Научная статья на тему 'Модель развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка'

Модель развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ПОЛИЛОГ / КУЛЬТУРА ПОЛИЛОГА / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / BUSINESS COMMUNICATION / POLYLOGUE / CULTURE POLYLOGUE / TRAINING IN CO-OPERATION / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перервина И. М.

В статье рассматривается модель развития культуры полилога. Подробно описаны условия реализации данной модели, методы, способы, формы и средства обучения, дана характеристика этапов учебной деятельности. Автор обосновывает критерии и описывает уровни сформированности культуры полилога у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF DEVELOPMENT OF POLILOGUEҐS CULTURE BY THE STUDENTS OF JUNIOR COURSES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the model of development of culture polylogue. Are described in detail: the terms of realization of this model, methods, methods, forms and means of instruction, given the description of the stages of training activities. The author substantiates the criteria and describes the levels of the formation of the culture of a polylogue the students.

Текст научной работы на тему «Модель развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка»

Bibliography

1. Kraevskiyj, V.V. Osnovih obucheniya. Didaktika i metodika / V.V. Kraevskiyj, A.V. Khutorskoyj. - M., 2007.

2. Bondarevskaya, E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. - Rostov-na-Donu, 2000.

3. Zakon Rossiyjskoyj Federacii «Ob obrazovanii». - M., 2010.

4. Bono, Eh. Serjeznoe tvorcheskoe mihshlenie. - Minsk, 2005.

5. Kirnarskaya, D.K. Psikhologiya specialjnihkh sposobnosteyj. Muzihkaljnihe sposobnosti. - M., 2004.

6. Tunik, E.E. Diagnostika razvitiya kreativnosti. Test E. Torrensa: metodicheskoe rukovodstvo. - SPb., 1998.

7. Kodzhaspirova, G.M. Slovarj po pedagogike. - M., 2005.

8. Svenickiyj, A.L. Kratkiyj psikhologicheskiyj slovarj. - M, 2009.

9. Lerner, I.Ya. Process obucheniya i ego zakonomernosti. - M., 1980.

10. Bezborodova, L.A. Metodika prepodavaniya muzihki v obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh / L.A. Bezborodova, Yu.B. Aliev. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 13.04.13

УДК 378:3.74

Perervina I.M. THE MODEL OF DEVELOPMENT OF POLILOGUEfS CULTURE BY THE STUDENTS OF JUNIOR COURSES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The article discusses the model of development of culture polylogue. Are described in detail: the terms of realization of this model, methods, methods, forms and means of instruction, given the description of the stages of training activities. The author substantiates the criteria and describes the levels of the formation of the culture of a polylogue the students.

Key words: business communication, polylogue, culture polylogue, training in co-operation, project method.

И.М. Перервина, ассистент Алтайский гос. аграрный университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЛИЛОГА У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается модель развития культуры полилога. Подробно описаны условия реализации данной модели, методы, способы, формы и средства обучения, дана характеристика этапов учебной деятельности. Автор обосновывает критерии и описывает уровни сформированности культуры полилога у студентов.

Ключевые слова: деловое общение, полилог, культура полилога, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

В настоящее время в связи с расширением зарубежных контактов появилась потребность в использовании иностранного языка в различных сферах профессиональной и межличностной деятельности. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует учёта профессиональной специфики при изучении иностранного языка, его нацеленность на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускников вузов.

В связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства, роль делового общения непрерывно возрастает, и стиль делового общения становится неотъемлемой частью не только собственно сферы общения, но и общественной жизни в целом. Поэтому изучение особенностей делового общения перестаёт носить узко прикладной характер и становится объектом внимания многих наук, в частности, психологии, социолингвистики, культурологии, риторики, речеведения. Успех профессиональной деятельности зависит от уровня владения коммуникативной деятельностью или общением.

В современной социально-экономической ситуации, культура должна составлять важную часть содержания обучения иностранному языку. Культура - это устойчивая форма коллективного бытия (поведения) [1]. Развитие культуры - длительный, динамичный процесс. Отдельные его компоненты закладываются ещё на ранних стадиях жизнедеятельности. Наибольшая активность проявляется в период овладения профессиональной деятельностью, а именно в период обучения в профессиональных учебных заведениях, непосредственно на производстве.

