УДК 323 (5-191.2) ББК 66.3(0), 7(54)
РОЛЬ И МЕСТО РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НЕТРАДИЦИОННЫМ УГРОЗАМ
В ЦАР
ROLE AND PLACE OF TAJIKISTAN IN THE SYSTEM OF SECURITY AND COUNTERACTION TO CONTEMPORARY NONTRADITIONAL THREATS IN CENTRAL ASIAN REGION (CAR)
Рахмонов Азизджон Салмонович,
к.и.н., доцент кафедры истории и теории международных отношений РТСУ, директор Центра исследований регионов мира (Таджикистан, Душанбе) E-MAIL: rahmonov_az@mail.ru Рахмонов Бахтиёр Шарифович, независимый эксперт, бывший начальник отдела Совета безопасности РТ
Rakhmonov Azizjon Salmonovich, candidate of historical sciences, Associate Professor of the department of history and theory of international relations under the Russia-Tajik Slavonic University (Tajikistan, Dushanbe)
Rakhmonov Bakhtiyor Sharifovich, independent expert, former chief of the security council section of Tajikistan Republic (Tajikistan, Dushanbe) E-MAIL: rahmonov.b@mail.ru
Ключевые слова: Таджикистан, Центральная Азия, незаконный оборот наркотиков, экстремистские и террористические организации, незаконное стрелковое оружие, информационная безопасность, охрана таджикско-афганской границы, сотрудничество и взаимодействие государств.
В задачи исследования входит выявление основных нетрадиционных угроз безопасности и определение их влияния на национальную безопасность государств и систему безопасности Центральной Азии в целом, а также места и роли Республики Таджикистан в этой системе. Проанализированы основные периоды воздействия деструктивных сил, виды современных нетрадиционных угроз безопасности в РТ и место правоохранительных и силовых структур безопасности в борьбе с ними. Немаловажное значение придаётся анализу современных тенденций развития радикальных экстремистских и террористических организаций и их влиянию на безопасность Республики Таджикистан и государств Центральной Азии. Выводы и рекомендации авторов направлены на улучшение системы национальной и региональной безопасности в ЦАР и укрепление и развитие взаимодействия государств региона, государств-членов ОДКБ, ШОС, СНГ по нейтрализации современных угроз безопасности.
Key words: Tajikistan, Central Asia, illegitimate circulation of drugs, extremistic and terroristic organizations, illegitimate fire-arm weapon, informational security, Tajik-Afghan frontier guard, cooperation and interaction of states
The goals of the research is bringing to surface major nontraditional threats to security and determination of their influence over national security of states and security system of Central Asia upon the whole. The place and role of Tajikistan in this system is comprised as well. The authors have analyzed the main periods of the destructive forces, the types of contemporary nontraditional sway of threats to security in TR and the place and role of law enforcements bodies of Tajikistan Republic in the system in question, in combat with them. No few importance is attached to modern tendencies of development in regard to radical extremistic and terroristic organizations and their sway over the security of Tajikistan Republic and Central Asian states. Inferences and recommendations of the authors are aimed at the improvement of the system of national and regional security in CAR and consolidation and interaction development in reference to regional states, state-members of Collective Security Treaty Organization (CSTO), Shanghay Organization of Cooperation (ShOC), Community of Independent States (CIS) concerned with neutralization of contemporary threats to security.
Центральноазиатский регион и Республика Таджикистан в последние десятилетия привлекают пристальное внимание как внешних акторов - ведущих держав, так и региональных акторов. Это влияние зависит не столько от потребностей и интересов других государств (геополитических, геостратегических, геоэкономических), сколько от внутренних тенденций и процессов, событий, происходящих в государствах региона.
Поэтому обеспечение национальной и региональной безопасности государств Центральной Азии является важным направлением устойчивого развития всех государств и установления стабильности в регионе.
