Л.И. Семенченко
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗПЕДФАКА
В настоящее время, когда объем научно-технической информации значительно увеличивается, усиливаются требования к человеку, как активному субъекту познания. Человеческая активность реализуется в различных аспектах жизнедеятельности субъекта, одним из важнейших является познавательный аспект личностной активности.
Познавательная активность проявляется в различных видах деятельности: игровой, учебной, профессионально-трудовой, научно- исследовательской и др. Выраженная познавательная активность личности способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произведению самостоятельного интеллектуального продукта, в связи с чем развитие познавательной активности личности выступает одной из важнейших задач современного образования. Немаловажную роль в развитии познавательной активности школьников играют новые информационные технологии. Психологи отмечают, что информационный контакт активизирует и повышает интеллектуальную и творческую энергию людей [1]. Следовательно, возможность использования информационных систем в рамках образовательного процесса становится актуальной задачей образования. Несомненно, решение данной проблемы требует обновления содержания образования, достаточно высокой технической оснащенности образовательного процесса, а также психологической готовности учителей и школьников к работе в рамках новых информационных технологий.
Актуальность проблемы использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе поддерживается исследованиями и практикой во всех передовых странах мира. К примеру, стремительное развитие стран Европы, Азии и Америки в настоящее время обеспечено опорой системы образования на использование новых информационно -коммуникативных технологий. Их успешность подкреплена мощной базой электронно-коммуникативных средств, компьютерных систем и технологий образования, электронно-интерактивного обучения в различных его проявлениях. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые будут переживать бурный рост в период между 2000 и 2005 годами, только восемь не будут требовать знания новых информационно -коммуникативных технологий (НИКТ). Мир современного образования все более склоняется к последовательному внедрению НИКТ в образовательном процессе в школах и вузах. Современный социальный заказ в разных странах требует совершенствования профессиональной подготовки специалистов, прочно владеющих информационными и коммуникативными технологиями. В тоже время, в нашей стране интенсивность и эффективность применения инфокоммуникатив-ных технологий в средней и высшей школе пока еще недостаточны. Несмотря на актуальность информатизации образования, нынешнее ее состояние является неудовлетворительным. До настоящего времени в вузах отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, вопросы использования информационных технологий слабо связаны с учебными планами и программами, недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения их в образовательный процесс, реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе ЭВМ встречает сильное сопротивление.
Главным препятствием на пути широкого внедрения НИКТ в учебный процесс являются, быть может, не столько слабая материально-техническая база и отсутствие необходимого финансирования, сколько недостаточная профессиональная и психологическая готовность преподавателей к их использованию, консерватизм педагогического управленческого аппарата, а также дискомфорт, который вызывают компьютеры у некоторых преподавателей, особенно связанных с гуманитарными специальностями. Внедрение современных НИКТ в образовательный процесс высших учебных заведений во многом еще сдерживается слабой разработанностью их дидактических основ и отсутствием научно обоснованных практических рекомендаций по применению в обучении. Относительно слабо изучены психологические аспекты их внедрения. В настоящее время темпы совершенствования НИКТ опережают процессы психолого-педагогического их осмысления и исследования, а реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе НИКТ встречает сильное сопротивление. Успешному решению этой проблемы в определенной степени препятствует и то, что накопленный опыт их применения в вузах научно не обобщен и теоретически не осмыслен. Подходы к трактовке данного феномена остаются различными и полной ясности в истолковании его сущности и специфики не вносят. А это значит, что те по-
Раздел III. Педагогика и психология
тенциальные возможности повышения эффективности учебного процесса, которые заложены в применении НИКТ, используются в педагогической практике далеко не полностью.
Налицо прослеживается объективно сложившееся противоречие между острой необходимостью информатизации учебного процесса на основе широкого применения НИКТ и отсутствием разработки психолого-педагогических аспектов их использования при подготовке специалистов-педагогов в вузе. В нашей стране был пройден путь от подготовки программистов и алгоритмизации обучения (60-70 гг.) в «безмашинном» варианте до применения микрокалькуляторов, а ныне -персональных компьютеров, и вхождения в образовательные сети. Этот путь был своеобразным, носил, во-первых, локальный характер, а, во-вторых, был ориентирован, в большей степени, на эмпирическую погоню за достижениями мировой практики и следование за развитием компьютерной микроэлектронной техники. Впрочем, и зарубежные педагоги отмечают, как факт, присутствие в этом процессе эмпиризма, сосредоточенности на частных методиках и технологических приемах, без осознания общих проблем образования, законов циркуляции информации, обмена ею, формирования методологии обучения, информационной культуры, освоения информационной картины мира вообще и индивидуальной информационной сферы индивида, в частности.
Так, в научной и научно-методической литературе, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С. Гершунского, А.Л. Денисовой, С.Р. Домановой, А.Н. Тихонова, Г.А. Козловой, И.В.Марусевой, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова, Е.Ю. Семеновой и др.), часто встречаются синонимические определения: «новые информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии», «информационно-коммуникативные технологии» и др. Это свидетельствует о том, что терминология в этой области исследований и соответствующие ей понятия еще не устоялись. Вместе с тем, следуя данной терминологии, исследователи предлагают рассматривать НИКТ как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они включают в состав электронных средств аппаратные, программные и информационные компоненты, а также способы их применения, которых указываются в методическом обеспечении НИКТ.
