Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
(самочувствие, эмоциональное состояние, мотивация и т. п.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т. п.) [1].
Для работоспособности характерны общие закономерности, которые проявляются на протяжении учебного занятия, в течение учебного дня, недели, учебного года. Динамика работоспособности имеет четкие стадии подъёма и спада, которые в совокупности включают в себя несколько периодов: врабатывание, устойчивый период (оптимальной работоспособности), компенсированное утомление и предутомление (период неустойчивой работоспособности, или компенсаторной перестройки), утомление (см. таблицу).
Работоспособность отражает рациональность организации учебного процесса, его эффективность и соответствие возможностям студента. Если условия и организация работы или требования, предъявляемые к студенту, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление. И наоборот рациональная организация учебных занятий сокращает период вра-батывания, способствует удлинению периода опти-
мальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.
Наряду с этим для повышения работоспособности студентов следует применять различные психотехники, использованию которых в современной системе высшего образования в последнее время уделяется всё больше внимания [2]. Психотехники, являясь системой специально организованного интенсивного воздействия, могут стать тем методом, который поможет решить многие из актуальных проблем: способствовать длительному сохранению и создать условия для ускоренного восстановления работоспособности студентов в учебном труде; сократить период врабатывания; помочь развить эмоциональную и волевую устойчивость к сбивающим факторам; повысить выраженность эмоционального фона; снизить физиологическую стоимость учебного труда на единицу работы; содействовать успешному выполнению учебных требований и хорошей успеваемости.
Навыки по организации своего труда и психотехникам пригодятся выпускникам после окончания вуза в их профессиональной деятельности.
Динамика работоспособности студентов
Фазы работоспособности Уровень работоспособности
Врабатывание Постепенное улучшение качественных показателей труда. Характеризуется постепенным повышением работоспособности и образованием рабочей доминанты
Оптимальная (устойчивая) работоспособность Высокий. В этой фазе изменения функций организма адекватны выполняемой учебной деятельности
Полная компенсация (компенсированное утомление) Постепенный спад. Появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией
Неустойчивая компенсация (некомпенсированное, преодолеваемое утомление) Нарастает утомление, замедляется мышление и скорость переработки информации, ослабевает память, снижается внимание. Продуктивность учебной деятельности снижается.
Прогрессивное снижение работоспособности Возможно некоторое повышение работоспособности за счет мобилизации резервов организма (конечный прорыв), а также за счёт рациональной организации учебного занятия
Библиографические ссылки
1. Безруких М. М. Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса. Здоровье детей. 2005. № 1 (296).
2. Андреева А. А., Алешина И. Н. Повышение стрессоустойчивости студентов в учебной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://confcontact. com/ 20110225/pe1_andreeva.php.
© Мацук Н. В., Анохин Н. В., 2013
УДК 378.1
И. С. Яковлев Научный руководитель - М. А. Сокольская Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, Красноярск
ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СТБЛ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СОПРОЦЕССОРОВ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
В данном исследовании рассмотрены вопросы экспериментальной методики обучения школьников профильных классов параллельному программированию в технологии CUDA. Сформулированы проблемы в практике обучения параллельному программированию и описаны результаты пробных занятий.
В течение последних десяти лет в области информационных технологий, теоретической информатики и программирования произошел качественный ска-
чок, связанный с все более широким распространением и популяризацией многопроцессорных и многоядерных вычислений. Данная тенденция в дальней-
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
шем будет только усиливаться, что приводит к необходимости пересмотра существующих образовательных программ всех уровней с целью их приведения в соответствие реальному состоянию предметной области информатики.
Важную роль в развитии вычислительной техники играют графические ускорители, которые давно уже из простой аппаратной поддержки графики преобразовались в полноценные вычислительные сопроцессоры с производительностью на порядки превышающей производительность центральных процессоров. Новые поколения не должны отставать от развивающихся технологий, должны понимать не только то, что графическое устройство необходимо для обработки графики и вывода её на экран, но может быть и должно быть использовано для решения сложных вычислительных задач.
Целью нашего исследования является разработка методики обучения школьников основам программирования видеокарт в технологии СИБЛ.
В процессе работы над данной тематикой нами был произведен анализ литературы по технологии параллельного программирования СИБЛ. Из того что было проанализировано, отобрали и сформировали содержание необходимого теоретического и практического материала который будет наиболее подходящим для учеников десятых и одиннадцатых классов профильного обучения.
Исходя из полученного содержания был произведен анализ и определены наиболее подходящие дидактические принципы и подходы к обучению, которые станут основой методики обучения. Поскольку для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями, было решено в основу методики взять деятельностный подход.
Затем определены основные методы и формы обучения, и разработан план занятий с их содержанием. В связи с тем, что технология СИБЛ является сопроцессором центрального процессора и неким модификатором (дополнением) языка С, разработанный план элективного курса включает в себя изучение основ программирования на языке С. Примерное количество времени необходимое для проведения подобного элективного курса составляет не менее 24-х часов.
Придерживаясь разработанной методики, был проведен эксперимент. Эксперимент проводился в
гимназии Универс, на группе учеников 10 класса, состоящей из семи мальчиков. Группа занималась на профильной лаборатории по изучению языков программирования, в которую входило изучение языка С. Благодаря этому, можно было сразу переходить к изучению технологии параллельного программирования. Перед тем как начать было проведено тестирование на знание языка. В целом дети справились неплохо и для того чтобы изучать CUDA были готовы.
Проведя эксперимент, была выявлена хорошая преемственность информации учащимися. Дети хорошо взаимодействовали как друг с другом так и со мной, выполняли все задания и тесты. Но для того чтобы сделать урок более интересным, необходимо перестроить план уроков иначе. Большинство понятий ученики запомнили, но донести смысл полностью не удалось из-за сложности понятий.
В дальнейшем планируется перестроить план, дабы не перегружать детей теорией и сложными понятиями. На мой взгляд, наиболее эффективнее было бы начать с первого урока программирование, с простого примера, а в дальнейшем объяснять по пунктам, что добавлено, что изменилось, и какие варианты изменения существуют помимо представленного.
В целом учащиеся неплохо справились с поставленными перед ними задачами. Они полностью готовы получать новые знания, но для этого необходима хорошая мотивация, которая подтолкнёт к изучению столь сложной темы.
Разработанная методика поможет учителям в обучении информатике учащихся профильных классов средней школы, помимо этого методика может помочь в организации знаний взаимодействия параллельных процессов.
Библиографические ссылки
1. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. 186 с.
2. Пак Н. И. Проективный подход в обучении как информационный процесс : монография. Красноярск : Изд-во КГПУ, 2008. 111 с.
3. Технология CUDA в примерах: введение в программирование графических процессоров : пер. с англ. А. А. Слинкина ; науч. ред. А. В. Боресков. М. : ДМК Пресс, 2011. 232 с.
© Яковлев И. С., 2013