ПЕДАГОГИКА
УДК 15:378.1
РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЫЛА К ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
О.В. Капитанова
Вольский военный институт тыла и транспорта E-mail: [email protected]
Современные информационные технологии являются перспективным и высокоэффективным инструментарием в подготовке будущих офицеров к иноязычной коммуникации, позволяющим предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации. Данные технологии предполагают овладение не только вербально-семантиче-ским кодом изучаемого иностранного языка, но и обширной внеязыковой информацией, необходимой для общения и взаимопонимания на межкультурном уровне.
Ключевые слова: информационные технологии, иноязычная коммуникация.
Role of Modern Computerized Technologies in Preparation of the Future Logistics Officers for Foreign Language Communication
O.V. Kapitanova
At present time the most important question of foreign language teaching is developing of the future logistics officers' communicative skills for speaking and communicating foreign language fluently and correctly. New computerized technologies and multimedia means promote perfection of educational process of foreign language learning. Multimedia is exclusively useful and fruitful educational technology, due to its characteristics such as interactivity, flexibility and integration of various types of the multimedia educational information, and also due to possibility to take into part specific features of trainees and to promote increase of their motivation. Modern computerized technologies are perspective and highly effective toolkit in preparation of cadets for the foreign language communication.
Key words: modern computerized technologies, foreign language communication.
В современную эпоху усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализируются разные стороны человеческой деятельности, насущными становятся интеграционные процессы международного сотрудничества, в том числе и в военной сфере. Это определяет необходимость подготовки в военном вузе будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации, что в немалой степени будет способствовать повышению эффективности их профессионально-личностного становления, способности принимать эффективные управленческие решения в условиях обеспечения различных родов войск Российской Федерации, на что указывают и требования к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров-менеджеров.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития отечественного высшего профессионального образования ввиду постоянно возрастающих требований
•ГЛь
© О.В. Капитанова, 2009
рынка труда к знаниям молодого специалиста является овладение навыками иноязычного профессионально ориентированного общения, поэтому языковая подготовка курсантов, включающая формирование и развитие навыков иноязычной профессиональной коммуникации, представляется на данный момент актуальной задачей. Осознанный способ овладения иностранным языком может позволить курсантам самостоятельно оперировать иноязычным пространством коммуникативной учебной задачи, использовать предлагаемый методический алгоритм трансформации иноязычного континуума с целью конструирования контекста решения возникающих профессионально ориентированных задач.
Успешное решение проблемы подготовки будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации требует формирования уже в стенах военного вуза у курсантов готовности к такой деятельности, которая является результативным показателем определенного этапа профессиональной подготовки. Готовность специалиста к профессиональной деятельности заключается в усвоении им полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности.
Понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности, несмотря на его широкую распространенность, имеет неоднозначную психолого-педагогическую интерпретацию. Анализируя различные подходы к определению этого понятия, можно выделить следующие.
Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятель-ность1. Близким к приведенному является понимание готовности как активного состояния личности, обеспечивающего ее самореализацию в подготовке и решении определенных задач на основе собственного опыта2. В ряде исследований подчеркивается, что готовность - это не только предпосылка, но и регулятор деятельности3. Это понятие трактуется также через качества и свойства лич-
ности: «целостная система свойств лично-
4 5
сти» , «интегральное качество личности» ,
«структурированная система качеств лично-
6
сти» .
В работах М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващен-ко, Л. А. Кандыбович, А.И. Кочетова, Д.Н. Узнадзе раскрываются теоретические основы профессиональной готовности, включающие овладение знаниями, умениями, навыками в соответствии с профилем деятельности. Готовность к деятельности авторы рассматривают на личностном и функциональном уровнях: как активное состояние личности, вызывающее деятельность; следствие деятельности; качество, определяющее установки на профессиональные ситуации и задачи; предпосылки к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности.
Подготовка будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации, результатом которой выступает готовность к данному виду профессиональной деятельности, осуществляется в процессе общей профессиональной подготовки и имеет общие с ней компоненты. В то же время она имеет свои специфические особенности, обусловленные характером военной деятельности и требованиями к личности, ее осуществляющей. Следовательно, согласно ведущим идеям личностно-дея-тельностной теории (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.), являющейся в нашем исследовании методологической основой выделения структуры готовности будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации, будем рассматривать данную структуру как совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов, наполненных качественными характеристиками и показателями: 1) мотивационного, выражающего осознанное отношение курсантов к иноязычной коммуникации; 2) содержательного, объединяющего совокупность знаний курсантов о сущности иноязычной коммуникации и специфике ее использования в военной деятельности; 3) операционного, основанного на комплексе умений и навыков по осуществлению иноязычной коммуникации в структуре собственной деятельности; 4) рефлексивного, характеризующего позна-
ние и анализ курсантами явлений собственного сознания и деятельности в процессе иноязычной коммуникации.
Эффективное формирование готовности будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации возможно на основе использования в образовательном процессе военного вуза технологий, учитывающих педагогические условия обучения иностранному языку будущих офицеров тыла. Данные технологии предполагают овладение не только вербаль-но-семантическим кодом изучаемого иностранного языка, но и обширной внеязыко-вой информацией, необходимой для общения и взаимопонимания на межкультурном уровне.
