УДК 330.322.5
А. А. Каримов
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: инновации, инфраструктура поддержки бизнеса, индустриальные парки, инвестиции,
эффективность.
Данная статья посвящена теме государственной поддержки малого бизнеса и становлению инновационной экономики в России, на примере Республики Татарстан. В статье описаны годами сложившиеся методики государственной поддержки бизнеса и новые инструменты, практика применения которых имеет пока точечный характер. Тем не менее, те проекты, которые уже запущены в данном направлении, демонстрируют высокую эффективность бюджетных вложений.
Key words: innovations, business support infrastructure, industrial parks, investments, efficiency.
The article is devoted to the topic of governmental support of small business and innovative economy development in Russia, on the Republic of Tatarstan example. The article describes standard methods of governmental support, as well as new instruments, which are implied only occasionally. Nevertheless, the projects developing in this direction, demonstrate high level of budgetary investments efficiency.
Актуальность темы
Повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно, в первую очередь, через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Процесс создания инновационного продукта проходит несколько стадий, начиная от фундаментальных научных исследований, через выдвижение идеи и разработку прототипа продукта (НИОКР) к серийному выпуску продукции и продаже его потребителю. Весь этот путь, иногда именуемый «инновационным коридором», основан на использовании целого комплекса ресурсов. Для того чтобы заниматься своей деятельностью (проводить исследования или выпускать продукцию) предприятия должны обладать набором ресурсов, к основным из которых относятся:
• производственные помещения, исследовательская база или производственные мощности,
• кадры, обладающие необходимой квалификацией,
• научный задел, производственные технологии и т.п.,
• финансы для осуществления разработок или производства,
• информационные ресурсы,
• сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки.
От наличия и состояния этих ресурсов, от возможностей предприятий их использовать, зависит эффективность инновационной деятельности. Очевидно, что к началу XX века и научно-исследовательская база, и технологическая инфраструктура российской экономики пришли в упадок.
Конечно, российская экономическая система обладает отдельными стратегическими преимуществами, такими как, к примеру, существенный научный задел, оставшийся от старых времен. Но с течением времени эти преимущества постепенно теряют свое значение, не
будучи подкрепленными комплексом ресурсов. Решение существующих проблем возможно за счет развития инфраструктуры инновационной деятельности.
Инфраструктура инновационной деятельности подразумевает формирование комплексной системы поддержки предпринимательства, включающей в себя производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую,
информационную и сбытовую составляющие. В то же время, одним из базовых условий является обеспечение производственно-технологической инфраструктуры.
Действительно, для обеспечения выпуска современной продукции необходимо обеспечить предприятиям возможность доступа к производственным ресурсам, а именно, к современному оборудованию и технологиям. Сюда относятся технопарки, инновационнотехнологические центры, которые в основном обеспечивают доступ к производственным площадям, и инновационно-технологические комплексы и индустриальные парки, дополнительно обеспечивающие также доступ к производственным мощностям.
Особенно актуальна эта проблема для малых и средних предприятий, которые в силу слабых финансовых возможностей и небольших объемов производства не могут приобрести современное оборудование. В то же время именно малые предприятия рассматриваются как один из основных источников инноваций для промышленности.
Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых предприятий. Количество малых предприятий, приходящееся на тысячу жителей в России меньше в 6 раз, чем в Германии, в 7,5 раз, чем в Великобритании, в 13 раз, чем в США. Роль малого бизнеса в общественном производстве России также существенно разнится: от 10-11 % ВВП в России до 50-60 % в развитых странах мира.
Практически инфраструктура инновационной деятельности создает каналы, по которым государственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно через элементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того, через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, что способствует самоорганизации малых предприятий. Поскольку, с одной стороны, инфраструктура выполняет важную социальную функцию, а с другой стороны, вложения в инфраструктуру неинтересны для коммерческих инвесторов ввиду медленной окупаемости, ее создание и развитие должно (хотя бы частично) финансироваться государством. Наряду с этим для соответствующих целей привлекаются средства союзов предпринимателей, банков, а также финансовые ресурсы из частных источников на некоммерческой основе - субсидирование, гранты, благотворительность и т.д.
