Таким образом, на современном переходном этапе реформирования средней и высшей школы для оптимизации процесса адаптации студентов первого курса медицинских вузов, для подготовки высококвалифицированных врачей нового поколения, целесообразно:
1. Ввести в медицинские вузы профессиональный прием абитуриентов самим учебным заведением или единой приемной комиссией от министерства здравоохранения республики;
2. Дать возможность вузам возможность изменения соотношения объема лекционных часов и часов на
СРСП.
3. Усилить научно-практическое интегрирование и межкафедральное сотрудничество между теоретическими и клиническими кафедрами университета.
Литература:
1.Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 г. «Об образовании».
2.Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования РК (Постановление Правительства РК от 24 апреля 2006 г. № 317).
3.Бусыгина Т.А., Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах «Телескоп». - 2004. - №9. - с.54.
4.Берулава М.Н. Современная лекция в вузе. - Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. - 10 с.
5.Ильина Т.А. Лекция в вузе. - М.: Знание, 1979. - 89 с.
ЖоFары медициналык бШм беру жуйесш жетiлдiрудегi дэрктердщ рeлi
Ж.Ж.Гумарова, С.Н.Дильмагамбетов
Макалада казiрri заманда медицинальщ бшм беруде теменп курс студенттерше iргелi гылымдарды окытудагы дэрютердщ релi карастырылган. Дэртерлердщ гылыми кезкарастарын, жаца акпараттар агынын сын кезбен кабылдауын калыптастыруда iргелi гылымдар - химия, физика, биологияныц шешушi рел ащаратындыгы керсетiлген. Орта мектептiц реформасына Караганда ЖОО реформасыныц бiршама алга кеткендiгiн бiрiншi курс студенттерiн окытканда ескеру кажет. Клиникалык пэндер бойынша жекелеген проблемалык дэрiстер окыган кезде медициналык мэселелердi толык эрi терец окыту Yшiн iргелi гылымдар бойынша дэрюкерлермен кафедрааралык ынтымактастыкты кецейту ^сынылады.
ТYЙiндi сездер: жогары медициналык бшм беру, дэрю, iргелi пэндер.
The role of lectures in the system of perfecting of higher medical education
Zh.Zh.Gumarova, S.N.Dilmagambetov
The role of lectures in the modern medical education in teaching junior in basic disciplines is discussed in the article. In is noted that in formation of scientific world outlook ability to critical interpret of new information such subjects as physics, chemistry, biology play a fundamental role. The established forestalling of higher schools reform of secondary school reform must be taken into account in teaching students in the first course of study. While delivering problematic lectures in clinical subjects it is necessary to widen interdepartment cooperation and invite lecturers in chemistry, biochemistry, toxicologic chemistry for deeper studying of any kind of clinical problem.
Key words: higher medical education, lecture, basic disciplines.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ ВРАЧА ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ
Г.А.Дербисалина
АО «Медицинский университет Астана», г.Астана
Одним из принципов общеврачебной практики наряду с доступностью, непрерывностью, всеобъемлемо-стью и другим, является ориентированность на пациента, а одним из критериев качественной медицинской помощи - удовлетворенность пациента [1]. Врач должен заработать доверие больного, благодаря которому устанавливается сотрудничество между ними, и пациент более строго следует инструкциям врача. Обучение студентов и врачей показывает, что они достаточно хорошо выдерживают экзамены методом тестирования, объективного структурированного клинического экзамена, устного опроса и защиты проекта. В то же время, они испытывают большие затруднения, а порой просто попадают в замешательство, когда оцениваются навыки консультации реального или симулируемого пациента, и проводится видеозапись консультации. Студенты получают низкие оценочные баллы, и пациенты уходят с консультации разочарованными в своих ожиданиях. Консультация является центральным актом в медицине, и это заслуживает быть понятным. Ее нельзя рассматривать и воспринимать как однобокое заполнение информацией амбулаторных карт и историй болезни пациентов. Каждая консультация - часть постоянно меняющейся модели случаев работы докторов с пациентами [2]. Одной из первоочередных задач консультации является установление причины обращения. В большинстве случаев в нашей практике выяснение повода обращения пациента к врачу есть постановка диагноза. Трудности могут быть связаны с незнанием определения заболевания, современных стандартизированных классификаций и терминологии.
Другие задачи консультации включают в себя определение причин и природы заболевания, почему пациент пришел именно сейчас, что думает больной о своем состоянии, предложения и ожидания от этой проблемы [3].