Построение современных образовательных технологий обучения иностранному языку в военном вузе, на наш взгляд, должно осуществляться при соблюдении следующих условий:
1) во главу угла ставится не «обучение иностранному языку», а «иноязычное образование». Целью иноязычного (как и любого другого) образования является сам человек, точнее становление человека, человека духовного; содержанием образования является культура, в нашем случае - иноязычная культура, которая имеет четыре аспекта: познавательный (знания о языке и культуре страны), развивающий (способности), воспитательный (нравственность) и учебный (владение умением общаться);
2) процесс образования должен строиться как модель реального общения, но при этом организовываться так, чтобы курсант имел возможность сам познавать и развиваться, овладевать иноязычной культурой;
3) у курсанта необходимо наличие личностного смысла его участия в образовательном процессе, в овладении иноязычной культурой с целью становления его как индивидуальности, как профессионала, как субъекта родной культуры и как участника будущего диалога культур;
4) постоянное включение курсантов в процесс решения задач реального общения, связанного с контекстом предстоящей военно-профессиональной деятельности;
5) организация общения в ситуациях, понимаемых не как обстоятельства (на переговорах, на учениях и т. п.), а как система взаимоотношений между субъектами обучения;
6) опора на проблемную организацию материала, его коммуникативную ценность и аутентичность;
7) планирование и организация обучения;
8) мотивация учебной деятельности;
9) организация педагогического взаимодействия субъект-субъектного характера с учетом витагенного опыта курсантов;
10) поэтапность учебной работы, включающая самостоятельную деятельность и систему контрольных заданий.
Данные педагогические условия должны реализоваться комплексно с целью активизации интеллектуального и эмоционального потенциала будущих офицеров и направленности на подготовку к иноязычной коммуникации.
На современном этапе отличительной особенностью развития человечества является переход к информационной цивилизации. В этих рамках приоритетное развитие получают информационные технологии, расширяющие и углубляющие интеллектуальные возможности людей по созданию и использованию в своей деятельности разнообразной информации.
Одним из наиболее эффективных путей совершенствования военного образования, определенных в Федеральной целевой программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», является информатизация военного образования. Таким образом, перечень условий подготовки курсантов к иноязычной коммуникации может быть дополнен условием использования в процессе подготовки новых информационных технологий.
Анализ работ М.И. Жалдакова, Л.В. Лу-цевич, Е.И. Машбиц, П.И. Образцова, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович и др.7 позволяет сделать вывод, что в настоящее время существует два подхода к определению информационной технологии обучения. В первом пред-
лагается рассматривать ее как дидактическим процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых) в системы обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии. Таким образом, в первом случае речь идет об информационных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором - о применении информационных технологий в обучении (как использовании информационных средств в обучении).
Наибольший эффект от внедрения современных информационных технологий в учебный процесс достигается при их комплексном применении: в качестве - средств информационно-методического обеспечения и управления учебным процессом, информационно-поисковой деятельности, автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, для отработки навыков и умений самостоятельно решать разного рода задачи по иностранному языку.
Одним из примеров использования новых информационных технологий в подготовке курсантов к иноязычной коммуникации являются мультимедийные компьютерные классы (МКК).
Работа в МКК на занятиях по иностранному языку предоставляет преподавателю, во-первых, огромные возможности для использования иллюстраций цифрового, графического или наглядного материала по изучаемому курсу на практических занятиях; во-вторых, сопровождать излагаемый материал видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, использовать материал из Интернет, обучающие программы, презентации занятий, лабораторные работы по всем изучаемым темам.
Появление МКК и внедрение различных средств коммуникаций дает возможность для проведения разного рода семинаров, круглых столов с участием преподавателей, курсантов и других заинтересованных лиц, проведение олимпиад, брейн-рингов. Мультимедийные средства помогают развитию самостоятельной деятельности курсантов в рамках научно-исследовательских работ.
Новые информационные технологии и мультимедийные средства способствуют совершенствованию учебного процесса. Качественные, как с точки зрения программного обеспечения, так и с методической, мультимедийные продукты имеют свои достоинства. Это эффект новизны, смена привычной атрибутики занятий, что, несомненно, оказывает огромное влияние на формирование и поддержание интереса к самому процессу обучения. Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации и возможности учитывать индивидуальные особенности обучаемых и способствовать повышению их мотивации. Современные информационные технологии являются перспективным и высокоэффективным инструментарием в подготовке курсантов к иноязычной коммуникации, позволяющим предоставить массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что современные информационные технологии направлены на эффективное формирование готовности будущих офицеров тыла к иноязычной коммуникации.
Примечания
1 Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: Экспресс-информация / Отв. ред. Ю.К. Васильев. М., 1978.
2 Лаврикова Т.В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно-ориентированных технологий обучения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. С.12.
3 Янотовская Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. С.7.
4 Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М., 1988. С.29.
5 Яцукова И.Л. Подготовка будущих учителей к выбору педагогических технологий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 1996. С.14.
6 Госсе О.В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. С.16.
7 См.: Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований, обучения и управления в вузах:
Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1986. С.33-39; Маш-биц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986; Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел, 2000; Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М., 1995; Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995.