Научная статья на тему 'Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций'

Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1700
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Таджикистан / СНГ / Центральная Азия / ОБСЕ / государст- венный суверенитет / проблема безопасности / геоэкономика / незаконный оборот наркотиков / глобальные тенденции / Tajikistan Republic / CIS / Central Asia / OSCE / state sovereignty / problem of security / geoeconomics / illegal narcotraffic / global tendencies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акмалова Мунира Абдунабиевна

В статье изложена попытка научного анализа государственного суверенитетаТаджикистана в условиях мировых глобальных тенденций. Цель заключается в рас-смотрении проблемы сохранения и дальнейшего развития государственного сувере-нитета и обеспечения безопасности Республики Таджикистан. Государственный сувере-нитет Таджикистана и обеспечение его безопасности имеют многогранные особенностии требуют дальнейшего теоретического анализа. Определено влияние международныхфакторов, вызванных мировыми глобальными тенденциями, на современном этаперазвития таджикского общества. Отмечена сложная социально-политическая ситуацияв государствах Центральной Азии,и в частности в Таджикистане, возникшая послеразвала СССР. Сделан вывод, что для укрепления системы безопасности в страненеобходимо проведение политической модернизации государства, создание эффективныхполитических институтов, отвечающих всем критериям сегодняшнего изменяющегосямира, преемственность методов развитых стран по государственному строительствуразвитого гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SOVEREIGNTY AND SECURITY UNDER THE CONDITIONS OF GLOBAL TENDENCIES

In her article the author makes an endeavour of scientific analysis in reference to the state sovereignty of Tajikistan under the conditions of world global tendencies. Her objective is to consider the problems of preservation and further development of state sovereignty and insurance of security of Tajikistan Republic. Sovereignty and security of Tajikistan have multifaceted peculiarities and require further theoretical analysis. She determines an influence of international factors caused by international global tendencies at the contemporary stage of the development of the Tajik society. Complicated social-political situation in Central Asian states, Tajikistan inclusive, is marked as being the aftermath of the collapse of the USSR. The author makes a conclusion that in order to consolidate the system of security in the country one should conduct political modernization of the state, create effective political institutes responding to all criteria of today`s changing world; succession of the methods of the developed countries on a building of a developed civil society must be taken into consideration as well.

Текст научной работы на тему «Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций»

23 00 00 ИЛМҲОИ СИЁСӢ 23 00 00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 23 00 00 POLITICS SCIENCES

23 00 02 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 23.00.02 POLITICAL INSTITUTES, PROCESSES AND TECHNOLOGIES

УДК 32.001 ББК 66. 400. 051

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ И БЕЗОПАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

STATE SOVEREIGNTY AND SECURITY UNDER THE CONDITIONS OF GLOBAL TENDENCIES

Акмалова Мунира Абдунабиевна,

кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Akmalova Munira Abdunabiyevna,

candidate of political sciences, Associate Professor, chief of the department ofpolitology under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: akmalovam@mail. ru

Ключевые слова: Республика Таджикистан, СНГ, Центральная Азия, ОБСЕ, государственный суверенитет, проблема безопасности, геоэкономика, незаконный оборот наркотиков, глобальные тенденции.

В статье изложена попытка научного анализа государственного суверенитета Таджикистана в условиях мировых глобальных тенденций. Цель заключается в рассмотрении проблемы сохранения и дальнейшего развития государственного суверенитета и обеспечения безопасности Республики Таджикистан. Государственный суверенитет Таджикистана и обеспечение его безопасности имеют многогранные особенности и требуют дальнейшего теоретического анализа. Определено влияние международных факторов, вызванных мировыми глобальными тенденциями, на современном этапе развития таджикского общества. Отмечена сложная социально-политическая ситуация в государствах Центральной Азии,и в частности в Таджикистане, возникшая после развала СССР. Сделан вывод, что для укрепления системы безопасности в стране необходимо проведение политической модернизации государства, создание эффективных политических институтов, отвечающих всем критериям сегодняшнего изменяющегося мира, преемственность методов развитых стран по государственному строительству развитого гражданского общества.

