личностной и профессиональной самореализации в совместной деятельности в поликультурном пространстве. В ходе проведения авторских курсов создаются условия для установления целенаправленной связи содержания данных занятий с содержанием нормативных учебных дисциплин, успешного освоения коммуникативных знаний и умений, приобретения навыков формального и неформального общения, опыта межкультурного взаимодействия.
Интеграция аудиторных и внеаудиторных занятий студентов позволяет качественно решать проблему социокультурной подготовки будущего специалиста в системе высшего образования. Данная подготовка является значимым компонентом целостной подготовки специалиста нового поколения, сочетающего широту взглядов на обустройство социально-природного мира и глубину профессиональной подготовки в определенной области науки, производства, литературы, искусства, обладающего собственным мировидением и устойчивыми гуманистическими убеждениями, направленного не только на профессиональное творчество, но и на жизнетворчество, имеющего потребность в личностном росте. Понимание руководителями и педагогами высшей школы значимости качественного социо-
культурного развития студента для его успешного профессионального становления не всегда находит реализацию в практике совершенствования содержания и процесса подготовки специалиста. Существующая тенденция разделения содержания высшего образования на блоки учебных курсов (соответствующих государственным стандартам) необходимая, но недостаточная процедура для творческого осуществления системной подготовки кадров, соответствующих потребностям современного поликультурного общества.
Традиционное разделение задач, стоящих перед высшей школой, между отдельными кафедрами нередко приводит к автономизации их деятельности в подготовке специалиста, а последнего — к узости профессионального кругозора и низкому уровню социокультурного развития, что отражается на профессиональной и социальной адаптации выпускников вузов. Чаще всего социокультурная подготовка специалиста считается приоритетным аспектом работы кафедры социально-гуманитарного профиля, а профессиональная — кафедр специально-научных дисциплин. Такое положение не способствует интенсивному социокультурному развитию студента. В университетской практике постепенно осваивается интеграционная деятельность различных кафедр для решения стратегических задач подготовки специалистов нового поколения. Вместе с тем существуют иные пути эффективного решения данной проблемы, в частности, посредством разработки интегрированных курсов (теоретико-методологического и практико-ориенти-рованного вида), обеспечивающих освоение будущими специалистами вопросов межнаучного характера, через создание авторских курсов, содержание которых органически объединяет вопросы междисциплинарного типа. Решение данной проблемы возможно посредством интеграции содержания нормативных учебных курсов и авторских курсов. Педагогически обоснованные содержание авторских курсов и процесс их передачи студентам в системе аудиторных и внеаудиторных занятий позволяет шире и глубже осветить фундаментальные и прикладные вопросы современной науки, сформировать у студентов интерес к совместной работе с людьми различных культур.
В системе учебных, факультативных и кружковых занятий нами успешно используется базовое содержание авторских курсов «Технологии эффективного межкультурного взаимодействия», «Педагогическое общение», «Искусство человеческого взаимодействия». Данные курсы, читаемые для студентов психологических и непсихологических специальностей, ориентированы на раскрытие будущим специалистам теоретико-методологических и технологических основ проблемы человеческого взаимодействия и межкультурного диалога. Курсы интегрируют отдельные значимые для понимания данной проблематики философские, социологические, управленческие, культурологические, педагогические и психологические знания. Курсы направлены на повышение эффективности социальной и профессиональной адаптации будущих специалистов посредством стимулирования у них потребности в творческом стиле жизнедеятельности, формирования опыта межкультурного взаимодействия, обеспечивающего самореализацию человека в поликультурном пространстве.
В процессе интеграции аудиторной и внеаудиторной работы будущие специалисты получают значительный массив информации по циклам нормативных социально-гуманитарных, психолого-педагогических, специально-научных дисциплин и в то же время осваивают коммуникативные знания, опыт межличностного и межкультурного взаимодействия. Автономное изучение учебных дисциплин снижает уровень целостного восприятия и освоения центрального процесса человеческой жизнедеятельности — процесса взаимодействия, обеспечивающего устойчивое развитие отдельно взятой личности и человеческой цивилизации. Именно преподавателю высшей школы предстоит целенаправленная работа по формированию у студентов понимания сущности человеческого взаимодействия, механизмов его успешной реализации в процессе жизнедеятельности людей в интенсивно изменяющемся поликультурном мире.
Изучение теоретических и методологических положений по проблеме человеческого взаимодействия позволяет студентам обнаруживать стратегические ориентиры социализации, профессионализации и самореализации. Познание сущности феномена человеческого взаимодействия помогает каждому студенту обнаруживать перспективы устойчивого жизненного и профессионального роста, намечать пути и средства развития творческой жизнедеятельности.
Активная познавательная деятельность будущих специалистов в системе аудиторных и внеаудиторных занятий обеспечивает целенаправленное освоение ими интегративных знаний и умений, необходимых для успешной социальной адаптации, способствует эффективному межличностному общению и межкультурному взаимодействию. В системе аудиторных и внеаудиторных занятий студенты как субъекты педагогического взаимодействия приобретают навыки вербального и невербального общения, знания и умения, позволяющие эффективно предупреждать и преодолевать конфликты, осваивают способы самопознания, сохранения психического и физического здоровья человека, саморегуляции как средства повышения уровня стрессоустойчивости, знакомятся со стратегиями поиска и обретения смысла жизни.
Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия в процессе интеграции аудиторных и внеаудиторных занятий успешно реализуется при следующих необходимых условиях:
— собственной личностной потребности к развитию у молодежи, готовности к толерантной жизнедеятельности в поликультурном пространстве;
— готовности к организации работы по развитию у студентов интереса к совместной творческой деятельности в поликультурной среде, потребности в межкультурном диалоге;
— готовности к проведению различных форм внеаудиторной работы — массовой (познавательные вечера, викторины, спектакли, фестивали, конкурсы), групповой (кружки, научные общества, творческие объединения, экскурсии, лектории), индивидуальной (творческие, конструкторские, исследовательские, познавательные задания и проекты);
— способности осуществлять интеграцию аудиторных и внеаудиторных занятий;
— способности к творческому взаимодействию со студентами и коллегами-преподавателями при организации внеаудиторной деятельности и интеграции ее с аудиторной).
Научно обоснованная интеграция аудиторных и внеаудиторных занятий обеспечивает успех в формировании у студентов опыта межкультурного взаимодействия как элемента целостной подготовки специалиста.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Казаренков В.И. Целостность университетской подготовки специалиста // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2009 — № 2. — С. 73—77. [Kazarenkov V.I. Celost-nost universitetskoj podgotovki specialista // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedago-gika». — 2009 — № 2. — S. 73—77.]
[2] Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Развитие у студентов потребности в межкультурном взаимодействии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2010. — № 1. — С. 69—73. [Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. Razvitie u studentov potrebnosti v mezhkul-turnom vzaimodejstvii // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2010. — № 1. — S. 69—73.]
[3] Казаренков В.И., Рангелова Е.М. Формирование гражданина и профессионала в условиях интеграции университетского образования и самообразования студентов // Формиране на гражданина и професионалиста в условията на университетското образование: Сборник с научни статии. — Втора книга. Том първи. — Габрово: ЕКС-ПРЕС, 2013. — С. 394— 396. [Kazarenkov V.I., Rangelova E.M. Formirovanie grazhdanina i professionala v usloviyakh integracii universitetskogo obrazovaniya i samoobrazovaniya studentov // Formirane na grazhdanina i profesionalista v usloviyata na universitetskoto obrazovanie: Sbornik s nauchni statii. — Vtora kniga. Tom pervi. — Gabrovo: EKS-PRES, 2013. — S. 394—396.]
[4] Казаренков В.И. Формирование у студентов опыта межкультурного взаимодействия: резервы университетского образования // Российский научный журнал. — 2014. — № 1 (39). — С.83—91. [Kazarenkov V.I. Formirovanie u studentov opyta mezhkulturnogo vzaimodejstvija: rezervy universitetskogo obrazovaniya // Rossijskij nauchnyj zhurnal. — 2014. — № 1(39). — S. 83—91.]
[5] Кудинов С.И., Крупнов А.И., Кудинов С.С. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 1. — С. 5—14. [Kudinov S.I., Krupnov A.I., Kudinov S.S. Samorealizaciya lichnosti kak predposylka proyavleniya mezhetnicheskoj tolerantnosti na postsovetskom prostranstve // Vestnik RUDN. Seriya «Psihologija i pedagogika». — 2012. — № 1. — S. 5—14.]
[6] Новикова И.А., Каргина Н.В. Личностные черты и успешность обучения студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 3. — С. 27—32. [Novi-kova I.A., Kargina N.V. Lichnostnye cherty i uspeshnost obucheniya studentov // Vestnik RUDN. Seriya «Psihologija i pedagogika». — 2009. — № 3. — S. 27—32.]
[7] Филиппов В.М. Четыре ступени интернационализации: управление процессами интернационализации высшего образования на глобальном, региональном, национальном и институциональном уровнях // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 6. — С. 4—8. [Filippov V.M. Chetyre stupeni internacionalizacii: upravlenie processami interna-cionalizacii vysshego obrazovaniya na globalnom, regionalnom, nacionalnom i institucional-nom urovnyakh // Vysshee obrazovanie segodnja. — 2010. — № 6. — S. 4—8.]
FORMATION OF CROSS-CULTURAL INTERACTION EXPERIENCE IN STUDENTS IN CONDITIONS OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR HOURS INTEGRATION
V.I. Kazarenkov1, E.M. Rangelova3,
2
T.B. Kazarenkova2
!Chair of Social and Differential Psychology Chair of Comparative Educational Policy Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
3Chair of Pedagogy Sofia University "St. Kl. Okhridsky"
15 Tsar Osvoboditel Blvd., Sofia, Bulgaria, 1504
The article presents the data characterizing the reserves of the integration of curricular and extracurricular classes in forming the experience of cross-cultural interaction in students. The main directions, techniques, tools and forms of working with students as well as the conditions of effective forming the cross-cultural interaction experience in students with the integration of curricular and extracurricular classes are revealed.
Key words: high school students, experience of cross-cultural interaction, integration of curricular and extracurricular classes.