Библиографический список
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
2. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969.
3. Батаршев, А.В. Психология личности и общения. - М., 2003.
4. Гальскова, Н.Д. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность / Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1.
5. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнорович. - М., 1981.
6. Собкин, В.С. Качество педагогического образования глазами студента / В.С. Собкин, О.В. Белова // Педагогика. - 2010. - № 5.
7. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения / Н.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. - Алма-Ата, 1985.
Bibliography
1. Aseev, V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. - M., 1976.
2. Rubinshteyjn, S.L. Chelovek i mir. Metodologicheskie i teoreticheskie problemih psikhologii. - M., 1969.
3. Batarshev, A.V. Psikhologiya lichnosti i obtheniya. - M., 2003.
4. Galjskova, N.D. Cennosti sovremennogo mira globalizacii i mezhkuljturnoe obrazovanie kak cennostj / N.D. Galjskova, E.G. Tareva // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2012. - № 1.
5. Negnevickaya, E.I. Yazihk i deti / E.I. Negnevickaya, A.M. Shakhnorovich. - M., 1981.
6. Sobkin, V.S. Kachestvo pedagogicheskogo obrazovaniya glazami studenta / V.S. Sobkin, O.V. Belova // Pedagogika. - 2010. - № 5.
7. Akhmetov, N.K. Igra kak process obucheniya / N.K. Akhmetov, Zh.S. Khayjdarov. - Alma-Ata, 1985.
Статья поступила в редакцию 03.06.14
УДК 34.9
Khantseva G.G., Zorina N.S. IMPLEMENTATION OF MOTIVATIONAL PROGRAM-ORIENTED MANAGEMENT IN THE PROCESS OF RE-SOCIALIZATION OF FEMALE CONVICTS. Holistic system of re-socialization of female offenders on the basis of motivational performance-oriented management is a form of training for women to live in freedom in contemporary socio-economic conditions. In this form the effective management practices and technology of re-socialization with the purpose to promote training for female offenders to live in freedom are specifically stated.
Key-words: re-socialization of female convicts, penal institution, motivational program-oriented approach, competence, vocational and personal qualities.
Г.Г. Ханцева, канд. пед наук, доц. каф. «Гуманитарные дисциплины», Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова», г. Рубцовск; Н.С. Зорина, ст. преп. каф. «Прикладная математика», Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. технический университет им. И.И. Ползунова, г. Рубцовск, Е-mail: zorinanati@yandex.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН-ПРЕСТУПНИЦ
Целостная система ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления является одной из форм подготовки женщин к жизни на свободе в современных социально-экономических условиях. В этой форме специфично отражаются эффективные управленческие методы и технологии ресоциализации, способствующие подготовке женщин-преступниц к жизни на свободе.
Ключевые слова: ресоциализация женщин-преступниц, пенитенциарное учреждение, мотивационный программно-целевой подход, компетенции, профессионально-личностные качества.
В последнее время преступления, совершаемые женщинами, привлекают пристальное внимание, как ученых, так и практических работников. Среди особо опасных тенденций современного женского криминального поведения выделяются такие, как интенсивный рост тяжких деяний, устойчивый удельный вес рецидивных преступлений, снижение возраста (омоложение) преступниц и, вместе с тем, увеличение количества женщин пожилого и старческого возраста, а также инвалидов [1].
Для процесса перевоспитания женщин-преступниц в исправительных учреждениях должны использоваться обучение, труд, общение, но здесь они обязательно сочетаются с режимом, что создает специфику всей деятельности по исправлению и перевоспитанию женщин-преступниц [2].
Социализация личности путем образовательно-воспитательной деятельности представляется наиболее эффективным и оптимальным направлением в государственной социальной политике, и технологическое решение указанной проблемы состоит в создании государственной социально-педагогической системы, в которую должны входить все институты и органы государственной власти, средства массовой информации, правоохранительная система и система образовательно-воспитательных учреждений.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма,
демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. Таким образом, исправление - результат воспитательного воздействия на осужденных во время отбытия ими наказания.
Ориентация в развитии системы общественных отношений на возрастание социальной активности личности и ее самореализацию, либерализация действующим законодательством социально-правового статуса личности предопределили необходимость социально-педагогического содействия женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем в условиях учреждений пенитенциарной системы. Это обусловило целесообразность включения в существующую систему содействия широкого арсенала социально-педагогических средств, расширения исправительно-воспитательного потенциала пенитенциарных учреждений, общественного воздействия, активизации личностных возможностей женщин-преступниц путем специально организованной педагогической работы.
Система исправительных учреждений слабо ориентирована на социально-педагогическое содействие женщинам-преступницам в решении их жизненно важных проблем, обеспечение охраны их прав и законных интересов, скоординированное уча-
стие в этом процессе всех субъектов государственно-общественной исправительно-воспитательной системы на межведомственной основе.
Успешность ресоциализации женщин-преступниц мы связываем с использованием мотивационного программно-целевого подхода (И.К. Шалаев) в управлении процессом ресоциа-лизации.
