2. Комаровский, Б.Б. Русская педагогическая терминология. - М.: Просвещение, 1969. - 311 с.
3. Темниковский Е.Н. Один из источников «Духовного регламента» // Сб. Харьковского ист.-филол. об-ва. 1909. -Т.18.
4. Терских, И.А. Педагогическая терминология В.Я. Стоюнина // Известия Международной Педагогической Академии.
Вып. 3. - М.- Таганрог - Ополе: МПА, 2013. - С.201-206.
И.И. Топилина
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ВАЖНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Аннотация. Статья посвящена проблеме педагогических технологий, основанных на принципах информатизации и коммуникативной грамотности. Процесс обучения в вузе связан с информационно-коммуникативными технологиями, которые стимулируют становление профессиональных и личностных качеств студентов, расширяют их мировоззренческий потенциал.
Ключевые слова: вуз, информационно-коммуникативные технологии, профессиональные умения, информационная культура.
I.I. Topilina
INFORMATION AND COMMUNICATION SKILLS AS IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITIES OF THE FUTURE TEACHERS
Abstract. The article is devoted the problem of pedagogical technologies, based on the principles of informatization and communication literacy. The process of education in the University is associated with information and communication technologies, which stimulate the formation of professional and personal qualities of students, enhance their ideological potential.
Keywords: University, information and communication technology, professional skills, information culture.
В условиях перехода к информационному обществу и рыночной системе отношений в нашей стране выявилась необходимость быстрого реагирования на смену условий функционирования образования, что сделало актуальными вопросы, связанные с влиянием нововведений на подготовку педагогических кадров. Решение задач эффективного осуществления образовательного процесса, невозможно без учета современных достижений науки и техники, а также стремительного обновления социально-экономических механизмов общества [1]. Развивающаяся система современного образования принадлежит к разряду сложных систем. Ее отличительными свойствами являются: многомерность параметров, сложность строения, многоцелевая направленность. Среди них ученые обращают внимание на вопрос об оптимальном сочетании педагогических воздействий, оказываемых на учеников преподавателями, которые невозможно вполне исследовать без учета социальных, психологических и культурологических аспектов поведения людей, их совместной деятельности, все более включающей интеллектуальные операции [6].
В настоящее время овладение информационно-коммуникативными технологиями (НИКТ) предполагает понимание сущности и закономерностей информационных процессов, а также осознание роли новой информации в развитии общества, формирование творческого мышления, умение оптимизировать принятие решения, умение применить профессиональные программы в новых условиях педагогической деятельности. Поэтому столь важное научно-теоретическое и методическое значение приобретают проблемы формирования компьютерной грамотности преподавателей и студентов, и на ее основе дифференцированного подхода к накопленной информации, формированию ценностных ориентаций, информационной культуры личности, как компонента ее общей и профессиональной культуры. В результате в процессе обучения реализуется механизм, сочетающий в себе современный уровень общих и профессиональных знаний, умений, навыков, обновляется парадигма жизненных гуманистических ориентаций личности.
Проблемам подготовки учителей-гуманитариев в области информационной грамотности, информационной культуры, овладения информационными технологиями уделяется большое внимание в педагогических исследованиях. Вопросам психолого-педагогического образования в условиях процесса информатизации посвящены исследования Г.А. Балла, А.П. Белиц-Геймана, П.Я. Гальперина, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной и др. Дидактическая и методическая стороны формирования информационной компетентности педагога находят свое отражение в работах: С.А. Бешенкова, А.П. Ершова, М.П. Лапчика, С.И. Михаэлиса, И.В. Роберта, Э.В. Тановой, Е.К. Хеннераи др. Современный учитель уже на стадии вузовской профессионализации овладевает умениями самостоятельно ориентироваться в многообразии
программных и мультимедийных средств, необходимых для процесса приобретения знаний, формирует навыки отбора наиболее актуальной и значимой информации, учится создавать цифровые образовательные ресурсы, необходимые в собственном образовательном процессе.
Важно отметить необходимость исследовательской деятельности студентов в становлении их инфокоммуникативных компетенций. Вопросы управления и сочетания исследовательской деятельности педагога и информационной составляющей педагогического труда раскрываются в работах М.С. Бургина, Б.С. Гершунского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, В.И. Кузнецова, М.М. Поташнина, В.А. Сластенина. Психологическая сторона взаимодействия педагога-исследователя и информации представлена в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, И.П. Калошиной, А.Н. Леонтьева, М.И. Скаткина.
