РОЛЬ ЛЕКЦИИ В СИСТЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ж.Ж.Гумарова, С.Н.Дильмагамбетов
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет им. Марата Оспанова, г. Актобе
В статье обсуждается роль лекций в современном медицинском образовании при обучении студентов младших курсов по фундаментальным дтсциплинам. Отмечается, что в формировании у медиков научного мировоззрения, способности критического осмысления потоков новой информации, основополагающую роль играют роль такие дисциплины как физика, химия, биология. Сложившееся опережение реформы ВУЗов реформы средней школы должно учитываться при обучении студентов на первом курсе. При чтении проблемных лекций по клиническим дисциплинам целесообразно расширять межкафедральное сотрудничество и привлекать лекторов по химии, биохимии, токсикологической химии для глубокого изучения какой-либо клинической проблемы.
Ключевые слова: высшее медицинское образование, лекция, фундаментальные дисциплины.
Современные проблемы преподавания в медицинских вузах связаны с рядом объективных причин: глобализация образования и рынка медицинских услуг, и, как следствие, реформирование высшей школы и реформирование системы здравоохранения в стране. Государственная политика в области образования является важнейшим фактором, определяющим стратегию развития высшего образования и ставящим перед медицинскими вузами определенные цели и задачи [1,2]. Реформирование образования положило начало модернизации отечественной системы образования, переходу к новой парадигме - «образование на протяжении всей жизни». Другой объективной предпосылкой реформы высшей школы в целом и высшего медицинского образования в частности является ускоряющиеся инновационные процессы и информационные технологии современности [3,4]. Действительно, в век информационных технологий знания устаревают быстро, поэтому очень важно постоянно обновлять и повышать их уровень.
Реформа нацелена на решение ряда задач, стоящих перед казахстанской системой образования. К числу основных задач, прежде всего, относятся:
• интеграция в мировое образовательное пространство;
• повышение статуса педагогического работника;
• усиление гарантий доступности качественного образования;
• дальнейшее совершенствование системы управления и финансирования образования.
Произошли значительные качественные изменения в сфере высшего и послевузовского образования. В частности, введена общепринятая в мировой практике трехступенчатая модель подготовки кадров - бакалавр-магистр-доктор PhD, основанная на накопительной системе академических кредитов. Это позволит реализовать более гибкие образовательные программы.
Во всем мире университетское образование является престижным. Высшая медицинская школа всегда являлась наиболее консервативным направлением университетского образования. Решающую роль в успехе модели высшего медицинского образования СССР играла сбалансированная по теоретическим и клиническим направлениям структура программы подготовки врача [5]. В настоящее время, наряду с сохранением лучших достижений и традиций, объективно необходимы важные преобразования. Одним из условий конкурентоспособного высшего медицинского образования является стимулирование научного и клинического мышления обучаемых, применение междисциплинарных подходов при наделении их знаниями, умениями, навыками.
Непрерывное образование требует от врача и от студента-медика подготовленность к систематической переработке мощного потока информации, интегрированию знаний из новых дисциплин. Поэтому не только программы и учебные планы, но и педагогические методы и формы обучения должны соответствовать этим требованиям. Лекция традиционно являлась ведущей формой обучения в вузе. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции.
В новых стандартах образования объемы лекционных часов сократились почти на порядок, уступив место самостоятельной работе студента под руководством преподавателя (СРСП) или самостоятельной работе студента. С учетом поступательного развития информационных технологий данный подход в целом оправдан, так как лекция сохраняет свою функцию как методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных. В то же время, при столь малом общем объеме лекция утрачивает ряд других важнейших функций - информационную, ориентирующую, развивающую и воспитательную.
Замена традиционных лекционных часов на самостоятельную работу под руководством преподавателей-консультантов способствуют активному вовлечению студентов в процесс осмысленного, мотивированного, сознательного обучения. Однако, у современных студентов наблюдаются значительные трудности с самостоятельной работой, особенно у студентов первого года обучения. При организации СРСП также возникают трудности, так как, если лекции традиционно читают на потоках наиболее опытные преподаватели - профессора и доценты кафедр, то СРПС ведут все преподаватели кафедры, от них требуются навыки консультативной работы и практики ведения информационного поиска. Фактически СРСП вместо лекций - новая модель обучения. Пре-
подаватель в большей степени является координатором, информатором, а не источником информации. Главная цель - обучить поиску и переработке информации, разработке алгоритма решения поставленной задачи. СРСП занимает больше аудиторного времени как у преподавателей, так и у студентов, предполагает их большую самостоятельность и ответственность.
