Научная статья на тему 'Программа опытно-экспериментальной работы по развитию культуры полилога студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка'

Программа опытно-экспериментальной работы по развитию культуры полилога студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЛОГ / КУЛЬТУРА ПОЛИЛОГА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / POLYLOGUE / CULTURE OF A POLYLOGUE / LEVELS OF DEVELOPMENT / EXPERIMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перервина И. М.

В статье рассматривается программа опытно-экспериментальной работы по развитию культуры полилога студентов младших курсов, подробно описаны этапы, приведен анализ экспериментальных данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF EXPERIMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF CULTURE TO CARRY OUT A POLILOGUE BY STUDENTS OF JUNIOR COURSES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article considers a program of experimental work on the development of culture to carry out a polylogue by junior students. The work reveals the contents of stages in the analysis of the experimental data, obtained as a result of experimental work.

Текст научной работы на тему «Программа опытно-экспериментальной работы по развитию культуры полилога студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка»

УДК 378:3.74

Perervina I.M. THE PROGRAM OF EXPERIMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF CULTURE TO CARRY OUT A POLILOGUE BY STUDENTS OF JUNIOR COURSES IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE. The article considers a program of experimental work on the development of culture to carry out a polylogue by junior students. The work reveals the contents of stages in the analysis of the experimental data, obtained as a result of experimental work.

Key words: polylogue, culture of a polylogue, levels of development, experiment, pedagogical technologies.

И.М. Перервина, ст. преп. каф. иностранных языков Алтайского гос. аграрного университета,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ ПОЛИЛОГА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В статье рассматривается программа опытно-экспериментальной работы по развитию культуры полилога студентов младших курсов, подробно описаны этапы, приведен анализ экспериментальных данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: полилог, культура полилога, этапы развития, эксперимент, педагогические технологии.

Анализ состояния проблемы развития культуры полилога выявил недостаточную разработанность этой проблемы в теории и практики высшей школы. Проведенное нами исследование позволило определить реальную необходимость поиска оптимальной модели развития культуры полилога. С целью проверки ее эффективности была проведена опытно-экспериментальная работа.

Исследование по реализации модели развития культуры полилога студентов младших курсов проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет».

Для реализации данной модели была разработана программа, которая представляла собой ряд целенаправленных, взаимосвязанных и технологически упорядоченных действий преподавателя и студентов по реализации данной модели.

Эксперимент проводился с 2010 по 2014 год.

Цель опытно-экспериментальной работы - проверить эффективность разработанной и описанной нами модели развития культуры полилога студентов младших курсов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе.

В качестве ведущего метода в нашем исследовании использовался педагогический эксперимент [1].

Для подтверждения выявленного нами противоречия между высокими требованиями государства и общества к личностным и профессиональным качествам студентов и не соответствующим данным требованиям состоянием культуры общения студентов нами был проведен констатирующий эксперимент. Так, обучение в контрольных группах проводилось в традиционной форме, в соответствии с программой курса «Иностранный язык для неязыковых факультетов и вузов». В экспериментальных группах использовалась модель развития культуры полилога студентов младших курсов. На занятиях использовалась групповая и коллективная формы обучения [2; 3].

Программа реализации модели развития культуры полилога студентов младших курсов была рассчитана на 1, 2, 3, 4 семестры изучения иностранного языка. Реализация данной модели проходила в три логически взаимосвязанных этапа: диагностический, формирующий, оценочно-результативный, каждый из которых имел свою цель, задачи, средства, методы и результат.

Диагностический этап. На данном этапе проводилась диагностика студентов по выявлению мотивации изучения иностранного языка, а также понимания значения культуры полилога для будущей профессиональной деятельности. Нами определялась, также, степень информированности студентов о культуре делового общения, культуре полилога и степень сформи-рованности каждого из критериев культуры полилога. Основными методами данного этапа выступили методы опроса: анкетирование, интервью, беседа и педагогическое наблюдение.