Теоретические и практические разработки перечисленных исследователей показывают, что модернизация системы высшего образования требует не только детальной проработки проблемы формирования инфокоммуникативных технологий обучения в вузе, но и становления информационной компетентности будущих педагогов в личностно-ориентированной образовательной среде вуза при условии активного применения в учебном процессе научно-исследовательской работы.
Важной особенностью развития отечественной системы высшего образования является ее опережающий, личностно-ориентированный характер [2]. Он обеспечивает единство общего и профессионального развития специалиста, повышение роли человеческого фактора, смещение акцента с вещественной на личностную позицию, от которых зависят смысл и конкурентоспособность современных образовательных технологий. Все это актуализирует задачу адаптации студентов к быстро меняющимся, динамичным условиям жизни. Важнейшими средствами решения данной задачи являются гуманитаризация и информатизация образовательного процесса, использование современных педагогических и компьютерных технологий [3].
Современные информационные и коммуникативные технологии в вузе обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют успешно осуществлять ее аналитическую обработку. Они представляют собой одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности студентов и наряду с традиционными технологиями, методами и средствами обучения, обеспечивают условия для наращивания и оперативного обмена информацией. Анализ практики обучения в вузе показывает, что гуманитаризация высшего образования невозможна без систематизации знаний о человеке, обществе, природе, которые изучаются в рамках общетеоретических и специальных дисциплин. Одновременно с этим, существенным показателем соответствия уровня образования современным требованиям является компьютерная грамотность студентов и преподавателей.
Важным направлением совершенствования подготовки бакалавров гуманитариев (будущих педагогов) является активное использование в образовательном процессе новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ). Несмотря на наличие в этой области серьезных исследований (А.А. Андреева, М.И. Башмакова, Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, С.А. Жданова, В.А. Извозчикова В.С. Кузина, А.А. Кузнецова, Г.Л. Луканкина, В.Л. Матросова, Е.И. Ма-шибц, В.М. Монахова, А.И. Нижникова, В.И. Овсянникова, И.В. Роберт), до сих пор весьма острой остается потребность в дальнейшей разработке их теории и методологии. Состояние информатизации отечественного образования в целом до сих пор можно охарактеризовать как адаптационный этап, который еще предполагает переход к высокой интерактивности в процессе обучения. Этот этап характеризуется компьютеризацией образовательных учреждений. В связи с этим, русле реформы высшего образования, все большее внимание стало приобретать стремление ученых найти универсальную научно-педагогическую основу, опирающуюся на принципы классической дидактики и способную преодолеть трудности, с которыми встречаются современные преподаватели. В процессе обучения внимание обучаемых фокусируется, прежде всего, на формировании алгоритмического мышления, ознакомлении с различными НИКТ, освоении правил поведения в информационном обществе, формировании элементов информационной компетентности. В тоже время, педагогическая практика наших дней требует привести существующие теории обучения в соответствие с задачами подготовки современных специалистов, ориентированных при использовании НИКТ не только на операциональный и инструментальный характер действий.
Последнее десятилетие отмечено ростом педагогических технологий и форм работы со студентами на основах информатизации и коммуникативной грамотности в условиях личностно-развивающей среды вуза. Цели и методы обучения направлены на интенсификацию учебно-воспитательных процессов в вузе, увеличение количества перспективных НИКТ, которые позволяют эффективно решать дидактические проблемы, возникающие в высшей школе при обучении будущих педагогов. Благодаря информационным технологиям в образовательном процессе все эффективнее реализуются такие дидактические принципы, как: научность, доступность, нагляд-
ность, сознательность, активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению. В качестве исходных положений дидактические принципы определяют основы отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения, его базовые закономерности и отражают особенности организации преподавания с учетом психологии обучаемых.
За время обучения в вузе студенты-гуманитарии должны не только познакомиться с различными теориями и методиками обучения, но и развить творческие навыки работы с компьютерной техникой, знать и уметь использовать НИКТ. Уже во время практики они должны показать свои навыки использования НИКТ в ходе урока в школе, как в работе с небольшими группами учащихся, так и с отдельными учениками. Таким образом, педагогические знания и знания в области информационных технологий реализуются в профессиональных умениях преподавателя:
- излагать и закреплять материал дисциплин, заложенных в учебном плане;
- реализовывать связь научно-исследовательских достижений и разработок, посвященных НИКТ, с учебным процессом в целях совершенствования обучения;
- использовать знания по информатизации процесса обучения с целью активизации современных достижений науки в школе.
