УДК 378.147.227
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPING A TEACHER-SPEECH THERAPIST'S DIAGNOSTIC COMPETENCE
© 2015
Е.А. Чаладзе, О.В. Бурмистрова Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара)
Ye.A. Chaladze, O.V. Burmistrova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
В статье рассматривается проблема внедрения информационных технологий образования в процесс подготовки будущих учителей-логопедов - одного из условий формирования диагностической компетенции. Обоснован подход к такой организации учебного процесса, при которой создаются условия для совместной деятельности педагога и учащегося в рамках профессионально-предметной деятельности. Авторы показывают, как использование информационных технологий обучения позволяют перейти на качественно новый уровень практической подготовки специалиста.
The article examines the problem of teachers-speech therapists' employing information technologies as a means of developing the diagnostic competence. The authors justify the form of the educational process which is favourable for collaborative work of a teacher and a student in the context of vocation-friendly relationships. They suggest that information technologiesemployed when training students should provide professional progress of the latter.
Ключевые слова: информационные технологии образования; компетентностный подход; диагностическая компетенция; профессиональная деятельность; профессиональные компетенции.
Keywords: information technologies in education; professional activity; professional competences.
Модернизация системы российского образования, в частности структурное изменение системы высшего образования в соответствии с требованиями современного общества, охватывает вопросы развития доступного непрерывного образования, гуманизации образовательного процесса, внедрения новых технологий обучения, использования новых организационных форм и экономических механизмов развития высшей профессиональной школы [1].
Рассмотрим подробнее один из основных постулатов совершенствования системы образования - реформирование технологической базы, внедрение в педагогический процесс современных информационных технологий обучения (ИТО).
Применение ИТ в учебном процессе способствует росту познавательной мотивации, формированию потребности в самообразовании и саморазвитии, что отражается на качестве усвоенных знаний как теоретического, так и практического характера [2].
competence-based approach; diagnostic competence;
В широком плане информационная технология рассматривается как «процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)» [3].
Педагогический аспект информационных технологий раскрывается в определении понятия. Так, Г.К. Селевко под информационными технологиями обучения понимает процессы подготовки и передачи информации обучающемуся посредством компьютера [4]; Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина определяют их как «совокупность обучающих программ различных типов» [5]; Г.И. Захарова - как использование информационных технологий (программные и технические средства) для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и всесторонне-
го развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса [7]. Э.Г. Скибицкий так характеризует новую информационную технологию: новая информационная технология (компьютерная информационная технология) - информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства [8, с. 22].
Среди преимуществ информационно-компьютерных технологий следует отметить:
• возможность организации процесса познания, поддерживающего деятель-ностный подход к образовательному процессу;
• индивидуализацию учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
• коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
• возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому обучающемуся индивидуальную траекторию обучения и самообучения;
• создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования [9].
На фоне описанных положительных свойств ИТ, бурного их использования в общей педагогике следует отметить, что в сфере российского профессионального дефектологического образования изучение и внедрение ИТО находится на этапе становления. Актуальность и перспективность разработки данного направления доказана в исследованиях О.И. Кукушкиной, А.В. Бахиной [10], обосновывавшей методологический подход к использованию информационных технологий (ИТ) в специальном образовании и концепцию технологической подготовки студентов, обучающихся на факультетах коррекци-онной педагогики. В настоящее время отмечается увеличение количества научных разработок в области применения ИТ в процессе преподавания отдельных дисциплин логопедического профиля [11].
Е.Е. Китик обосновывает роль, место и функции ИТ, доказывает эффективность их применения в процессе формирования базового компонента будущей профессиональной деятельности студентов-логопедов - умения анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений у детей с дислалией [12].
О.В. Сапронова рассматривает методологические проблемы создания и внедрения инновационной технологии выявления и формирования диагностической компетенции студентов-логопедов на примере дисциплины «Дизартрия» [13].
Таким образом, внедрение ИТО в образовательный процесс студентов по профилю «Логопедия» является актуальным направлением педагогических разработок. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (от 4 октября 2000 г. №751) подчеркивается, что система образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, в том числе за счёт вариативности образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание, программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие дистанционного обучения. В ФГОС ВО (уровень бакалавриат) по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование указывается, что выпускник должен обладать способностью использовать в профессиональной деятельности современные компьютерные и информационные технологии (ОПК-5), фиксируется возможность преподавания с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в сочетании с традиционными технологиями, использования сетевой формы.