На основе анализа полученных на диагностическом этапе данных, нами был разработан элективный курс «Культура полилога студентов неязыковых вузов», который был внедрен в образовательный процесс на формирующем этапе.

Формирующий этап. Целью данного этапа было развитие культуры полилога. Здесь мы предполагали использовать технологию развития культуры полилога.

Основные задачи данного этапа:

1. Сформировать систему знаний у студентов по развитию культуры полилога.

2. Создать условия по развитию культуры полилога.

3. Сформировать из учебной группы коллектив.

4. Развить внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.

5. Развить навыки работы в коллективе.

Для формирующего этапа мы определили следующие методы: беседа, обучение в коллективе, метод проектов, активные формы проведения занятий, метод погружения и различные тренинги.

Предполагаемые результаты:

1. Развитие всех критериев сформированности культуры полилога.

2. Развитие внутренней мотивации к изучению ИЯ.

3. Понимание студентами важности полученных знаний для будущей профессиональной деятельности.

4. Готовность и умение работать в коллективе.

Оценочно-результативный этап. На данном этапе осуществлялись оценка и анализ результатов учебной деятельности по развитию культуры полилога. Для данного этапа нашей программы нами были сформулированы следующие задачи:

1. Оценить результаты учебной деятельности по развитию культуры полилога.

2. Провести коррекцию деятельности на основе полученных данных.

3. Выявить положительные изменения в развитии культуры полилога.

Основной метод данного этапа - диагностика.

Для определения степени информированности студентов о культуре делового общения, культуре полилога и о применении данных знаний для будущей жизни и профессиональной деятельности нами проводились опрос, беседа. Результаты опроса и беседы (до эксперимента) показали, что большая часть респондентов экспериментальной и контрольной групп имеют слабое представление о культуре делового общения и, в частности, о культуре полилога (37% и 32% соответственно), небольшое количество студентов частично информированы о культуре полилога и понимают её значение для будущей деятельности (18% и 14% соответственно), у 33% и 40% респондентов соответственно зафиксировано полное отсутствие понимания о культуре межличностных отношений, 12% и 14% респондентов соответственно считают, что культура общения не важна для их будущей профессиональной деятельности.

Принимая во внимание данные результаты, нами были определены причины такого распределения:

Таблица 1

Динамика изменений уровней развития внутренней мотивации студентов в процессе изучения иностранного языка в контрольных и экспериментальных группах до и после эксперимента, (в %)

Уровни Экспериментальные группы Контрольные группы

до после до после

1. Осознанный 12 44 15,4 8

2. Положительный 16 28 11,6 4

3. Нейтральный 52 16 34,6 68

4. Негативный 20 12 38,4 20

- отсутствие знаний о культуре полилога (непонимание значения этих знаний для будущей профессиональной деятельности);

- снижение общей культуры современных студентов;

- отсутствие связи теории и практики (студентов не готовят к будущей профессиональной деятельности, а дают только готовые знания по определенному предмету).

Проанализируем изменения, произошедшие в мотивацион-ной сфере студентов контрольных и экспериментальных групп до и после эксперимента. В нашем исследовании мы использовали панельные анкеты.

Мы измеряли уровни внутренней мотивации к изучению иностранного языка, т.к. считаем, что знание мотивации студентов поможет нам при обучении.

Для математических расчетов мы использовали критерий хи-квадрат Пирсона, который применяется для сравнения результатов двух случайных, независимых выборок, измеренные по шкале порядка. Результаты этих изменений представлены в таблице 1.

Полученные нами цифровые показатели свидетельствуют о положительных сдвигах, которые произошли в экспериментальных группах к концу эксперимента. Так, на 32% увеличилось количество студентов на осознанном уровне сформированности внутренней мотивации в экспериментальных группах, в то время как в контрольной группе этот показатель снизился на 7,3%. На положительном уровне увеличилось число обучаемых на 12% в экспериментальной группе, в контрольной же - снизилось на 7,5%. Кроме того, в контрольной группе повысилось количество студентов на нейтральном (на 33,4%) по сравнению с экспериментальными группами, в которых количество студентов на данном уровне увеличилось на 36%. В экспериментальной группе на негативном уровне уменьшилась численность на 8%, в контрольных группах - на 18,4%.