Изучая проблему дидактических особенностей использования НИКТ в процессе обучения, исследователи, обычно создают особую систему принципов, в которой отражена специфика компьютерного обучения, а также разрабатывают частные принципы применения в учебном процессе отдельных информационных средств [4]. Однако по существу данные принципы не являются совершенно новыми, а дополняют и конкретизируют уже имеющиеся и применяемые в педагогической деятельности.
Можно утверждать то, что на современном этапе подготовки специалистов в педагогическом вузе, при определении методических требований к применению в учебном процессе НИКТ, речь должна идти скорее не о замене традиционных дидактических принципов на новые, а о пересмотре их наполнения. Необходимо насытить их таким содержанием, которое позволило бы использовать их более конструктивно. В первую очередь это касается общедидактических принципов, предложенных в теориях поэтапного формирования умственных действий, программированного, модульного и проблемно-деятельностного обучения. Такой подход обусловлен также и тем, что в настоящее время эти принципы применяются в качестве базовых. Они позволяют рассматривать процесс использования НИКТ в вузе с позиций системного подхода, то есть как целостное явление, протекающее в рамках педагогической системы [5]. Дидактика высшей школы определяется следующими особенностями процесса обучения с учетом применения НИКТ:
1) применение объективных законов и закономерностей теории обучения в практике информационно-коммуникативных технологий;
2) системность процессов образования в вузе;
3) актуализация ведущей роли теоретических знаний;
4) наличие единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
5) формирование стимулов и мотивов для положительного отношения студентов к процессу обучения;
6) наличие проблемно-поискового поля в теоретической и практической подготовке будущих учителей;
7) применение индивидуальных форм работы при условии коллективного влияния на личность и студента;
8) сочетание различных форм мыслительной активности (абстрактной и логической, исследовательской и творческой);
9) ориентация на собственную активность и самостоятельность личности в процессе обучения;
10)соответствие учебно-информационной базы и программ содержанию обучения в профессиональной области и дидактической системе вуза.
Подготовка будущего учителя показывает, что разработка дидактических аспектов их применения сегодня не успевает за развитием самих технических средств. И это неудивительно, поскольку в методическом плане НИКТ интегрируют в себе знания разных наук, таких как: психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика; причем психолого-педагогический базис является определяющим в этой интеграции. Именно отставание в развитии технических средств и в решении дидактических проблем их использования следует считать главной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями реализации НИКТ.
Для будущих педагогов информационная составляющая образовательного процесса входит в учебную деятельность стихийно. Основной причиной такого дисбаланса является отсутствие единой методологии использования НИКТ в системе профессиональной подготовки будущих учителей. Для современного вуза материально и технически трудоемко создать свою инфраструктуру информатизации вуза и разработать собственные программные продукты для
учебного процесса. Однако, в каждом вузе возможно провести диагностику и прогнозирование уровня сформированности информационной образовательной среды, а также разработать перспективный проект развития данной среды с учетом требований учебного процесса, стандартов обучения и запросов студентов. Комплексные исследования информационной и коммуникативной сред вуза позволят создать собственную научно исследовательскую базу или лабораторию по разработке необходимых информационных учебных комплексов.
Повысить продуктивность применения НИКТ в учреждениях высшего педагогического образования возможно при использовании современных достижений педагогической теории и практики, общей информатизации учебного процесса, активизации познавательной деятельности, улучшении и насыщении современным содержанием процесса обучения, всестороннем учете индивидуальности и психологических свойств личности студентов. В настоящее время использование НИКТ является непременным условием создания педагогических систем качественно нового уровня, обладающих теоретической базой, методикой организации, функционирования, оценки, и удовлетворяющих требованиям социального заказа на подготовку профессионалов.
Однако недостаточно усилий самого вуза по формированию информационной среды и информационных учебных комплексов без наличия у студентов развитых информационных компетенций. Для этого важно применение компетентностного подхода, который предполагает: проектирование результата образования, заданность; вариативность сроков обучения; соответствующую критериям оценку, которая проводится по мере подготовленности обучающегося.
Компетенции присутствуют в разных сферах человеческой жизнедеятельности (педагогическая компетентность, коммуникативная, правовая), и выделяют в каждой из них различные виды. И.А. Зимняя определяет компетенции как некие внутренние потенциальные, скрытые, психологически окрашенные новообразования личности студента (знания, представления, собственные стратегии учебной работы, действия, системы ценностей и отношений), которые затем проявляются в концепциях профессиональной деятельности и актуальных, ориентированных на труд, деятельностных реакциях.
