Научная статья на тему 'Организационно-экономический подход к исследованию инновационной деятельности вуза'

Организационно-экономический подход к исследованию инновационной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL / SOCIAL AND ECONOMIC ANALYSIS / ECONOMIC GROWTH / SCIENTIFIC AND TECHNICAL POTENTIAL / EDUCATIONAL SYSTEM / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарёв Юрий Викторович

В статье рассматриваются основные виды инновационной деятельности вуза с позиции организационно-экономического подхода: деятельность по созданию инноваций, как фактор развития инновационной деятельности вуза; обучение инновационной деятельности, как фактор воспроизводства инновационных кадров; образовательная деятельность, как фактор поддержки и развития инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латуха Ольга Александровна, Пушкарёв Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC APPROAC H TO RESEARCH OF INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL

The basic kinds of innovative activity of higher school from a position of the organizational-economic approach are considered in the article: activity on creation of innovations, as the factor of development of innovative activity of higher school; training innovative activity, as the factor of reproduction of the innovative staff; educational activity, as the factor of support and development of innovations.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономический подход к исследованию инновационной деятельности вуза»

№ 6 - 2013 г. 08.00.00 экономические науки

УДК 61:378.09:331

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИ

Й ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВУЗА

О. А. Латуха1. Ю. В. Пушкарёв2

1ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск) 2ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

В статье рассматриваются основные виды инновационной деятельности вуза с позиции организационно-экономического подхода: деятельность по созданию инноваций, как фактор развития инновационной деятельности вуза; обучение инновационной деятельности, как фактор воспроизводства инновационных кадров; образовательная деятельность, как фактор поддержки и развития инноваций.

Ключевые слова: инновационная деятельность вуза, социально-экономический анализ, экономический рост, научно-технический потенциал, система образования, образовательная деятельность.

Латуха Ольга Александровна — кандидат экономических наук, доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФПК и ППВ ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-таШ [email protected]

Пушкарёв Юрий Викторович — кандидат философских наук, доцент кафедры философии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», е-таП: [email protected]

Цикл жизни знания является стержневым процессом, вокруг которого организует свою деятельность вуз. В свою очередь процесс обновления знания, осуществление фундаментальных научных открытий являются обязательными элементами жизнедеятельности вуза [1-3]. В нем генерируется новое знание, проблематизируются старые модели, получаются новые экспериментальные эффекты, которые нуждаются в объяснении, формируются новые технологии, и все это в совокупности является основой развития инновационного цикла [4].

Место и роль научной деятельности в вузе не вызывает сомнения. Взаимодействие учебного и научного процессов в образовательных учреждениях является неотъемлемым

свойством вуза [5-6]. По мнению большинства ученых, современная миссия университета — это, прежде всего, фундаментальное образование, фундаментальные исследования и получение новых знаний, которые включают междисциплинарные исследования, интеграцию науки и образования, интеграцию инновационных программ с промышленностью [7-8].

Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов (адъюнктов для военных вузов), соискателей и студентов высших учебных заведений. Поскольку создание инновационных идей занимает больше времени, чем разработка конечной продукции, в стране должна быть создана своеобразная «фабрика по производству научной мысли» на основе высших учебных заведений [5; 9].

Университетское академическое сообщество, ориентированное на получение и накопление фундаментальных научных результатов, является одним из рычагов развития экономики, основанной на знаниях. В ней превалирует роль инноваций и разработок, быстрая диффузия нововведений, которые возможно создавать только с помощью накопленных и сформированных знаний в фундаментальных и прикладных науках [10].

Различия между традиционной и инновационной системами образования заключаются, прежде всего, в целевой установке, которая реализуется посредством различных образовательных технологий. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера [11]. Специалисты, которых готовит вуз, должны соответствовать не только самым последним требованиям различных сфер деятельности общества, но и должны быть готовы к осуществлению прогресса во всех этих областях [12]. Привлечение к инновационной деятельности студентов увеличивает уровень подготовки специалистов. Кроме того, использование индивидуального подхода в обучении и отбор способных к творческой деятельности студентов ориентирует их на продолжение работы в вузах и НИИ.

Развитие научных школ определяется общением ученых, работающих в определенной области, которое осуществляется при участии преподавателей во всевозможных конференциях. Оторванность преподавателей от реальной практической деятельности ведет к снижению профессионального роста, поэтому изучение во время стажировок зарубежного опыта организации научных исследований в вузах имеет большое значение. Необходимый процесс постоянного самосовершенствования преподавателей не может быть оторван от практической научной деятельности. Преподаватель вуза не может на должном уровне преподавать учебную дисциплину, черпая свои знания только из учебников, не имея никакого практического опыта применения полученных знаний. Чем выше уровень научного потенциала преподавателя, тем больше у него возможности подготовить специалиста, способного осуществлять прогресс в практической деятельности [9].