Таким образом, положительные результаты, произошедшие в уровнях развития внутренней мотивации в экспериментальной группе позволяют судить о том, что нам удалось заинтересовать студентов. Этому способствовали созданные условия для развития положительной мотивации к изучению иностранного языка (например, создание ситуаций успеха для слабых студентов), а также верно подобранные методы обучения и содержание обучения, которое включало материал, специально подобранный для этой цели. В контрольных группах, наоборот, снизилось количество студентов на осознанном и положительных уровнях и увеличилось на нейтральном, мотивами которого яв-

ляются избежание плохой оценки, изучение его, т.к. этого требуют родители. Это говорит о том, что студенты не видят и не понимают перспектив применения иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

На основании результатов опытно-экспериментальной работы нами были сделаны следующие выводы:

1. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности модели развития культуры полилога у студентов младших курсов была выполнена нами в полном объеме.

2. Разработанная программа реализация модели развития культуры полилога состояла из трех этапов, каждый из которых включал цели, задачи, методы и ожидаемый результат. Целью диагностического этапа была диагностика студентов; на формирующем этапе мы формировали систему знаний у студентов по развитию культуры полилога и оценочно-результативный этап, в ходе которого нами проводилось оценивание полученных результатов.

3. Для определения динамики развития культуры полилога проводилось повторное тестирование, анкетирование, сравнение результатов, наблюдение в ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр, тренингов. Диагностика студентов проводилась как в письменной, так и в устной формах.

4. Результаты констатирующего эксперимента выявили в образовательном процессе вуза преобладание низкого уровня развития культуры полилога и мотивации к изучению иностранного языка. Чтобы повысить эффективность процесса развития культуры полилога у студентов в образовательном процессе вуза необходимо было реализовать сконструированную нами модель.

5. Полученные в ходе формирующего эксперимента данные говорят о том, что в процессе развития культуры полилога у студентов экспериментальных групп, в отличие от студентов контрольных групп, произошли заметные изменения: повысилась мотивация к изучению иностранного языка, студенты осознали необходимость развития культуры общения для будущей профессиональной деятельности, повысился показатель каждого из критериев развития культуры полилога.

6. Разработанная нами модель развития культуры полилога оказала активное влияние на развитие личностных и профессиональных качеств будущих специалистов.

7. В условиях опытно-экспериментальной работы подтвердилась эффективность разработанной модели, а полученные в ходе эксперимента данные доказали необходимость и целесообразность внесенных в образовательный процесс изменений.

Библиографический список

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред. кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. -М., 2002.

2. Борзова, Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. -Вып. 4.

3. Московская, Н.Л. Изучение иностранного языка на основе группового консультирования / Н.Л. Московская, Л. Губарева // Язык и образование в диалоге культур: Матер. 44 научно-методич. конф. преподавателей и студентов «Университетская наука - региону».

- Ставрополь, 2000.

Bibliography

1. Pedagogicheskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / gl. red. B.M. Bim-Bad; red. kol.: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova [i dr.]. - M., 2002.

2. Borzova, E.V. Parnaya i gruppovaya rabota na urokakh inostrannogo yazihka v starshikh klassakh // Yazihk. Rechj. Kommunikaciya. - 2000.

- Vihp. 4.

3. Moskovskaya, N.L. Izuchenie inostrannogo yazihka na osnove gruppovogo konsuljtirovaniya / N.L. Moskovskaya, L. Gubareva // Yazihk i obrazovanie v dialoge kuljtur: Mater. 44 nauchno-metodich. konf. prepodavateleyj i studentov «Universitetskaya nauka - regionu». - Stavropolj, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.08.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.