Практическая медицина одновременно сочетает в себе и науку, и искусство. Роль науки в медицине ясна. Она обеспечивает научно обоснованную технологию, диагностику и лечение с использование современных последних достижений, основанных на проверенных исследованиях. Но как бы ни углублялись фундаментальные медицинские знания, основная обязанность врача - забота о больном остается неизменной. Большинство больных испытывают страх и беспокойство. Часто они проделывают титаническую работу, чтобы убедить себя и окружающих в отсутствии болезни, чтобы отвлечь внимание врача и близких от реальных проблем, которые они подсознательно воспринимают как серьезные или угрожающие жизни. Некоторые больные используют свою болезнь для того, чтобы привлечь к себе внимание или как возможность выпутаться из эмоционально стрессовой ситуации; некоторые даже симулируют физический недуг. Независимо от позиции больного, врач должен учитывать те обстоятельства, в которых возникает заболевание, принимая во внимание точку зрения не только самих пациентов, но и членов их семей, а также социальные условия. Эффективная программа обучения навыкам консультации определяется некоторыми принципами, включающими обеспечение наблюдения и обратной связи со студентом, корректный отбор пациентов, иллюстрирующих специфику проблемы и полной возможностью высказывания мнений и оценки интервью. Многие врачи общей практики во время повышения квалификации снова проходят обучение навыкам консультации [4]. Это связано, прежде всего, не только с недостаточным вниманием изучению навыков консультации в медицинских институтах и отсутствием ориентации на улучшение этих навыков. Если обучение навыкам консультации в институтах будет проводиться на надлежащем уровне, то исчезнет необходимость этому переучивать в постдипломном обучении. Реформы в здравоохранении могут принести радикальные изменения в распределении полномочий между доктором и пациентом, однако фундаментальные нужды пациентов не требуют перемен. Без сомнения, врач общей практики/участковый врач сталкивается с заболеваниями, которые относятся к разным специальным областям; поэтому он должен уметь соединять элементы этих специальностей в своих рассуждениях. Однако специфику первичной помощи составляет нечто иное: в первую очередь всеобъемлющее, т.е соматическое, психическое, социокультурное консультирование, обслуживание и обучение людей как больных, так и здоровых, для которых посещение врача общей практики является первым контактом с системой здравоохранения.
Особое значение в коммуникативной компетентности врача имеет его умение сообщать печальные новости [5]. Да, можно почитать рекомендации западных авторов, которые, строго соблюдая права пациентов, прописанные в законах, дают полную информацию о состоянии больного, каким бы тяжелым оно не было. Для школы постсоветских врачей это достаточно революционно: мы даже онкологическим больным не говорим об их диагнозе, маскируем страшный диагноз в листке нетрудоспособности, секретничаем с родственниками больного, не позволяя ему участвовать в решении его же жизненных проблем. Коммуникативная компетентность врача предполагает не только наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада-личности и т. п.), но и сформированность некоторых специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, "читать" невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы. Важно также владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом. Адекватная коммуникация предполагает правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение. Независимо от того, в каком душевном состоянии находится пациент, испытывает ли он гнев или печаль, беспокойство, тревогу или отчаяние, врач должен уметь с ним взаимодействовать, адекватно строить отношения, добиваясь решения профессиональных задач.
Проблема сообщения диагноза особенно остро встает при тяжелых неизлечимых заболеваниях (рак, СПИД). Одна категория больных, догадываясь о тяжести своего состояния, предпочитает делать вид, что ничего страшного не происходит, продолжает принимать лекарства, выполнять назначения врача, вести с ним беседы о возможных сроках выписки. Создается впечатление, что такие пациенты сами начинают в это верить. Часть больных пытаются убедить врача, что им необходимо знать правду, пусть самую страшную и безнадежную, они сумеют пережить это известие, чтобы достойно, в отведенные: для них сроки, закончить начатые дела, попрощаться с друзьями и родными, психологически подготовить себя к финалу, подведя итоги прожитой жизни. Такая' позиция психологически кажется вполне понятной и даже убедительной. Однако в каждом конкретном случае врач задает себе вопрос: «'А действительно ли этот пациент хочет знать правду? Может быть, за подобным желанием скрывается тайная надежда, что врач пощадит его чувства, успокоит и обнадежит?» Возможно, на самом деле больной таким образом требует: "Обещайте мне, что я не умру". В отношении тяжелых, умирающих больных, как правило, врач занимает щадящую позицию и, даже сообщая о неизлечимой болезни, делает это так, чтобы сохранить у пациента надежду, рассказывая о возможности длительной ремиссии или о недавно предложенном новом лекарственном средстве, оказывающем терапевтическое действие, способное замедлить течение болезни и даже привести к полному излечению. Поступая таким образом, врач не обманывает своего пациента, так как действительно с полной уверенностью не может прогнозировать течение и исход заболевания. В то же время, вера больного и его желание выжить действительно могут активизировать защитные силы организма, отдалить или, по крайней мере, придать смысл последним дням его жизни. Общение с умирающим больным, практически лишенное смысла с профессиональной точки зрения, не должно прерывать-
ся, выполняя функцию психологической поддержки больного. Иногда медицинские работники, зная, что пациент обречен, начинают избегать его, перестают расспрашивать о его состоянии, следить за тем, чтобы он принимал лекарства, выполнял гигиенические процедуры. Умирающий человек оказывается в одиночестве. Общаясь с умирающим больным, важно, не нарушая привычного ритуала, продолжать выполнение назначений, спрашивать больного о самочувствии, отмечая каждые, пусть самые незначительные, признаки улучшения состояния, выслушивать жалобы пациента, стараться облегчить его "уход", не оставляя один на один со смертью. Конечно, трудно предугадать реакцию пациента, конечно, сообщение печальных новостей - это стресс и для самого врача, и, наверное, трудно придумать оптимальный, подходящий для всех случаев стандартный набор шагов как сообщить печальную новость пациенту [6].