В своём ежегодном Послании Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подчеркнул, что «сегодня в ряде государств продолжаются разрушительные войны, становясь причиной роста числа вынужденных беженцев, безработицы, голода, обострения других социальных проблем. Терроризм и экстремизм, распространяясь в невиданных доселе масштабах, своими ужасающими и трагическими последствиями превратились в самую серьезную проблему человечества в XXI веке».
Каждый раз в своих выступлениях Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, видные государственные и общественные деятели неустанно повторяют, вновь и вновь обращая внимание родителей, подрастающего поколения, молодёжи на недавнее прошлое и трагические события в истории страны, унесшие десятки тысяч человеческих жизней с обеих сторон.
Современный мир стал очень уязвимым перед угрозами и вызовами, которые имеют глобальный характер, но им присущи и региональные особенности. Республика Таджикистан за годы независимости не раз становилась объектом воздействия угроз и вызовов, но каждый раз приходилось ценою больших усилий, нередко человеческих жертв, противодействовать этим угрозам.
Потери Таджикистана не оценить никакими деньгами и цифровыми эквивалентами. Республике Таджикистан был нанесён экономический ущерб в объеме более 7 миллиардов долларов (в эквиваленте 90-х годов), страна была отброшена на 20-30 лет назад, разрушению подверглись все значимые социально-экономические объекты. Таких разрушений Таджикистан не переживал даже в годы Второй мировой войны. Самым
сильным последствием братоубийственной гражданской войны были человеческие потери - более 150 тысяч человек, 50 тысяч детей-сирот, более 30 тысяч вдов. Гражданская война прошлась своими разрушениями по каждой семье в Таджикистане и оставила глубокий отпечаток печали и страданий, боли и разлуки, вызвав более 1 миллиона внутренних перемещений и внешних беженцев. По истечении 25 лет национальной независимости и 18 лет подписания Соглашения о мире и национальном согласии и мире некоторые силы из-за рубежа и внутри страны хотят играть на чувствах людей и возрождают у молодых неопытных людей чувство религиозной, этнической и местнической нетерпимости, воспитывая этноэгоистические, этноцентрические и этношовинистические чувства и предрассудки.
Для нас митинги, призывы к свержению политической власти, гражданское неповиновение, вооружённая канонада, различные взрывы, перестрелки, теракты, диверсии, массовые переходы государственной границы с ИГА, беженцы, наёмники, военные инструкторы из зарубежных стран, межэтнические, межнациональные, межконфессиональные, внутриконфессиональные конфликты и т.д. - не простой набор словосочетаний, а вполне материализованные понятия ввиду того, что мы являлись живыми свидетелями известных трагических событий 90-х годов ХХ века в Таджикистане.
В этой связи то, что происходит в разных частях мира (в Сирии, в Ираке, на Украине и в других местах) в т.н. «горячих точках» с незатухающей боевой интенсивностью, периодически вновь и вновь вспыхивающие вооружённые боестолкновения, безжалостно уносящие человеческие жизни, никому так, как нам, не понятны с точки зрения масштабов и губительных последствий и результатов, нежелательных катаклизмов и их влияния на экономику, народное хозяйство и другие сферы.
В последние годы четыре внешние угрозы непосредственно начали влиять на национальную и региональную безопасность государств Центральноазиатского региона.
♦♦♦ Во-первых, это незаконный оборот наркотиков, наркоэкспансия или наркоугроза.
♦♦♦ Во-вторых, незаконные вооруженные формирования, радикальные и террористические организации, идеологическое противостояние и идеологические диверсии.
♦ В-третьих, увеличение количества незаконного стрелкового оружия на Среднем и Ближнем Востоке, незаконная торговля оружием, контроль над стрелковым вооружением и боеприпасами и возможность их переправки в ЦАР.
♦ И, в-четвёртых, информационная война и информационно-психологическая обработка молодёжи в РТ и в государствах Центральной Азии.
Если очень тезисно определить влияние деструктивных сил внутреннего и внешнего воздействия на Таджикистан за прошедшие годы, то примерно их можно включить в следующие временные рамки:
^ Первый период: 1990 год, февральские события, приведшие к первым человеческим жертвам в г. Душанбе.