Информационная и коммуникативная компетентности связаны с информационной культурой личности студента, которая в свою очередь органично вписывается в педагогическую культуру будущего учителя. Информационно-коммуникативная компетентность базируется на общей информационно-коммуникативной грамотности. Для информационно-коммуникативной грамотности характерно использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Соответственно информационно-коммуникативная компетентность - это уверенное владение всеми составляющими навыками информационно-коммуникативной грамотности для решения возникающих вопросов в учебной деятельности. Обязательно должны быть сформированы обобщенные познавательные, этические и технические навыки.
Современные возможности формирования информационной и коммуникативной компетентностей через предмет «Информатика» в программах подготовки будущих педагогов бакалавров имеют лишь обще познавательный и общекультурный смыслы. Но не только через информатику возможно сформировать данные компетенции. Научно-исследовательская работа студентов способствует решению данной проблемы с учетом личностных качеств и возможностей учебного процесса.
Содержание и ход осуществления определяют все многообразие научно-исследовательских форм работы студентов в педагогическом вузе, которые классифицируются по направлениям деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, по дополняющим учебный процесс творческим дисциплинам и самостоятельной работе, по параллельным учебному процессу формам самообучения и самосовершенствования в педагогической науке. Студенческие научно-исследовательские работы необходимы для последовательной активизации процесса обучения, с обязательным условием повышения самостоятельности учебного труда при переходе на более высокую ступень обучения.
Внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий определяет необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности в области образования и владения методами научного исследования в предметной области знаний. Информатизация образования является катализатором профессиональных и личностных качеств студента, являющихся важной составляющей психологической и общей жизнедеятельности человека. Становление и интеграция личности, ее свойств и качеств, через активное участие в НИКТ приводит к формированию компонентов информационно-коммуникативной компетентности в системе профессионально важных качеств личности бакалавра-будущего педагога.
Информационная компетентность в работах Б.Г. Ананьева, Е.А. Климова, В.С. Мерлина, К.К. Платонова, В.В. Шадрикова, А.И. Щербакова представлена как система профессиональных качеств и качеств личности в совокупности, влияющих на процесс обучения, приобретение профессиональных навыков и формирование операционных действий в профессиональном труде. Профессиональные качества личности педагога определяются его способностями, умениями, чертами характера, темпераментом и свойствами психических процессов. В ходе вузовской профессионализации происходит становление информационно-коммуникативной технологической компетентности, что предполагает оперативное и качественное отражение вероятностных событий педагогической действительности, направленной на развитие профессионально-педагогического интеллекта. Формирование НИКТ компетентности выявляется через сформированность каждого ее уровня.
1. Мотивационно-целевой уровень. Определяется целевой функцией, которая задает мотивы, цели и виды деятельности учителя. Мотивы развития информационно коммуникативной технологической компетентности основываются на интересе к работе с информацией, ее источниками и на желании освоить новые информационные технологии. Конечной целью освоения НИКТ является эффективное и результативное их применение в учебно-педагогическом процессе. Для достижения конечной цели решаются промежуточные цели, которые формулируются в соответствии с профильной педагогической подготовкой бакалавров. Происходит подготовка к индивидуальной научно-исследовательской работе.
2. Содержательный (когнитивный) уровень. Выявляет связи между содержанием основных линий информатики (информационных средств обучения бакалавров) и содержанием дисциплин профильной подготовки. Данный уровень позволяет изучить возможности и практическую значимость программных приложений на основе анализа и разрешения учебно-педагогических ситуаций, связанных с применением средств информатики и информационных технологий. Применяются различные формы научно-исследовательской работы
3. Уровень организационной деятельности. Содержит методы, формы и средства реализации сформированности НИКТ компетентности. В рамках данного уровня студенты приобретают практические умения и навыки использования педагогических программных средств, и опыт работы с персональным компьютером и другой цифровой техникой. Научно-исследовательская работа приходит в стадию самостоятельных разработок и практических обоснований.
4. Контрольно-коррекционный уровень. Определяется двумя составляющими: методы и средства результативности. Как результат эффективного формирования информационно-коммуникативной компетентности на предыдущих уровнях происходит индивидуальное формирование НИКТ компетентности студента-бакалавра. На этом уровне необходима диагностика и контроль сформированности показателей НИКТ компетентности, которые характеризуются умениями студентов добывать и обрабатывать педагогическую информацию, правильно подбирать и применять соответствующее программное обеспечение, грамотно использовать персональный компьютер и другую цифровую технику. Научно-исследовательская работа входит в фазу самостоятельной поисково-творческой деятельности с основой на практический результат профессионального труда.
