МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
научно-исследовательских работ студентов. Возможным способом преодоления негативных стереотипов могут стать краткосрочные дополнительные программы профессионального образования (обучение по которым предусмотрено ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одновременно с основным профессиональным образованием), направленные на развитие трудового потенциала врача инновационной поликлиники.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1978. 182 с.
D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psikhologicheskie problem gotovnosti k deyatel'nosti. Minsk: BGU, 1978. 182 s.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПБ.: Питер, 2005. 583 с.
Maklakov A.G. Obschaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. SPB.: Piter, 2005. 583 s.
ш
УДК 61-053.2/5:378.144
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060103.65 - «ПЕДИАТРИЯ»
М.Ю. Галактионова1, Д.А. Маисеенко2, В.И. Фурцев1
ГБОУ «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»
Галактионова Марина Юрьевна - e-mail: [email protected]
В статье представлен опыт проведения авторских бинарных лекций по курсу преподавания клинических дисциплин специальности «Педиатрия» сотрудниками ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России. Бинарная лекция - это лекция, построенная в форме диалога двух преподавателей (представителей двух научных школ, ученого и практика, преподавателя и студента), является интерактивной педагогической технологией. Основной целью бинарной лекции является активное вовлечение студентов в мыслительный процесс для формирования у них способности высказывать свою точку зрения на проблему, присоединяться к одной из представленных точек зрения, делать свой выбор после изложения лекторами двух различных взглядов на одну проблему. Бинарная лекция, представляя для слушателей определенную сложность (два преподавателя, две клинические взаимосвязанные дисциплины, различные стили обшения и т. д.), вызывает у студентов интерес благодаря внешней привлекательности беседы, диалога двух профессионалов смежных специальностей. При этом преподавателям легче поддерживать живой контакт с аудиторией через рассмотрение противоречивых ситуаций, сведений, что способствует развитию педагогической импровизации как преподавателя, так и студента, коммуникативных умений, способностей к рефлексии, творческой активности, формированию собственной позиции по обсуждаемой проблеме.
Лекционный курс, выстроенный на диалогах профессионалов по проблемам акушерства и педиатрии, включающий примеры из реальной практической деятельности, подчеркивающий необходимость междисциплинарной взаимосвязи при изучении курса пропедевтики детских болезней и основ формирования здоровья детей, формирует общекультурные и профессиональные компетенции обучающихся по специальности «Педиатрия».
Ключевые слова: педиатрия, бинарная лекция, профессиональные компетенции.
The article presents the author's experience of binary lectures of clinical disciplines of specialty «Pediatrics», Krasnoyarsk State medical university named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky Russian Ministry of Health. Binary lecture - a lecture presented in the form of a dialogue between the two teachers (representatives of the two research schools, academics and practitioners, teachers and students) is an interactive educational technology. The main aim of the lecture is a binary active involvement of students in the intellectual process for the forming of their ability to express their views on the issue, to join in with one of the points of view, to make a choice after the presentation of lecturers of two different views on one problem. It is interesting for students because of visual attractiveness of the conversation, dialogue between the two professionals in spite of the fact that the binary lecture is complex (two teachers, two related clinical disciplines, different communication styles, etc). In this case, teachers can keep attention of audience through the consideration of conflicting situations. Thus it contributes to the development of pedagogical improvisation not only the teacher but also the student (communication skills, capacity for reflection, creativity). Lecture course, built on the dialogues between professionals concerning obstetrics and pediatrics, including examples from real practice, emphasizing the need of interdisciplinary course in the study of propaedeutics of childhood diseases and bases of the formation of children's health, forms the general cultural and professional competence of students studying pediatrics.
Key words: pediatrics, binary lecture, professional competences.
Профессиональная компетенция современного врача невозможна без специальных знаний и умений, связанных с результативной речью, а также без опыта коммуникативной деятельности. Одна из задач формирования компетенций будущего врача заключается в том, чтобы будущий специалист, обучаясь и участвуя в практических занятиях по клиническим дисциплинам специальности, получил достаточно полное представление о возможностях проблемного обучения [1, 2].
Лекция как организационная форма обучения представляет собой особую конструкцию учебного процесса. Слово «лекция» происходит от латинского «lection» - «чтение». В настоящее время, несмотря на массовое издание книг, журналов, брошюр, на наличие кино, телевидения, технических средств, лекция остается основной формой преподавания во всех учебных заведениях, как в системе доди-пломного образования, так и в системе повышения квалификации. Благодаря тому, что материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации.