^ Второй период: 1991 год, митинговые страсти, организованные новыми общественно-политическими и местническими организациями и группами.
^ Третий период: начало гражданского противостояния и массовой братоубийственной войны- 1992-1994 годы.
У Четвёртый период: начало переговорного процесса и подписание Соглашения о мире и национальном согласии-1994-1997 годы, попытки прервать переговорный процесс так называемыми «доброжелателями», представителями внутренних и внешних сил.
У Пятый период: работа КНП и реализация Соглашений-1998-2000 годы, согдийские события 1998 года и попытка противостояния заключенному Соглашению о мире и национальном согласии, расформирование вооруженных формирований Объединенной таджикской оппозиции и вхождение их части в силовые структуры Таджикистана, а также выполнение соглашений в области политических, социальных проблем: возвращение беженцев, принятие юридических, законодательно-нормативных основ разрешения деятельности политических партий, общественных движений и местных-региональных организаций, выполнение решения по привлечению 30% членов оппозиции в правительственные структуры государственной и местной власти.
У Шестой период: проведение ряда террористических актов бандгруппами и вооруженными формированиями, не подписавшими и не признавшими Соглашение о мире и национальном согласии, и ликвидация оставшихся незаконных вооруженных формирований-2001-2002 годы.
У Седьмой период: активизация деятельности новых радикальных организаций и террористические акты в Душанбе, в Согдийской области-2002-2009 годы.
У Восьмой период: расстрел и проведение диверсионно-террористического акта против военнослужащих МО РТ в 2010 году, известные как Раштские события.
У Девятый период: события в Бадахшане и дестабилизация ситуации в Хороге (ГБАО), привлечение военнослужащих силовых структур МО РТ и проведение антитеррористической операции-2012 год.
У Десятый период: вербовка молодёжи в различные новые радикальные террористические организации и участие отдельных граждан РТ в войне в Сирии на стороне ИГИЛ, эскалация незаконных вооруженных формирований на таджикско-афганской границе (на афганской стороне)-2013-2015 годы.
У События 4-16 сентября 2015 года, когда группа военных должностных лиц хотела провести террористические акты с использованием оружия и захват военных и гражданских объектов. В результате погибли 14 чел., 12 человек получили ранения. Это были представители силовых структур-УБОП МВД, МО РТ, представители спецгруппы ГКНБ РТ.
Крупнейшим террористическим актом, совершенным в недалёком прошлом, был террористический акт 19 сентября 2010 года, когда небольшая террористическая группа совершила нападение на подразделение Министерства обороны страны, в результате которого погибли и получили ранения около 70 военнослужащих страны. Отличительной особенностью этого террористического акта было использование афганского варианта организации террористических актов.
По существу, главный удар был нанесён по структуре, которая обеспечивает военную безопасность страны как основу национальной безопасности. Террор осуществлялся также в отношении структур и сотрудников УБОП Министерства внутренних дел и Комитета государственной безопасности страны. Такие акты были предприняты в начале 90-х годов. Прошло 18 лет, и опять тот же сценарий воздействия. Однозначно, что источники и причины всех событий имели не только внутреннюю основу, но и целенаправленно были
подготовлены довольно организованными группировками как внутри страны, так и за её пределами.
Вторая попытка государственного переворота была осуществлена в сентябре 2015 года, которая была направлена на дестабилизацию страны, её организаторы стремились заложить фундамент новой гражданской войны перед началом Саммита глав государств ОДКБ (15 сентября 2015 года) в Душанбе.