Key words: Tajikistan Republic, CIS, Central Asia, OSCE, state sovereignty, problem of security, geoeconomics, illegal narcotraffic, global tendencies

- 144 -

Akmalova M. A. State Sovereignty and Security under the Conditions of Global Tendencies

In her article the author makes an endeavour of scientific analysis in reference to the state sovereignty of Tajikistan under the conditions of world global tendencies. Her objective is to consider the problems of preservation and further development of state sovereignty and insurance of security of Tajikistan Republic. Sovereignty and security of Tajikistan have multifaceted peculiarities and require further theoretical analysis. She determines an influence of international factors caused by international global tendencies at the contemporary stage of the development of the Tajik society. Complicated social-political situation in Central Asian states, Tajikistan inclusive, is marked as being the aftermath of the collapse of the USSR. The author makes a conclusion that in order to consolidate the system of security in the country one should conduct political modernization of the state, create effective political institutes responding to all criteria of today's changing world; succession of the methods of the developed countries on a building of a developed civil society must be taken into consideration as well.

В целях обеспечения национальной безопасности любой страны мира, вопросы государственного суверенитета имеют большое значение. Эти вопросы особенно актуальны для независимого Таджикистана. В Таджикистане в условиях глобальных тенденций стоит проблема сохранения и дальнейшего развития государственного суверенитета и обеспечения безопасности.

Эффективность обеспечения государственного суверенитета и безопасности зависит прежде всего от качества ведения внутренней и внешней политики. Для того чтобы эти внутренние и внешние дела государства имели не зависящий от кого бы то ни было характер, они нуждаются в суверенитете, который выступает гарантом их неприкосновенности от стороны других стран.

Суверенитет имеет свои особенности проявления в государстве, составляет «необходимый признак государства, определяемый в единстве политического содержания, состоящего в возможности носителя верховной государственной власти независимо, самостоятельно формировать, а также осуществлять свою волю, и юридическая форма, означающая закрепление свойств суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти» (1, с. 28).

Многие специалисты полагают, что суверенитет может быть только государственным и не должен иметь иного значения. В то же время в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.

Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, но фактически, в силу влияния других государств на внутренние и внешние дела того или иного государства, они диктуют свою волю. Например, конфликтная ситуация, которая возникла в августе 2008 г. между Грузией, Южной Осетией и Абхазией, показала, что государственный суверенитет и его проявления имеют реальное значение. В этих республиках произошли вооруженные столкновения «двух суверенитетов - формального суверенитета Грузии и реального политического суверенитета Южной Осетии и Абхазии» (1, с. 34).

Очень важно отметить, что именно суверенность государства есть основополагающая цель его существования. Государственный суверенитет и безопасность являются основными во многих странах мира, поэтому их можно вынести в отдельную категорию. Например, К.И. Оспанов даёт свое определение государственного суверенитета и считает, что «суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости

- 145 -

Акмалова М. А. Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций

от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами». Таким образом, государственный суверенитет - это одна из категорий политической независимости и безопасности, а также самостоятельность в решении определенным государством внутренних вопросов и свобода от вмешательства в его внутренние дела других государств.

Рассмотрение современного состояния и особенностей государственного суверенитета и вопросы безопасности актуальны для Республики Таджикистан. Как уже было отмечено, суверенитет может обрести любое государство на различных исторических этапах, независимо от формы и методов правления. Суверенитет не меняет своего смысла с изменением исторической обстановки и политической системы государства. Каждый этап развития страны дает возможность для реализации суверенитета, который имеет свои особенности, связанные с преобразованием и реформами.

Государственный суверенитет Таджикистана и обеспечение его безопасности имеют свои многогранные особенности и требуют дальнейшего теоретического анализа. Важно выделить на современном этапе развития таджикского общества международные факторы и глобальные тенденции, влияющие на сохранение и развитие таджикской государственности и суверенитета страны.