Виды академических лекций определяются соответствующим подходом к организации образовательного процесса в медицинском вузе. Дидактическими целями лекций являются сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных интересов.
В традиционном подходе к организации образовательного процесса в медицинском вузе ведущей дидактической формой является информационная лекция, которая предполагает обеспечение обучаемых современной информацией в доступной для понимания и усвоения форме с целью развития у них основ профессиональных знаний.
Клиническая лекция преследует следующие функции в формировании компетенций будущего врача: информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), развивающую, ориентирующую, воспитывающую, разъясняющую и убеждающую (с акцентом на системе доказательств).
Преподаватель, мастерски читающий лекцию, увлекает студентов, активно воздействует на их эмоции, вызывает интерес к учебному предмету, стремление постоянно пополнять знания. Лекция допускает импровизацию, которая оживляет ее, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес [3].
На этом основании в преподавании клинических дисциплин специальности «Педиатрия» выделяют информационные, инновационные и эвристические лекции. Каждый вид академических лекций имеет несколько вариантов, что и определяет их вариативность (таблица 1) [4].
Текущие информационные лекции по своей структуре могут отличаться одна от другой. Всё зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции [5].
Приоритет гуманистических ценностей развития личности, внимание к психолого-педагогическим условиям,
которые необходимы для саморазвития, самоактуализации личности, подталкивают преподавателей медицинских вузов к поиску новых лекционных вариантов. Для повышения мотивации студентов в образовательном процессе используются инновационные лекции, одним из вариантов которых являются апробированные в процессе преподавания дисциплин пропедевтики детских болезней и основ формирования здоровья детей бинарные лекции.
ТАБЛИЦА 1.
Классификация видов академических лекций и их вариантов в системе высшей медицинской школы (Осин А.Я., 2008)
I. Информационные (традиционные) лекции (лекции - информации) II. Инновационные лекции (лекции - инновации) III. Эвристические лекции (лекции - эвристики)
1. Вводная лекция 2. Текущая лекция 3. Установочная лекция 4. Обзорная лекция 5. Обзорно-повторительная лекция 1. Лекция - проблема (проблемная) 2. Лекция - дискуссия (дискуссионная) 3. Лекция вдвоём (бинарная лекция) 4. Лекция - визуализация (визуализированная) 5. Лекция с заранее запланированными ошибками 6. Лекция-конференция 7. Лекция - пресс-конференция 8. Лекция - консилиум 1. Инструктивная лекция 2. Лекция - диалог. 3. Лекция с научной структурой 4. Лекция теоретического конструирования 5. Методологическая лекция 6. Общепредметная (межпредметная) лекция 7. Обобщающая (заключительно-обобщающая) лекция
Лекция вдвоём, или бинарная лекция, - особая технология проблемного изложения учебного материала в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. В процессе лекции моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой перед слушателями проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее. Преимущества такой лекции, по нашему мнению, заключаются в актуализации имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нём. Бинарная лекция, как правило, создает проблемную ситуацию, построенную на системе доказательств, вырабатывает у обучающихся наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога, совместного поиска и принятия решений. С представлением двух источников информации задача студентов сравнить разные точки зрения и сделать выбор, присоединиться к той или иной из них или выработать собственную. Лекция вдвоем заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс.
Специальной задачей этого вида лекции является демонстрация отношения преподавателей к объекту высказываний. Она показывает личностные качества преподавателя, как профессионала в своей предметной области и как педагога, более ярче и глубже, нежели любая другая форма лекции.
Лекция вдвоём также соответствует инновационным подходам, так как создаёт условия для актуализации
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
имеющихся у студентов знаний, необходимых для диалога, что позволяет более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой. Лекция вдвоём создаёт преграды догматизму и конформизму, опасность которых существует при преобладании информационных лекций. Лекция вдвоём представляет пространство развития для самих лекторов, которые имеют возможность продемонстрировать высокий профессионализм и получить удовлетворение, уйдя от рутинных методов.
Подготовка и чтение лекции вдвоем предъявляет повышенные требования к подбору преподавателей. Они должны быть интеллектуально и личностно совместимы, обладать развитыми коммуникативными умениями, способностями к импровизации, иметь быстрый темп реакции, показывать высокий уровень владения предметным материалом, помимо содержания рассматриваемой темы. Если эти требования при проведении лекции вдвоем будут соблюдены, у студентов будет сформировано доверительное отношение к такой форме работы.