На современном этапе внешняя режиссура направила свою деятельность на создание и активизацию различных партий и джамоатов, таких как «Хизб-ут-тахрир», «Джамоати таблиг», салафиитские группы, «Исламское движение Узбекистана», «Исламское движение Туркестана» (куда вошли некоторые представители Партии исламского возрождения), активизацию деятельности ваххабитов и других. Наиболее опасной тенденцией является то, что каждый раз название этих организаций, групп и движений меняется, но в основе своей все они целенаправленно действуют во имя развития фундаменталистских основ - создания халифата, возврата к единым фундаментальным основам, создания единого исламского государства. Опасность данных течений и групп для РТ и ЦАР состоит в том, что зачастую участники и члены этих организаций до конца не осведомлены, какие силы и организации стоят за ними, кто финансирует их деятельность и к каким последствиям могут привести их действия.
Большую опасность для РТ и государств ЦА представляет переправка маленькими группами в 2-3 человека из Афганистана членов Исламского движения Узбекистана, ныне Исламского движения Туркестана, с целью нахождения новых мест дислокации их воинских формирований и террористических групп на территории центральноазиатских государств, в частности в Таджикистане (1). В последние годы стали появляться новые организации, центром их деятельности являлись государства Среднего Востока и Южной Азии (Пакистана), а также государства Западной Азии.
Если посмотреть на происходящие тенденции в Республике Таджикистан и государствах Центральной Азии, то здесь также наблюдается расширение и активизация деятельности радикальных организаций, чего 20 лет тому назад, то есть до объявления национальной независимости государств, не наблюдалось. Посмотрим на данные силовых структур РТ, которые были опубликованы в средствах массовой информации за последние 5-6 лет (2, с.2-3).
Приведём ряд примеров вполне конкретно выполненного Таджикистаном комплекса работ, прямо направленных на укрепление стабильности и безопасности в ЦАР. Меры направлены на укрепление системы безопасности и противодействие нетрадиционным угрозам безопасности, которые в последние годы стали уже традиционными угрозами безопасности и стабильности и непосредственно влияют на дестабилизацию ситуации и угрожают всей системе региональной безопасности.
С 2006 года под запретом Верховного суда Таджикистана находятся «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламское движение Туркестана» (ИДУ), «Талибан», «Братья-мусульмане», «Ташкилоти Лашкар Тайба», «Исламское общество Пакистана», «Джамоати Таблиг», религиозно-миссионерская организация «Созмони Таблигот», «Точикистони Озод», «Хизб-ут-Тахрир» (3).
В декабре 2009 года на юге Таджикистана различные сроки наказания получили 36 членов «Джамоати Таблиг». В марте 2010 года на скамье подсудимых находились ещё 56
сторонников этой организации, из которых 23 были осуждены на сроки от 3 до 6 лет, на остальных были наложены штрафы. Деятельность данной экстремистской организации запрещена на территории Таджикистана с марта 2006 года. По мнению властей, её деятельность прямо или косвенно направлена на свержение конституционного строя в стране. Движение «Джамоати Таблиг» было основано в Индии в 20-х годах прошлого века. В странах Центральной Азии организация начала разворачивать свою деятельность в начале 1990-х гг. (3).
Ещё в 2006 году на законодательном уровне 10 организаций были признаны террористическими и их деятельность на территории республики запрещена. Среди них: «Аль-Каида», ИДТ, «Братья-мусульмане», «Лашкар-и-Тайба», «Талибан», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Таблиги Джамаот», «Свободный Таджикистан», «Исламская группа (Джамият-е-Ислам-и-Пакистан)» и «Созмони Таблигот». В 2007 году была запрещена миссионерская деятельность «Свидетелей Иеговы», а в 2008 году в судебном порядке на 3 месяца приостановлена деятельность немецкой благотворительной организации «ORA International», которая вопреки уставу занималась миссионерской деятельностью (4).
По информации корреспондента «Дойче-велле», который получил информацию от силовых структур РТ, за последние три года в Таджикистане, по данным властей, была пресечена деятельность более 200 активистов радикальных исламских организаций. Однако, как отмечают эксперты, карательными мерами ликвидировать исламское подполье в стране едва ли удастся.
