3. Петрова А.И. «Внедрение коммуникативных образовательных технологий в учебный процесс». Секция 2 «Качество образовательного процесса и развитие рынка образовательных услуг» (www.rrs.ysu)
4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие.-М.:Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Селевко Г.К. «Педагогика и психология саморазвития». www.selevko.ne
Элективтык курстар микробиологияны окытудагы компетентт^ багытардьщ эдктершщ 6ipi ретшде
Рамазанова Б. А., Урумбаева К. У., Мустафина К. К.
Элективтык курстар микробиологияньщ жеке с^рактарын терец окытып кана поймай студенттiн жеке гылыми траекториясын калыптаспруга мYнкiндiк бередi. Элективтж курстарда медициналык багытталган теориялык пэндердiц кэаби элементтерi басым болуы кажет. Олар студенттердщ вздерi тандаган болашак кызiметтерiнiц багыты бойынша бiлiмдерiн терецдетедi жэне кецейтедi.
ТYЙiндi свздер: элективтi курс, к¥3ыреттер, микробиология, бiлiм беру Yлгiсi
Elective courses as one of method competency approach in the study of microbiology
Ramazanova B.A., Urumbaeva K.U., Mustafina K.K.
Elective courses with more in-depth study of selected issues of microbiology, allow to generate individual student's educational line. These elective courses emphasize the medical direction of theoretical discipline with elements profilization. They need to broaden and deepen student's knowledge in their chosen areas for further work.
Key words: Elective course, competence, microbiology, model of education
КОМПЕТЕНТНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА КАФЕДРЕ ПАТОФИЗИОЛОГИИ
А.Н. Нурмухамбетов, М.К. Балабекова, Н.В. Жуйко, Н.Н. Рыспекова, Ш.С. Карынбаев, Д.М.
Баймуханова, С.Е. Мырзагулова, Р.А. Табанова
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
В статье рассматриваются инновационные технологии обучения студентов на кафедре патофизиологии КазНМУ. Охарактеризованы методы реализации компетентностно-ориентированного обучения в форме лекций-консультаций, деловой игры, мозгового штурма для студентов различных факультетов. Показаны преимущества новой модели образования, способствующие формированию профессионально -компетентного, конкурентоспособного специалиста-выпускника КазНМУ.
Ключевые слова: компетентностно-ориентированное обучение, учебный процесс, деловая игра, профессиональная компетентность.
В настоящее время основной стратегией высшего медицинского образования должно стать повышение качества непрерывного медицинского образования до уровня международных стандартов. При этом важно сохранить преемственность между традиционным образованием и новациями. Так, сохранив исторические традиции отечественной системы высшего медицинского образования и используя опыт подготовки медицинских кадров, необходимо встроиться в систему единого образовательного процесса в соответствии с общеевропейскими требованиями и добиться путем преобразований признаваемости казахстанских дипломов европейскими странами - членами Болонского процесса.
Болонская модель образования включает введение модульного подхода, предполагающего отказ от предметного преподавания и внедрение новых методов активации познавательной деятельности студентов, помогает усвоению материала в поступательном аспекте по изучаемой теме с углублением знаний и приобретением практических навыков.
Для достижения этой цели деятельность преподавателя должна быть направлена на разработку и использование таких форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствовали бы повышению интереса, активности, творческой самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике. Исходя из вышесказанного, становится необходимым поиск и внедрение новых инновационных методов обучения, одним из которых является компетентностный подход, который является индикатором интегрального социально-личностного феномена как результата образования.
На кафедре патофизиологии ведется работа по формированию компонентов компетенции согласно модели профессиональной компетентности выпускника, принятой ученым советом КазНМУ 24.11.2009г.
Лекции по патологической физиологии ориентируют студентов, преимущественно, на формирование когнитивного, аксиологического компонентов компетенции и стимуляцию саморазвития. Для этого в 2010 -2011 уч.году лекции для студентов 2 курса факультета общей медицины читались после проведения практических занятий и представляли не информативную структуру, а лекции - консультации. Перед лекцией студенты передавали лектору письменные вопросы, которые они не поняли при подготовке к занятиям. Такая форма обу-
чения в значительной степени повысила заинтересованность студентов в усвоении изучаемого материала, поскольку студенты были уже знакомы с основными положениями. Наряду с этим, лектор имел возможность внести корректировки в работу молодых преподавателей.