Эффективное формирование уровней НИКТ компетентности средствами научно-исследовательской работы студентов, дополняющей учебный процесс, предполагает наличие ряда условий, способствующих ее эффективной реализации: личностная направленность обучения; контекстность обучения; актуализация результатов обучения; поэтапность обучения; самостоятельность студента в исследовании; осознанность и мотивация.
Использование информационных технологий обновляет роль преподавателя и студента и их взаимоотношения. Педагог постепенно перестаёт исполнять роль источника первичной информации, а сам студент становится носителем научно-исследовательской функции в учебном труде. Выступая посредником между студентами и преподавателями, информационные обучающие средства, и в частности компьютер, являются в учебно-воспитательном процессе элементами интерактивного информационно-коммуникативного взаимодействия. В связи с этим регуляторами информатизации образования выступают принципы конвергенции, толерантности, взаимной адаптации, благожелательного взаимодействия при соблюдении принципов рефлексии и виртуального диалога человека и компьютера. Именно с этим связано передовое значение информационных технологий, которые способствуют достижению приоритетных образовательных целей, и среди них: формирование у студентов знаний, умений и навыков, развитие личности, удовлетворение её познавательных интересов. Прежде актуальный вопрос, где взять ту или иную информацию, все более заменяется вопросом, в каком виде и какого объема информацию в состоянии воспринять и усвоить студенты. Отмечено, что средства НИКТ многократно увеличивают возможности самостоятельной и совместной творческой деятельности ученика и учителя.
Учитель превращается в соучастника продуктивной деятельности своих учеников. Теперь его основная задача - направлять развитие личности учащихся, поддерживать творческий поиск и организовывать их коллективную работу.
В связи с этим новым смыслом должна наполниться и подготовка студентов педагогических специальностей. Она должна быть переведена на качественно иной уровень, отвечающий современным требованиям, соответствующий нормативным актам о повышении фундаментальности образования, усилении его практической направленности; интенсификации образовательного процесса, углубленного изучения дидактических свойств НИКТ. В их ряду особую роль имеет интенсификация образовательного процесса, которая обеспечивается присутствием НИКТ в следующих трех вариантах:
а) обобщающая технология, применяемая в конкретных темах и разделах, учебных задачах и дидактических формах работы;
б) технологическая основа для обучения в различных образовательных технологиях по разным предметам педагогического циклах;
в) единая технология для предметных циклов школьного и вузовского обучения целиком построенных на компьютерных формах работы и информационной составляющей сети Интернет.
Использование НИКТ в подготовке студентов-гуманитариев в педагогическом вузе становится технологической основой для использования различных форм обучения, опирающихся на свойства информационных технологий, такие как:
- оперативная передача на значительные расстояния разного вида информации (визуальной, звуковой, статичной, динамичной, текстовой, графической) и ее практически любого объема;
- возможность продолжительного хранения компьютерной информации, а также ее редактирования, различной обработки, распечатывания;
- использование свойств интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса с помощью мультимедийной информации и оперативной обратной связи;
- обращение к различным источникам информации, зачастую удаленным по территории и распределенным по различным базам данных благодаря системе Интернет;
- организация совместных с другими учебными заведениями занятий, конференций, дискуссий в режиме реального времени, с использованием возможностей компьютерных аудио конференций и видеоконференций;
- проведение диалога с любым партнером;
- создание запросов информации по любому интересующему вопросу через электронные
сети;
- накопление полученной информации на дискетах, возможность работать с ними тогда и так, как этого требует процесс обучения, и когда это удобно пользователю данной информации.
Анализируя опыт применения в обучении бакалавров НИКТ [7], проведя беседы с учителями различных школ Ростовской области, можно сделать следующие заключения, что для эффективного использования информации и ее носителей педагог должен овладеть следующей совокупностью знаний, навыков и умений:
1. Общедидактические знания: сформированность понятий о НИКТ, понимание их дидактических функций и возможностей; владение классами и видовыми формами компьютерных и информационных средств, активно применяемых в образовательных НИКТ; наличие умений применения принципов НИКТ в образовательном процессе; понимание условий психолого-педагогического применения НИКТ; свободная ориентация в основах определения эффективности и результативности использования НИКТ в учебном процессе; свободное применение основных форм и методов организации обучения при использовании информационно-коммуникативных технологий и их проектирование в педагогической деятельности.