Без широкомасштабного использования в учебном процессе новых образовательных технологий сегодня невозможно обеспечить новое качество образования и конкурентоспособность. Именно вузы являются главными хранителями интеллектуального потенциала, накопленного обществом. Тем не менее, в новой системе высшего образования возникают требования, во многом обусловленные необходимостью междисциплинарных курсов и программ, особенно в областях, которые имеют тесную

взаимосвязь с окружающей бизнес-средой.

Вузы взаимодействуют с инновационными фирмами, создавая интегрированные структуры. Они формируются на основе национальной инновационной системы и объединяют в разных организационных формах науку, технику, технологии и образование с ориентацией на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий [13-14]. Создание инновационной продукции, как правило, требует наличия четырех компонентов: научного, кадрового, технического и финансового. Первые три компонента представлены в высшем учебном заведении. Поэтому при создании интегрированных структур инновационным фирмам выгодно сотрудничество с вузом.

Таким образом, на основе анализа основных видов деятельности вуза: образовательной, научной и послевузовское научно-профессиональное образование выделяются следующие виды деятельности вуза с учетом инновационной составляющей:

— повышение квалификации и междисциплинарная подготовка инновационно активных специалистов, которые востребованы на рынке труда;

— генерация инновационных идей;

— выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, в некоторых случаях ОКР (результатом которых являются объекты интеллектуальной собственности, ноу-хау, лицензии, патенты, новые методы, явления, научные публикации и др.);

— осуществление обучения научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, соискателей, аспирантов (адъюнктов для военных вузов) и студентов высших учебных заведений;

— распространение знаний о современных инновациях различных отраслей экономики среди студентов и слушателей в процессе образовательной деятельности, которая стимулирует развитие инноваций в вузе (при чтении лекций и проведении практических занятий), тем самым вуз повышает свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг;

— разработка, внедрение и использование в своей работе инноваций образовательной сферы; инновационная деятельность современного вуза представляет собой нововведение методического обеспечения учебного процесса, технологии процесса обучения, оказание инновационных образовательных услуг и др.;

— проведение аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации докторскими и кандидатскими диссертационными советами по различным специальностям;

— осуществление совместной работы по созданию инноваций с инновационными фирмами (научно-исследовательская деятельность, экспертиза проектов, консалтинговые услуги) в составе интегрированных структур, которые формируются на основе национальной инновационной системы и объединяют в разных организационных формах науку, технику, технологии и образование с ориентацией на мировой рынок наукоемкой продукции и высоких технологий.

Представленные виды инновационной деятельности вуза группируются в три основных направления:

— деятельность по созданию инноваций, как фактор развития инновационной

деятельности вуза;

— обучение инновационной деятельности, как фактор воспроизводства инновационных кадров;

— образовательная деятельность, как фактор поддержки и развития инноваций.

Они послужили основой организационно-экономического подхода к нашему исследованию и созданию базы данных инновационной деятельности вуза (см. рис.).

1. Инновационная деятельность вуээ

Оценка инновационной / \

деятельности вуаэ ——-Оч

2. Обучение инновационной

деятельности

Основные направления, организационно-экономического подхода к исследованию

инновационной деятельности вуза

Таким образом, к первому направлению — деятельности по созданию инноваций в вузе — относятся те виды работ, которые непосредственно имеют отношение к процессу создания, освоения и распространения инноваций.

Второе направление — обучение инновационной деятельности — это особый вид работы вуза, который стимулирует ее развитие как в самом вузе, так и в отрасли, что имеет существенное значение в условиях формирования экономики, основанной на знаниях.

Третье направление является традиционным для вузов, но современные рыночные отношения придают ему новый смысл. Во время, когда информация становится способом привлечения инвестиций, в вузах стали широко востребованы курсы повышения квалификации, семинары-тренинги и круглые столы по проблемам развития отрасли.

В настоящее время не существует комплексной базы данных показателей инновационной деятельности вуза. Существующие подходы к систематизации рассматривают лишь некоторые направления инновационной деятельности: финансирование инновационной деятельности, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, оценка кадрового потенциала и т. п. Вместе с тем предложенные подходы не позволяют комплексно охарактеризовать инновационную деятельность вуза.

Список литературы

1. Бовин А. А. Управление инновациями в организации : учеб. пособие / А. А. Бовин, Л. Е. Чередникова, В. А. Якимович. — М. : Омега-Л, 2006 — 415 с.

2. Васильев Ю. С. Экономика и организация управления вузом: учебник / Ю. С. Васильев, В. В. Глухов, М. П. Федоров ; под ред. В. В. Глухова. — СПб. : Изд-во «Лань», 2004.

— 608 с.

3. Воротынцев А. Г. Проблемы развития инновационного потенциала высшей школы / А. Г. Воротынцев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета — 2011. — № 4. — С. 51-58.

4. Кондратьев Н. Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев ; отв. ред. Л. И. Абалкин. — М. : Экономика, 1989. — 525 с.

5. Инновационная политика высшего учебного заведения / М. А. Девяткина,

Т. А. Мирошникова, Ю. И. Петрова [и др.] ; под ред. Р. Н Федосовой. — М. : ЗАО «Изд-во Экономика», 2006. — 178 с.

