Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
ми, проведении пробных занятий выяснилось, что интерес к рассматриваемому нами направлению неуклонно возрастает. Учащиеся средней и старшей школы готовы изучать робототехнику в различных её аспектах. В связи с этим нами была начата разработка учебных программ для обучения школьников и программ подготовки команд для участия в региональных, всероссийских и международных соревнованиях по робототехнике.
В целом можно сказать, что занятия робототехникой позволяет посмотреть на программирование, моделирование и конструирование с иной позиции, более приближенной к профессиональной педагогической деятельности.
Исследование ведётся при поддержке программы стратегического развития КГПУ имени В. П. Астафьева, проект № 03-1/12.
Библиографические ссылки
1. 123 эксперимента по робототехнике /М. Пред-ко ; пер. с англ. В. П. Попова. М. : НТ Пресс, 2007. 544 с.
2. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс : монография. Красноярск : Изд-во КГПУ, 2008. 111 с.
3. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов : учеб. пособие для вузов. М. : Владос-пресс, 2004. 224 с.
© Галаюда А. Ю., Изместьев Н. С., Бендюков А. Б., 2013
УДК 378.17
Н. В. Мацук1, Н. В. Анохин2 Научные руководители - Г. М. Гринберг, А. В. Анохина 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск 2Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ЕГО РАЦИОНАЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОТЕХНИК
Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в течение учебного занятия, дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Предлагается повышать работоспособность студентов путём оптимальной организации учебного процесса и применения психотехник.
Состояние здоровья студентов - одной из представительных групп молодежи России, насчитывающей свыше 3 миллионов человек, является актуальной проблемой современного российского общества. Качественная подготовка высококвалифицированных кадров, призванных обеспечить устойчивое экономическое развитие государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи. Вместе с тем все возрастающие требования к уровню подготовки специалистов, обусловленное с этим увеличение потока учебной и научной информации, внедрение в учебный процесс инновационных образовательных, компьютерных технологий, приводят к перегрузке студентов. Повышается их психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, эндокринной и иммунной систем, ухудшается функциональное состояние организма и как результат этого - общее снижение уровня работоспособности у студентов. А отсюда следует и все остальное: хромающее качество обучения, академическая неуспеваемость и т. д.
Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены: чем лучше здоровье студента, тем продуктивнее обучение. Поэтому одним из главных лимити-
рующих факторов эффективности образовательного процесса в вузе в условиях высокой психолого-педагогической интенсивности учебного процесса становится фактор здоровьесбережения обучающихся, которое может быть обеспечено путём применения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Целью работы является определение педагогических условий применения здоровьесберегающих технологий как средства повышения работоспособности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией будем понимать такую организацию учебного процесса, которая создаёт максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.), для поддержания на должном уровне функциональное состояние их организмов.
Интегральным показателем функционального состояния организма студента, его изменений является работоспособность. Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, функциональное состояние, состояние здоровья и т. п.), психологических
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
(самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т. п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.) [1].
Для работоспособности характерны общие закономерности, которые проявляются на протяжении учебного занятия, в течение учебного дня, недели, учебного года. Динамика работоспособности имеет четкие стадии подъёма и спада, которые в совокупности включают в себя несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), компенсированное утомление и предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки), утомление (см. таблицу).
Работоспособность отражает рациональность организации учебного процесса, его эффективность и соответствие возможностям студента. Если условия и организация работы или требования, предъявляемые к студенту, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление. И наоборот рациональная организация учебных занятий сокращает период вра-батывания, способствует удлинению периода опти-
мальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.
Наряду с этим для повышения работоспособности студентов следует применять различные психотехники, использованию которых в современной системе высшего образования в последнее время уделяется всё больше внимания [2]. Психотехники, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, могут стать тем методом, который поможет решить многие из актуальных проблем: способствовать длительному сохранению и создать условия для ускоренного восстановления работоспособности студентов в учебном труде; сократить период врабатывания; помочь развить эмоциональную и волевую устойчивость к сбивающим факторам; повысить выраженность эмоционального фона; снизить физиологическую стоимость учебного труда на единицу работы; содействовать успешному выполнению учебных требований и хорошей успеваемости.
Навыки по организации своего труда и психотехникам пригодятся выпускникам после окончания вуза в их профессиональной деятельности.
Динамика работоспособности студентов
Фазы работоспособности Уровень работоспособности
Врабатывание Постепенное улучшение качественных показателей труда. Характеризуется постепенным повышением работоспособности и образованием рабочей доминанты
Оптимальная (устойчивая) работоспособность Высокий. В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой учебной деятельности
Полная компенсация (компенсированное утомление) Постепенный спад. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией
Неустойчивая компенсация (некомпенсированное, преодолеваемое утомление) Нарастает утомление, замедляется мышление и скорость переработки информации, ослабевает память, снижается внимание. Продуктивность учебной деятельности снижается.
Прогрессивное снижение работоспособности Возможно некоторое повышение работоспособности за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв), а также за счёт рациональной организации учебного занятия
Библиографические ссылки
1. Безруких М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Здоровье детей. 2005. № 1 (296).
2. Андреева А. А., Алешина И. Н. Повышение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://confcontact. com/ 20110225/pe1_andreeva.php.
© Мацук Н. В., Анохин Н. В., 2013
УДК 378.1
И. С. Яковлев Научный руководитель - М. А. Сокольская Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТБЛ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СОПРОЦЕССОРОВ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В данном исследовании рассмотрены вопросы экспериментальной методики обучения школьников профильных классов параллельному программированию в технологии CUDA. Сформулированы проблемы в практике обучения параллельному программированию и описаны результаты пробных занятий.
В течение последних десяти лет в области информационных технологий, теоретической информатики и программирования произошел качественный ска-
чок, связанный с все более широким распространением и популяризацией многопроцессорных и многоядерных вычислений. Данная тенденция в дальней-