Культура общения представляет собой единство личностно-важных мировоззренческих установок, ставших ценностными убеждениями человека и поведения, согласованного с требованиями как морали, так и этикета. Развитие культуры общения понимается как часть процесса воспитания, где преимущественное внимание уделяется совершенствованию навыков поведения и общения. Культура как часть содержания обучения иностранным языкам представляет собой хранящиеся в большой или малой социальной группе знания, нормы и отношения.

В нашем исследовании мы будем рассматривать культуру как норму поведения студентов в обществе, коллективе. Тем не

менее, культура делового общения студентов во многих вузах не выделена в предмет специального изучения, рассмотрения и развития. Развиваясь стихийно, знания, навыки и умения студентов в сфере общения не отвечают современным требованиям. Во многих вузах нет специальной дисциплины «Деловое общение», поэтому научить студентов общению и культуре по-лилогового общения можно на занятиях по иностранному языку.

Анализ философской, педагогической, психологической литературы показал, что проблеме общения посвящены труды отечественных и зарубежных ученых (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев, А.А. Бодалев, И.А. Зимняя, В.А. Кан - Калик, Б.Д. Парыгин и др.). Изучению проблемы культуры общения посвятили свои труды А.Б. Добрович, Е.Г. Злобина, Б.Д. Парыгин, Е.П. Савруцкая, В.М. Саковин и др. Роль культуры делового общения рассмотрены в работах Н.Б. Крыловой, А.Ф. Лосева, Н.Д. Никандрова, О.К. Филатова и др. На современном этапе развития теории и практики образования в литературе пока не в полной мере раскрыты вопросы развития культуры полилога.

Полилог в самых разнообразных его проявлениях получает широкое распространение. В средствах массовой информации (теледебаты, телемосты, «круглые столы» с привлечением нескольких участников, ток-шоу и т.д.), в связи с развитием сетевой коммуникации (электронные сетевые конференции), с расширением международных контактов (симпозиумы, конференции, школы-семинары и т.д.), на страницах газет и журналов дискуссионные жанры (тематическая беседа, интервью с группой экспертов и т.д.) занимают всё более прочные позиции.

Таким образом в реальном педагогическом процессе вуза существуют противоречия:

- между высокими требованиями государства и общества к личностным и профессиональным качествам студентов и не соответствующим данным требованиям состоянием культуры общения студентов;

- между необходимостью развития культуры общения личности современного человека и отсутствием современных педагогических разработок в области теории и практики развития данной культуры;

- между высоким потенциалом культуры общения студентов и определенной ее недооценкой в учебном процессе;

Таблица 1

Наиболее распространенные определения понятия «полилог»

№ Автор Определение понятия «полилог»

1. Тумина Л.Е. «разновидность речи, в которой несколько говорящих, и все они активны в речевом отношении» [2].

2. Казарцева О.М. «форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией» [3].

3. Сусов И.П. «одна из форм дискурса, речь, развивающаяся в реальном времени, акт коммуникации более двух лиц в рамках коммуникативного пространства» [4].

4. Костюк С.В. «полилог - это особым образом структурированное общение трёх или более коммуникантов, предполагающее достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели» [5].

- между возрастающими требованиями к уровню владения устной речью у выпускников неязыковых вузов и недостаточной разработанностью теории и практики интенсивного обучения данному аспекту.

Для реализации цели исследования мы использовали метод проектного моделирования. Модель развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка рассматривается нами как сложная система, которая имеет свою структуру, включающую: целевой, содержательный, технологический и результативный блоки (рис.1).

Целевой блок включает в себя цель, задачи, принципы.

Системообразующим фактором развития культуры полилога является цель, т.к. она определяет содержание, сам процесс обучения и результат этого процесса. Разработанная нами модель имеет цель - развить культуру полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка. Данная цель раскрывается через комплекс задач, каждая из которых решает проблему повышения уровня культуры полилога:

1) создание условий для развития культуры полилога студентов;

2) формирование мотивации к развитию культуры полилога.