В июле 2013 г. стало известно о появлении в Таджикистане последователей пакистанской военизированной группировки «Джундуллах» («Воины Аллаха»). Трех активистов этого движения задержали летом во время спецоперации в Согдийской области. Как выяснилось в ходе следствия, они, находясь в России, сначала вступили в «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), а затем перешли в «Джундуллах». Сама эта экстремистская организация известна терактами в иранском Захедане в 2010 году и нападением на десятерых альпинистов, включая пятерых граждан Украины, в пакистанской провинции Гилгит 26 июня 2013 года. (5)
Наряду с активистами «Джундуллах» в Согдийской области сотрудниками МВД с начала года арестованы 16 членов экстремистской организации «Джамаат Ансаруллах». Представители правоохранительных органов сообщили, что на месте задержания ими было изъято огнестрельное оружие, большое количество мобильных телефонов с SIM-картами, ноутбук с инструкциями по изготовлению взрывчатых веществ и рекомендациями для подготовки террористических актов. Следствие установило, что задержанные прошли подготовку в лагерях боевиков в Северном Вазиристане.
Активизировалась религиозно-экстремистская организация «Исламский джихад» («джихадисты»), которая распространяет идею о необходимости построения теократического государства через социальные сети Интернет, притягивая в свои ряды молодежь.
12 ноября 2014 года правоохранительные органы Таджикистана сообщили о задержании 11 членов террористической экстремистской группировки «Джамаат Ансаруллах», а также ее лидера, 28-летнего Наджмиддина Шамсиева. По данным МВД, ячейка активно занималась вербовкой молодежи на войну в Сирию в группировки,
воюющие против Башара Асада. Задержанию членов организации предшествовал обыск в доме предполагаемого лидера «Джамаат Ансаруллах», в котором правоохранители обнаружили два пистолета, несколько десятков патронов к нему, а также глушитель. По данным следствия, внутри экстремистской группировки молодые люди работали по двум направлениям: одни непосредственно занимались вербовкой молодежи на войну в Сирию, другие обеспечивали финансирование.
Следует отметить, что в конце 80-х годов на всём пространстве СССР нелегально действовали не более 2-3 организаций. В Таджикистане была лишь одна организация, так же как и в Узбекистане, Киргизии. За небольшой промежуток времени в ЦА, в РФ, на пространстве государств-членов ОДКБ нелегально действует около 50 радикальных организаций. В Казахстане - 17, в Узбекистане - более 20, в Киргизии - 15, в Таджикистане -16. Только в 2013-2014 году в Таджикистане были пойманы представители 3-4 новых организаций. Происходят изменения в их численном и количественном составе. Если раньше организации группировались в ячейках в количестве 10-15 человек, а затем до 5 человек (панджа), то сейчас первичная ячейка насчитывает 2- 4 человека. Вербовку сподвижников осуществляют не более 1-2 человек-представителей радикальных организаций через использование современных информационных технологий, Интернет-сайтов.
Приведём ещё несколько цифр о преступных намерениях в отношении РТ за последние годы. Только за последние 5 лет выявлено 39 преступлений террористического характера, 233 преступления экстремистского характера. Расследовано 183 уголовных дела в отношении лиц, занимающихся экстремистской деятельностью. 2700 молодых людей по личной инициативе Президента РТ были возвращены на Родину за последние 4 года из сомнительных исламских учебных заведений. Для рекрутирования молодёжи для подобного туризма и выезда за границу активно используются новые информационные технологии, социальные сети Интернета. На постоянной основе компетентными органами ведётся мониторинг и учёт временного пребывания наших жителей в государствах с нестабильной военно-политической обстановкой. По разным данным, до 300 граждан Таджикистана воюют в составе вооружённых групп в ИГИЛ. Из числа таковых 53 человека возвращены и арестованы, 3 добровольно вернулись и освобождены от уголовного преследования.
В 2014 году Верховный суд признал 7 жителей страны виновными в заговоре с целью захвата административных зданий и сооружений алюминиевого завода в городе Турсунзаде. Они приговорены к сроку от 18 до 22 лет лишения свободы.