2. Общедидактические навыки и умения: умение определить необходимое компьютерное средство и форму работы в структуре НИКТ, с дальнейшим использованием последних для эффективного достижения дидактического результата; владение навыком подбора коммуникативных средств обучения с учетом психолого-педагогических факторов; умение находить дидактически целесообразные формы применения информационных и коммуникативных форм работы в собственном учебном процессе; навыки сочетания вербального изложения учебного материала с применением компьютерных средств обучения, а так же фронтальных, индивидуальных и групповых форм работы учащихся; умение правильно выбирать и структурировать содержание учебного материала для эффективного встраивания в него информационно-коммуникативной составляющей.
3. Специальные знания: обязательное наличие НИКТ в образовательном процессе вуза; использование технологии информационно-коммуникативных форм работы при проведении
различных учебных занятий; комплексное использование НИКТ в учебном процессе вуза; наличие информационной базы вуза и технической лаборатории для корректировки программ; наличие технологий отбора информационно-коммуникативных форм работы в содержание, преподаваемой учебной дисциплины; возможность самостоятельной работы студентов с информационными базами и технологическая поддержка данного процесса.
4. Специальные навыки и умения: умение применить в необходимых формах учебной деятельности правильные виды информационных средств, аргументировать и обосновать данный выбор; умение определить для конкретной НИКТ содержание учебного материала (тема, раздел) и оптимальный состав компьютерных средств, структуру их взаимодействия в ходе использования; навык выбора оптимальных форм учебных занятий при использовании НИКТ; умение разработать информационно-дидактический материал, алгоритм для создания прикладных программных продуктов и составить методическое пояснение к ним; развитый навык работы с коммуникативными средствами и их программным обеспечением; умение рефлексивной, оценочной и аналитической деятельности по итогам проведенных учебных занятий с использованием НИКТ.
Общедидактическая структура подготовки будущих учителей формирует у них систему знаний, умений и навыков по применению НИКТ, а специальные дидактические знания закрепляют, конкретизируют и переносят сформированные умения в иные практические условия их реализации. Содержание программ вузовской подготовки бакалавров создает основу для постоянного самосовершенствования, инновационной, творческой деятельности и исследовательского поиска, как форм становления в профессии педагога. Полученные в вузе знания по применению НИКТ закрепляются в ходе проведения практик в школе, самостоятельной работы с информационными блоками по предметам, проектных исследований и написания дипломной работы. Тем самым подготовка бакалавров - будущих педагогов получает свою логическую завершенность.
Гуманитарное образование в наши дни находится на пути совершенствования методов работы с многообразным информационным материалом. Предъявляются новые требования к его изложению, системному отбору, хранению, фактологическому наполнению, которое должно быть и достоверными, и в наименьшей степени подвластным конъюнктурным соображениям. Все это обостряет необходимость научно обоснованного обновления отечественного гуманитарного образования, четкой формулировки его целей, параметров подхода к качеству информационного наполнения цикла гуманитарных дисциплин, высокого уровня профессионально-педагогической и информационной культуры школьных специалистов гуманитарного профиля.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Андреев Э.М. Социально-гуманитарное образование и масс-медиа как факторы изменения социальной структуры // Образование - основной фактор развития человека и общества: Мат-лы второй всероссийской науч. - практич. конф. Волгодонск, 13-14 апреля 2000 г. - Волгодонск, 2000. - 248 с.
2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2001. - 352 с.
3. Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Педагогическая информатика. - 2008. -№ 2. - С. 24 - 28.
4. Крюкова О.П., Розова И.Н. О разработке модели педагога новой формации, владеющего новыми информационными технологиями // Пед. информатика. - 2012. - № 1. - С. 48 - 53.
5. Могилев А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Воронеж, 1999. - 48 с.
6. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2007. - 240 с.
7. Скосырев Н.Н. Диагностика и развитие информационной культуры педагогов // Информационные технологии в образовании: Первая обл. конф. Ростов н/Д, 9-10 октября 2001 г. - Ростов н/Д., 2001. - 218 с.
Н.В. Топилина
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме соотношения насыщенной разнообразными знаниями информационной среды современности и изменения подходов к обучению. Тенденции образования показывают его выход на новый уровень развития. Обновляются образовательные системы и их дидактические основы. Это затрагивает процесс обучения на всех образовательных ступенях.
Ключевые слова: вуз, информационная среда, знания, обучение.
N.V. Topilina
INFLUENCE ON THE DEVELOPMENT OF THE INFORMATION ENVIRONMENT DIDACTIC BASES MODERN EDUCATION
180