УДК 371.2 DOI 10.12737/2811
Получено 31.10.2013 Одобрено 01.11.2013 Опубликовано 17.03.2014
Годин В.В.
д-р экон. наук, проф., и.о. ректора Государственного университета управления, г. Москва
e-mail: [email protected]
Основные тренды модернизации управленческого образования
Аннотация
Рассматриваются основные современные тенденции развития образования. Обсуждаются проблемы модернизации управленческого образования, реализующего идеи массовости, интернационализации и компьютеризации. Анализируются перспективные модели функционирования вуза. Предлагаются характеристики инновационных образовательных проектов в управленческом образовании. Рассматриваются направления деятельности для формирования нового образовательного пространства инновационного вуза. Предлагается опыт Государственного университета управления в сфере внедрения инноваций.
Ключевые слова:
модернизация высшего образования, образовательные инновации, компьютерные, коммуникационные и медиатехнологии, механизм независимой оценки, модель функционирования, управленческое образование.
Godin V.V.
Doctor of Sciences (Econ.), Professor, Acting Chancellor to the State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Major Trends in Modernizing Managerial Education
Abstract
Major current trends in education development are considered. Various issues of modernizing managerial education towards mass-scale involvement, internationalization and computerization are discussed. Promising models of higher educational institution functioning are analyzed. Features of innovative educational projects in the field of managerial education are outlined. Certain lines of activities, aimed at creating new educational space for the innovative higher educational institution, are proposed. The author shares the experience, gained by the State University of Management, in the field of implementing innovations.
Keywords:
higher education modernization, educational innovations, computer technologies, communications technologies and media technologies, mechanism of an independent appraisal, model of functioning, managerial education.
Высшее образование России переживает наиболее интенсивный период модернизации за всю историю своего существования . Пересматриваются приоритеты в определении целевых ориентиров и политики вузов, вводятся новые образовательные стандарты, меняется структура образовательных учреждений, обновляются содержание и методы обучения . Происходящие изменения определяются ключевыми трендами, задающими основные характеристики будущего высшего образования . К числу этих трендов относятся: глобализация высшего образования, повышение его доступности на фоне цифровизации образовательного контента, интернационализация, стимулирующая «войну за таланты» и конкуренцию между учебными заведениями, рост турбулентности мировой экономики и технологические обновления в промышленности, интенсивное развитие современных ИКТ-технологий (информационных и коммуникационных технологий), формирование новых моделей координации общества, трансляция ценностей и оценка заслуг [1].
Воздействие этих трендов осуществляется неравномерно и с разной интенсивностью, но в целом они стимулируют появление различных образовательных проектов нового поколения, изменение существующих моделей вузов, распространение феномена МООС (massive open online courses), получившего в России название массовых открытых онлайн курсов . Благодаря формирующейся автоматизации ряда интеллектуальных операций (2012— 2030 гг. ) и массовому созданию имплантируемых нейроинтерфейсов (2015—2017 гг. ) открываются уникальные возможности в области управления мыслью, позволяющие говорить о предстоящей когнитивной революции в образовании
Данные тренды затрагивают образование в сфере управления, поскольку они непосредственно связаны с глобальными переменами в макроэкономических и политических процессах XXI в . Эти тренды приводят к различным дискуссиям и обсуждениям того, каким должно быть новое управленческое образование, реализующее идеи массовости,
интернационализации и компьютеризации на фоне снижения государственного финансирования высшего образования .
Ситуацию обсуждений обостряют экономические проблемы, когда рост числа вузов, реализующих направления подготовки управленческого образования, происходит быстрее увеличения объемов их финансирования . В свою очередь, ограниченные финансовые ресурсы не позволяют многим вузам развивать инновационные проекты в управлении учебным процессом, оценке и сертификации результатов обучения, исследовании рынка труда и проводить в жизнь другие инновации, обеспечивающие рост качества подготовки управленцев
Отсюда возникают нередко обоснованные нарекания на качество подготовки менеджеров в России, высказываемые руководством страны, представителями управленческих структур в образовании и работодателями В наши дни менеджеры составляют все более влиятельную профессионально-социальную категорию занятого населения, поэтому их подготовка приобретает массовый характер, нередко в ущерб профессионализму выпускников-управленцев, занятых во всех отраслях производства, в сфере обслуживания и государственном аппарате . Растущий интерес к получению управленческого образования определяет отбор хорошо подготовленных абитуриентов, но затем возникают проблемы обеспечения качества их подготовки . Хотя выпуск дипломированных менеджеров за прошедшие полтора десятилетия значительно увеличился, спрос на топ-менеджеров не снижается, что является тревожным симптомом в оценке качества реализуемого управленческого образования
Чтобы понять текущее положение дел и возможные масштабы нарастающего кризиса управленческого образования, достаточно обратиться к результатам мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего образования, проведенного в 2012 г. Министерством образования и науки по пяти показателям, три из которых имели экономический характер . По данным мониторинга, 25% государственных вузов и почти 50% их филиалов, среди которых немалая часть готовит управленческие кадры, были признаны неэффективными и нуждались в реорганизации Хотя обоснованность результатов мониторинга была подвергнута широкой критике, сложившаяся ситуация подтверждает необходимость модернизации традиционных моделей управленческого образования и приведения их в соответствие с существующими социально-экономическими реалиями .
