ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 332.1
ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА*
А. Н.ДЫРДОНОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: DANauka@lenta.ru Нижнекамский химико-технологический институт Казанского государственного технического университета
В статье рассматриваются вопросы формирования и развития инфраструктуры кластерных образований в регионе. На основе опыта формирования элементов инновационной инфраструктуры в Республике Татарстан, а также исследования возможностей и предпосылок создания нефтехимического кластера на территории Нижнекамского муниципального района автором предлагается модель инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера. Определены недостающие элементы инфраструктуры, необходимые для успешного функционирования кластера на территории региона.
Ключевые слова: регион, кластеризация, инфраструктурное обеспечение, территориальный кластер.
Глобализация существенно повлияла на развитие регионов и их конкурентоспособность. Ее процессы способствовали пересмотру региональных стратегий и разработке новых направлений деятельности. Одним из них является развитие кластерных образований на территории региона. Кластерная структуризация экономики: — обеспечивает положительное влияние на общую экономическую политику региона (поддержка
* Статья подготовлена в рамках проекта № 10-Мау-ЕВ-08 «Стратегическое планирование развития территориального кластера» при поддержке Американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (ивКР).
прежде всего науки и образования, рискованных инноваций, экспортной деятельности, создание необходимой инфраструктуры идр.);
— способствует повышению конкурентоспособности территории (через политику, опирающуюся на развитие кластеров);
— предлагает новые возможности для бизнеса (обеспечивает устойчивость малого предпринимательства, повышение экологической ответственности предприятий, способствует расширению границ их инициативной природоохранной деятельности) [1, 2, 3, 9].
Реализация проекта развития кластерной экономики требует создания соответствующей инфраструктуры, перекрестных связей научных, производственных, финансовых учреждений и институтов.
Первоочередным принципом формирования инфраструктуры является целенаправленность, т. е. наличие системы целей, охватывающих научно-технические, производственные, экономические и социальные цели внутри кластера. Наличие целей приводит к образованию структур или отдельных элементов инфраструктуры, которые выполняют определенные функции в соответствии с выбранной целью. Несмотря на различные цели и функции организационных структур, их деятельность должна быть слаженной, взаимосвязанной и скоординиро-
ванной. Только в этом случае будет достигаться максимальный эффект инфраструктурных звеньев.
Одним из направлений формирования инфраструктуры, фокусирующих цели промышленной и инновационной политики, является развитие парковых территориально-производственных образований научного, научно-технического и научно-промышленного типа. Базой парковых структур являются:
— научно-технологические парки;
— бизнес-инкубаторы;
— центры трансфератехнологий;
— инновационно-технологические центры;
— инновационно-промышленные комплексы.
Научно-технологические парки (НТП) — это
самостоятельная организационная структура, создаваемая в сфере науки и научного обслуживания посредством малого научно-технического предпринимательства предприятий промышленного комплекса. Основными задачами технопарков являются превращение знаний и изобретений в технологии, превращение технологий в коммерческий продукт, передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства.
Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи, предоставление оборудования, оказание на льготных условиях консультаций.
Центры трансфера технологий (ЦТТ). Они призваны сыграть одну из ключевых ролей в национальной инновационной системе, ускоряя продвижение в промышленность научных разработок, в первую очередь тех, которые были созданы с использованием бюджетных средств. Основной задачей ЦТТ является коммерциализация разработок, создаваемых в научных организациях и в вузах. Для решения этой задачи ЦТТ должны обладать возможностью оказания консалтинговых услуг по широкому спектру вопросов — финансовых, экономических, маркетинговых, по вопросам интеллектуальной собственности и внешнеэкономической деятельности. ЦТТ должны иметь выход на источники научных разработок, соответствующий кадровый потенциал, осуществляющий оценку уровня разработок, а также каналы выхода на промышленные предприятия — потенциальных пользователей разработок научного сектора.