Можно отметить противоречия между потребностями общества, запросами государства в сфере совершенствования технологического оснащения профессионального образования и недостаточной изученностью путей и способов повыше-
ния качества профильного образования, недостаточной научной разработанностью проблем проектирования и применения специальных средств обучения, основанных на информационно-компьютерных технологиях, с учетом специфики междисциплинарного подхода к формированию профессиональных компетенций учителей-логопедов.
Диагностическая компетентность представляется как частный вид профессиональной компетенции логопеда. В свою очередь, диагностическая деятельность рассматривается в профессио-грамме учителя-логопеда как наиболее актуальная в контексте общей компетентности, обеспечивающая во многом эффективность коррекционно-развивающей деятельности [14].
В исследованиях обнаруживается дефицит научных измерений диагностической компетенции у логопедов, недостаток инструментария для таких измерений, слабая разработанность технологий и методов ее формирования в процессе обучения студента в вузе. Исследуя динамику развития профессиональной компетентности, Е.В. Колтакова приходит к выводу, что диагностическая компетентность формируется прежде всего в процессе обучения в вузе, что подтверждается наличием незначительной положительной динамики в ее развитии у логопедов с разным стажем трудовой деятельности.
Результаты проведенного нами исследования диагностической компетентности студентов-логопедов факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии показывают, что наименее сформированным у студентов как третьего, так и пятого курсов оказывается технологический (операционный) блок. Технологический блок отражает практическую готовность к решению профессиональных задач, решаемых в процессе логопедического обследования специалистом (диагностические, прогностические, организационно-педагогические умения и навыки). Студенты испытывали трудности с моделированием ситуации обследования на основе ситуационной задачи: затруднялись в прогнозировании возмож-
ных симптомов нарушений, в установлении связи между симптомами, характеризующими разные стороны речевой системы, что препятствовало формулированию логопедического заключения, затруднялись в обозначении механизмов речевых нарушений, критериев дифференциальной диагностики. Характерно, что, уделяя серьезное внимание содержанию обследования речевой сферы, обучающиеся в меньшей степени учитывали методические рекомендации при проведении диагностических проб, результатом чего становилась неверная интерпретация результатов.
Формирование технологического компонента диагностической компетентности, с точки зрения контекстно-компетентностного подхода, предполагает такую организацию учебного процесса, «в котором создаются условия для совместной деятельности педагога и учащегося в условиях профессионально-предметной деятельности», что «приводит к усвоению студентами этой информации на уровне личностных смыслов, а не только закрепленных в науке значений» [15, с. 100]. Анализ содержания учебных программ бакалавриата по направлению «Логопедия» позволяет отметить курс «Логопедические технологии» в качестве ядерного в отношении развития диагностической компетентности. Курс призван аккумулировать и закрепить полученные ранее зна-ниевые результаты в цикле «Логопедия» (дислалия, ринолалия, дизартрия) на более высоком уровне, перевести знания из теоретической плоскости («знаю», «понимаю») в область практического применения («использую», «знаю, как» - «знаю, как это сделать эффективно»). Студенты на этом этапе должны получить опыт деятельности - подготовки, организации и моделирования фрагментов логопедического обследования под руководством преподавателя, опыт наблюдения и педагогического анализа процесса обследования речевых нарушений, опыт самоанализа собственной деятельности. Квазипрофессиональная деятельность (опосредованно управляемая деятельность, предпо-
лагающая в содержательном плане моделирование целостных фрагментов педагогической деятельности) преобразует позицию студента. Наравне с преподавателем обучающийся становится активным субъектом совместного учебного проекта. В то же время квазипрофессиональная деятельность является одним из условий формирования методической компетентности.
Использование информационных технологий обучения на этом этапе позволяет перейти на качественно новый уровень практической подготовки специалиста. Компьютерные технологии дают возможность моделировать ситуации профессиональной деятельности, предоставлять для анализа скрытые от непосредственного наблюдения процессы, сочетать аналитико-синтетические и интегратив-ные формы продуктивной деятельности, индивидуализировать темп и режим деятельности с регистрацией ее результатов.
Объективные трудности диагностического процесса: невозможность многократно прослушать или воспроизвести диагностическую пробу в ситуации реального обследования; объемность логопедического обследования, с одной стороны, и ограниченность его по времени, с другой стороны. Психологические и психоневрологические особенности лиц с речевыми нарушениями обуславливают трудности вычленения, опознания и классификации речевых симптомов студентами. Эти трудности легко снимаются при обеспечении многократного просмотра видеозаписи фрагмента логопедического обследования, при использовании приема «стоп-кадра», при предоставлении установленного алгоритма анализа ситуации, сначала совместно, а затем самостоятельно, при возможности совместного обсуждения педагогом и учащимся конкретной ситуации.