В ряде случаев необходимо сохранять лекционную форму обучения как главную в вузе. Информативность лекционного курса особенно важна при введении новых или смежных дисциплин - при отсутствии учебников и учебных пособий, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли отражения в учебниках, отдельные разделы и темы курсов очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически грамотно помочь студентам в освоении сложного материала. Например, темы «Высокомолекулярные соединения», «Окислительно-восстановительные и электродные потенциалы» и многие другие для студентов факультетов «Общая медицина» и «Стоматология» по теоретическому уровню равны, однако прикладное наполнение тем с учетом специфики специальностей существенно различаются. В связи с постоянно развивающимся и изменяющимся рынком химической продукции, материалов, используемых в качестве медицинских материалов для ортопедии, хирургии и т.д. и т.п., содержание отдельных лекций год от года меняется. По специальным дисциплинам для фармацевтического факультета включение значительного объема лекционных часов необходимо, так как рынок химической и фармацевтической продукции и методика их анализа в последние десятилетия имеет беспрецедентную динамику. Учебная литература по фармацевтическим дисциплинам быстро устаревает, а студенты не вполне готовы к самостоятельной проработке потока сложной специальной информации, или не имеют полного доступа к объективной и научной информации.
Особую роль выполнют проблемные лекции, при чтении которых рационально использовать межкафедральное сотрудничество. При глубоком изучении какой-либо проблемы подобная форма обучения особенно эффективна. Например, на проблемную лекцию по теме «Гепатит» специалист по внутренним болезням может привлекать патофизиолога, биохимика, токсиколога, морфолога и других специалистов.
Лекция - это одна из самых доступных и дешевых форм передачи информации. Но, вместе с тем, это одна из самых сложных форм обучения, требующей высокого профессионализма от лектора. Известно, что каждому преподавателю высшей школы и особенно читающему лекции, надо иметь представление о данной аудитории, уметь ее моделировать, управлять ею. Лектор не может не считаться с общим уровнем подготовки и развитием аудитории. При слабой школьной подготовке студенты-первокурсники, как правило, не готовы к постоянному логическому и психологическому контакту с лектором. Не можем не отметить и тот факт, что обезличенный прием студентов в вузы по результатам ЕНТ приводит в университет ученика, не готового к внутренней мыслительной и эмоциональной активности в ответ на действия лектора и поступающую от него информацию. Так как аудитория формируется к концу обучения, а первоначально по характеру подготовки, первокурсники больше приучены к краткому однозначному письменному тексту. В процессе обучения у студентов вырабатывается способность усваивать необходимое количество информации и анализировать достаточно сложный учебный материал. Поэтому на старших курсах лекции могут и должны содержать более обобщенную информацию с меньшей детализацией и ссылками на факты.
В последнее время лекции проводятся с широким использованием средств наглядности, что значительно изменяет методику лекционного преподавания, значительно повышает ее информативность. Бесспорно, что применение на лекциях наглядных и демонстрационных материалов повышает интерес аудитории к изучаемому материалу, обостряет и направляет внимание, усиливает активность восприятия, способствует прочному запоминанию. В то же время, при интенсивном использовании современных технических средств, зачастую утрачивается академический и повествовательный стиль лекций, и превалирует аналитический или даже популярный тип лекций. На наш взгляд, аналитические и проблемные лекции наиболее эффективны на старших курсах обучения для подготовленной аудитории. На первом курсе обучения студенты не всегда способны воспринимать поток информаций и обзорную или проблемную лекцию.
Одним из важнейших принципов обучения в высшей школе, является научность получаемых знаний. В формировании у студентов научного мировоззрения роль фундаментальных наук - физики, химии и биологии является основополагающей. На лекции по базовым дисциплинам студенты обучаются языку науки, знакомятся с принципами академического образования, приобретают навыки критического осмысления получаемой информации. Только знание объективных законов природы, современных научных фактов и теорий дают современному врачу способность критического осмысления новой информации, что исключительно важно при современной научно-практической интеграции, бурном развитии медицинской техники, технологии, методов лечения, при агрессивной коммерческой политике фармацевтических компаний и т.д. Способность к научной оценке состояния медицинской теории и практики самостоятельно отдельным врачом, как и медицинским сообществом в целом, вырабатывается в академических стенах и зиждется на естественнонаучном мировоззрении.