Особое значение в сохранении и развитии государственности, для обеспечения суверенитета и безопасности в условиях глобальных тенденций, как утверждает В. В. Гончаров, имеют условия социально-экономических и политических преобразований:

а) разработка идеологической основы развития государственности, направленной на идейно-политическое воспитание и обеспечение модернизации всех сторон жизнедеятельности общества и государства;

б) создание и реализация внутри страны системы дееспособных проектов, которые охватывали бы все стороны жизни и были направлены на разрешение всех проблем, которые стоят на пути социально-экономического развития;

в) реализация и разработка проектов для развития национальной экономики;

г) разработка новых концепций национальной безопасности государства, которая служит основным средством защиты и сохранения государственного суверенитета;

д) проведение реформы и модернизация государственной системы во всех ветвях власти, в соответствии с Конституцией;

е) становление и развитие в стране совершенного гражданского общества, которое обладает самостоятельной системой институтов общественного контроля над деятельностью государственной власти и воспитание культуры и нравственности граждан, а также высокого политического сознания.

Сохранение и развитие Таджикистана как независимого и суверенного государства зависит от введения правильной, грамотной внутренней и внешней политики, дружественных отношений с государствами региона и мира в целом. Естественно, политика этих государств должна основываться на том, насколько они признают государственный суверенитет нашей республики. Разработка и реализация социальноэкономических программ по реформе социальной и экономической сферы, культурнонравственное совершенствование исторических ценностей, взаимовыгодное сотрудничество служат сохранению идентичности таджикского народа, защите государственного суверенитета и обеспечению безопасности государства и его дальнейшего развития.

- 146 -

Akmalova M. A. State Sovereignty and Security under the Conditions of Global Tendencies

В условиях глобальных изменений, с целью обеспечения государственного суверенитета и безопасности, важным фактором является необходимость своевременного выявления и анализа политических процессов, учитывая факторы, которые угрожают государственному суверенитету или ослабляют его. Эти принципы могут противодействовать проблемам, которые стоят на пути развития страны и обеспечения государственной безопасности. В связи с этим, необходимо постоянное совершенствование системы государственного суверенитета и безопасности с помощью реформ, моделирования и реализации политико-правовых методов и средств, обеспечивающих государственный суверенитет. Государственный суверенитет - это политико-правовая категория, которая досконально разрабатывалась на протяжении многих тысячелетий мыслителями, учеными-политологами. В условиях, когда развиваются современные глобальные тенденции, некоторые аналитики отрицают необходимость термина «государственный суверенитет». М. Хардт и А. Негри отмечают, что «государственный суверенитет в его классическом понимании не справляется с задачей усмирения глобального хаоса, а потому необходим новый суверенитет, отвечающий императиву демократии» (8, с. 176). В.Д. Зорькин подчеркивает, что, «несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств» (2, с. 18).

Национальная концепция государственного суверенитета впервые была сформулирована в период формирования таджикского централизованного государства в начале IX в. в виде концепции таджикского великодержавия, и здесь просматриваются тенденции внешней независимости государя и его власти. Разработка теории суверенитета в советский период в значительной степени обусловливалась необходимостью юридического обоснования сочетания суверенитета Союза ССР и союзных республик в его составе, что и было сделано в виде концепции уникальной советской федерации в противовес буржуазной.

В истории современного Таджикистана можно выделить несколько этапов эволюции понимания государственного суверенитета: 1. Провозглашение государственного суверенитета 9 сентября 1991 года. 2. Принятие Конституции Республики Таджикистан 6 ноября 1994 г.

«Декларация о государственном суверенитете Республики Таджикистан» была принята 15 декабря 1991 г. на третьей сессии Верховного Совета Республики Таджикистан двенадцатого созыва. В документе подчеркивалось, что государственный суверенитет Республики Таджикистан означает верховенство государственной власти республики на всей территории и независимость во внешних сношениях.

Особое значение в истории таджикского государства имеет третий этап -подписание мирного Соглашения 27 июня 1997 года. Начиная с 2000 года наступает очередной этап процесса политического и экономического роста страны, что является важным этапом становления суверенитета государства.

В условиях глобально меняющегося мира концепция государственного суверенитета и безопасности нуждается в пересмотре. Предлагается различать две формы - правовую и фактическую-государственного суверенитета.

Настоящая обеспеченность политической власти, действующей на территории определенного государства, владеющей всеми благами и ресурсами, которая самостоятельно формирует свою волю и придерживается законов-это есть политический

- 147 -

Акмалова М. А. Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций

суверенитет. Носителем политического суверенитета является народ, который объединяют экономические, идеологические, религиозные, национальные и другие факторы. Эти факторы преследуют определенные цели и задачи, располагают нужными ресурсами и господствующим положением для осуществления власти над обществом.