Врачу общей практики в будущем будет всегда необходимо справляться со страхами пациентов, сталкиваться со смертью и терминальными состояниями. Он также будет принимать активное участие в профилактике заболеваний. Однако, будут ли взаимоотношения врача с больными в состоянии справляться с задачами ПМСП, возможной расплывчатостью медицинской экспертизы и увеличивающейся юридической информированностью о своих правах пациентов? Опыт международной практики утверждает, что больной обязан быть информирован о своем здоровье, и он должен разделять решение вместе с врачом. Это подходящий путь развития партнерских отношений между доктором и пациентом на фоне необходимых изменений, которые принесет будущее.
Литература:
1. Питер Томсон. Самоучитель общения. Изд-во Питер, СПб, 2002.
2. Касаткин С. Техника обратной связи. Изд-во "Питер", СПб, 2002
3. Т.А.Даминов, Ш.З. Касымов. Навыки консультации. Ташкент, 2002.
4. Дж.Мерта. Справочник врача общей практики, Москва, 1998
5.R, Neighbour. The inner consultation. LibraPharm Limited, 2002
6.В.И.Симаненков. Всегда ли пациенты следуют рекомендациям врача. Российский семейный врач, №3,
2000г.
Жалпы практика. imik дори ср.ии тшч.и кармм катмиасмимц басты мримцимчер1
Г.Дэрбюалина
Жалпы практикальщ дэрк-ер (учаскшк дэртерлер) ез ж^мыстарында, эр тYрлi мамандарга байланысты наукастармен кездеседг Сондыктан олар осы эртYрлi элементтердi коса отырып, бiрiншi кезектеп соматикалык, психикалык ауруларын аныктауы кажет.
Main principles of effective communications of the doctor of the general practice
G.Derbisalina
Communicative competence of the doctor assumes not only presence of certain psychological knowledge (for example, about types of the person, about ways of experience and reaction to stress at different people depending on temperament type, about specificity of communication between types of a constitution and features of a mental warehouse-person, etc.), but also the presence of some special skills: abilities to come into contact to listen, "read" nonverbal language of communications, to build conversation, to formulate questions.
ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОРТОДОНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Д.Б.Мусаева
Кафедра политики и управления здравоохранением, КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова
Изучение вопроса подготовки и переподготовки врачей-стоматологов-ортодонтов и мероприятия по обучению специалистов стоматологического профиля
Вопросы подготовки и переподготовки врача-стоматолога приобрели особую актуальность в условиях смены социально-экономической формации, имевшей место в последние годы на территории стран бывшего Союза. И это вполне понятно, так как изменились коренным образом требования к осуществляемой стоматологом работе, значительно расширился спектр и возможности оказываемых услуг [1].
В Республике Казахстан в структуре стоматологических организаций преобладают стоматологические клиники, имеющие негосударственную форму собственности. Соответственно, спектр платных стоматологических услуг является доминирующим. В рамках гарантированного заказа бесплатная стоматологическая помощь оказывается только детям и подросткам (за исключением ортодонтической помощи), а так же малоимущим и социально незащищенным слоям населения.
В связи с этим, вопросы качества оказания стоматологических услуг, в числе которых ортодонтическая помощь населению, остаются наиболее актуальными. Проведенный нами анализ жалоб со стороны пациентов на врачей - стоматологов показал, что ошибки, допускаемые врачами-стоматологами ортодонтами, составляют