Е.И. Машбиц [2] и Н.Ф. Талызина [3] рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте, и тем самым усиливают коммуникативный аспект компьютерного обучения. В.Ф. Шолохович [4] предлагает определять НИКТ с точки зрения содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования.
Несмотря на широкое разнообразие направлений, можно обобщить наиболее важные положения. Коммуникация - социально-созидающий, смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие. К важным задачам изучения коммуникации в образовательной среде для выяснения ее влияния на познавательную активность обучающихся относятся: выявление характеристик современных НИКТ, которые способствуют эффективной коммуникации, и изучение процесса адаптации участников коммуникации к использованию НИКТ.
С целью повышения познавательной активности студентов НИКТ в обучении целесообразно осуществлять в различных аспектах:
1. Обучение использованию информационно-коммуникативных технологий. НИКТ выступают в роли объекта обучения.
2. Обучение с помощью информационно-коммуникативных технологий. НИКТ является при этом средством обучения.
З.Обучение через использование информационно-коммуникативных технологий. НИКТ -способ обучения, который может при необходимости замещать учителя, т.е. быть независимым.
Важным дидактическим свойством телекоммуникации является ее двусторонний характер, обеспечивающий условия для интерактивности. С точки зрения техники, это означает, что сигнал по каналу компьютерной телекоммуникации с одинаковым успехом идет в любом из двух направлений (в этом состоит радикальное отличие от традиционного радио- и телевещания, хотя нельзя сбрасывать со счета такие средства как двусторонняя радиосвязь и видеоконференции). С точки зрения педагогики - возможность диалога (интерактивность), что позволяет обеспечить реальное взаимодействие студентов и преподавателя.
Знания, полученные студентами с помощью НИКТ, представляют собой активную информацию, способную генерировать новую информацию. Они содержат декларативную и алгоритми-
ческую (процедурную) части, которые взаимодействуют в процессе мыслительной деятельности. Вне ее эти обе компоненты знания представляют информацию в декларативной форме. Их активизация предполагает функционирование алгоритмической части или внешней информации, приводящей к выработке новой информации, в том числе в виде смысловых моделей. Управление этим процессом происходит с помощью четко сформированной цели обучения. Ведущая цель обучения определяется квалификационными характеристиками и образовательными стандартами в виде требований к уровням знаний по циклам дисциплин.
В обучении студентов музыкально-педагогического факультета ТГПИ следует строить обучение таким образом, чтобы гармонично развивались два типа мышления: логическое и образное. Однако в современной системе обучения преобладает «логический крен», в том числе и при использовании компьютерных методов и средств. Поэтому наиболее перспективным направлением в развитии средств НИКТ нужно признать то, которое позволяет активизировать свойственную человеку способность мыслить пространственными образами. Для этого необходимо акцентировать внимание на:
- создании таких моделей представления знаний, в которых была бы возможность однообразными средствами представлять как объекты, характерные для логического мышления, так и образы-картинки, которыми оперирует образное мышление;
- визуализации тех человеческих знаний, для которых пока невозможно подобрать текстовые описания;
- поиске путей перехода от наблюдаемых образов-картинок к формулировке некоторой гипотезы о тех механизмах и процессах, которые скрыты за динамикой наблюдаемых картин.
Многоуровневый процесс информатизации образования в качестве основных принципов содержит принципы дополнительности (например, рационального и духовно-эмоционального, математического и графического моделирования), системности и преемственности, простоты, красоты и единства картины мира. В процессе обучения это предполагает опору на эстетическую и историческую осведомленность студентов, показателями которой являются почерпнутые и накопленные знания о том, «что есть красота?»; как создается красота в жизни и в искусстве; как проявляется красота в творчестве народов мира и как происходит ее восприятие благодаря различным выразительным средствам.
Таким образом, НИКТ, как перспективное средство повышения познавательной активности студентов музпедфака, нужно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как дидактический процесс, организованный с использованием в обучении новых средств и методов обработки данных -методов обучения (для создания, передачи, хранения и отображения информационных продуктов, данных, знаний, идей) в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во-вторых, - как создание определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные коммуникативные технологии. В первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором случае о применении информационных технологий в обучении (как использование информационных средств в обучении).
Состояние и перспективы развития образовательной среды показывают настоятельное требование подходить к ним с позиций современной теории коммуникации и использования средств НИКТ. Именно они стоят сейчас в основании формирования нового информационного общества, определяют динамику развития сетевых технологий, оказывают влияние на технические (аппаратно-программные) средства и определяют широкую практику внедрения компьютерно-опосредованной коммуникации во все сферы жизни, в том числе и в образование. Внедрение НИКТ в учебный процесс приобретает значение основы для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, мотивированную результатами самооценки и самообразовательной активность человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Педагогика, 1987. С. 196.
2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. С. 192.
3. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Москов. гос ун-та, 1984. С. 344.
4. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения: дидактические основы, проблемы разработки и использования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995.