Главными критериями развития основ суверенитета и обеспечения безопасности Таджикистана являются:

- развитие и укрепление единения Республики Таджикистан;

- укрепление и развитие взаимодействия ветвей государственной власти для эффективной результативности;

- переосмысление концепции национальной безопасности с целью её укрепления;

- укрепление материально-правовой базы обороноспособности страны;

- укрепление экономических основ государства;

- обеспечение правопорядка и законности;

- реформа социальной сферы с целью повышения уровня жизни граждан страны;

- совершенствование новых технологий в образовании и науке.

В современных условиях Таджикистана государственный суверенитет и безопасность страны приобретают устойчивый характер, что играет немаловажную роль в развитии и укреплении независимости. Деятельность государственных органов власти в условиях глобальных изменений предусматривает укрепление материальных и культурных основ суверенитета, которые нацелены на обеспечение национальной безопасности, обороноспособности и социально-экономического благополучия граждан страны. Приняты государственные программы, в том числе стратегии, доктрины и концепции. Для разрешения проблем, существующих в развитии государственного суверенитета, и сохранения безопасности страны, существует множество положений и теорий, которые постоянно обновляются и являются ответом на новые риски, вызовы и угрозы. Построение эффективной системы государственного суверенитета, который является гарантией всесторонней защищенности страны в связи с возрастанием глобальных угроз в постоянно изменяющемся мире, требует переосмысления, пересмотра и внедрения новой комплексной концепции государственного суверенитета и безопасности Республики Таджикистан в место старой концепции.

Таким образом, политика любого государства в первую очередь должна быть направлена на обеспечение безопасности граждан, общества, в целом государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизни.

На примере России выявляется тот факт, что в 1994 г. на встрече в верхах в Будапеште было принято предложение РФ о разработке модели безопасности. Неудивительно, что возможные направления работы были представлены в принятом решении достаточно расплывчато. Предполагалось «обсуждение», а не собственно согласование возможной модели. К сентябрю 1996 года министрам для окончательного утверждения были переданы четыре основных предложения, вокруг которых велись долгие споры. И наконец Председатель ОБСЕ справедливо заметил, то модель безопасности направлена «на предоставление России институционального места в системе европейской безопасности на основе сотрудничества, которого она заслуживает», и именно поэтому важно, чтобы эти усилия были плодотворными. Анализ показывает, что даже если в обозримом будущем не будут зафиксированы значительные изменения, ОБСЕ все равно будет нести многие обязательства по определению системы безопасности на основе сотрудничества.

- 148 -

Akmalova M. A. State Sovereignty and Security under the Conditions of Global Tendencies

Когда речь идет о безопасности, то становятся ясно, что разные эксперты Республики Таджикистан вкладывают в это понятие разное содержание: «европейская безопасность», «безопасность в Европе» и т. д. На наш взгляд, безопасность можно сохранить и укрепить на всем пространстве только с участием всех стран. Для этого прежде всего необходима защита суверенитета и демократических процессов, но внешняя политика должна соответствовать национальным интересам. Исходя из этого, смысл многовекторности политики Таджикистана имеет особенное значение в аспекте национальной безопасности.

Целесообразность выбора СНГ как гаранта суверенитета связана с тем, что СНГ как новое геополитическое образование на месте бывшего СССР пережило трансформацию, устраняющую угрозу его превращения в новый источник идеологической экспансии и единообразия. Это крайне важно в целях создания условий, необходимых для жизнедеятельности и развития общества, его безопасности.

Стратегия, определяющая тесную связь Таджикистана со странами бывшего Союза, представляется разумной еще и потому, что СНГ является мостом, связывающим страну с государствами ОБСЕ.

Особенность Таджикистана заключается в том, что часть его общественного организма находится за его пределами, что требует сохранения баланса интересов всех многообразных сил и частей. Это возможно в условиях указанного выше исторического выбора, если учитывать существующие сегодня реалии. Подавление или даже уничтожение какой-либо из них, без сомнения, приведет к трагедии, как, например, это имело место в Таджикистане в начале 90-х годов, в связи с попыткой уничтожения светской государственности. То есть, нужен регулируемый баланс экспансий подобия.