Бинарные лекции по пропедевтике детских болезней и основам формирования здоровья детей для студентов педиатрического факультета представляют собой модульный подход к изучению дисциплин специальности, внедренный в течение 2013-2014 учебного года д. м. н. М.Ю. Галактионовой, доцентом В.И. Фурцевым, к. м. н. Д.А. Маисеенко. Применение инновационной технологии лекционного курса в образовательном процессе вуза нацелено на решение двух взаимосвязанных задач: развитие у будущих врачей общекультурной компетенции общения; формирование профессиональных компетенций врача-педиатра по формированию здорового образа жизни, через рациональное питание, профилактики социально-значимых заболеваний, через половое воспитание детей и подростков.
Первые бинарные лекции по курсу пропедевтики детских болезней были апробированы по модулю «Вскармливание детей раннего возраста». На лекции «Естественное вскармливание: роль, преимущества, десять принципов ВОЗ и ЮНИСЕФ по поддержке и продвижению грудного вскармливания» основным лектором выступал Национальный эксперт ВОЗ и ЮНИСЕФ по вопросам грудного вскармливания. При этом задача второго лектора состояла в раскрытии роли грудного вскармливания в формировании здоровья детей и программировании здоровья взрослого человека. На лекции использованы видеоролики с организованных ранее авторами лекций городских флэш-мобов - сеансов одновременного вскармливания грудью младенцев. Такой подход позволил не только получить теоретические знания, познакомить студентов с научными направлениями вуза, но и увидеть практические навыки на экране. Вторая лекция была посвящена вопросам выбора детской молочной формулы (адаптированной молочной смеси) для вскармливания детей, лишенных грудного молока. В роли основного лектора, излагавшего правила назначения и выбора молочной смеси, выступал лектор-педагог, а непосредственные клинические случаи разбирал лектор-врач-эксперт. Вопросы по ходу лекции к аудитории задавали оба лектора и не только студентам, но и друг другу, что усиливало интерес к представленному лекционному материалу. Новым способом проверки знаний студентов яви-
лось получение ответа на поставленный вопрос в клинической задаче путем смс-сообщения. Студент должен был отправить смс-сообщение на номер телефона лектора-эксперта с кодовым значением той смеси, которую он назначил бы в данной ситуации ребенку, страдающему функциональными расстройствами пищеварения (синдром срыгивания и кишечных колик). При этом лектор, получив первый правильный ответ, перезвонил студенту-коллеге, находившемуся в данной аудитории. Эти тематические лекции были выбраны не случайно, так как по данным темам в предыдущий год были выявлены недостаточные знания при проведении государственной аттестации выпускников.
С введением в образовательный процесс новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в современных вузах остро стоит вопрос не только о формировании профессиональных компетенций будущих специалистов, но и о таком важном понятии, как самообразование [1, 2]. При разработке новой образовательной программы для студентов 3-го курса «Основы формирования здоровья детей» были запланированы интерактивные образовательные технологии, как при проведении практических клинических занятий, так и в лекционном курсе. Одна из интерактивных лекций на тему «Формирование репродуктивного здоровья детей и подростков» была прочитана двумя лекторами: педиатром и акушером-гинекологом. Каждый из специалистов представил собственный взгляд на данную проблему перед студенческой аудиторией, подчеркивая ее актуальность, необходимость развития полового воспитания детей и подростков, внедрения профилактических программ и поиска путей совместного решения снижения заболеваемости в репродуктивной сфере. На лекции демонстрировались также и видеоролики с Всероссийских научных конференций, анимационный фильм, представленный ВОЗ. Такой всесторонний подход к изложению лекционного материала несомненно требует отдельной подготовки самих специалистов, цель которых привлечь внимание к проблеме, повысить мотивацию к самообразованию и формированию профессиональных компетенций у обучающегося.
После проведения лекционного курса по программам дисциплин было проведено анкетирование студентов 3-го и 4-го курсов педиатрического факультета. Анкета включала вопросы, касающиеся внедрения новых педагогических технологий по программам дисциплин «Пропедевтика детских болезней» и «Основы формирования здоровья детей»: необходимо ли включать бинарные лекции в программу обучения; можно ли их рассматривать как эффективную педагогическую технологию получения знаний и умений; что нужно изменить для достижения оптимальных результатов и др.
По мнению большинства (в опросе приняли участие 96 студентов - 75,0±4,4%) студентов, такая форма изложения лекционного материала является привлекательной для восприятия материала, приносит несомненную пользу обеим участвующим сторонам, расширяет кругозор, выявляет проблемные точки при обучении, максимально приближает обучающихся к их профессиональной практической деятельности.
