Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как механизм трансферта инновационных технологий в регионе'

Государственно-частное партнерство как механизм трансферта инновационных технологий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО (ГЧП) / ТЕХНОПОЛИС / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (PPP) / TECHNOPOLIS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / TRANSFER OF TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Е. С., Дырдонова А. Н., Стародубова А. А., Зинурова Р. И.

В статье говорится о необходимости создания и поддержки инновационных структур, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства в форме технопарков и технополисов. На примере реализуемого в Республике Татарстан проекта ГЧП «Технополис «Химград» проанализированы условия, способствующие повышению инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса, а также возможность и эффективность трансферта технологий в рамках таких структур.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Е. С., Дырдонова А. Н., Стародубова А. А., Зинурова Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article talk about need of creation and support of the innovative structures created on the terms of state-private partnership in the form of science and technology parks and technopolises. On an example of the PP P project « The Technopolis « Himgrad » realized in the Republic of Tatarstan are analysed the conditions promoting increase of innovative activity of small and medium business, and also possibility and efficiency of a transfer of technologies within such structures.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм трансферта инновационных технологий в регионе»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 332.146.2

Е. С. Андреева, А. Н. Дырдонова, А. А. Стародубова, Р. И. Зинурова

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ ТРАНСФЕРТА

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), технополис, инновационная активность, инновационная

инфраструктура, трансферт технологий.

В статье говорится о необходимости создания и поддержки инновационных структур, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства в форме технопарков и технополисов. На примере реализуемого в Республике Татарстан проекта ГЧП «Технополис «Химград» проанализированы условия, способствующие повышению инновационной активности предприятий малого и среднего бизнеса, а также возможность и эффективность трансферта технологий в рамках таких структур.

Keywords: public-private partnership (PPP), technopolis, innovative activity, innovative infrastructure, transfer of technologies.

In the article talk about need of creation and support of the innovative structures created on the terms of state-private partnership in the form of science and technology parks and technopolises. On an example of the PPP project «The Technopolis «Himgrad» realized in the Republic of Tatarstan are analysed the conditions promoting increase of innovative activity of small and medium business, and also possibility and efficiency of a transfer of technologies within such structures.

К настоящему времени в практике государственного и муниципального управления, мировой и отечественной профессиональной периодике в центре внимания находятся исследования и поиск новых подходов и механизмов, направленных на повышение инновационной активности предприятий, развитие инновационной деятельности в регионе.

В числе таких методов рассматривается и механизм государственно-частного партнерства, который сегодня становится важнейшим, а зачастую и единственным источником стимулирования инновационной активности, финансирования инновационных научных разработок, что способствует реализации крупных экономически и социально важных проектов, а также повышения инвестиционной привлекательности многих важных проектов в инфраструктурных отраслях.

Механизмы государственно-частного

партнерства в качестве инструмента развития инновационной деятельности сегодня активно используются в Республике Татарстан. И яркий тому пример - множество проектов

государственно-частного партнерства,

организованных в форме технопарков и технополисов, уже не первый год реализуемых в Республике [1].

Один из самых значимых таких проектов с точки зрения стимулирования инновационной активности предприятий - это современный научно-производственный комплекс «Химград».

Технополис, созданный по моделям российских и зарубежных бизнес-парков и индустриальных парков, ориентирован

на привлечение самых передовых технологий и производств по принципу бизнес-инкубатора. Приоритетными являются направления нано-

и биотехнологий, технологий сверхкритической экстракции, разработка и производство новых композиционных материалов.

Технополис «Химград» представляет собой элемент инфраструктуры поддержки компаний малого и среднего бизнеса, работающих в области химии и переработки полимерной продукции. Основной целью создаваемой здесь инновационной инфраструктуры является оказание резидентам полного комплекса услуг по всей цепочке создания добавленной стоимости от стадии НИОКР до определения логистических потоков готовой продукции. Так же одной из главных целей создания технополиса является привлечение высококлассных специалистов в приоритетных областях и создание для них комфортабельных и

высокопроизводительных условий работы [2].

На реализацию названного проекта были выделены средства из федерального бюджета, бюджета РТ, а так же значительную часть инвестиций удалось привлечь от частных инвесторов (рис. 1), что позволило государству значительно снизить нагрузку на бюджет.

Частные — инвесторы —

Бюджет РТ J

Бюджет РФ _^_

0 200 400 600 800 1000 1200

Млн.руб.

Рис. 1 - Структура финансирования проекта

В перспективах деятельности

индустриального парка планируется в течение трех лет выйти на объем инвестиций 12,5 миллиардов

рублей, причем большую их часть планируется привлечь от частных инвесторов.

Главное преимущество Технополиса -наличие инфраструктуры, гарантирующей для старта технологическое обеспечение производства, транспорт и логистику, налоговые льготы, возможность воспользоваться административными услугами по принципу «одного окна» и многое другое. Кроме того, работающие на территории Технополиса инновационные производства получают поддержку на правительственном уровне.

В любом технопарке устройство внутренней инфраструктуры призвано всячески облегчать научную и производственную деятельность. Индустриальный парк в технополисе «Химград» уже сегодня достаточно оптимизирован для создания высокотехнологичных малых и средних химических производств. И свидетельство этому положительная динамика основных показателей деятельности Технополиса «Химград» (рис. 2).

