УДК 80:37.01
Lazarenko I.R., Perervina I.M. THE ROLE OF MOTIVATION IN THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF POLILOGUES IN YOUNGER STUDENTS OF UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The article describes the motivation for the development of culture of a scientific-social polylogue. The work specifies the importance of culture of discussion for future professional activity of students. The authors substantiate the necessity of motivation in the learning process. Some techniques that help maintain motivation of students are described.
Key words: polylogue, culture of a polylogue, motivation, socialization, training methods.
И.Р. Лазаренко, д-р пед. наук, проф., ректор Алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул;
И.М. Перервина, ст. преп. каф. иностранных языков, Алтайского гос. аграрного университета,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ ПОЛИЛОГА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматривается мотивация при развитии культуры полилога. Подробно описано значение культуры полилога для будущей профессиональной деятельности студентов. Автор обосновывает необходимость учета мотивации в учебном процессе. Приводятся методы, способствующие поддержанию мотивации у студентов.
Ключевые слова: полилог, культура полилога, мотивация, социализация, методы обучения.
В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов людей, а, следовательно, - вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка. Неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально-экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке.
Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком. По-нашему мнению, на сегодняшний момент целесообразно готовить студентов к полилоговому общению, поскольку данный тип общения наиболее применим к будущей профессиональной деятельности.
Общение рассматривается в контексте социализации со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому и полилогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Стадии процесса социализации и институты социализации изучали: Кон И.С., Андреенкова Н.В., Гилинский Я.И., Бернс Э.Я., Ж. Пиаже, Коломинский Я.Л., Бронфенбреннер У. и др.
Согласно Гальсковой Н.Д. для общества именно образование является одним из важнейших институтов социализации, т.е. приобщения студентов к определенной системе ценностно-смысловых отношений.
Она предлагает отказаться, также, от «монологичности» учебного процесса в пользу его «диалогичности» и «полилогичности». Если в первой ситуации преимущественной формой обучения является фронтальная, ведущим механизмом научения - «стимул - реакция», а доминирующую роль играет преподаватель, в то время как студенты выступают в позиции послушных и непослушных исполнителей, то для второй реле-ванты групповые формы обучения, креативность и интерактивность, подлинное взаимодействие всех субъектов в обучении иностранным языкам.
Л.П. Якубинский утверждал, что язык следует изучать в контексте общения людей, ибо характер речи находится в прямой зависимости от «условий общения», от «формы общения» и от «целей общения». Он различал две основные речевые формы: диалогическую и монологическую. Автор подчеркивал их неравноправность, отличал «естественность диалога» и «искуствен-ность монолога», обосновывал это тем, что «всякое взаимодействие людей есть именно взаимо-действие», которое «стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, «диалогическим» и бежит монолога.
Как утверждает Бахтин М.М. «язык следует рассматривать прежде всего как средство общения людей, его участников - как «речевых субъектов», а структуру речи - как их диалог, состоящий из ориентированных друг на друга высказываний».
Проблема формирования культуры общения обусловлена необходимостью повышения качества подготовки конкурентнос-пособных специалистов, т.к. усвоение и применение студентами общечеловеческих, гуманистических, этических ценностей и реализация их непосредственно в общении способствует не только личностному и духовному развитию молодого человека, но и социального, профессионального потенциала специалиста, что также важно для развития социального партнёрства в профессиональной подготовке специалиста.
Проводя исследование, мы установили, что в словарях, справочниках, энциклопедической литературе педагогического, философского, психологического содержания, понятие «культура полилога» как самостоятельное не выделяется. Мы будем понимать под этим термином «набор норм, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями при совместном взаимодействии субъектов в акте групповой мыследеятельности».
Чтобы повысить уровень культуры полилога у студентов, необходимо решить следующие задачи:
1. Создать условия для развития культуры полилога студентов.
2. Сформировать мотивацию к развитию культуры полилога.
Для оптимальной организации учебного процесса важно, в первую очередь, глубокое знание мотивов обучения, и, во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими.
Рассматривая мотивацию как основную движущую силу, необходимо отметить, что мотивы относятся к субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет развить культуру полилога, если только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован.
Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, интересы, потребности, цели, стремления, влечения, идеалы и т.д. В более широком смысле мотивация определяется как детерминация поведения вообще [1, с. 7-8].