На наш взгляд, наиболее востребованным в целях формирования диагностической компетентности логопеда будет создание электронного учебника «Логопедические технологии (нарушения фонетической стороны речи)».
Электронный учебник характеризуется особой организацией учебной информации в виде гипертекста, что обеспечивает создание «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками. В.С. Токарева понимает гипертекст как «способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов» [16, с. 25].
В структуру электронного учебника мы включили следующие, на наш взгляд, необходимые, взаимосвязанные блоки:
1. Информационно-инструктивный
блок.
2. Содержательно-обучающий блок.
3. Контрольно-проверочный блок.
4. Информационно-справочный блок.
Рассмотрим подробнее содержание
предполагаемых структурных компонентов электронного учебного пособия.
Информационно-инструктивный блок: цели и задачи курса; формы и время отчетности; минимально необходимые и формируемые знания и умения, планы занятий, формы контроля; схема компьютерных модулей и методические рекомендации по работе с электронным пособием; сведения об авторе и контактная информация.
Содержательно-обучающий блок: теоретический блок, включающий образовательный контент по каждой теме (краткий конспект учебного материала, видеоиллюстрации, схемы, алгоритмы, выводы, список рекомендуемой литературы по теме, контрольные вопросы и задания по теме); практический блок - виртуальный тренажер с использованием ресурсов мультимедиа.
Контрольно-проверочный блок - система тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля и критерии оценивания.
Информационно-справочные материалы: тезаурус, глоссарий, персоналий; список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Internet; учебники,
сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии.
Рассмотрим подробнее использование виртуального тренажера в процессе обучения. Тренажер как программное средство обучения позволяет подготовить студента к будущей профессиональной деятельности с помощью тренинга в предметной виртуальной среде; способствует отработке и закреплению навыков решения ситуационных задач, тренировке на различных уровнях самостоятельности, контроля и самоконтроля.
В качестве дидактической основы выступает технология анализа ситуаций. Разработанная в 1930-е гг. в Гарвардской школе бизнеса, данная технология получила известность в России лишь в начале 1970-х гг. Метод анализа конкретной ситуации (АКС) - педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы. Среди наиболее значимых преимуществ этой технологии можно отметить развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики, демонстрации навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности [17]. В настоящее время в российском образовании находят широкое применение такие разновидности метода АКС, как метод анализа ситуационных упражнений (или задач), а также метод ситуационного обучения (Case study method) [18]. При использовании метода СУ больше внимания уделяется индивидуальному подходу к проблеме и ее решению, в то время как метод кейс-стади можно рассматривать как «синерге-тическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффекта умножения знания» [19, с. 44]. Анализ конкретных ситуаций связан с творческим подходом к разрешению практической ситуации, с необходимостью глубокого анализа предоставляемой информации, с установлением причинно-
следственных связей, с выделением центральной проблемы и принятием решения студентом. Озвучиваются рекомендации о выделении на разбор конкретных ситуаций в российских программах подготовки в среднем 25-30% времени [20].
Применение метода Case Studies предполагает разработку специально подготовленного набора примеров из практики и методического оснащения его применения: рекомендации по организации работы, авторский анализ ситуации и вопросы для обсуждения, а также дополнительные задания и упражнения по теме. Процедура работы с кейсом состоит в том, что обучаемым предлагается для анализа конкретный случай из практики, предоставляется время на самостоятельное изучение кейса; далее следует совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя. Информация о ситуации может быть изложена как в документальной форме, так и при помощи вербальных или визуальных средств (показ видеофильма / слайдов). Рассматривая применение «видеокейса» на занятии, Т.Г. Мухина отмечает, что метод «позволяет «погрузить» участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей или настоящей профессиональной деятельности; повысить эффективность усвоения учебного материала за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации; повысить эмоциональную вовлеченность участников занятия в процесс обучения, повысить групповую динамику; выработать практические навыки непосредственно в учебной аудитории; перенести акцент с передачи сухих знаний на выработку конкретных навыков и компетенций, сделать занятие нескучным для его участников, так как на нем будут доминировать игровые процедуры» [21, с. 59].