К началу XXI века в регионах России создано 80 региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54 региональных бизнес-инкубатора, 36 бизнесцентров, 96 учебно-деловых центров. Полнота и комплексность институтов и
инфраструктурной поддержки различаются по регионам России.
Одним из регионов, демонстрирующих хорошие результаты в развитии инновационной инфраструктуры, является Республика Татарстан.
В Республике Татарстан широко развита инфраструктура по привлечению инвестиций. Об этом свидетельствуют следующие мероприятия:
• реализация Республиканских целевых программ, охватывающих различные сферы экономики, которые, начиная с 2000 г., определяются как государственный заказ по соответствующему направлению;
• реализация Программы инновационного развития экономики Республики Татарстан, в развитии в республике инновационной инфраструктуры - сети технопарков и технополисов. Формирующаяся при поддержке органов власти инновационная система республики предусматривает объединение в едином комплексе образовательных учреждений различного уровня, научно-производственных и социально-экономических структур. Это позволяет организовать научно-производственную и инновационную деятельность по
полному циклу: от фундаментальных и поисковых работ до производства и продаж наукоемкой продукции;
• осознание руководителями крупных промышленных предприятий необходимости реализации разработок собственных научно-исследовательских и конструкторских подразделений и создания специальных субъектов - технопарков, промышленных зон, технополисов.
В регионе регулярно проводятся Венчурные ярмарки, конкурсы инновационных проектов («Идея-1000», «50 лучших инновационных идей РТ»), действует «Закон РТ об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан», принята к реализации
Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан.
Программой инновационного развития Республики Татарстан определяются
следующие основные принципы республиканской инновационной системы:
• Максимально быстрый выход создаваемых при государственной поддержке субъектов (и их подразделений) на режим самоокупаемости;
• Баланс государственных интересов и интересов бизнеса, что достигается
формированием при государственной поддержке инфраструктурных элементов республиканской инновационной системы (Правительственная комиссия Республики Татарстан по научно-технической и инновационной политике, Инновационнопроизводственный технопарк «Идея», технополисы и пр. в г. Казань, Набережные Челны, и др.) с последующим тиражированием технологий инновационного и синергетического менеджмента и технологий финансирования на другие субъекты, создаваемые на
коммерческой основе;
• Внесение в формируемую инновационную систему республики технологий инновационной деятельности и форм государственной и негосударственной поддержки извне (достигается путем размещения и включения в работу инфраструктурных элементов системы носителей технологий управления инновациями и технологий финансирования (включая представительства зарубежных агентств, университетов, фондов, участие зарубежных специалистов, в т.ч. стран СНГ, в данной сфере и др.);
• Обеспечение соответствия уровня сложности создаваемой инновационной системы сложности республиканской экономики, что обеспечивается созданием распределенной по территории республики системы взаимодействующих субъектов инновационной деятельности (технопарков, технополисов, промышленных зон и др.);
• Стимулирование синергетических эффектов инновационных проектов.
В Республике Татарстан действуют следующие институты, образующие инфраструктуру поддержки бизнеса: Комитет по развитию малого и среднего
предпринимательства РТ, Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Инновационно-
производственный Технопарк «Идея», Академия наук РТ, Камский индустриальный парк «Мастер», Инновационно-производственный Технопарк «Идея-Юго-Восток», Бизнес-инкубатор «Свияга», Бизнес-инкубатор «Форсайт», Особая экономическая зона «Алабуга», Лизинговая компания малого бизнеса РТ, Технополис «Химград», финансово-кредитные институты и пр. Все эти структуры созданы при участии и поддержке Правительства Республики Татарстан.