Нам видится, что принципы, определяющие эффективность

сконструированной модели следующие:

- принцип коллективного взаимодействия. Групповое обучение способствует возникновению у личности дополнительных социально - психологических стимулов к учению, поддерживает в учебном коллективе такую психологическую атмосферу, в которой обучаемые получают возможности для удовлетворения весьма важных социально - психологических потребностей людей: признание, уважение, внимание со стороны окружающих. Все это дополнительно стимулирует познавательную активность студентов. Основным «средством» овладения предметом становится общение с партнерами по группе. Индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодействию с другими людьми. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

Коллектив воспроизводит существенные характеристики и особенности, присущие социальной системе. В учебном коллективе усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения и навыки совместной деятельности. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для полилога.

- Принцип связи обучения с практикой. Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал студентов использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни.

- Принцип личностно-ориентированного общения. В общении каждый обучаемый является как воздействующим, так и подвергаемым воздействию. В этих условиях процесс формирования личности обусловлен отношением человека к человеку, их общением. Владение языком - это, прежде всего, способность участвовать в реальном общении. Общение превращается в творческий, лично мотивированный процесс. В этом случае студент не имитирует деятельность, но «владеет» мотивом деятельности, т.е. совершает мотивированные ролевые поступки.

- Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса. Ролевое общение - это одновременно и игровая, и учебная и речевая деятельность. Если с позиции студента ролевое общение - игра, то с позиции преподавателя - это основная форма организации учебного процесса. В соответствии

с идеей, основным учебным текстом для обучаемых является полилог, а участниками описанных в нем действий - сами студенты.

- Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектность в учебном процессе. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Процесс обучения не должен превращаться в пассивное восприятие знаний студентами.

Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения. Принцип сознательности и активности основывается на формировании у студентов мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала. Если у студента нет желания изучать тот или иной материал, то никакой пользы от занятий не будет.

- Принцип коммуникативной направленности. Содержательная сущность принципа коммуникативной направленности обучения может быть сведена к следующему: обучение иностранным языкам должно быть ориентировано на формирование у обучающегося черт би/поликультурной языковой личности, делающих его способным равноправно и автономно участвовать в межкультурном общении.

Основной смысл этого принципа заключается в понимании того, что главным объектом обучения является речевая деятельность на изучаемом языке, или общение на этом языке в различных видах речевой деятельности. С реализацией этого принципа связана не только задача развития у обучающегося умения вести себя (вербально) как носитель изучаемого языка, но и развитие способности и готовности осуществлять общение на изучаемом языке, а также развитие способности к адекватному взаимодействию с представителями иных культур.

Содержательный блок. При отборе содержания обучения нужно исходить из цели обучения. При этом важно учитывать, что в педагогическом процессе неязыковых вузов готовится не только специалист, но и воспитывается гражданин и человек, развивается личность. Это значит, что содержанию обучения в нашем случае мы придаем образовательно-профессиональную и развивающую направленность. Такая направленность должна отражаться в методических указаниях, элективных курсах.

Технологический блок включает условия реализации, методы обучения, формы обучения, средства обучения, этапы учебной деятельности.

Проанализировав методы обучения иностранным языкам, нам представляется, что наибольшие возможности по созданию условий для развития культуры полилога у студентов дают следующие методы:

- дискуссионные методы - дискуссия, полемика, диспут;

- методы социально-психологического тренинга:

а) игровые методы:

- операционные (деловые и управленческие);

- ролевые;

б) сенситивный метод (метод тренировки межличностной чувствительности);

- метод активизации резервных возможностей человека и коллектива (Г.А. Китайгородская);

- метод погружения (А.С. Плесневич);

- метод проектов.

Формы работы обеспечивают постоянную возможность вовлечения всех и каждого в совместную деятельность с учетом личностного интереса и возможности участия в общении.