В новых исторических условиях, после завершения «холодной войны», существующая система отношений между государствами стала разрушаться. Возникли новые факторы, новые проблемы, которые суверенные государства не могут решить в одиночку. С учётом современных тенденций национальная безопасность обеспечивается не столько усилиями Вооруженных сил, сколько эффективным содружеством государств.

Стратегические цели и задачи внешней политики государств Центральноазиатского региона фактически совпадают. Это сложные экономические, социальные, политические и другие специфические проблемы.

Стратегия защиты многообразия - политического, идеологического, экономического и других сторон жизни - выдвигает человека целью развития в наших реальных условиях и отвечает национальной безопасности общества. Многообразие языков, культур, быта, религиозных воззрений является бесценным достоянием народов, проживающих в Т аджикистане.

По существу, речь идет о принципах демократии, и эта стратегия обеспечит устойчивое человеческое развитие в Таджикистане, этот процесс обязывает к последовательности. Она создает возможность для сохранения интеллектуального, творческого и социального капитала преемственности поколений, самореализации и защиты своих прав.

Создание демократического, правового, светского государства не допустит исключения народа Таджикистана из колеи современного развития, дает возможность участвовать в освоении достижений и ценностей современной цивилизации.

С обретением независимости народу и стране навязывали различные модели развития, и европейские и мусульманские, которые были отторгнуты таджикским обществом. Таджикистан не стал подобен европейским странам и странам с религиозной

- 149 -

Акмалова М. А. Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций

государственностью, а избрал собственную национальную модель, которая стала фактором мира и стабильности. В то же время Таджикистан освободился от политической, идеологической и культурно-экономической системы советского периода, которая сохранялась, только будучи включенной в обширную региональную целостность СССР в условиях его доминирования в мире.

Национальное развитие народа Таджикистана связано с положением страны в бурно меняющемся мире, потому что страна находится в новых условиях обновляющейся Евразии и ОБСЕ, в особых условиях мусульманской цивилизации, в новых процессах Центральной Азии и пространства ШОС и коренится в современной природе нового социума Таджикистана.

Важнейшим требованием геополитической константы пограничной зоны и геополитического статуса Таджикистана является проведение политики баланса, согласия и единения во имя мира, стабильности, развития и безопасности.

Таджикистан находится на перекрестке различных миров и цивилизаций. Только правильный политический баланс между этими мирами может обеспечить нашей стране мир, стабильность и устойчивое развитие.

В период глобализации и столкновения цивилизаций существует угроза со стороны радикально настроенных группировок извне, и эти факторы, естественно. угрожают безопасности государства.

Надо четко осознавать, что представляемая обществу политика радикально настроенных групп противоречит сегодняшнему дню. Например, если религия и светская государственность для нас являются совместимыми, то они несовместимы для радикального ислама. То, что Таджикистан проводит многовекторную внешнюю политику с выдвижением на первый план стратегического партнерства Республики Таджикистан с Россией и некоторыми другими мировыми силами, не поддерживается и некоторыми западными странами. Цель этих стран - загнать Таджикистан в тупик, оставить без помощи и дружественных отношений партнерами и полностью вытеснить эти великие державы из поля зрения Таджикистана, чтобы самим протянуть «руку помощи». К сожалению, эти противоречия иногда приводят к несогласию и конфликтам.

Одним из ключевых центров обеспечения безопасности на постсоветском пространстве является Центральноазиатский регион, который крайне неоднороден в политическом, социальном и экономическом отношениях, что во многом затрудняет процесс обеспечения региональной стабильности. Переплетение интересов и борьба за влияние в Центральной Азии сталкивают интересы многих государств, порождают соперничество ведущих держав, имеющих геополитические и геоэкономические интересы в регионе. Именно борьба за энергоресурсы, контроль над коммуникациями региона могут создать предпосылки для превращения Центральной Азии в ближайшие годы в один из кризисных уголков мировой политики и сделать актуальными военные угрозы национальной безопасности новых государств, наряду с существующими нетрадиционными угрозами.