6. Прилепская Н. А. К вопросу о создании инновационной среды для продуктивного обучения / Н. А. Прилепская // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2011. — № 1. — С. 23-33.

7. Пушкарёва Е. А. Взаимодействие науки и образования в условиях формирования инновационной культуры образовательного учреждения / Е. А. Пушкарёва // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 4. — С. 29-36.

8. Формирование единой системы вузовского образования : проблемы и перспективы / А. Зебницкий, П. Приходько, А. Янцев, Е. А. Пушкарёва // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2013. — № 2.— С. 27-35.

9. Информационно-аналитические методы экспертных оценок в системах управления и образования : учеб. пособие. — М., 1996. — 182 с.

10. Белоусов Р. А. Основы научного управления социально-экономическими процессами / Р. А. Белоусов, А. З. Селезнев. — М. : Мысль, 1984. — 430 с.

11. Хафизова Э. Р. Инновационный подход к формированию корпоративной культуры в медицинском учреждении / Э. Р. Хафизова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 35-43.

12. Пушкарёва Е. А. Культура самоопределения : адаптационные механизмы личности / Е. А. Пушкарёва, Л. В. Судоргина // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. — 2012. — № 4. — С. 80-87.

13. Курс социально-экономической статистики : учебник / Под ред. М. Г. Назарова. — М. : Финстатинформ, 2000. — 360 с.

14. Голубков Е. П. Использование системного анализа в принятии плановых решений / Е. П. Голубков. — М. : Экономика, 1982. — 159 с.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC APPROAC H TO RESEARCH OF INNOVATIVE ACTIVITY OF HIGHER SCHOOL

O. A. Latukha1. Y. V. Pushkarev2

1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk c.) 2FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk c.)

The basic kinds of innovative activity of higher school from a position of the organizational-economic approach are considered in the article: activity on creation of innovations, as the factor of development of innovative activity of higher school; training innovative activity, as the factor of reproduction of the innovative staff; educational activity, as the factor of support and development of innovations.

Keywords: innovative activity of higher school, social and economic analysis, economic growth, scientific and technical potential, educational system, educational activity.

About authors:

Latukha Olga Aleksandrovna — candidate of economic sciences, assistant professor of public health services organization chair of FAT & PDD at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, e-mail: [email protected]

Pushkarev Yuri Viktorovich — candidate of philosophical sciences, assistant professor of philosophy chair at FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», Novosibirsk State Pedagogical University, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Bovin A. A. Management of innovations in the organization: academic guidance / A. A. Bovin, L. E. Cherednikova, V. A. Yakimovich. — M.: Omega-L, 2006 — 415 P.

2. Vasilyev Y. S. Economics and organization of management of higher education institution: textbook / Y. S. Vasilyev, V. V. Glukhov, M. P. Fedorov; under the editorship

of V. V. Glukhov. — SPb.: Publishing house «Lan», 2004. — 608 P.

3. Vorotyntsev A. G. Problems of development of innovative capacity of the higher school / A. G. Vorotyntsev // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university — 2011. — № 4. — P. 51-58.

4. Kondratyev N. D. Problems of economic dynamics / N. D. Kondratyev; exec. editor L. I. Abalkin. — M.: Economy, 1989. — 525 P.

5. Innovative policy of higher educational institution / M. A. Devyatkina, T. A. Miroshnikova, Y. I. Petrova [etc.]; under the editorship of R. N. Fedosova. — M.: JSC Publishing House Economy, 2006. — 178 P.

6. Prilepskaya N. A. Creation of innovative medium for productive training / N. A. Prilepskaya // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2011. — № 1. — P. 23-33.

7. Pushkareva E. A. Science and education interaction in the conditions of formation

of innovative culture of educational institution / E. A. Pushkareva // Bulletin of Novosibirsk

state pedagogical university. — 2013. — № 4. — P. 29-36.

8. Formation of unified system of academic education: problems and prospects / A. Zebnitsky, P. Prikhodko, A. Yantsev, E. A. Pushkareva // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2013. — № 2. — P. 27-35.

9. Information and analytical methods of expert estimates in control systems and educations: academic guidance. — M, 1996. — 182 P.

10. Belousov R. A. Bases of scientific management of social and economic processes / R. A. Belousov, A. Z. Seleznev. — M.: Mysl, 1984. — 430 P.

11. Khafizova E. R. Innovative approach to formation of corporate culture in medical institution / E. R. Khafizova // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012.

— № 4. — P. 35-43.

12. Pushkareva E. A. Culture of self-determination: adaptic mechanisms of the person / E. A. Pushkareva, L. V. Sudorgina // Bulletin of Novosibirsk state pedagogical university. — 2012.

— № 4. — P. 80-87.

13. Course of social and economic statistics: textbook / Under the editorship of M. G. Nazarov.

— M.: Finstatinform, 2000. — 360 P.

14. Golubkov E. P. Usage of the systemic analysis in accepting the planned decisions / E. P. Golubkov. — M.: Economy, 1982. — 159 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.