Рубинштейн С.Л. дает несколько определений термину мотивация: «мотивация - это через психику реализующаяся детерминация», «мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [2, с. 370].
По А.В. Батаршеву, мотивация - это совокупность мотивов, побуждающих активность индивида и определяющих его направленность» [3, с. 47].
Мотивация (также) - система факторов, способствующих выполнению определенных задач, процесс побуждения себя и других к деятельности, направленной на достижение личностных целей и целей организации. Мотив - это побуждение к выполнению определенной деятельности, к совершению поступков, в основе которых лежат потребности человека [3, с. 48].
Необходимо отметить, что мотивация - это внутренняя движущая сила, которая подталкивает человека на совершение активных действий в ситуациях, когда он обычно медлит, бездействует, откладывает, или долго настраивается. Учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами (мотив достижения, мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив аффилиации, мотив саморазвития, просоциаль-ный мотив). Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность, общаться на иностранном языке. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т.д.) может усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к содержанию и процессу деятельности.
Стимулирующее воздействие внешней мотивации на процесс обучения может быть достаточно сильным, поэтому его важно строить таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели. Для этого можно использовать различные источники информации, показывающие значение владения иностранным языком (кинофильмы, специальная литература, газеты, журналы и т.д.).
Основной разновидностью внутренней мотивации является коммуникативная мотивация. Большинство учащихся хотят общаться, переписываться друг с другом, с иностранцами, хотят быть переводчиками, репортёрами. Несмотря на такое стремление учащихся к общению, именно этот тип мотивации труднее всего сохранить. В атмосфере родного языка овладение иностранным языком предстаёт как искусственное средство общения, это значит и ситуации, используемые при обучении, носят искусственный характер. Как бы преподаватель не старался создать естественную ситуацию для общения, язык остаётся искусственным компонентом этой ситуации. Поэтому необходимо больше обращаться к воображению студентов, к фантазии, к игре.
Проанализировав методы обучения иностранным языкам, нам представляется, что наибольшие возможности по созданию условий для развития культуры полилога и поддержания мотивации у студентов дают следующие методы:
- дискуссионные методы - дискуссия, полемика, диспут;
- методы социально-психологического тренинга:
а) игровые методы:
- операционные (деловые и управленческие);
- ролевые;
б) сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности);
- метод активизации резервных возможностей человека и коллектива (Г.А. Китайгородская)
- метод погружения (А.С. Плесневич)
- метод проектов.
Для современного образования игровые формы обучения важны, прежде всего тем, что они могут эффективно активизировать учебный процесс. Наиболее распространенным методом интерактивного обучения является деловая игра, представляющая собой форму деятельности в условной обстановке, направленной на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств воссоздается предметное и социальное содержание професси-
ональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной производственной обстановки.
Деловая игра воссоздает предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности. В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый, наряду с профессиональными знаниями, приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта «серьезная» профессиональная деятельность реализуется в игровой форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.
Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, деловая игра служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. Деловая игра может проводится в режиме полилогического общения. В процессе игры осваиваются нормы профессиональных действий, нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.
Обучение иностранному языку в первую очередь должно опираться на развитие внутренней мотивации и положительного отношения обучаемых к предмету. Эффективность развития иноязычной речевой деятельности студентов зависит от того, насколько сильно развита внутренняя мотивация студентов к изучению иностранного языка. Интерес к иностранному языку держится на внутренних мотивах, которые придают иноязычной речевой деятельности студента личностный смысл, и тогда заданные извне цели превращаются во внутренние потребности личности. Поэтому, чтобы развитие иноязычной речевой деятельности студентов было более эффективным, необходимо сформировать внутренне ориентированные мотивы обучения.
Мотивационный аспект имеет решающее значение также и для активизации всех психологических процессов - мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала.
Немаловажно также, чтобы студент из объекта обучения, воспитания и профессионального образования превратился в высшую ценность, т.е. приобрёл сущности субъекта.
На необходимость занятий, проводимых в активной форме, когда главным действующим лицом является студент, указывали Собкин В.С., Белова О.В., Кларин М.В., Орлов А.А. Они отмечали, что именно от него исходит главная активность, а не от преподавателя.
Принципиально другое значение, в таком случае, приобретает взаимодействие «педагог - студент» (деятельностное, центрированное на студенте). Студент и преподаватель становятся партнерами. Отсюда изменится роль преподавателя - от позиции транслятора знаний к позиции консультанта, тьютора, модератора, сопровождающего учебный процесс.
Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету преподаватель иностранного языка должен развивать у учащихся внутренние мотивы.
Библиографический список
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
2. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969.
3. Батаршев, А.В. Психология личности и общения. - М., 2003.
4. Гальскова, Н.Д. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность / Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1.
5. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнорович. - М., 1981.
6. Собкин, В.С. Качество педагогического образования глазами студента / В.С. Собкин, О.В. Белова // Педагогика. - 2010. - № 5.
7. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. - Алма-Ата, 1985.
Bibliography
1. Aseev, V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. - M., 1976.
2. Rubinshteyjn, S.L. Chelovek i mir. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1969.
3. Batarshev, A.V. Psikhologiya lichnosti i obtheniya. - M., 2003.
4. Galjskova, N.D. Cennosti sovremennogo mira globalizacii i mezhkuljturnoe obrazovanie kak cennostj / N.D. Galjskova, E.G. Tareva // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2012. - № 1.
5. Negnevickaya, E.I. Yazihk i deti / E.I. Negnevickaya, A.M. Shakhnorovich. - M., 1981.
6. Sobkin, V.S. Kachestvo pedagogicheskogo obrazovaniya glazami studenta / V.S. Sobkin, O.V. Belova // Pedagogika. - 2010. - № 5.
7. Akhmetov, N.K. Igra kak process obucheniya / N.K. Akhmetov, Zh.S. Khayjdarov. - Alma-Ata, 1985.
Статья поступила в редакцию 03.06.14
УДК 34.9
Khantseva G.G., Zorina N.S. IMPLEMENTATION OF MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT IN THE PROCESS OF RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS. Holistic system of re-socialization of female offenders on the basis of motivational performance-oriented management is a form of training for women to live in freedom in contemporary socio-economic conditions. In this form the effective management practices and technology of re-socialization with the purpose to promote training for female offenders to live in freedom are specifically stated.
Key-words: re-socialization of female convicts, penal institution, motivational program-oriented approach, competence, vocational and personal qualities.
Г.Г. Ханцева, канд. пед наук, доц. каф. «Гуманитарные дисциплины», Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск; Н.С. Зорина, ст. преп. каф. «Прикладная математика», Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ
Целостная система ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления является одной из форм подготовки женщин к жизни на свободе в современных социально-экономических условиях. В этой форме специфично отражаются эффективные управленческие методы и технологии ресоциализации, способствующие подготовке женщин-преступниц к жизни на свободе.
Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, пенитенциарное учреждение, мотивационный программно-целевой подход, компетенции, профессионально-личностные качества.
В последнее время преступления, совершаемые женщинами, привлекают пристальное внимание, как ученых, так и практических работников. Среди особо опасных тенденций современного женского криминального поведения выделяются такие, как интенсивный рост тяжких деяний, устойчивый удельный вес рецидивных преступлений, снижение возраста (омоложение) преступниц и, вместе с тем, увеличение количества женщин пожилого и старческого возраста, а также инвалидов [1].
Для процесса перевоспитания женщин-преступниц в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение, но здесь они обязательно сочетаются с режимом, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию женщин-преступниц [2].
Социализация личности путем образовательно-воспитательной деятельности представляется наиболее эффективным и оптимальным направлением в государственной социальной политике, и технологическое решение указанной проблемы состоит в создании государственной социально-педагогической системы, в которую должны входить все институты и органы государственной власти, средства массовой информации, правоохранительная система и система образовательно-воспитательных учреждений.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма,
демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Таким образом, исправление - результат воспитательного воздействия на осужденных во время отбытия ими наказания.
Ориентация в развитии системы общественных отношений на возрастание социальной активности личности и ее самореализацию, либерализация действующим законодательством социально-правового статуса личности предопределили необходимость социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем в условиях учреждений пенитенциарной системы. Это обусловило целесообразность включения в существующую систему содействия широкого арсенала социально-педагогических средств, расширения исправительно-воспитательного потенциала пенитенциарных учреждений, общественного воздействия, активизации личностных возможностей женщин-преступниц путем специально организованной педагогической работы.
Система исправительных учреждений слабо ориентирована на социально-педагогическое содействие женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем, обеспечение охраны их прав и законных интересов, скоординированное уча-