ЦЕЛЕВОЙ блок

ЦЕЛЬ:

Развитие

полилога

младших

процессе

культуры у студентов курсов в изучения

иностранного языка

ПРИНЦИПЫ:

- коллективного взаимодействия;

- связи обучения с практикой;

- личностно - ориентированного обучения;

- ролевой организации учебно-воспитательного процесса;

- сознательности и творческой активности обучаемых;

- коммуникативной направленности_______________________

ЗАДАЧИ:

1. Создание условий для развития культуры полилога студентов;

2. Формирование мотивации к развитию культуры полилога.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ блок

Курс «Культура полилога студентов неязыковых вузов»; образовательные программы по дисциплине «Иностранный язык»; ГОСы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

УСЛОВИЯ МЕТОДЫ

РЕАЛИЗАЦИИ: ОБУЧЕНИЯ:

- создание ситуаций -

успеха; дискуссионные;

- цель становится - социально -

внутренней психологическо

потребностью студента; го тренинга;

- возрастает - активизации

субъективная роль резервных

студента в возможностей

педагогическом человека и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимодействии; коллектива;

- обучение - погружения;

ориентировано на личностно- социальные потребности студентов; - учебная группа рассматривается как коллектив - проектов

ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ:

- групповая;

- коллективная

СРЕДСТВА

ОБУЧЕНИЯ:

-учебнометодические пособия;

- проблемные задания

ЭТАПЫУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- потребностно-мотивационный;

- когнитивный;

- содержательнодеятельностный;

- оценочнорефлексивный

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ:

- понимание студентами друг друга;

- умение слушать собеседника;

- умение доносить информацию до собеседника или до группы собеседников;

- развитие вербальной и невербальной коммуникации;

- умение справляться с коммуникативными барьерами; умение контролировать свои эмоции и высказывания;

- умение избегать конфликтных ситуаций

УРОВНИ СФОРМИ И: Т С О Н Н А В О Р

средний

и

РЕЗУЛЬТАТ: Повышение культуры полилога студентов младших курсов

Рис. 1. Модель развития культуры полилога у студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка

К формам обучения мы относим групповую и коллективную:

- групповая форма обучения. Обучение в малых группах может проходить по методике сотрудничества. Обучение в сотрудничестве - это методика объединения учащихся в микрогруппы для совместного выполнения задания. Студенты работают в группе до тех пор, пока вместе не освоят предложенный материал, не придут к общему мнению по решению проблемы.

- коллективная форма обучения. Можно рассматривать

учебную группу как временный коллектив, осуществляющий совместную деятельность. Именно в коллективной учебной деятельности в наибольшей степени реализуются возможности её формирования, создаются благоприятные условия для решения поставленных целей обучения и развития самореализации каждого участника общения.

В качестве средств обучения были использованы: учебно-методические пособия, учебные программы, проблемные задания.

Для развития культуры полилога студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка необходимо определить педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу и обеспечат его результативность.

Созданная нами модель будет функционировать эффективно, если: создать ситуацию успеха студентам, что, в свою очередь, благотворно повлияет на развитие внутренней мотивации, а, следовательно, будет способствовать повышению уровня развития культуры полилога; цель - развитие культуры полилога - превратить во внутреннюю потребность студента; повысить субъективную роль студентов в педагогическом взаимодействии; обучение будет ориентировано на личностносоциальные потребности студентов; рассматривать учебную группу как временный коллектив учащихся, осуществляющих совместную деятельность.

Предложенная нами теоретическая модель имеет следующие этапы развития культуры полилога:

Потребностно-мотивационный этап. Смысл потребностно-мотивационного этапа состоит в том, чтобы в процессе занятий целенаправленно формировать у студентов потребности, мотивы, интересы, желания к использованию знаний иностранного языка в будущей деятельности.

Когнитивный этап определяет у студентов систему знаний о культуре делового общения и полилога.

Содержательно-деятельностный этап раскрывает степень включенности личности в целостную систему развития культуры полилога, готовность к ее реализации в своей ближайшей профессиональной деятельности. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности студента. Содержательно-деятельностный компонент предполагает осознание целей обучения иностранному языку и культуре полилога и значимость приобретаемых умений и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности.