Мотивационное программно-целевое управление не только обеспечивает индивидуализацию воспитательного воздействия в зависимости от способностей и интересов женщин-преступниц, но и кардинально меняют сотрудника пенитенциарного учреждения: повышают его педагогическую культуру, развивают творческий потенциал, освобождают от монотонной и рутинной работы.
Этапное построение процесса ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого управления в процессе реализации дерева целей с помощью исполняющей и управляющей программ позволяет обеспечить необходимый уровень сформированности морально-нравственных качеств женщин-преступниц, развивать способности самостоятельного решения жизненно-важных проблем и применять их в условиях жизни на свободе [3].
Мотивационный программно-целевой подход к ресоциа-лизации женщин-преступниц характеризует новое качественное состояние пенитенциарной системы России, предполагающее изменение социально-правового статуса женщин-преступниц, активизацию их личностного потенциала; демократизацию и расширение адаптивных возможностей социально-педагогической среды исправительных учреждений, взаимодействия исправительных учреждений с социальными институтами внешней среды.
Пенитенциарное учреждение должно занять свою нишу в качестве подсистемы государственной социально-педагогической системы, призванной оказывать воспитательное воздействие на граждан в целях обеспечения их правопослушного поведения, являющегося важнейшим условием нормальной жизнедеятельности общества и государства.
Библиографический список
Работа по теме исследования позволила выявить путь качественного изменения эффективности труда сотрудников пенитенциарного учреждения - повышение квалификации посредством обучения по методологии мотивационного программно-целевого управления. Технология ресоциализации женщин-преступниц на основе мотивационного программно-целевого подхода получила экспериментальное подтверждение, показав, что результативное управляемое обучение сотрудников пенитенциарного учреждения реально [3].
Готовность сотрудников пенитенциарного учреждения к ре-социализации женщин-преступниц представлена системой определенных знаний и умений, включающих в себя: знания законов уголовно-исполнительного кодекса РФ, основ социально-педагогической работы с женщинами-осужденными в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, теории педагогической психологии, возрастной психологии, методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии, основ права и научной организации труда, нормативных документов по вопросам воспитания осужденных [4].
Ресоциализация женщин-преступниц на основе мотиваци-онного программно-целевого подхода позволяет научить женщин-преступниц ситуативному управлению поведением и личной дисциплинированности, обеспечить личностную и социальную направленность исправительно-воспитательной работы; обеспечить дифференциацию содержания и технологий социально-педагогической работы в исправительном учреждении, доступность трудовой, образовательной, культурно-спортивной и других видов позитивно направленной деятельности. Использование мотивационного программно-целевого подхода в управлении деятельностью исправительного учреждения как субъекта государственно-общественной системы создает возможности осуществления более демократичной организации процесса управления функционированием и развитием исправительного учреждения.
1. Комлева, Н.К. Криминалогические особенности женской преступности // Альманах современной науки и образования, Тамбов. -2009. - № 7 (26). - Ч. II. [Э/р]. - Р/д: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2009_7-2_21.pdf .
2. Ханцева, Г.Г. Педагогическая система в пенитенциарном учреждении для женщин-преступниц / Г.Г. Ханцева, Н.С. Зорина // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 3.
3. Шалаев, И.К. Программно-целевая психология управления: учеб. пособ. - Барнаул, 2007.
4. Ветошкин, С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Монография. - Екатеринбург, 2004.
Bibliography
1. Komleva, N.K. Kriminalogicheskie osobennosti zhenskoyj prestupnosti // Aljmanakh sovremennoyj nauki i obrazovaniya, Tambov. - 2009. -№ 7 (26). - Ch. II. [Eh/r]. - R/d: http://www.gramota.net/articles/issn_1993-5552_2009_7-2_21.pdf .
2. Khanceva, G.G. Pedagogicheskaya sistema v penitenciarnom uchrezhdenii dlya zhenthin-prestupnic / G.G. Khanceva, N.S. Zorina // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 3.
3. Shalaev, I.K. Programmno-celevaya psikhologiya upravleniya: ucheb. posob. - Barnaul, 2007.
4. Vetoshkin, S.A. Penitenciarnaya pedagogika v teorii i praktike. Monografiya. - Ekaterinburg, 2004.
Статья поступила в редакцию 03.07.14
УДК 37.02
Tsegelnaya N.V., Druck E.V. THE TRAINING OF A SPECIALIST IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION. The article is devoted to an actual problem of forming of general and professional competences of students of secondary professional education. The author presents the analysis of the State educational standards, basic professional educational programs for various trades and professions. The article gives a brief analysis of modern technologies of training and education, used in the system of secondary professional education.
Key words: general and professional competences of the Federal State educational standard of secondary professional education, modern educational technologies.
Н.В. Цегельная, канд. пед. наук, методист, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Технологический колледж № 21, г. Москва, E-mail: q2a3w@mail.ru, Е.В. Дрюк зам. директора по учебной работе, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Технологический колледж № 21, г. Москва, E-mail: evdryuk@yandex.ru