Также 19 лет лишения свободы получили двое членов «Джундуллах», которые прошли специальную подготовку в боевых лагерях Вазиристана и направлялись с конкретными заданиями, с полной экипировкой, предварительно установив взрывчатые вещества, для захвата одной из воинских частей. Затем они намеревались освободить своих единомышленников, арестованных и заключенных в специальном учреждении и, самое главное, взорвать впервые возведённые в нашей стране автотранспортные туннели «Истиклол» и «Шахристон», имеющие особо важное стратегическое значение для страны.
В 2014 году спецслужбами и правоохранительными структурами страны была успешно проведена операция по задержанию одной из бандгрупп, которая имела задачу провести теракт на важном народнохозяйственном объекте - Рогунской ГЭС, и тем самым
сорвать планы Таджикистана по достижению топливной и энергетической безопасности государства.
Источником финансирования этих и подобных намерений служит всё тот же наркобизнес, причём в форме незаконного оборота и контрабанды наркотиков в особо крупных размерах. Только в 2014 году из незаконного оборота были изъяты более 6 тысяч 200 кг наркотиков, в том числе 507 кг героина, 990 кг гашиша, более 4 тысяч 700 кг наркотиков канабисной группы.
Вот несколько цифр, связанных с проблемой охраны границы. Только за 2014 год зафиксировано более 100 нарушений, в том числе вооружённым путём, режима охраны государственной границы. А за первый месяц 2015 года уже были совершены 4 попытки вооружённого прорыва линии государственной границы, причём в абсолютно дерзкой форме.
Во времена бывшего СССР этот участок в 1 344 км был 60% всей бывшей советско-афганской границы, использовались усилия более чем 30-ти тысяч военнослужащих, и это только пограничников, с соответствующим вооружением, экипировкой, военной техникой и боевой авиацией.
Республика Таджикистан поступательно осуществляла и осуществляет комплекс мер по укреплению пограничного контроля и пограничного потенциала, однако без помощи государств ОДКБ и СНГ нам не обойтись. Приблизительно 45 миллионов долларов США потребуется на дополнительные мероприятия в этих целях, эта цифра была озвучена на международной конференции в 2014 году, посвящённой пограничному контролю и взаимодействию РТ с ИГА.
И это лишь минимальная цифра. На самом деле для более полноценного укрепления таджикско-афганской границы с использованием современных технологий и вооружений необходима сумма, превышающая сотни миллионов долларов. Очень важно укрепление госграницы в Бадахшанском, Шурабадском, Пянджском направлении, где ожидается возможный прорыв бандформирований и незаконных вооруженных формирований различных террористических и радикальных организаций.
В связи с вышеизложенным определим некоторые приоритеты, выводы и предложения РТ для укрепления мира и стабильности в ЦАР.
Таджикистан, как и прежде, уделяет первоочередное внимание следующим основополагающим направлениям.
Первое, что концептуально важно: в Таджикистане считают фашизм, нацизм, шовинизм и другие этноэгоистические и этношовинистические тенденции, которые возрождаются в некоторых странах и регионах мира, чумой для всех миролюбивых народов.
Второе: РТ рассчитывает, что в 2015-2016 годах будут полностью реализованы принятые решения об оказании помощи Таджикистану по укреплению таджикско-афганской границы.
Третье: государствам - членам ОДКБ необходимо обратить внимание не только на материально-техническое, военно-техническое перевооружение таджикских силовых структур и пограничных войск, но и на подготовку кадров в области современных информационных технологий и инноваций, военных кадров ПВО, ракетных войск, специалистов в области химической и бактериологической защиты населения. События в
Сирии и использование боевиками ИГИЛ химического оружия - это тревожный сигнал для мирового сообщества.
Четвёртое: необходимо активное взаимодействие с ИГА и его силовыми и правоохранительными структурами, ВС, МВД, агентствами и комитетами, пограничными службами, органами безопасности, что было сделано Таджикистаном и отдельными государствами ЦА по противодействию и борьбе с НОН, НОВ, ТПГ и т п.