Каждый из перечисленных институтов выполняет свою функцию в общей инфраструктуре поддержки инновационного бизнеса. В совокупности они охватывают все вышеперечисленные составляющие инновационной инфраструктуры (производственнотехнологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и
сбытовую).
Так, к примеру, Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан выполняет консалтинговую и информационную функции, оказывая информационную и методическую поддержку субъектам малого предпринимательства, представляя их интересы в государственных органах, участвуя в формировании
инфраструктуры рынка в целом. Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, в свою очередь, призван выполнять консалтинговую, финансовую и сбытовую функции, предоставляя малым предприятиям гранты для реализации инвестиционных проектов, принимая непосредственное участие в управлении некоторыми из них, а также продвигая инновационных проектов и их продукции на рынок, в том числе и международный.
Для успешного формирования инновационной структуры необходима четкая и слаженная работа всех перечисленных организаций. В то же время необходимы какие-то объединяющие центры развития малого и среднего бизнеса, через которые компании могут получить доступ ко всем необходимым им услугам.
В качестве таких объединяющих центров часто выступают технопарки и индустриальные парки. Остановимся подробнее на примере создания в Российской Федерации эффективного индустриального парка - Технополиса «Химград».
Технополис «Химград» представляет собой элемент инфраструктуры поддержки компаний малого и среднего бизнеса Республики Татарстан, занятых в области химии и нефтехимии. Работа данного индустриального парка в тесной связи с крупными республиканскими нефтехимическими предприятиями, ведущими ВУЗами Республики Татарстан должна способствовать формированию в Республике Татарстан эффективно работающего нефтехимического кластера.
Технополис «Химград» создан в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.08.2006 г. № 389.
Общая площадь Технополиса составляет 131 га, площадь зданий и сооружений «Химграда» превышает 500 тыс. кв. метров.
Основными направлениями деятельности Технополиса являются малотоннажная химия и переработка полимеров, энергосбережение, медицинские технологии и производство мединструментов.
На сегодняшний момент на территории Технополиса действует 111 профильных компаний. Крупными резидентами Технополиса «Химград» являются ООО «Фосфорос», ОАО «Тасма», ОАО «Карпол», ОАО «Старт», ООО «СП «Геробпласт», ЗАО «Данафлекс», ОАО «НИЦ «Инкомсистем», ООО «ПластКомпозит Материалс», ООО «Гидролит» и другие.
Численность работающих на территории Технополиса «Химград» превышает 4 тыс.человек по состоянию на январь 2011 года.
По итогам 2010 года компаниями «Химграда» было произведено продукции на общую сумму 6,8 млрд.рублей. Доля инновационной продукции в общем объеме продукции резидентов составляет 17 % по итогам 2010 года. Объем налоговых поступлений в 2010 году составил 1,25 млрд.рублей.
Технополис «Химград» создан на принципах частно-государственного партнерства.
Государство осуществляет вложения в инженерную инфраструктуру площадки, что позволяет привлекать частных инвесторов для реализации конкретных бизнес-проектов на территории, оснащенной современными инженерными коммуникациями. На сегодняшний момент общий объем государственных инвестиций составил 1,17 млрд.рублей. Это позволило провести комплексное обновление сетей теплоснабжения, сетей водоснабжения и канализации, сетей электроснабжения.
За период с 2007 по 2010 годы общий объем частных инвестиций составил 3,64 млрд.рублей. Таким образом, мультипликатор государственных инвестиций составляет 3,1. Частные инвесторы осуществляют вложения в реконструкцию имеющихся зданий и сооружений, строительство собственных объектов и технологических линий для реализации бизнес-проектов.
Объем налоговых поступлений за период с 2007 по 2011 годы составил 1,84 млрд.рублей. Бюджетная эффективность за аналогичный период составила 1,57.
Преимущества размещения в Технополисе «Химград»:
1. предоставление резидентам Технополиса «Химград» выгодных условий для быстрого старта промышленных производств, включая льготные арендные ставки.
2. нулевая стоимость технологического присоединения.