Политики в сфере образования уже на протяжении нескольких лет говорят о неотвратимом изменении модели организации российских вузов под давлением внешних обстоятельств Одна из наиболее перспективных зарубежных моделей получила название «предпринимательский университет» . Данная модель предполагает, что университет обеспечивает студентам практико-ориентированное обучение своих выпускников, одновременно подготавливая их к активному участию в социально-экономическом развитии региона в статусе предпринимателей после окончания учебного заведения Практико-ориентированное обучение осуществляется благодаря созданию в университете ряда инновационных структур, например, научно-учебных лабораторий, объединяющих преподавателей, аспирантов и студентов с представителями рынка труда, выступающими в качестве заказчиков инновационных проектов Реализация коллективных проектов объединяет бизнес и образование и способствует росту инвестиций в образование
Во многом модель предпринимательского университета сопряжена с процессом введения прикладного бакалавриата, интенсивно разворачивающимся в настоящее время в России . Апробация программ прикладного бакалавриата планируется в 2013—2014 гг., но уже с 2015 г. перед вузами будет стоять задача реализации программ прикладного бакалавриата в штатном режиме (см . : Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки») Предполагается, что образовательная квалификация «прикладной бакалавр» присваивается выпускнику вуза, обладающему компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности и способному приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания учебного заведения Отличительной особенностью прикладного бакалавриата является непосредственное участие работодателей в проектировании и реализации образовательных программ, поэтому модель предпринимательского университета является перспективной для отечественного образования
Российская концептуальная модель представляет «проблемно-ориентированный университет», апробированный на корпоративных программах бизнес-школы СКОЛКОВО [1]. Выпускники такого учебного заведения становятся не только профессионалами в специализированных областях
подготовки, но получают навыки командной стратегической и проектной работы креативного мышления и эффективных коммуникаций . Значительное место в подготовке выпускников проблемно-ориентированного университета отводится коучингу, который развивает способность менеджера высшего звена к эффективному взаимодействию с подчиненными и является необходимым дополнением профессионального управленческого репертуара современного руководителя Актуальность обучения коучингу резко возрастает в условиях жесткой конкуренции и экономической неопределенности, когда важно максимально задействовать потенциал отдельно взятых сотрудников и найти дополнительные ресурсы развития своей организации
Несомненно, что переход к новой модели деятельности для учебного заведения является сложной задачей, которая на практике требует реализации комплекса мер на протяжении длительного временного периода — не менее 10 лет. Кроме стратегического плана действий и высочайшего профессионализма команды управленцев, проводящей изменения, необходимо активное участие выпускников вуза в экономическом развитии региона его расположения, налаживание эффективных контактов с ведущими предприятиями региона, привлечение значительных инвестиций со стороны бизнеса для осуществления фрейма инновационных образовательных проектов и формирование доверия к результатам образовательных инноваций со стороны инвесторов и пользователей образовательных услуг Несмотря на трудности, существует ряд успешных примеров университетов, сумевших перейти к новой модели деятельности и осуществить системную перестройку своей работы В их число входят Стэн-форд, Гарвард, Массачусетский технологический университет и университет штата Аризона в США. Им удалось на протяжении 5—7 лет создать исследовательские центры и лаборатории, обеспечивающие коммерциализацию разработок, и сформировать предпринимательскую среду вокруг университетов, а также привлечь значительные инвестиции, завоевав популярность и доверие со стороны инвесторов Хотя число приведенных успешных примеров крайне незначительно, нет сомнений, что процесс внедрения инноваций в деятельность учебных заведений будет развиваться . Анализ динамики венчурных инвестиций в образовательные стартапы в мире за 10 лет свидетельствует о значительном возрастании их объемов (в сравнении с 2002 г объем инвестиций в 2012 г. увеличился в 10 раз) [3]. Первое место по инвестициям отводится EdTech-проектам
(в данном контексте, Educational Technology — образовательные технологии, включающие методики электронного обучения), объединяющим представителей медийного сообщества . Второе место в мире занимают проекты МООС, что вполне оправданно, поскольку многие эксперты относят их к прорывным инновациям в современном образовании .