Инновационно-технологические центры (ИТЦ) формируются как структуры, способные с момента
образования разрабатывать и производить наукоемкую продукцию на принципах самофинансирования, развивать и наращивать научно-технический и научно-технологический потенциал.
Создание инновационно-промышленных комплексов (ИПК) началось в России еще в 1999 г. в целях освоения полномасштабного выпуска конкурентоспособной продукции, производимой в небольших объемах малыми наукоемкими предприятиями. Главной особенностью ИТЦ является структурная поддержка инновационных предприятий, сформировавшихся внутри крупного производственно-хозяйственного комплекса. В отличие от НТП ИТЦ обеспечивают более устойчивые связи малого бизнеса с промышленными предприятиями.
В Республике Татарстан имеется достаточный опыт формирования элементов инновационной инфраструктуры. Созданные более 10 лет назад научно-технологические парки и бизнес-инкубаторы доказали свою эффективность.
Базовым элементом инфраструктурного обеспечения инновационного развития Республики Татарстан является технопарк «Идея». На территории технопарка существует бизнес-инкубатор, где происходит проработка идеи, пробный выпуск продукции осуществляется на площадях Центра инновационного бизнеса, серийный выпуск осуществляется уже при содействии технопарка. Также технопарк ежегодно проводит «Венчурную ярмарку инновационных проектов» на базе выставочного комплекса «Казанская ярмарка».
В мае 2007г. технопарк «Идея», IBM, Инвестиционно-венчурный фонд РТ объявили о начале сотрудничества в области разработки стратегии, построения бизнес-плана и проведения маркетинговых исследований по созданию технологического центра IT-разработок встроенных IT-систем. В 2004 г. были образованы:
— Камский индустриальный парк (КИП) «Мастер.» — единственный пример функционирования технопарка, ориентированного на машиностроительную отрасль. КИП «Мастер» выступает связующим звеном для представителей малого, среднего и крупного бизнеса;
— производственный технопарк «Идея-Юго-Восток» — образован технопарком «Идея» совместно с компанией «Татнефть» при поддержке Правительства Республики Татарстан.
В целях развития малого наукоемкого бизнеса технопарк тесно сотрудничает с Агентством по поддержке малого предпринимательства, венчурным фон-
дом, инновационным фондом Республики Татарстан, центром инновационных технологий, университетскими технопарками при Казанском государственном технологическом университете и Казанском государственном техническом университете.
Большое внимание в рамках инновационного регионального развития отводится созданию особых экономических зон (ОЭЗ). Их нормативная база представлена в Федеральном законе от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и Федеральном законе от 22.07.2005 № 117-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», вступившем в силу с 01.01.2006.
Особая экономическая зона промышленно-произ-водственного типа «Алабуга» была создана по постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 784. Основной задачей ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом путем создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства.
С начала существования ОЭЗ «Алабуга» в ее инфраструктуру федеральными и региональными властями вложено более 370 млн долл. За этот период удалось привлечь и первых компаний-резидентов, среди которых такие известные компании мирового бизнеса, как Роквул, Эр Ликид, Фиат Груп, Исузу, Сент-Гобейн, Прайс Даймлер, Ши-шеджам, Хаят.
Основными преимуществами ОЭЗ «Алабуга», которые делают ее одной из самых обустроенных промышленных площадок в Российской Федерации, являются:
— выгодные налоговые и таможенные преференции;
— развитая промышленная инфраструктура (все резиденты получают доступ к внутренним сетям дорог, железной дороге, электричеству, отоплению и пр.);
— развитая бизнес-инфраструктура (офисные помещения, конференц-залы, залы заседаний, банки, страховые компании, 1Р-телефония и высокоскоростной Интернет, тренажерный зал);
— система «одного окна» (16 государственных учреждений);
— стратегическое месторасположение (прямая связь с федеральной трассой М7 и федеральной же-
лезнодорожной системой, близкое расположение к международному аэропорту и речному порту);
— развитая социальная инфраструктура близлежащего города (гостиницы, рестораны, торговые центры, высококачественное жилье);
— мощная правительственная поддержка;
— подтвержденный послужной список (многие известные в мире компании разместили свое производство натерритории ОЭЗ «Алабуга»),
Одной из форм свободных экономических зон на базе интеграции высокоразвитого производства, науки и образования является технополис. Технополисы пользуются различными льготами, что наряду с развитой инфраструктурой обеспечивает эффективную разработку и внедрение современных технологий.
