Научная статья на тему 'Использование динамической визуализации при изучении датчиков физических параметров'

Использование динамической визуализации при изучении датчиков физических параметров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Е. С., Гайдукова А. О., Тычкина Ю. И., Гринберг Г. М.

Для лучшего понимания студентами принципов работы датчиков параметров физических процессов, протекающих в системах автоматического управления, предлагается использовать учебные материалы, построенные на подходах динамической визуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Е. С., Гайдукова А. О., Тычкина Ю. И., Гринберг Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование динамической визуализации при изучении датчиков физических параметров»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

УДК 378.16

Е. С. Винокурова, А. О. Гайдукова, Ю. И. Тычкина Научный руководитель - Г.М. Гринберг Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАТЧИКОВ ФИЗИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Для лучшего понимания студентами принципов работы датчиков параметров физических процессов, протекающих в системах автоматического управления, предлагается использовать учебные материалы, построенные на подходах динамической визуализации.

Одним из основных направлений многосторонней модернизации современного образования в России является внедрение в педагогическую практику новых информационных технологий и средств обучения, основанных на использование аппаратных и программных средств компьютерной техники. Использование информационных технологий и средств обучения призвано обеспечить такой важный принцип обучения, как принцип доступности обучения.

Доступность в обучении определяет такую организацию и методику обучения, при которой обучаемые сознательно и активно овладевают профессиональными компетенциями, формируют свои профессиональные позиции, определяющие стремление обучаемых к достижению собственных вершин в профессиональной компетентности с учетом их реальных способностей [1].

Реализации принципа доступности способствует достаточная наглядность обучения, для достижения которой необходимо обеспечить соответствие применяемых средств наглядности целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия. Кроме того, важно, чтобы средства наглядности обеспечивали комплексное отражение учебного материала, что подразумевает комплексное применение следующих видов наглядности:

- натуральную или естественную (образцы приборов, устройств, их элементов и т. п.);

- изобразительную (макеты, стенды, чертежи, рисунки, кино, видео, анимация и т. п.);

- вербально-образную (словесное изложение изучаемого теоретического материала, словесное описание назначения, конструктивных особенностей, принципов работы и т. д.);

- практический показ работы изучаемых приборов, устройств, выполнения приемов и действий при их использовании.

Несмотря на все более активное использование мультимедиа-средств, предполагающих комбинирование информационного воздействия на различные органы чувств человека (слух, осязание, и даже обоняние), а, следовательно, и на способы предъявления информации, ведущим видом восприятия информации при работе с компьютерными средствами обучения является зрительное. Выполнение этих требований предполагает наличие как традиционно наглядных, так и новых средств и приемов, позволяющих активизировать в процессе обучения работу зрения [2].

Это может быть обеспечено путем комплексного использования традиционных методических материалов (учебников, учебных пособий и т. п.) в сочетании с электронными образовательными ресурсами. Учебники, учебные пособия, как правило, является основными элементами в учебном процессе, а электронные образовательные ресурсы выступают как дополняющие и усиливающие их эффективность, позволяющие предоставить учебную информацию максимально комфортно для обучаемых. Такое сочетание средств обучения способствует наибольшему педагогическому потенциалу при их применении.

Выделим основные преимущества электронных образовательных ресурсов:

- образная наглядная форма представления изучаемого материала;

- возможность создания средств учебного назначения с высокой динамикой входящих в них иллюстрированных материалов, выполненных с применением средства интерактивного доступа, анимации, мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующих принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений;

- возможность создания объектов виртуальной реальности, позволяющих адекватно представлять фрагменты реального мира;

- возможность работы с моделями изучаемых объектов и процессов (в том числе тех, с которыми сложно познакомиться на практике);

- создание условий для самостоятельной проработки учебного материала (самообразования), позволяющих обучаемому выбирать удобные для него время и место работы с электронными образовательными ресурсами.