Отечественная образовательная практика пока не имеет подобных примеров радикального перехода вуза к новой модели функционирования . Однако многие университеты идут по пути введения инноваций в рамках стратегических программ оптимизации своей деятельности . Для сферы управленческого образования можно выделить ряд общих характеристик, отличающих истинные инновации от незначительных перемен
К числу общих характеристик инновационных проектов относятся:
• ориентация на экономические особенности региона, его социально-экономическую инфраструктуру и первоочередные задачи развития;
• направленность на платежеспособный спрос и механизмы «life-long learning» (обучение на протяжении всей жизни);
• использование современных компьютерных, коммуникационных и медиа-технологий в инновационных проектах по подготовке управленцев (онлайн платформы, социальные сети, системы баз данных и т д );
• наличие бизнес-инкубаторов, поддерживающих стартапы в управленческом образовании (в частности, создание EdTech-инкубаторов, специализирующихся на технологических разработках для управленческого образования)
Подобные программы оптимизации для обновления деятельности учебных заведений с целью повышения ее эффективности должны включать как оперативные, так и стратегические проекты, направленные на долгосрочные мероприятия по повышению качества результатов образования, внедрение требований федеральных государственных образовательных стандартаов (ФГОС) в учебный процесс вуза, развитие исследовательской деятельности вуза, коммерциализацию научных разработок и т д В частности, ряд таких программ был подготовлен в Государственном университете управления, а программа оперативных мероприятий по оптимизации деятельности вуза успешно реализовывалась в 2013 г.
Задачи формирования образовательного пространства инновационного вуза можно подразделить на шесть взаимосвязанных направлений, в число
которых необходимо включить: развитие научных исследований, способствующих формированию предпринимательской среды вокруг вуза; обновление содержания образования; внедрение инновационных технологий обучения; развитие контрольно-оценочной системы, в том числе механизмов независимой оценки; оптимизация финансового обеспечения деятельности вуза, в первую очередь за счет инвестиций со стороны бизнеса; проведение структурных преобразований в вузе.
Научные исследования на основе привлечения бизнеса к инвестированию в проекты, выполняемые силами преподавательского состава и студентов и представляющие интерес для развития предприятий и организаций, нужны вузам, но вопрос в том, как сделать такие исследования привлекательными для работодателей в сфере управления. Секрет успеха не определяется однозначно, но опыт, накопленный ведущими университетами мира, говорит о том, что требуется целый спектр усилий и мер. Необходимо повышение ориентации тематики исследований, курсовых и дипломных проектов, а также магистерских диссертаций на практические управленческие проблемы предприятий и организаций. Требуется совместная разработка учебных спецкурсов, в которой участвуют не только вузовские профессора, но и ведущие эксперты, успешные предприниматели и представители отраслевого менеджмента. В значительной степени доверие представителей бизнеса к деятельности учебного заведения формируют онлайн тренинги, организуемые для работающих менеджеров силами вуза с привлечением десятков профессионалов топ-менеджеров на МООС-плат-форме.
Процесс обновления содержания управленческого образования должен вестись на основе анализа востребованности направлений подготовки управленцев на рынке труда [2]. Важным моментом модернизации содержания является учет инновационных тенденций в развитии науки об управлении. Конечно, главный вектор процесса обновления содержания управленческого образования задают ФГОС, поэтому перечень первоочередных задач связан с переходом к модульной структуре построения содержания образовательных программ, образующей содержательные фреймы для каждой профессиональной компетенции управленцев.
Необходимы как локальные изменения содержания, отражающие требования ФГОС в форме профессиональных компетенций, так и глобальные преобразования контента образования, диктуемые нарастающей приватизацией образования бизнесом,
когда стандартизация и оценка результатов обучения перемещаются к работодателю. Постепенный переход от требований ФГОС к профессиональным стандартам можно начать с построения сопряжения между совокупностью профессиональных компетенций ФГОС и квалификационных требований к деятельности управленцев, а затем отобразить это сопряжение в инновационной перестройке содержания за счет введения интегративных междисциплинарных курсов. Такая работа начата в Государственном университете управления, где были собраны, интегрированы и обобщены десятки квалификационных требований и профессиональных стандартов для деятельности управленцев, которые в дальнейшем использовались для операционали-зации профессиональных компетенций ФГОС с целью представления их в форме наблюдаемых признаков проявления в профессиональной деятельности управленцев.