Рис. 2 - Динамика показателей деятельности Технополиса «Химград»

Поскольку Правительство РТ сегодня ясно осознает, что малый бизнес - это новые рабочие места, дополнительное поступление налогов в республиканский бюджет, увеличение вклада в валовой внутренний продукт, планируется, что с участием малого и среднего бизнеса, уровень внутриреспубликанской переработки полимеров и другой нефтехимической продукции достигнет 30% от общего объема производства, а также значительно возрастет количество выпускаемой отечественной продукции с более высокой добавленной стоимостью.

В составе технополиса развиваются технопарк в сфере высоких технологий, в котором представлены высокотехнологичные производства полимеров и композиционных материалов, опытно-промышленный центр, парк пилотных установок, бизнес-инкубатор и другие подразделения, призванные обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных производственных процессов в области химии и нефтехимии, которые двигают вперед практическую науку и производство.

Это значит, что в распоряжении резидентов комплекса - современные высокотехнологичные производства, возможности в сфере экспериментальной работы и пилотных установок,

корпоративный университет, а также ряд других необходимых для развития инновационного бизнеса услуг.

Компаниям предоставляются различные льготы, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение инновационных технологий.

Названные преимущества позволили привлечь на площадку малые предприятия (111 штук на конец 2010 года), из которых 6,8 % осуществляют свою деятельность в инновационной сфере.

В активах компаний-резидентов более 100 разработанных продуктов, свыше 60 патентов и товарных знаков, около 20 ноу-хау. Продукция соответствует международным стандартам системы менеджмента качества.

Технополис работает в тесной связи с крупными республиканскими нефтехимическими предприятиями, ведущими вузами Республики Татарстан, способствуя формированию в Татарстане эффективного нефтехимического кластера.

Технополис - это также одна из свободных экономических зон на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования. Технополис пользуется различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение современных технологий.

В создание технопарков и технополисов вкладывается каждое уважающее себя государство, прекрасно понимая, что лидерство в области производственных инноваций резко повышает производительность предприятий и увеличивает привлекательность их продукции на мировом рынке. Создание такого парка,

специализирующегося в области химии и нефтехимии, призвано вывести

высокотехнологичные производства Татарстана на новый уровень.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что основная идея технополиса прежде всего заключается в трансфертной технологии, т.е. максимальном сближении науки и производства, освоении рынка наукоемкой продукции.

Трансфертная технология связана с обеспечением быстрого и эффективного внедрения результатов научных исследований в практику, воплощением их как в пользующуюся сегодня повышенным спросом, так и ориентированные на завтрашние потребности продукцию, которая производится в технополисах промышленными фирмами. Трансфертная деятельность

непосредственным образом связана с развитием наукоемких производств, внедрением новейших научных достижений, созданием новых образцов продукции и повышением технико-технологического уровня предприятий. Тем самым она способствует становлению качественно новой экономики, существующей на базе высоких технологий.

Также идея технополиса дает возможность

решить с его помощью актуальную проблему реорганизации системы образования - приближения его к потребностям современного наукоемкого сектора.

Важной частью идеи технополиса является создание комфортной среды обитания для работающих там компаний. Организация современной транспортной, бытовой, деловой и социокультурной инфраструктуры — приоритет развития технополисов наряду с созданием условий для осуществления трансфертной технологии. Развитие технополиса неизбежно сопровождается мультипликационным эффектом, связанным с воздействием его научно-производственной сферы на укрепление и расширение обслуживающих и других социальных сфер. Благодаря такому эффекту появление и развитие технополисов способствует выравниванию недостаточно развитых в социально-экономическом отношении периферийных районов и предполагает значительные изменения в их инфраструктуре.

Таким образом, государственно-частное партнерство как механизм организации инновационной деятельности:

- позволяет разрабатывать и реализовывать российские и региональные научно-исследовательские программы;

- способствует осуществлению проектных,

опытно-конструкторских и научно-изыскательских работ в различных областях;

- содействует разработке и внедрению новых технологий (малоотходных, экологически чистых, ресурсосберегающих);

- обеспечивает введение в оборот интеллектуальной собственности;

- позволяет привлекать финансирование, инвестиции в инновационную сферу;

- предоставляет площади для реализации инновационных проектов и т. д.

Литература

1. Е.С. Андреева, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, Вестник КГТУ, 11, 184-189 (2012).

2. Д.Ш. Султанова, А.Н. Дырдонова, А.А. Стародубова, И.К. Низамутдинов, Е.С. Андреева, Стратегия развития нефтехимического кластера. НХТИ (филиал) КГТУ, Нижнекамск, 2011. 132 с.

3. А.А. Стародубова, А.Н. Дырдонова, Е.С. Андреева, Вестник КГТУ, 11, 208-212 (2012).

4. А.Н. Дырдонова, Региональная экономика, 26 (209), 30-36 (2011).

5. С.В. Сухих, Ю.Б. Вершини, Вестник КГТУ, 22, 195202 (2011).

6. С.С. Берман, Вестник КГТУ, 18, 268-273 (2011).

7. А.Н. Дырдонова, Вестник КГТУ, 5, 225-234 (2009).

© Е. С. Андреева - ст. преподаватель каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected]; А. Н. Дырдонова - канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой экономики и управления, руководитель НИРС Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected]; А. А. Стародубова -канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, [email protected]; Р. И. Зиннурова - д-р социол. наук, проф., директор Института управления инновациями КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.