Важность использования электронных образовательных ресурсов мы наглядно видим в своей учебной практике. Дело в том, что нами подмечена такая закономерность: когда преподаватель дает нам визуальный материал (например, при изучении датчиков физических процессов, протекающих в системах автоматического управления) в виде обычных «неживых» изображений, то сложно понять, как эти датчики работают, не создается полная картина процесса.

Использование же компьютерного моделирования и динамической визуализации (двухмерной, а в перспективе и трехмерной) принципов действия изучаемых датчиков и физических процессов, протекающих в них, способствует более качественному пониманию студентами изучаемого материала.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

В нашем институте космической техники имеется современная компьютерная техника (портативные доски, видеопроекторы и пр.), при использовании которой лекции могут быть представлены в виде пакетов презентационных слайдов в Power Point и встроенных программных модулей динамической визуализации. Но разработанных в настоящее время модулей динамической визуализации для полноценного использования компьютерной техники в нашем институте еще недостаточно.

Именно поэтому нами начата работа по разработке модулей динамической визуализации, которые могут быть использованы при организации изучения таких дисциплин, как «Элементы автоматики, «Информационно-измерительные системы и устройства летательных аппаратов» и др.

Библиографические ссылки

1. Абульханова К. А. Психология и педагогика : курс лекций / под редакцией К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М. : Совершенство, 1998. 320 с.

2. Резник Н. А. Визуализация учебного контента в современном информационном пространстве // Информационно-образовательная среда современного вуза как фактор повышения качества образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. // Н. А. Резник. Мурманск : МГПУ, 2007. 172 с.

© Винокурова Е. С., Гайдукова А. О., Тычкина Ю. И., 2013

УДК 378.1

А. Ю. Галаюда, Н. С. Изместьев, А. Б. Бендюков Научный руководитель - М. А. Сокольская Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск

РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ РОБОТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Рассматривается влияние занятий робототехникой на процесс профессиональной подготовки будущего учителя информатики. Предлагаются некоторые пути усиления линий конструирования, моделирования и программирования в процессе такой подготовки.

В настоящее время наблюдается дефицит качественных молодых кадров для российских предприятий, перспективной молодёжи, способной анализировать, создавать и реализовывать математические и технические модели. У абитуриентов отсутствуют навыки практической работы, представления о задачах, решаемых специалистами, результатом чего становится неосознанный выбор профессии, рост людей, не работающих по специальности.

Для будущего учителя информатики способность хорошо ориентироваться в области программирования, конструирования и моделирования играет существенную роль в профессиональной деятельности. Изучение робототехники способствует формированию системного мышления что немаловажно в работе учителя информатики как в техническом так и в методическом плане.

Одним из путей повышения уровня профессиональной подготовки учителя информатики является создание лаборатории робототехники на базе педагогического университета. Такая лаборатория является важнейшим шагом к систематизации подготовки студентов педагогического университета и, в перспективе, обучения школьников основам конструирования, моделирования и программирования на основе практической деятельности и в процессе совместной разработки робототехнических проектов.

В процессе развития исследовательской и материальной базы проекта создания лаборатории робото-

техники в КГПУ имени В. П. Астафьева планируется реализация следующих целей:

1) содействие профессиональному становлению и специализации студентов университета через привлечение студентов к решению задач лаборатории;

2) разработка методической системы обучения школьников моделированию, конструированию и программированию в области робототехники;

3) выполнение научно-исследовательских работ в области робототехники;

4) разработка учебно-методических материалов;

5) подготовка команд к всероссийским и международным соревнованиям.

6) При создании лаборатории робототехники в ИМФИ была сформирована команда из нескольких студентов, которые начали изучать робототехнику самостоятельно, а научный руководитель выполнял роль тьютора и консультанта. В процессе изучения данного направления нами были получены:

7) знания по образовательной робототехнике как междисциплинарном направлении, которое интегрирует знания о физике, технологии, кибернетики и ИКТ в мире, стране, регионе;

8) умения поиска нужной информации, применения алгоритмического подхода к разработке модели;

9) навыки моделирования, конструирования и программирования роботов, командного взаимодействия.

В ходе работы с заинтересованными школьника-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.