Пятое: в рамках ШОС, ЕЭС рассмотреть возможность оказания Таджикистану инвестиционной поддержки для кардинального решения проблемы энергетической безопасности и возможности подключения в перспективе к единой энергетической системе и развития промышленного потенциала и аграрного сектора.
Шестое: до подготовки соответствующих окончательных документов и рассмотрения возможных плюсов и перспектив для принятия решений в связи с вступлением РТ в Таможенный союз и ЕЭС, упорядочить миграционную политику в отношении таджикских трудовых мигрантов и обеспечить их полноценное использование в трудные кризисные годы Россией и Таджикистаном.
И архиважным вопросом, решать который нас заставляет сама жизнь и современное положение реалий, - это выработка эффективных мер и создание действенных механизмов, которые позволили бы надёжно прикрыть каналы вербовки наших граждан в ряды террористических, экстремистских и радикальных организаций, а также в качестве слушателей сомнительных учебных религиозных заведений.
Главный вывод из всего сказанного и из процессов и тенденций, происходящих в мире в различных регионах, состоит в том, что ни одно государство в ближайшие годы не может оставаться в стабильности и спокойствии и обеспечить собственную безопасность иначе, чем в составе единого регионального пространства и более масштабного интеграционного объединения и союза по созданию единой системы коллективной безопасности на Евразийском пространстве.
«Поэтому, как и раньше,- подчёркивает наш Президент Эмомали Рахмон,- мы приложим все усилия для того, чтобы наш регион был регионом дружбы, сотрудничества, партнерства и взаимопомощи.
В этом плане опора на коллективные меры и действенное сотрудничество с проверенными и надежными стратегическими партнерами, как и прежде, будет составлять основное содержание внешней политики Таджикистана».
В этой связи, государствам Содружества Независимых Государств, государствам членам ОДКБ и ШОС, так же как и Евразийскому Экономическому Союзу, необходимо будет принять ряд совместных мер кардинального и масштабного характера для прорыва в проведении социально-экономических реформ, развития экономики и обеспечения коллективной безопасности в ближайшие 5-10 лет.
Список использованной литературы:
1. Рахмонов А.С. Современные проблемы безопасности в Республике Таджикистан и в Центральной Азии//Монография. —Душанбе, 2013.- С.14-48.
2. Рахмонов А.С. Евразийский интеграционный процесс и проблема противодействия ему радикальных организаций и незаконных вооруженных формирований (выдержки из статьи). -Душанбе, РТСУ, 2014. -С. 2-3.
3. «Джамоати Таблиг» в РТ. http://www.news-asia.ru/view/tj/accidents/1150. (Дата обращения: 15 марта 2015 года).
4. Радикальные организации в Таджикистане. \\ www.centrasia.ru, 21/01/09. (Дата обращения: 25 марта 2015 года).
5. Душанбе пытается сдержать рост религиозного экстремизма.31.07.2013. \\http://blog.comunicom.ru/?p=6221. (Дата обращения: 26марта 2015 года).
Reference Literature:
1. Rakhmonov A.S. Contemporary Systems of Security in Tajikistan Republic and Central Asia. Monograph. - Dushanbe, 2013. - pp. 14 - 48.
2. Rakhmonov A.S. Eurasian Integrational Process on the Part of Radical Organizations and Illegitimate Armed Formation (Sequeness from the Article). - Dushanbe. RTSU, 2014. - pp. 2 - 3.
3. «Djamoati Tablig» in TR. http://www.news-asia.ru/view/tj/accidents/1150. (Date of request: March 15, 2015).
4. Radical Organizations in Tajikistan. \\ www.centrasia.ru, 21/01/09. (date of request: March 25, 2015)
5. Dushanbe Endeavours to Hold Religious Extremism Augmentation in Check. 31.07.2013. // http://blog.comunicom.ru/?p=6221. Date of request: March 26, 2015.