Работающий с 2006 г. технополис «Химград» — один из ключевых элементов созданного в Республике Татарстан нефтехимического кластера. «Химград» постоянно расширяет географию своей деятельности, привлекая для работы на площадке не только республиканских и российских, но также зарубежных инвесторов. Официально проект приобрел федеральное значение после подключения к государственной программе по созданию технопарков в сфере высоких технологий. По итогам 2009 г. «Химград» стал лидером по показателям деятельности своих резидентов среди других регионов — участников госпрограммы.
«Химград» представляет собой индустриальный парк площадью 131 га, призванный создать оптимальные условия для развития малого и среднего бизнеса, обеспечить ускоренное развитие высокотехнологичных предприятий, внести вклад в развитие нефтехимического кластера Татарстана, способствовать развитию тесного взаимодействия с участниками инновационного рынка и рынка инвесторов — НИИ, вузами, внедренческими компаниями, венчурными институтами, бизнес-ангелами и банками.
Технополис находится в непосредственной близости к ключевым поставщикам сырья — ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Химический завод им. Л. Я. Карпова», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ОАО «Нижнекамскнефтехим».
В настоящее время в технополисе «Химград» ведется серийное производство полимерных изделий (труб, фитингов, пленок, битумов, упаковочных материалов), компонентов для авто- и нефтепромысловой химии, светопрозрачных конструкций из ПВХ, энергосберегающих и нанотехнологий, лабораторного оборудования, лекарственных средств
и медицинского оборудования, осуществляется переработка полимеров (рециклинг), сертификация химических веществ, а также ведутся лабораторные исследования. В рамках реализации концепции технополиса предполагается строительство парка высоких технологий, включающего в себя центр высоких технологий, парк пилотных установок, корпоративный университет, специализирующиеся в таких приоритетных направлениях, как биомедицина, энергосбережение, нанотехнологии.
Необходимую поддержку компаниям-резидентам, работающим на территории индустриального парка, оказывает ОАО «УК «Идея Капитал». Оно организует деятельность по принципу «одного окна», что позволяет упростить процедуру оформления документации: выдачи техусловий, документов, связанных с экологическим контролем, разрешительной и иной документации. Комплексная система сервисной поддержки резидентов включает в себя:
— представление и продвижение интересов резидентов при взаимодействии с государственными (муниципальными) органами и организациями, отраслевыми союзами, ассоциациями, биржами и фондами по программам субсидирования, предоставление оборудования в лизинг;
— мероприятия по сокращению и упрощению процедуры по выдаче технических условий, согласованию документации, связанной с экологическим контролем;
— содействие в обучении и повышении квалификации;
— содействие в части заключения прямых долгосрочных контрактов с предприятиями нефтега-зохимического комплекса РТ;
— обеспечение гарантированных поставок запрашиваемого углеводородного сырья по установленному трехстороннему регламенту.
Продукцию и услуги резидентов Технополиса потребляют крупнейшие компании России и стран СНГ. Среди них ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром», ТНК-ВР, ОАО «Татнефть», ОАО АНК«Башнефть», ОАО «Газпром нефть», ЗАО «Эссен Продакшн АГ», ОАО «Нестле Россия», ОАО «АККОНД», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Кировский шинный завод», «Омскшина», ОАО «Саранский з-д «Резинотехника», ЗАО «Кварт», ОАО
«Балаковорезинотехника», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и некоторые другие. Кроме этого, 10 % производимой на площадке продукции экспортируется в страны СНГ.