Инновации в сфере обучения в первую очередь предполагают внедрение в учебный процесс новых активных обучающих технологий, обеспечивающих формирование компетенций (деловые игры, обучающие кейсы, индивидуальное и групповое выполнение проектов). Налаживанию прочных контактов с предприятиями способствует создание базовых кафедр, которые организуются в тесном взаимодействии вуза и предприятий или профессиональных ассоциаций на основе частно-государственного партнерства. Обучение на них реализуется с использованием материально-технической базы вуза и предприятий или организаций. Хотя базовые кафедры пока не получили легитимного статуса в России, постепенно складывается устойчивая модель развития этой новой образовательной практики, способствующая обновлению образовательного контента и своевременному информированию студентов о запросах рынка труда в процессе обучения.
В значительной степени рост стартапов в образовательной практике за последние несколько лет обусловлен формированием новой технологической платформы, которая объединяет преимущества отдельных EdTech-проектов в единую систему и предлагает альтернативу традиционным методам обучения. Развитие межличностных коммуникаций благодаря появлению социальных сетей также оказало свое позитивное влияние, поскольку появилось новое поколение людей, привыкших жить и работать в Сети.
В число ключевых компонентов новой технологической платформы включают:
• МООС, позволяющие организовать массовый учебный процесс по месту расположения пользователей с открытым доступом;
• системы управления учебным процессом LMS (LearningManagement Systems), обеспечивающие построение индивидуальных образовательных траекторий для студентов и адаптивное оценивание результатов обучения для различных электронных образовательных форматов;
• сетевые формы реализации образовательных программ, рассматриваемые как инструмент вовлечения работодателей, в том числе иностранных, в процесс обучения студентов и поддержки системы повышения квалификации для работодателей на базе учебных заведений силами профессорско-преподавательского состава;
• систему поддержки и анализа больших массивов данных, позволяющих изыскивать потенциальные источники для улучшения педагогических технологий и адаптации учебного процесса применительно к способностям и потребностям каждого студента.
МООС, несомненно, является ядром новых технологий обучения, пока не нашедшим распространение в России. Появление первых массовых он-лайн курсов связывают со Стэндфордским университетом и относят к концу 2011 г. [5]. Успешное начинание поддержали другие университеты США, а в 2013 г. — университеты Австралии, Великобритании, Германии и Бразилии. Привлекательность этой системы объясняется тем, что формат МООС позволяет дистанционно реализовать индивидуализированное обучение, предоставляет возможность активного массового взаимодействия студентов между собой, с представителями профессионального сообщества и контентом обучения.
В России также предпринимаются попытки осуществить образовательные проекты на новой технологической платформе, но они являются инициативой отдельных команд и не носят массового характера (проект Eduson.tv, Universarium.org и др.) Наиболее перспективными можно считать сетевые формы реализации образовательных программ, рассматриваемые как новый элемент образовательных он-лайн проектов. Главное достоинство сетевого обучения в высшей школе состоит в том, что оно позволяет привлечь работодателей к управлению учебным процессом и непосредственному участию в нем. Благодаря активной позиции работодателей снимаются барьеры между образованием и бизнесом, а представители бизнеса получают возможность
непосредственного контроля своих инвестиций в образование.
Реализация сетевой формы образовательных программ предполагает интенсивное развитие EdTech технологий и создание в вузе современной информационной среды [4]. Применительно к сфере управленческого образования в сетевом варианте необходима разработка большого числа учебных тренажеров, доступных онлайн и предназначенных для формирования навыков принятия бизнес-решений различной сложности. Необходимы также компьютерные симуляторы, представляющие собой специальный вид онлайн тренажеров, позволяющие смоделировать процесс управления организацией и сформировать необходимые управленческие компетенции у студентов. Общей чертой подобных тренажеров и симуляторов становится игровой формат обучения, побуждающий студентов к действию и реализующий идеи активных методов обучения в рамках компетентностного подхода. К сожалению, пока тренажеров и симуляторов явно недостаточно по вполне понятным причинам — их разработка дорогостоящая и требует участия профессионалов высокого класса. В настоящее время в мире существует не более 10 крупных компаний, разрабатывающих симуляторы и предлагающих глобальные он-лайн проекты для обучения менеджеров.