Операциональный компонент компетенции максимально совершенствуется при проведении практических занятий, СРСП и СРС в процессе решения ситуационных задач, кейс-стади, составлении схем патогенеза патологических процессов, выполнении экспериментов на животных. Эксперимент дает возможность приобрести навыки работы с животными при моделировании патологических процессов или болезней, учит студентов проведению доклинических исследований, применяя на практике выполнение приказов МЗ РК № 442 и 575. Кроме того, анализ результатов экспериментов и формулировка выводов стимулирует студентов к самосовершенствованию.
Аксиологический компонент компетенции в наибольшей степени совершенствуется при проведении дискуссии, диалога, конференций на практических занятиях и СРСП.
Компетенция непрерывного обучения и самообразования в наибольшей степени формируется при выполнении СРС, когда студенты самостоятельно готовят эссе, презентации, составляют кроссворды, формируют схемы патогенеза.
Кафедра патофизиологии давно и успешно применяет современные средства обучения в обеспечении учебного процесса. Студентам обеспечен доступ в компьютерный класс, где они имеют возможность ознакомиться с курсом мультимедийных презентаций лекционного материала, электронной базой учебных видеофильмов, обучающих программ и т.д. Наряду с этим, с целью усовершенствования преподавания патофизиологии сотрудниками кафедры был внедрен один из методов активного обучения - деловая игра, которая дает возможность воссоздания предметного содержания будущей профессиональной деятельности специалиста. Широкое применение деловых игр нашло при изучении клинической патофизиологии студентами 6 курса.
Для изучения клинической патофизиологии на 6 курсе лечебного и педиатрического факультетов отведено 45 часов, из которых 30 часов на практические занятия и 15 - на самостоятельную работу студентов. Такое ограничение во времени заставляет преподавание предмета ориентировать не на запоминание, а на развитие умений решать клинические ситуации посредством деловой игры. Студенты к этому времени имеют хорошую базу знаний по терапии, хирургии, инфекционным болезням и т.д., что позволяет с помощью деловой игры развивать у них умение проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с нарушением работы физиологических систем и возникновением болезней. При этом патофизиологический анализ представляет собой комплексный подход к осмыслению типовых врачебных ситуаций, который позволяет выявить патологические процессы, установить причины их возникновения, проследить механизмы развития, объяснить проявления, прогнозировать исходы, предложить методы диагностики, принципы профилактики и терапии.
Так, согласно методике проведения деловой игры, студентам распределяют роли врача, пациента, эксперта, независимого эксперта. Студент с ролью пациента получает вводную клиническую ситуацию, проанализировав которую, имеет возможность интерпретировать, добавляя новые симптомы болезни. Студент, получивший карточку врача, должен поставить правильный диагноз, объяснить патогенез клинических проявлений болезни, выбрать правильную тактику лечения. Студент-эксперт должен помогать врачу в разборе клинической ситуации. В случае затруднений в решении клинической задачи студенты могут прибегнуть к врачебному консилиуму, при котором к обсуждению подключается вся группа. Независимый эксперт имеет правильный алгоритм решения клинической задачи и сравнивает с решением врача, отвечающего на поставленные перед ним вопросы. В случае, если они совпадают, независимый эксперт выдает карту «Вы выбрали правильную тактику лечения», если врач ошибается в диагностике, патогенезе клинических проявлений и выборе метода лечения, то он получает карту «Вы виновны в гибели больного». Оказавшись несостоятельным, особенно при получении карты «Вы виновны в гибели больного», студент переживает как врач, допустивший ошибку, и стремится к восполнению пробелов в знаниях.
По ходу игры функции врача переходят от одного студента к другому. Порой игра усложняется по типу «консилиума» с привлечением «врачей» различных специальностей и тогда игра переходит в, своего рода, «мозговой штурм». Такая методика формирует основы рационального врачебного мышления, моделирует поведение врача при работе с пациентом, позволяет уверенно чувствовать себя в реальной обстановке. По мнению студентов, ролевые игры и групповые дискуссии способствуют лучшему запоминанию изучаемой темы за счет интенсивного эмоционального вовлечения в процесс обучения. Использование деловых игр активизирует учебный процесс, вносит в него элемент состязательности и позволяет студентам легче усваивать сложные вопросы. Он также позволяет применять в реальной жизни знания, полученные на занятиях, и готовит студентов для практической деятельности, развивает в полной мере все компоненты компетенции.