Контрольно-проверочный блок представлен в виде тестирующей и контролирующей программы. Тестирующие и контролирующие программы - это программные средства, предназначенные для контроля и оценки качества знаний и для самоконтроля. Контроль - это одна из со-
ставляющих управленческой деятельности преподавателя. Это инструмент осуществления «обратной связи» в системе «обучающий - обучаемый», позволяющий получить оперативную информацию о ходе обучения, качестве усвоения знаний и средствах обеспечения заданного уровня усвоения учебного материала [22]. Информационные технологии позволяют осуществлять контроль в форме компьютерного тестирования. Его применение обеспечивает:
- осуществление полной и качественной проверки знаний большого количества обучаемых (студентов, учащихся, специалистов) без особых временных затрат и материальных средств по всем разделам учебного процесса;
- оперативное получение требуемой статистической информации из базы данных по результатам проведенного тестирования;
- возможность проектирования процесса обучения с опорой на результаты тестирования каждого конкретного студента и курса в целом с учетом особенностей восприятия материала;
- возможность использования полученной статистической информации для
проведения научных исследований, для разработки новых и корректировки используемых дисциплин.
Использование ИТО расширяет возможности образовательного процесса, наглядность представленной информации позволяет включить студентов в канву их будущей профессиональной деятельности, активизировать мотивационно-личност-ный компонент профессиональной компетентности, способствует формированию внутренних мотив учебной деятельности. Умелая организация образовательного процесса с применением ИТО и современных технологий обучения позволяет активизировать мыслительные операции, познакомить студентов с процессом диагностики как познавательной деятельности (проходящей классические стадии фиксации наблюдаемых характеристик, формулирования на их основе гипотезы, ее проверки и формулирования уточненного диагноза), способствует качественной подготовке логопедов к осуществлению диагностической деятельности.
•к it it
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: Учеб. пос. / Сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
3. Наумова Н.Н. Современные педагогические технологии: Метод. пос. - Владимир, 2008. - 229 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: Учеб. пос. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с.; Талызина Н.Ф. Психолого-педагогические основы автоматизации учебного процесса // Психолого-педагогические и психофизиологические проблемы компьютерного обучения: Сб. науч. тр. - М.: АПН СССР; МГУ, 1985. - С. 15-26.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
7. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. №1. - С. 21-25.
8. Хакунова Ф.П., Бузаров К.И., Кагазежев М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в подготовке специалистов на факультете педагогики и психологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2013. №4(129). -С.115-123.
9. Кукушкина О.И., Бахина А.В. Проектирование интерактивных моделей для обучения студентов умению анализировать и прогнозировать тенденции развития практики // Дефектология: Науч.-метод. журнал. 2014. №6. - С. 59-65.
10. Китик Е.Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов: база данных «Нарушения фонетического строя детской речи» // Дефектология. 2006. №5. -С. 58-64; Сапронова О.В. Инновационная технология выявления и формирования диагностической компетенции студентов профиля «Логопедия» на примере дисциплины «Дизартрия» // Специальное образование. 2013. №2(30). - С. 106-118.
11. Китик Е.Е. Применение информационных технологий в процессе подготовки логопедов: база данных «Нарушения фонетического строя детской речи» // Дефектология. 2006. №5. -С.58-64.
12. Сапронова О.В. Инновационная технология выявления и формирования диагностической компетенции студентов профиля «Логопедия» на примере дисциплины «Дизартрия» // Специальное образование. 2013. № 2(30). - С. 106-118.
14. Колтакова Е.В. Проектирование содержания повышения квалификации учителей-логопедов на основе профессиографического подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - М., 2009. - 24 с.
15. Огородникова И.А. Как готовить специалистов в университете? // Социологические исследования. 2003. №8. - С. 99-103.
16. Токарева B.C. Гипертекстовые технологии в обучении: обзорная информация. - М.: НИИВО, 1994. - 40 с.
17. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пос. для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
18. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. - М.: Знание, 1986. - 80 с.; Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пос. - М.: Логос, 2012. - С. 123-133 (Новая университетская библиотека); Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. - Екатеринбург: УГППУ, 1995. - 45 с.
19. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пос. для студ. вузов. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
20. Огородникова И.А. Как готовить специалистов в университете? // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 99-103.
21. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: Учеб. пос. / Сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
22. Компьютерные технологии в высшем образовании / Ред. кол.: А.Н. Тихонов, В.А. Садовничий и др. - М.: МГУ, 1994. - 370 с.; Компьютерные технологии в науке и образовании: Метод. указания к практич. занятиям / Сост. В.Н. Арефьев. - Ульяновск: УлГТУ, 2001. - 42 с.; Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка. - М.: Школьные технологии, 1997. - 191 с.