Роль образовательных он-лайн проектов трудно переоценить. Предполагается, что на их базе возникнет новая форма образовательной инфраструктуры (co-learning центры — центры совместного обучения), объединяющие, например, в режиме повышения квалификации профессорско-преподавательский состав вузов и представителей рынка труда. Развитию онлайн проектов может способствовать создание распределенных онлайн лабораторий, позволяющих интегрировать технологические и инструментальные возможности группы вузов и экономить средства на их приобретение.
Для формирования образовательного пространства инновационного вуза необходимы также нововведения в сфере оценки качества процесса и результатов обучения, включающие значительное расширение доли независимых внешних оценок качества процесса, результатов и методического обеспечения учебной деятельности в каждом вузе. Наиболее эффективным механизмом независимого оценивания в ближайшие годы призвана стать профессионально-общественная аккредитация образовательных программ высшего образования, которая согласно ст. 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Россий-
ской Федерации» должна представлять собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших аккредитуемую образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов и рынка труда . Согласно упомянутому Федеральному закону профессионально-общественную аккредитацию вправе проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации, в качестве которых чаще всего выступают различные ассоциации и другие общественные объединения Порядок профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, ее формы и методы устанавливаются проводящей организацией, поэтому практика, существующая сегодня, сводит ее, как правило, к экспертизе образовательных программ, хотя в основе должна лежать оценка результатов обучения по реализованной образовательной программе . Объяснение такому смещению целей оценивания найти достаточно легко, поскольку у организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, отсутствует инструментарий, необходимый для оценивания результатов обучения . Масштабные инновации в сфере развития механизмов и инструментария независимого оценивания предполагаются в Государственном университете управления, который вместе с Национальным союзом организаций по подготовке кадров в области управления персоналом выступил в качестве учредителей при создании Ассоциации организаций развития управленческого образования (ОРУО, дата регистрации 11 октября 2012 г. ) . За период существования ОРУО была выполнена подготовительная работа к проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по направлениям управленческого образования, разработаны внедряющие механизмы и методики внешних экспертных оценок,
идет формирование банка экспертов и создание банка измерительных средств силами консорциума вузов, входящих в Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области менеджмента, планируется введение практики формирования электронного портфолио студента и другие инновации в оценке качества результатов обучения С целью повышения качества подготовки выпускников и совершенствования учебно-методического обеспечения учебного процесса на основе независимой внешней оценки в структуре Государственного университета управления создается Учебно-научный центр аккредитации образовательных программ и обеспечения деятельности УМО В число функций Центра будет входить разработка критериев и показателей качества образовательных программ, организация их профессионально-общественной аккредитации на базе ОРУО, оценка экономической эффективности образовательных программ, осуществление взаимодействия с работодателями, их объединениями и уполномоченными ими организациями по вопросам экспертизы и т д
Таким образом, на наших глазах в вузах России строится новое образовательное пространство, масштабы и потенциал которого дают основания для надежд на повышение качества высшего образования Реализация потенциала этого нового пространства неизбежно приведет к позитивной трансформации традиционной подготовки управленцев при условии учета соответствующих изменений в стратегиях развития вузов и моделях их функционирования, широкого внедрения сетевых форм обучения менеджеров, развития инновационных методов и средств обучения, внедрения механизмов профессионально-общественной аккредитации и сертификации выпускников системы управленческого образования
Литература
1. Конанчук Д.С., Волков А.Е. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Московская школа управления СКОЛКО-ВО (SEDeC), 2013, 48 с.
2. Ливанов Д.В., Волков А.Е. Ставка на новое содержание // Ведомости. 2012.
3. Carr, N. The Crisis in Higher Education // Technology Review. 2012.
4. EdTech Incubators Aiming to Change Education Forever // TeachThought.com.
5. Korn, M. Big MOOC Coursers Moves Closer to Academic Acceptance // Wall Street Journal, 2013.
References
1. Konanchuk D.S., Volkov A.E. Epokha «Grinfilda» v obrazovanii [The era of «Greenfield» in education]. Moskovskaya shkola upravleniya SKOLKOVO (SEDeC) Publ., 2013. 48 p.
2. Livanov D.V., Volkov A.E. Stavka na novoe soderzhanie [Bet on the new content]. Vedomosti [Statements]. 2012.
3. Carr, N. The Crisis in Higher Education. Technology Review. 2012.
4. EdTech Incubators Aiming to Change Education Forever. TeachThought.com.
5. Korn, M. Big MOOC Coursers Moves Closer to Academic Acceptance. Wall Street Journal, 2013.