Библиографический список

Оценочно-рефлексивный этап предполагает интегративную оценку результатов развития культуры полилога. Выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, самоанализе своих знаний, умений, навыков и на этой основе способности осуществять саморегуляцию деятельности и непрерывное самообразование. Рефлексия представляет собой механизмы любой сознательной деятельности, т.к. ее реализация осуществляется на основе рефлексивного отношения к себе, к своим качествам, действиям, поступкам, состояниям. Рефлексия помогает студентам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексивная деятельность позволяет студенту осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение.

Результатом реализации модели должно стать повышение культуры полилога у студентов. Исходя из определений культуры полилога, имеющих определенный набор характеристик, нами были выделены следующие критерии сформированности культуры полилога у студентов:

- понимание студентами друг друга;

- умение слушать собеседника;

- умение доносить информацию до собеседника или до группы собеседников;

- развитие вербальной и невербальной коммуникации;

- умение справляться с коммуникативными барьерами;

- умение контролировать свои эмоции и высказывания;

- умение избегать конфликтных ситуаций.

Также нами были выделены уровни сформированности культуры полилога: низкий, средний, высокий.

Таким образом, развитие культуры полилога у студентов младших курсов в процессе обучения рассматривается нами как сложная система, состоящая из определенных взаимосвязанных компонентов.

1. Мильруд, РП. Обучение культуре и культура обучения языку / РП. Мильруд, И.Р Максимова // Иностранные языки в школе. - 2012.

- № 5.

2. Тумина, Л.Е. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. - М., 2005.

3. Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения: учебн. пособие для студентов вузов. - М., 1998.

4. Сусов, И.П. [Э/р]. - Р/д: www // vestnik. гсиК ги / 39 / nv.htm

5. Костюк, С.В. Полилог в деловом общении // Вестник Московского университета.

- 2001. - № 3. - Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация.

6. Годник, С.М. Преемственность высшей и средней школы. - Воронеж, 1981.

Bibliography

1. Miljrud, R.P Obuchenie kuljture i kuljtura obucheniya yazihku / R.P Miljrud, I.R. Maksimova // Inostrannihe yazihki v shkole. - 2012. - № 5.

2. Tumina, L.E. Ehffektivnaya kommunikaciya: istoriya, teoriya, praktika: slovarj-spravochnik. - M., 2005.

3. Kazarceva, O.M. Kuljtura rechevogo obtheniya. Teoriya i praktika obucheniya: uchebn. posobie dlya studentov vuzov. - M., 1998.

4. Susov, I.P [Eh/r]. - R/d: www // vestnik. rcuh. ru / 39 / nv.htm

5. Kostyuk, S.V. Polilog v delovom obthenii // Vestnik Moskovskogo universiteta.

- 2001. - № 3. - Ser.19. Lingvistika i mezhkuljturnaya kommunikaciya.

6. Godnik, S.M. Preemstvennostj vihssheyj i sredneyj shkolih. - Voronezh, 1981.

Статья поступила в редакцию 26.03.13

УДК 4 (07): 371.01

Nikitina E. Yu., Perfiiyeva L.P. PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION METHOD OF FORMING COMMUNICATIVE SKILLS TOLERANT YOUNGER STUDENTS DURING THE DEVELOPMENT OF LANGUAGE EDUCATION. This article discusses the pedagogical conditions for successful implementation of the method of forming communicative skills tolerant younger students during the development of language education, namely, the use of primary school teachers painters at Russian lessons, conducting online classes between the initial class at a distance and have a differentiated national, cultural and religious composition, application of LEGO education robotics and c to create thematic structures on various literary texts, supporting the idea of tolerance.

Key words: junior high school student, teaching Russian language and communication-tolerant ability, language education, icon-painters, online lessons, an educational designer LEGO, robotics.

Е.Ю. Никитина, д-р пед. наук, проф. каф. русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы, Челябинский гос. педагогический университет, г. Челябинск;

Л.П. Перфильева, аспирант каф. русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы, Челябинский гос. педагогический университет, г. Челябинск, E-maii: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.