Как уже отмечалось, после крушения СССР и образования новых независимых государств, произошли глобальные изменения, то есть трансформация зависимого от Союза Центральноазиатского региона в регион, играющий ключевую роль в геополитической системе евразийского пространства. В настоящее время Центральная Азия считается объектом столкновения геополитических интересов таких великих держав, как Россия, США и Китай. Решение вопросов региональной безопасности, которая влияет

- 150 -

Akmalova M. A. State Sovereignty and Security under the Conditions of Global Tendencies

на политическое и экономическое развитие стран, также интересует участников так называемой «центральноазиатской Большой игры». Бытует мнение, что Центральная Азия является «буфером» негативных процессов, которые происходят в странах Ближнего Востока. Сегодня центральноазиатские страны способны создавать угрозы и вызовы, примером этому являются события начала 90-х гг. ХХ в., с момента разразившейся в Таджикистане гражданской войны.

С целью обеспечения военной безопасности на постсоветском пространстве была учреждена Организация Договора о Коллективной Безопасности - ОДКБ (1992 г.). В этот военно-политический союз входят такие страны, как Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Договор о Коллективной Безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 г. Эта организация обеспечивает не только военную безопасность стран СНГ, в её функции также входит борьба с терроризмом, наркобизнесом, нелегальной миграцией, транснациональной организованной преступностью, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с кибернетической преступностью. Несмотря на результаты, достигнутые этой организацией, в дальнейшем от нее требуется больше усилий. Борьбе с этими негативными явлениями, кроме других причин и проблем, также препятствуют экономические и политические трудности и в России, и в Центральной Азии. Несмотря на это, проблемы обеспечения безопасности находят свое решение, Воруженные силы оснащаются новой техникой и технологиями, а также совершенствуются пути решения проблем безопасности в Центральной Азии.

На угрозу безопасности Центральной Азии влияют такие традиционные факторы, как специфика социально-политической структуры со сложной системой межклановых отношений, особенности самостоятельного развития центральноазиатских государств, разногласия элит в пограничных и других вопросах. Экономический кризис, который охватил страны Центральной Азии сразу после обретения независимости, также спровоцировал усугубление ситуации в регионе. Сложная экономическая ситуация в странах Центральной Азии постепенно исправляется.

Угрозы, которые дестабилизируют регион - это религиозный экстремизм, терроризм и наркотрафик. В последнее время сложились новые угрозы в Центральноазиатском регионе, которые представляют опасность для политической системы государства, дестабилизируют весь регион. Это неудачная попытка свержении государственной власти в Узбекистане, в г. Андижане, в 2005 г. и в Таджикистане в 2015 году.

Проблемы незаконного оборота наркотиков остается одним из важнейших вопросов обеспечения безопасности, не только для центральноазиатских стран, но и для всего мирового сообщества. Этот негатив имеет серьезное влияние на социально-экономическое развитие Центральной Азии. Он связан с географической близостью Центральноазиатского региона к крупнейшему центру производства и распространения наркотических веществ - Афганистану.

Теневая экономика, зависящая от наркотрафика, создает большие препятствия для развития национальной экономики в целом, тем самым создает препятствия развитию страны, обеспечению безопасности региона, а также сеет раздор в обществе, создает политическую и социальную нестабильность во всем регионе и является серьезной угрозой безопасности Центральноазиатского региона.

- 151 -

Акмалова М. А. Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций

В этой связи надо учесть необходимость формирования различных систем безопасности, не только национальной и региональной, но и безопасности на глобальном уровне.

Таким образом, перед центральноазиатскими странами встала неотложная задача создания такой организации, которая бы могла обеспечить покой и стабильность в регионе и принять меры по обеспечению безопасности. В результате переговоров, которые прошли между Китайской Народной Республикой, Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 1996 году, эти пять государств - Китай, Россия, Казахстан, Киргизстан и Таджикистан - вошли в историю как «Шанхайская пятерка». Соглашение об укреплении доверия в военной области было подписано 26 апреля 1996 г. В Шанхае. Этот документ позволит этим государствам обеспечить стабильность, покой, содействовать развитию дружественных отношений и сотрудничества КНР с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Соглашение, которое было подписано позднее, в 1997 г., было основой современной концепции безопасности, разработанной членами ШОС. Главными принципами являются взаимодоверие, взаимовыгода, равенство и взаимодействие. Эти страны, имеющие общие границы, кроме укрепления доверия между собой, взяли на себя такие обязательства: принимать меры по предотвращению опасной военной деятельности, укреплению контактов воинских частей, пограничных войск и отказ от проведения военных маневров, которые были бы направлены друг против друга.

