УДК 332.145
Кашапова Лейсан Хамзевна
Первый заместитель руководителя Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района по экономическим вопросам, г.Чистополь
ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
В статье раскрыты вопросы выбора гибких инструментов государственной поддержки территорий для обеспечения их экономической стабильности и экономического роста. Формирование институтов развития является одним из таких подходов, от профильности и результатов деятельности которых зависит степень развития территорий. Установлена необходимая взаимосвязь выбора и формирования институтов развития от стратегических приоритетов развития региона Нами доказано, что от эффективного внедрения и деятельности институтов развития зависит достижение стратегических целевых параметров, установленных на региональном уровне и уровне муниципалитетов.
Ключевые слова: институты развития, процессы развития, динамика развития, инвестиционные решения, эффективность производства, Иннокам, Иннополис, «Алабуга».
JEL classification codes: O 018, O 220
Для цитирования:
Кашапова Л. Х. Институты развития как эффективная модель на региональном уровне (на примере Республики Татарстан) // Крымский научный вестник. № 2-3(14-15). С. 38-45.
Kashapova Leysan
First Deputy head of the Executive Committee of Chistopol municipal districton economic issues, Chistopol
DEVELOPMENT INSTITUTIONS AS AN EFFECTIVE MODEL AT THE REGIONAL LEVEL (ON THE EXAMPLE REPUBLIC OF TATARSTAN)
In the article questions of a choice of flexible instruments of government support to territories ensure their economic stability and economic growth. The formation of institutions is one of such approaches of profiling and of the results of operations which depends on the degree of development of territories. You have made the necessary relationship of selection and formation of development institutions from the strategic development priorities of the region We proved that effective implementation and activities of development institutions depends on the achievement of strategic targets set at the regional level and the municipal level.
Keywords: development institutions, development processes, development dynamics, investment decisions, production efficiency, Innokam, Innopolis, «Alabuga».
JEL classification codes: O 018, O 220
Уровень развития инфраструктуры становится одним из решающих условий при принятии инвесторами инвестиционного решения.
Институты развития в России работают разрозненно и фрагментарно. «Институты развития составляют один из существенных элементов национальной инновационной системы и призваны обеспечивать поддержку исследований и разработок на различных стадиях их коммерческой готовности. Однако, нужно признать, что эти институты пока работают разрозненно и фрагментарно[6].
Бренд Татарстана становится все более узнаваемым за рубежом: иностранные инвесторы принимают активное участие в реализации многих крупных проектов, открываются совместные предприятия с участием капитала из стран Западной Европы, Китая, Турции, США, Японии. Расширению деловых контактов способствуют многочисленные презентации потенциала республики за рубежом, проведение в Татарстане масштабных международных форумов.
Высокий уровень созданных условий для ведения инвестиционной деятельности подтверждается и результатами Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации. По итогам двух последних лет Республика Татарстан является регионом-лидером, обеспечившим наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнес-структур.
Состояние экономики, социальной сферы центров муниципальных образований и динамика процессов их развития являются основным источником изменений социально-экономических систем муниципальных районов, и, соответственно, региона в целом [10].
В республике создана мощная инвестиционная инфраструктура, в которую в том числе входят:
— 2 особые экономические зоны (особая экономическая зона «Алабуга», особая экономическая зона «Иннополис»);
— территориально-обособленный инновационный центр ИнноКам;
— 9 индустриальных парков, 9 технопарков, 52 промышленных площадки муниципального уровня (по итогам 2015 года), 8 бизнес-инкубаторов;
— территория опережающего социально-экономического развития моногорода «Набережные Челны».
В Республике Татарстан на протяжении последних 10 лет созданы и успешно развиваются особые экономические зоны, индустриальные парки, технопарки, промышленные площадки муниципального уровня. На сегодняшний день численность занятых на предприятиях-резидентах составляет более 31 тыс. человек, по итогам 2015 года резидентами произведено продукции более чем на 120 млрд. рублей, что составляет около 7% всего объема промышленного производства республики.