В современных реалиях, когда реформа высшей школы опережает реформу средней школы, когда вузы не участвуют в приеме и отборе профессионально ориентированных и наиболее подготовленных абитуриентов, на преподавателей младших курсов вузов ложится дополнительная нагрузка интенсивного обучения студентов, «дотягивания» их до формата высшей школы. Понимая всю важность государственной программы ЕНТ, считаем необходимым введение профессионального приема абитуриентов в медицинские вузы.
Таким образом, на современном переходном этапе реформирования средней и высшей школы для оптимизации процесса адаптации студентов первого курса медицинских вузов, для подготовки высококвалифицированных врачей нового поколения, целесообразно:
1. Ввести в медицинские вузы профессиональный прием абитуриентов самим учебным заведением или единой приемной комиссией от министерства здравоохранения республики;
2. Дать возможность вузам возможность изменения соотношения объема лекционных часов и часов на
СРСП.
3. Усилить научно-практическое интегрирование и межкафедральное сотрудничество между теоретическими и клиническими кафедрами университета.
Литература:
1.Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. «Об образовании».
2.Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК (Постановление Правительства РК от 24 апреля 2006 г. № 317).
3.Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с.54.
4.Берулава М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с.
5.Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. - 89 с.
ЖоFары медициналык бШм беру жуйесш жетiлдiрудегi дэрктердщ рeлi
Ж.Ж.Гумарова, С.Н.Дильмагамбетов
Макалада казiрri заманда медицинальщ бшм беруде теменп курс студенттерше iргелi гылымдарды окытудагы дэрютердщ релi карастырылган. Дэрiгерлердiц гылыми кезкарастарын, жаца акпараттар агынын сын кезбен кабылдауын калыптастыруда iргелi гылымдар - химия, физика, биологияныц шешушi рел ащаратындыгы керсетiлген. Орта мектептiц реформасына Караганда ЖОО реформасыныц бiршама алга кеткендтн бiрiншi курс студенттерiн окытканда ескеру кажет. Клиникалык пэндер бойынша жекелеген проблемалык дэрiстер окыган кезде медициналык мэселелердi толык эрi терец окыту Yшiн iргелi гылымдар бойынша дэрюкерлермен кафедрааралык ынтымактастыкты кецейту ^сынылады.
ТYшвдi сездер: жогары медициналык бiлiм беру, дэрю, iргелi пэндер.
The role of lectures in the system of perfecting of higher medical education
Zh.Zh.Gumarova, S.N.Dilmagambetov
The role of lectures in the modern medical education in teaching junior in basic disciplines is discussed in the article. In is noted that in formation of scientific world outlook ability to critical interpret of new information such subjects as physics, chemistry, biology play a fundamental role. The established forestalling of higher schools reform of secondary school reform must be taken into account in teaching students in the first course of study. While delivering problematic lectures in clinical subjects it is necessary to widen interdepartment cooperation and invite lecturers in chemistry, biochemistry, toxicologic chemistry for deeper studying of any kind of clinical problem.
Key words: higher medical education, lecture, basic disciplines.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Г.А.Дербисалина
АО «Медицинский университет Астана», г.Астана
Одним из принципов общеврачебной практики наряду с доступностью, непрерывностью, всеобъемлемо-стью и другим, является ориентированность на пациента, а одним из критериев качественной медицинской помощи - удовлетворенность пациента [1]. Врач должен заработать доверие больного, благодаря которому устанавливается сотрудничество между ними, и пациент более строго следует инструкциям врача. Обучение студентов и врачей показывает, что они достаточно хорошо выдерживают экзамены методом тестирования, объективного структурированного клинического экзамена, устного опроса и защиты проекта. В то же время, они испытывают большие затруднения, а порой просто попадают в замешательство, когда оцениваются навыки консультации реального или симулируемого пациента, и проводится видеозапись консультации. Студенты получают низкие оценочные баллы, и пациенты уходят с консультации разочарованными в своих ожиданиях. Консультация является центральным актом в медицине, и это заслуживает быть понятным. Ее нельзя рассматривать и воспринимать как однобокое заполнение информацией амбулаторных карт и историй болезни пациентов. Каждая консультация - часть постоянно меняющейся модели случаев работы докторов с пациентами [2]. Одной из первоочередных задач консультации является установление причины обращения. В большинстве случаев в нашей практике выяснение повода обращения пациента к врачу есть постановка диагноза. Трудности могут быть связаны с незнанием определения заболевания, современных стандартизированных классификаций и терминологии.