Ежегодно проводились встречи членов «Шанхайской пятерки» - президентов пяти государств - участников. Эти встречи проходили в столицах - Москве, Пекине, Ташкенте, Душанбе. Цель этой организации - совместная борьба против международного терроризма, организованной преступности, контрабанды оружия и наркотиков.

Сближение стран «пятерки» в тот период было продиктовано угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны Афганистана - главного источника нестабильности в регионе.

Вопросы расширения сотрудничества «Шанхайской пятерки» были подняты с 2000 г. Для укрепления азиатской безопасности в организацию вошло государство Узбекистан, которое не граничит с Китаем. Таким образом, учредителями и полноправными участниками ШОС стали шесть государств - Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан, Узбекистан. Это предполагает создание юридической основы системы безопасности в Центральной Азии.

Международный авторитет ШОС определяется территориальным потенциалом стран -участниц и стратегическим диалогом, который проходит в рамках ШОС, двух ядерных держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН - России и КНР. Этот факт определяет ключевую роль ШОС в обеспечении коллективной безопасности как Центральной Азии, так и всего Азиатско - Тихоокеанского региона, так как вопросы безопасности были ключевыми при формировании ШОС.

Как известно, антитеррористическая борьба является главной проблемой сегодняшнего дня. Именно ШОС стала первой международной структурой, которая призвала объединить усилия в противостоянии террористическим действиям, экстремизму и сепаратизму в Центральной Азии.

В силу своего геополитического положения Республика Таджикистан включилась в эту международную коалицию. Основным критерием действий нашей страны является защита собственных национальных интересов, главным из которых является сохранение независимости.

- 152 -

Akmalova M. A. State Sovereignty and Security under the Conditions of Global Tendencies

Другая угроза безопасности - это рост экстремизма и радикализма на Ближнем Востоке, соперничество между различными террористическими и экстремистскими организациями и группировками, которое распространяется по всему миру - от Австралии до Парижа. Конечно, всё это создает проблемы и угрозы для Центральной Азии, в том числе и для Таджикистана. Движение «Исламское государство» уже активно уничтожает существующие границы и современный порядок в Сирии, Ираке и на всём Ближнем Востоке, озвучивая далеко идущие заявления. Это также следует рассматривать в контексте ситуации в Афганистане после вывода коалиционных сил и в связи с большим числом граждан Таджикистана, вовлеченных в деятельность «Исламского государства» и выступающих за распространение этих идей в Центральной Азии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Угрозы безопасности нашей страны разнообразны, существуют как внутренние, так и внешние факторы. Однако наиболее реальная угроза исходит от заблудших молодых таджикистанцев, которые привлекаются в экстремистские группировки», - сказал заместитель директора Центра стратегических исследований Сайфулло Сафаров на пресс-конференции в Душанбе. Он отметил, что сегодня сотни молодых граждан республики находятся в Сирии, Пакистане и Афганистане. Часть молодежи в годы гражданской войны в республике и после нее осталась вне школы и образования. Некоторые растут вдали от родителей, которые вынуждены работать за пределами республики, чтобы прокормить свои семьи. Такие условия упрощают обращение молодежи к экстремистским группировкам (7).