Таким образом, лекция вдвоём соответствует инновационным подходам, так как создаёт условия для актуализации имеющихся у студентов знаний, необходимых для диалога, что позволяет более глубоко и всесторонне понять изучаемые проблемы, их связь с практикой. Лекция вдвоём представляет пространство развития для самих лекторов, которые имеют возможность продемонстрировать высокий профессионализм и получить удовлетворение, уйдя от рутинных методов.
Высокая активность преподавателей на лекции вдвоем вызывает мыслительный и поведенческий отклик студентов, что является одним из характерных признаков активного обучения: уровень вовлеченности в познавательную деятельность студентов сопоставим с активностью преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кифик Н.Ю. К вопросу об историографии понятия «самообразовательная компетентность». Современная высшая школа: инновационный аспект. 2012. № 1. С. 29-37.
КШк М^и. К voprosu оЬ istoriografii ропугЛ'уа «samoobrazovatel'naya kompetentnost'». Sovremennaya \vysshaya shkola: innovatsюnnyy aspekt. 2012. № 1. S. 29-37.
2. Труфанова Л.В., Кувачева Н.В., Кутяков В.А. и др. Мастер-класс как форма профессиональной подготовки провизоров. Сибирское медицинское обозрение. 2013. № 6 (84). С. 97-99.
Trufanova L.V., Kuvacheva N.V., Kutyakov V.A. i dr. Masterklass kak forma professional'noy podgotovki provizorov. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie. 2013. № б (84). S. 97-99.
3. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под ред. Н.Д. Ющука. M.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. 304 с.
Vrach-pedagog v izmenyayushchemsya mire: traditsii i novatsii / Pod red. N.D. Yushchuka. M.: GOU VUNMTs MZRF, 2001. 304 s.
4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учебное пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический Проект, 2004. 432 с.
Popkov V.A., Korzhuev A.V. Teoriya i praktika vysshego professional'nogo obrazovaniya: Uchebnoe posobie dlya sistemy dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya. M.: Akademicheskiy Proekt, 2004.432 s.
5. Ицкович А.И., Осин А.Я. Возможности взаимодействия в системе «педагог - студент» на лекциях в медицинском вузе / Педагогический менеджмент в условиях модернизации высшей медицинской школе: сборник материалов научно-методической конференции. Владивосток, 2004. Вып. 9-й. С. 50-55.
Itskovich A.I., Osin A.Ya. Vozmozhnosti vzaimodeystviya v sisteme «pedagog -student» na lektsiyakh v meditsinskom vuze / Pedagogicheskiy menedzhment v usloviyakh modernizatsii vysshey meditsinskoy shkole: Sbornik materialov nauchno - metodicheskoy konferentsii. Vladivostok, 2004. Vyp. 9 -y. S. 50-55.
ш
УДК 615:371/378(470.34)
РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
С.В. Кононова1, И.А. Пегова2,
1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 2ГБОУ СПОНО «Нижегородский медицинский базовый колледж»
Кононова Светлана Владимировна - e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы истории становления фармацевтического образования и вклад руководителей педагогических коллективов в развитие уровня фармацевтической помоши.
Ключевые слова: фармацевтическое образование, аптекарский помощник, коллектив преподавателей, обучение провизоров, социализация студентов, фармацевтическая помошь.
The article deals with the matters of history of the beginning of pharmaceutical education and contribution of heads of pedagogical colleges into improvement of pharmaceutical assistance level.
Key words: pharmaceutical education, pharmacy assistant, teachers' board, education of pharmacists, students' socialization, pharmaceutical assistance.
Фармацевтическое образование на всем мировом пространстве, в том числе и в Нижегородской области, имеет глубокие корни. С развитием человеческого общества, ростом его интеллектуальных способностей и стремлением к поиску нового и оптимального происходило разделение ряда видов деятельности на узкоспециализированные. Что ярко проявилось и в разделении врачевания на медицину и фармацию. В развитие этих направлений внесли неоценимый вклад Гиппократ, Галлен, Авиценна, Парацельс, Ломоносов, Лавуазье, Бутлеров, Сеченов и многие другие
ученые. Их открытия и научно-практические достижения в определенной степени повлияли на осознание необходимости подготовки специалистов фармацевтического профиля. ХVШ-ХIХ века характеризуются открытиями фармацевтических университетов, положивших начало высшему фармацевтическому образованию.
В России точкой отсчета в создании официальной фармации считается время правления Ивана Грозного, когда была организована Аптечная палата, впоследствии преобразованная в Аптекарский приказ, «в штате его состояли