Одним из эффективных институтов развития республики является особая экономическая зона «Алабуга», которая в текущем году отметила свой 10-летний юбилей. На сегодняшний день в ОЭЗ «Алабуга» в качестве резидентов привлечено 48 компаний, которыми вложено более 100 млрд. инвестиций,
40
создано 5,5 тыс. рабочих мест. К 2023 году планируется увеличить количество привлеченных резидентов до 120 компаний с объемом заявленных инвестиций 360 млрд. рублей и созданием 16 тысяч рабочих мест.
Резиденты экономической зоны представлены тремя ключевыми кластерами: производство автомобилей и автокомпонентов, переработка полимеров в готовую продукцию, производство строительных материалов. Помимо этого реализуются проекты резидентов в сфере пищевой промышленности, деревообработки, производства стекла, композиционных материалов, машиностроения.
На сегодняшний день, по мнению автора, особая экономическая зона «Алабуга» — наиболее эффективная и крупная экономическая зона России, на чью долю приходится 66% выручки всех зон страны.
В стадии интенсивного формирования находится особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», призванная стать российским центром информационно-коммуникационных технологий, где разрабатываются и коммерциализируются лучшие инновационные решения. На сегодняшний день в ОЭЗ «Иннополис» зарегистрирован 21 резидент. В соответствии с перспективным планом развития особой экономической зоны к 2024 году на ее территории предполагается размещение около 350 резидентов, которыми будет создано свыше 13 тысяч рабочих мест.
Интеллектуальным ядром нового в истории России XXI века города Иннополис является Университет «Иннополис» — новый российский вуз, специализирующийся на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий. Преподавательский состав состоит из ведущих российских и иностранных специалистов в сферах ГГ и робототехники. Образовательные программы ориентированы на актуальные потребности бизнеса и индустрии, формируя качественный поток специалистов для работы в компаниях-резидентах Иннополиса.
Ключевыми звеньями в цепочке республиканских институтов развития являются технопарковые структуры и индустриальные парки, крупнейшими из
которых выступают Камский индустриальный парк «Мастер» с совокупным объемом выручки предприятий-резидентов в 2015 году около 29 млрд. рублей, а также Технополис «Химград» (с объемом выручки 20,1 млрд.рублей), Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» (с объемом выручки 8,1 млрд.рублей) и Инновационно-производственный технопарк «Идея» (с объемом выручки 4,7 млрд.рублей).
С 2007 года на цели создания промышленных парков стали привлекаться средства федерального бюджета по линии Минэкономразвития России. Татарстан одним из первых получил государственную поддержку по частным паркам, программа финансирования которых стартовала в 2013 году. В 2016 году по линии Минэкономразвития России привлечено 328,3 млн.рублей на создание и развитие инфраструктуры 5 промышленных парков Республики Татарстан.
Ведется активная работа и по программам Минпромторга России. Так, по программе отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, на сегодняшний день получен первый транш в размере более 21 млн.рублей по проекту Камский индустриальный парк «Мастер».
Кроме того, в республике развиваются созданные в 2013-2014 гг. 4 региональных инжиниринговых центра и 2 центра прототипирования, специализирующихся в химической промышленности, машиностроении, робототехнике, медицине, лазерных технологиях и биотехнологиях, которые призваны обеспечить внедрение современных инновационных технологий.
Открытые в Татарстане инжиниринговые центры и центры прототипирования создают задел для инновационного развития экономики. С участием вузов, предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства они решают задачи технологической модернизации и вопросы импортозамещения отечественными продукцией и технологиями. Развиваются созданные промышленные площадки муниципального уровня, которые являются эффективным инструментом повышения деловой активности
муниципалитетов, создания рабочих мест, повышения доходной базы городов и районов.
В настоящее время в Республике Татарстан действуют 52 промышленные площадки муниципального уровня, на которых осуществляют деятельность 292 резидента, а также создано более 5,7 тысяч рабочих мест. Объем произведенной продукции по итогам 2015 года составил более 13 млрд. рублей.