Характер появления и существования нелегальных экстремистских организаций можно объяснить тем, что эта «группа» использует методы социальной риторики, то есть критикует деятельность институтов власти, что иногда получает поддержку части малоимущего недовольного населения, которое находятся за пределами политической грамотности, или же у отбившейся от рук молодёжи из малообеспеченных и даже состоятельных семей. Согласно анализу, «эпицентром» конфликтности в регионе является Ферганская долина, объединяющая зоны революционной активности некоторых государств Центральной Азии. Экстремистические деяния этих групп в Ферганской долине были продемонстрированы в Андижане в 2005 году, когда путём свержения законной власти исламисты хотели установить халифат. Такая же ситуация произошла на юге Таджикистана в сентябре 2015 года, когда исламисты под руководством председателя Исламской партии возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая являлась легальной, но, как оказалось, действовала под прикрытием демократии, также намеревалась свергнуть легальную власть, но им помешала бдительность правоохранительных органов. По планам исламистов, свержение законной власти в регионах Центральной Азии, точнее в Ферганской долине, могло бы помочь созданию халифата. Но все-таки присутствие исламского влияния в странах региона - Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане -является опасным, оно чревато последствиями, которые ведут к созданию мирового халифата. Но их планы утопичны и бесперспективны, об этом свидетельствует то, что в разных местах региона проваливается попытка свержения законной власти. Народы Центральной Азии, которые пережили трудности переходного периода, верят в созидание и дальнейшее развитие своих стран. Проблемы и вызовы, связанные с религией, выходят за рамки региональных проблем и становятся глобальными, на их решение нужно направить усилия не только государств Центральной Азии, но и мирового сообщества.

- 153 -

Акмалова М. А. Государственный суверенитет и безопасность в условиях глобальных тенденций

На современном этапе другой угрозой безопасности государств Центральной Азии является проявление дестабилизационных процессов, которые возникают в результате смены политической системы. Сразу же после распада Советского Союза вновь образованные государства не были сильны с политической точки зрения. Эта проблема в Республике Таджикистан проявилась моментально, вылившись в гражданскую войну, кроме того, волны «цветных революций» прокатились по всему постсоветскому пространству. Государства Центральной Азии имели сложную социально-политическую ситуацию, где существовали внутренние противоречия, которые усугубляли политическую дестабилизацию в государствах региона, пагубно влияющую на региональную безопасность. Для укрепления системы безопасности стран Центральной Азии необходимо проведение политической модернизации государств, создание эффективных политических институтов, отвечающих всем критериям сегодняшнего изменяющегося мира, проведение реформы этой системы, преемственности современных методов развитых стран по государственному строительству развитого гражданского общества.

Список использованной литературы:

1. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография. - М.: Инфра-М, 2011. - 165 с.

2. Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы / В.Д. Зорькин // Россия в глобальной политике. - М., 2004. -№ 3. - май- июнь. -Т. 2. - С. 18-25.

3. Конституция Республики Таджикистан. - Душанбе, 2003. - 22 с.

4. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России //Гражданин и право. -2007. - №1. - с. 3-16.

5. Махмадов А.Н. Безопасность и некоторые интересы Таджикистана. Материалы Республиканской научно-практической конференции (на тадж. языке). - Душанбе, март 2009 г. - 79 с.

6. Оспанов К. И. Основы права: учебное пособие. - Алматы: Фолиант, 2006. - 296 с.

7. Сафаров С. Материалы пресс-конференции. -Душанбе, 2015. - 106 с.

8. Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи / М. Хардт, А. Негри. -М.: Культурная революция, 2006. - 426 с.

Reference Literature:

1. Bredikhin A.L. Sovereignty as a Political-Legal Phenomenon: monograph. - M. : Infra-M., 2011. - 165 pp.

2. Zorkin V.D. Apology of Westfal System // V.D. Zorkin // Russia in Global Politics. - M., 2004, #3. - May - June. V.2. - pp. 18 - 25.

3. Constitution of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2003. - 22 pp.

4. Levakin I. V., Yurtayeva Ye.A. State and its Properties under the Conditions of Globalization: Problems of Unity and Integrity of Russia // Citizen and Law. - 2007, #1. - pp. 3 - 16.

5. Makhmadov A.N. Security and some Interests of Tajikistan. Materials of the republican scientific-practical conference (in Tajik). - Dushanbe, March of 2009. - 79 pp.

6. Ospanov K.I. Grounds of Law. Manual. - Almaty: Folio. 2006. - 296pp.

7. Safarov S. Materials of Press-Conference. - Dushanbe, 2015. - 106pp.

8. Hardt M. Multitude: War and Democracy in Empire Epoch // M. Hardt, A. Negri. - M. : Cultural Revolution, 2006. - 426pp.

- 154 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.