Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
В нашем институте космической техники имеется современная компьютерная техника (портативные доски, видеопроекторы и пр.), при использовании которой лекции могут быть представлены в виде пакетов презентационных слайдов в Power Point и встроенных программных модулей динамической визуализации. Но разработанных в настоящее время модулей динамической визуализации для полноценного использования компьютерной техники в нашем институте еще недостаточно.
Именно поэтому нами начата работа по разработке модулей динамической визуализации, которые могут быть использованы при организации изучения таких дисциплин, как «Элементы автоматики, «Информационно-измерительные системы и устройства летательных аппаратов» и др.
Библиографические ссылки
1. Абульханова К. А. Психология и педагогика : курс лекций / под редакцией К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М. : Совершенство, 1998. 320 с.
2. Резник Н. А. Визуализация учебного контента в современном информационном пространстве // Информационно-образовательная среда современного вуза как фактор повышения качества образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. // Н. А. Резник. Мурманск : МГПУ, 2007. 172 с.
© Винокурова Е. С., Гайдукова А. О., Тычкина Ю. И., 2013
УДК 378.1
А. Ю. Галаюда, Н. С. Изместьев, А. Б. Бендюков Научный руководитель - М. А. Сокольская Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ РОБОТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
Рассматривается влияние занятий робототехникой на процесс профессиональной подготовки будущего учителя информатики. Предлагаются некоторые пути усиления линий конструирования, моделирования и программирования в процессе такой подготовки.
В настоящее время наблюдается дефицит качественных молодых кадров для российских предприятий, перспективной молодёжи, способной анализировать, создавать и реализовывать математические и технические модели. У абитуриентов отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых специалистами, результатом чего становится неосознанный выбор профессии, рост людей, не работающих по специальности.
Для будущего учителя информатики способность хорошо ориентироваться в области программирования, конструирования и моделирования играет существенную роль в профессиональной деятельности. Изучение робототехники способствует формированию системного мышления что немаловажно в работе учителя информатики как в техническом так и в методическом плане.
Одним из путей повышения уровня профессиональной подготовки учителя информатики является создание лаборатории робототехники на базе педагогического университета. Такая лаборатория является важнейшим шагом к систематизации подготовки студентов педагогического университета и, в перспективе, обучения школьников основам конструирования, моделирования и программирования на основе практической деятельности и в процессе совместной разработки робототехнических проектов.
В процессе развития исследовательской и материальной базы проекта создания лаборатории робото-
техники в КГПУ имени В. П. Астафьева планируется реализация следующих целей:
1) содействие профессиональному становлению и специализации студентов университета через привлечение студентов к решению задач лаборатории;
2) разработка методической системы обучения школьников моделированию, конструированию и программированию в области робототехники;
3) выполнение научно-исследовательских работ в области робототехники;
4) разработка учебно-методических материалов;
5) подготовка команд к всероссийским и международным соревнованиям.
6) При создании лаборатории робототехники в ИМФИ была сформирована команда из нескольких студентов, которые начали изучать робототехнику самостоятельно, а научный руководитель выполнял роль тьютора и консультанта. В процессе изучения данного направления нами были получены:
7) знания по образовательной робототехнике как междисциплинарном направлении, которое интегрирует знания о физике, технологии, кибернетики и ИКТ в мире, стране, регионе;
8) умения поиска нужной информации, применения алгоритмического подхода к разработке модели;
9) навыки моделирования, конструирования и программирования роботов, командного взаимодействия.
В ходе работы с заинтересованными школьника-
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
ми, проведении пробных занятий выяснилось, что интерес к рассматриваемому нами направлению неуклонно возрастает. Учащиеся средней и старшей школы готовы изучать робототехнику в различных её аспектах. В связи с этим нами была начата разработка учебных программ для обучения школьников и программ подготовки команд для участия в региональных, всероссийских и международных соревнованиях по робототехнике.
В целом можно сказать, что занятия робототехникой позволяет посмотреть на программирование, моделирование и конструирование с иной позиции, более приближенной к профессиональной педагогической деятельности.
Исследование ведётся при поддержке программы стратегического развития КГПУ имени В. П. Астафьева, проект № 03-1/12.
Библиографические ссылки
1. 123 эксперимента по робототехнике /М. Пред-ко ; пер. с англ. В. П. Попова. М. : НТ Пресс, 2007. 544 с.
2. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс : монография. Красноярск : Изд-во КГПУ, 2008. 111 с.
3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов. М. : Владос-пресс, 2004. 224 с.
© Галаюда А. Ю., Изместьев Н. С., Бендюков А. Б., 2013
УДК 378.17
Н. В. Мацук1, Н. В. Анохин2 Научные руководители - Г. М. Гринберг, А. В. Анохина 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск 2Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ЕГО РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТЕХНИК
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение учебного занятия, дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Предлагается повышать работоспособность студентов путём оптимальной организации учебного процесса и применения психотехник.
Состояние здоровья студентов - одной из представительных групп молодежи России, насчитывающей свыше 3 миллионов человек, является актуальной проблемой современного российского общества. Качественная подготовка высококвалифицированных кадров, призванных обеспечить устойчивое экономическое развитие государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов, обусловленное с этим увеличение потока учебной и научной информации, внедрение в учебный процесс инновационных образовательных, компьютерных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, ухудшается функциональное состояние организма и как результат этого - общее снижение уровня работоспособности у студентов. А отсюда следует и все остальное: хромающее качество обучения, академическая неуспеваемость и т. д.
Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем лучше здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Поэтому одним из главных лимити-
рующих факторов эффективности образовательного процесса в вузе в условиях высокой психолого-педагогической интенсивности учебного процесса становится фактор здоровьесбережения обучающихся, которое может быть обеспечено путём применения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Целью работы является определение педагогических условий применения здоровьесберегающих технологий как средства повышения работоспособности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией будем понимать такую организацию учебного процесса, которая создаёт максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.), для поддержания на должном уровне функциональное состояние их организмов.
Интегральным показателем функционального состояния организма студента, его изменений является работоспособность. Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т. п.), психологических