3. предоставление резидентам Технополиса «Химград» фискальных преференций,
включая снижение ставок по налогам на прибыль и имущество до 16% и 0,1%,
соответственно, в соответствии с Законом РТ «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
4. организация участия резидентов Технополиса «Химград» в федеральных и
республиканских программах финансовой поддержки малых предприятий.
5. организация централизованных поставок полимерного сырья с ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Казаньоргсинтез».
Технополис «Химград» оказывает резидентам более 30 видов услуг, включая услуги
электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, связи, маркетинговые услуги, услуги
кадрового делопроизводства и юридического сопровождения, метрологические и логистические услуги и др. Все услуги оказываются управляющей компанией по принципу «одного окна».
В 2011 году также планируется запуск на территории Технополиса «Химград» центра кластерного развития, обеспечивающего резидентам площадки доступ к производственным установкам в области химии и переработки полимеров.
К моменту выхода проекта на заданную мощность Технополис «Химград» должен достичь следующих целевых показателей:
• Количество резидентов: 200 профильных компаний;
• Количество рабочих мест: 10 тыс. человек;
• Годовой объем выпускаемой резидентами продукции: 16 млрд. руб.;
• Годовой объем налоговых поступлений в бюджет: 3 мрлд. руб.
Вывод
Пример Республики Татарстан демонстрирует, как при целенаправленном участии государства, как в части финансирования, так и оказания комплексной административной поддержки создаваемые элементы поддержки развития инновационного бизнеса за короткие сроки достигают значительных результатов. Тем не менее, необходимо учитывать тот факт, что без осуществления частных инвестиций со стороны девелоперских компаний и/или компаний-резидентов технопарков и индустриальных парков целесообразность государственных инвестиций может быть поставлена под сомнение, потому что ключевая задача заключается в формировании новых субъектов бизнеса. При этом технопарки и индустриальные парки выступают в качестве центров, объединяющих усилия всех организаций, составляющих инновационную инфраструктуру поддержки бизнеса.
Литература
1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2004.- С. 400.
2. Блюменфельд, В. Большие проблемы малого бизнеса / ВБлюменфельд // Экономика и жизнь. -2007. - №7. - С. 57-68.
3. Дедул, А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы / А. Дедул // Федеральная газета. - 2007. - № 1. - С. 3-4.
4. Кавеев, Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ / Х.Кавеев // Власть. - 2008. - № 8. -С. 8.
5. Козбаненко, В.А. Государственное управление: основы теории и организации: учеб.пособие для вузов: 2 т. / В. А. Козбаненко. — М.: Статус, 2002. Т. 1. — С. 366.
6. Лукьяненко, В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля / В.И. Лукьяненко. — М.: Издательство РАГС, 2004. - С. 416.
7. Турчинов, А.И. Идеи А.А. Богданова и современность / А.И.Тучинов // Материалы III межвузовской научно-практической конференции молодых ученых. - М: Издательство РАГС, 2004. - С.264.
8. Шамхалов, Ф.И. Теория государственного управления / Ф.И.Шамхалов. — М.: Экономика, 2002. -638. с.
9. Республика Татарстан. Закон Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан (2007) / в ред. Законов РТ от 24.06.2003 N 18-ЗРТ, от 18.07.2005 № 85-ЗРТ, с изм., внесенными решением Верховного суда РТ от 16.11.2007 № 3-43/07 (http://mpt.tatar.ru/rus/info.php?id=55142).
10. Республика Татарстан. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004- 2010 гг. (2004) (http://prav.tatar.ru/rus/complan.htm?pub_id=35).
11. Сайт Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан // https://www.ivfrt.ru.
12. Сайт Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан // https://www.krp.tatar.ru.
13. Сайт Технополиса «Химград» // https://www.himgrad.ru.
© А. А. Каримов - канд. экон. наук, Председатель совета директоров, ОАО «Химград», акайшоу001 @gmail.com.