Таким образом, коллектив кафедры патофизиологии постоянно ведет работу по совершенствованию преподавания на лекциях, лабораторных занятиях, СРСП, СРС с учетом возрастающих требований высшей школы для обеспечения формирования профессионально-компетентного, конкурентно способного специалиста - выпускника КазНМУ, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, умеющего применять новые знания и технологии в различных сферах деятельности, мотивированного к постоянному самообразованию.
Литература
1. Моррисон В.В., Протопопов А.А. Повышение качества образования в медицинском ВУЗе. Трудности и перспективы. Современные проблемы качественного образования в высшей школе: материалы межрегио-
нальной межвузовской научно-практической конференции 1 февраля 2007 г. /Под ред. И.В. Шешунова, А.Л. Бондаренко. - Киров: Кировская гос. мед. Академия, 2007. - С. 17-18.
2. Бяков И.С., Кушкова Н.Е. Значение патофизиологии в активизации познавательной деятельности студентов и формировании врачебного мышления. Современные проблемы качественного образования в высшей школе: материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции 1 февраля 2007 г. /Под ред. И.В. Шешунова, А.Л. Бондаренко. - Киров: Кировская гос. мед. Академия, 2007. - С. 53-54.
3. Горяев Ю.А., Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю. Ситуационное и игровое обучение по пропедевтике внутренних болезней. Инновационные технологии в образовательной, научной и клинической работе Иркутского государственного медицинского университета (информационный бюллетень). - Иркутск. - 2007. - С.20.
4. Савченко Н.А. Деловая игра и ее возможности. http://www.ychitel.com
5. Исказиева У.И., Омарова К.П. Методика преподавания клинической патофизиологии. Актуальные вопросы патофизиологии и медицины (Материалы Международной научно-практической конференции). Алма-ты: «Эверо», 2008. - С.226-230.
Патофизиология кафедрасындагы компетенттЬ багдарлык окыту Э.Н. Н^рм^хамбетов, М.К. Балабекова, Н.В. Жуйко, Н.Н. Рыспекова, Ш.С. Карынбаев, Д.М.
Баймуханова, С.Е. Мырзаг^лова, Р.А. Табанова Макалада Каз^МУ патофизиология кафедрасында студенттердi окытудыц инновацияльщ технология карастырылган. Компетентп-багдарлык; окытудыц барлык факультет студенттерше дэрю-кецес, ю-ойын, мыйга соккы тYрiнде жузеге асыру жолдары сипатталган. Кэсiби -компетенттi, бэсекелестiкке кабшетп Каз¥МУ маман-бiтiрушiлерiн калыптастыруга жол ашатын окытудыц жаца Yлгiсiнiц артыкшылыгы керсетшген.
ТYЙiдi сездер: компетентп-багдарлык окыту, оку YPДiсi, iс-ойын, кэсiби компетенттi.
Competence - based learning at pathophysiology department
A.N. Nurmukhambetov, M.K .Balabekova, N.V. Zhuiko, N.N. Ryspekova, S.S .Karynbaev, D.M. Baymuha-
nova, S.E. Myrzagulova R.A. Tabanova The article deals with the innovative technology of students' training at the Pathophysiology Department of KazNMU. Realization methods of the competence - based learning in the form of lectures-consultations, business games, brainstorming sessions for students of various faculties are characterized. The advantages of the new model of education, contributing to the formation of a competent professional, competitive specialist graduate KazNMU are described.
Keywords: competence-based learning, learning process, business game, professional competence. УДК 61:378.147-057.875
ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ
У.И. Кенесариев, А.Е. Ержанова
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы
Реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса требует методологической ориентации учебного процесса с внедрением ключевых компетенций, которые необходимы для его личностной и профессиональной реализации. На нашей кафедре широко внедряются следующие методы обучения: кейс-стади, мультимедийные презентации, деловые игры, учебные дискуссии, «мозговые штурмы» и др. Т.е занятия представляют собой симбиоз теоретических знаний и практических навыков, который позволяет глубже изучить дисциплину применительно к медицинской практике, формировать гигиеническое мышление, вызывать интерес к дисциплине и к обучению в целом, что способствует подготовке высококвалифицированного специалиста.
Ключевые слова: Болонский процесс, компетентность, модель медицинского образования.
Реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса требует методологической ориентации учебного процесса на развитие личности студента и формирование основных, ключевых компетенций, которые необходимы для его личностной и профессиональной реализации. Т.е. готовности студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в результате их профессиональной деятельности.
Повышение качества подготовки специалистов предполагает постоянное совершенствование учебного процесса. Обеспечение и постоянное улучшение качества образовательного процесса является важнейшей задачей нашей кафедры.