В 2014 году создан АНО «Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства». Камский центр кластерного развития в настоящее время важный элемент действующей инфраструктуры, деятельность которого направлена на стимулирование процессов кластеризации в сфере предпринимательства, формирование кластеров предприятий малого и среднего бизнеса, выявление, подготовку и реализацию совместных кластерных инициатив и проектов. На сегодняшний день в рамках Камского центра кластерного развития созданы Машиностроительный кластер и IT-кластер, участниками которых стали 155 субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере машистроения и информационных технологий. Кроме того, в ближайшее время будут созданы пищевой, мебельный (деревообрабатывающий) и полимерный кластеры.
Институты развития будут способствовать созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования, а также в целом росту экономики и повышению эффективности производства.
Литература
1. Бочко В. С., Букин В. П. Социально-экономическая емкость территорий (содержание и оценка). Екатеринбург, 2012. С. 38-42.
2. Дятлов С. А. Типология мирового финансово- экономического кризиса и целевая доминанта инновационной антикризисной политики. URL: www.econorus.org
3. Институты развития не способны подтолкнуть модернизацию России, 2010. URL: http://www. nanonewsnet.ru
4. Институциональное регулирование экономического развития региона (на материалах Ростовской области). URL: http://www.studsupport.ru
5. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Институциональная экономика: курс лекций. Национальный фонд подготовки кадров. URL: http://economics.mipt.ru
6. Медведев Д. Институты развития в России работают разрозненно. Телеканал «Вести». 2009. URL: http://www.strf.ru
7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования: Официальное издание. М., 2000.
8. Мешков В. Государственные институты развития и диверсификации // Экономист. Ежемесячный научно-практический журнал. 2011. № 1. С. 42-54.
9. С. Г. Пьянкова//Выбор и формирование институтов развития монопрофильной территории. Социально-экономические явления и процессы.2013.№11(57).С.97-104.
10. Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан / Н.Г. Багаутдинова, .С. Глебова, М.В. Панасюк, И.В. Юсупова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. — с.1-119.
References
1. Bochko V. S., Bukin V. P. Social'no-jekonomicheskaja emkost' territory (soderzhanie i ocenka). Ekaterinburg, 2012. p. 38-42. (in Russian)
2. Djatlov S. A. Tipologija mirovogo finansovo- jekonomicheskogo krizisa i celevaja dominanta innovacionnoj antikrizisnoj politiki. URL: www.econorus.org (in
Russian)
3. Instituty razvitija ne sposobny podtolknut' modernizaciju Rossii, 2010. URL: http://www. nanonewsnet.ru (in Russian)
4. Institucional'noe regulirovanie jekonomicheskogo razvitija regiona (na materialah Rostovskoj oblasti). URL: http://www.studsupport.ru (in Russian)
5. Kuz'minov Ja. I., Judkevich M. M. Institucional'naja jekonomika: kurs lekcij. Nacional'nyj fond podgotovki kadrov. URL: http://economics.mipt.ru (in Russian)
6. Medvedev D. Instituty razvitija v Rossii rabotajut razroznenno. Telekanal «Vesti». 2009. URL: http://www.strf.ru (in Russian)
7. Metodicheskie rekomendacii po ocenke jeffektivnosti investicionnyh proektov i ih otboru dlja finansirovanija: Oficial'noe izdanie. M., 2000. (in Russian)
8. Meshkov V. Gosudarstvennye instituty razvitija i diversifikacii // Jekonomist. Ezhemesjachnyj nauchno-prakticheskij zhurnal. 2011. № 1. p. 42-54. (in Russian)
9. S. G. P'jankova//Vybor i formirovanie institutov razvitija monoprofil'noj territorii. Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy.2013.№11(57). p.97-104. (in Russian)
10. Strategicheskie napravlenija social'no-jekonomicheskogo razvitija municipal'nyh obrazovanij: opyt Respubliki Tatarstan / N.G. Bagautdinova, I.S. Glebova, M.V. Panasjuk, I.V. Jusupova. — Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2016. — p.1-119. (in Russian)