К территориальным зонам-системам, для которых характерна высокая концентрация малых и средних предприятий с явно выраженной производственной специализацией, относятся промышленные округа.
В мае 2005 г. при поддержке Кабинета Министров Республики Татарстан была образована ассоциация «Нижнекамский промышленный округ». Нижнекамский промышленный округ создан с целью взаимовыгодной промышленной кооперации. Он объединил «округообразующее» предприятие ОАО «Нижнекамскнефтехим» и малые и средние предприятия по переработке полимеров в готовую продукцию (рис. 1). Основная задача Ассоциации — содействие развитию сектора малых и средних предприятий по переработке полимерного и нефтехимического сырья.
Запускающим механизмом ассоциации «Нижнекамский промышленный округ» являются его учредители: ОАО «Нижнекамскнефтехим»; ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»; НП «Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана»; «Инвестиционное агентство города Нижнекамска и Нижнекамского района».
Нижнекамский промышленный округ — это организация производственно-территориального комплекса, объединяющая малые и средние предприятия в целях стимулирования их инновационной, инвестиционной и предпринимательской активности, создающая условия для взаимовыгодной промышленной кооперации, решения общих экономических и правовых задач, а также защиты имущественных интересов участников промышленного округа.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.08.2008 № 572 в рамках Нижнекамского промышленного округа создан Индустриальный парк «Камские Поляны» — комплекс с единой инфраструктурой современных, экономически эффективных производств по выпуску упаковочных материалов, сырья для текстильной промышленности, строительства, сельского хозяйства и автомобильной отрасли.
Рис. 1. Схема
организации
Нижнекамского
промышленного
округа
Основной целью проекта «Индустриальный парк «Камские Поляны» является создание сети высокотехнологичных производств по переработке полимеров как элемента национальной инновационной системы для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса. Его полномасштабная реализация будет стимулировать развитие депрессивного региона, в том числе создание и развитие объектов инфраструктуры, необходимых для бесперебойной работы сосредоточенных здесь промышленных объектов, а также способствовать дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности территории.
Таким образом, реализация проекта не только уменьшит долю импорта нефтехимических продуктов в регионе, которая составляет сегодня более 50 % потребления, но и позволит:
— создать комплекс современных, экономически эффективных производств;
— создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения;
— укрепить дотационную бюджетную систему региона.
В 2009 г. между Правительством Республики Татарстан и Министерством регионального развития Российской Федерации было подписано соглашение о предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в объеме 500 млн руб. Эти средства направлены на создание инфраструктуры парка — системы газоснабжения, сети тепло- и водоснабжения, ливневой канализации, объектов энергетического хозяйства, реконструкцию существующих теплосетей. Начато строительство модульной котельной мощностью 60 мВт, способной удовлетворить потребности первой очереди Индустриального парка и поселка одновременно.
Общая стоимость проекта — 1,7 млрд руб. Базовым предприятием парка и поставщиком сырья выступает ОАО «Нижнекамскнефтехим» — одно из крупнейших российских предприятий нефтехимической отрасли. На первоначальном этапе запланировано создание пяти производственных объектов. Первые два производства по выпуску мультифила-ментных нитей и стретч-пленки введены в действие в IV квартале 2009 года. Идет процесс заключения контрактов на поставку оборудования еще для трех производств по выпуску полимерной сетки, армированной пленки и другой продукции.
Инвестиционный проектпо созданию Индустриального парка «Камские Поляны» включен в качестве базового проекта в Комплексный инвестиционный
план развития пгт Камские Поляны как моногорода. В рамках второй очереди на его территории предполагается построить бизнес-центр. Ведется работа по привлечению сторонних инвесторов для реализации аналогичных производственных проектов.
Создание нового производства в составе Индустриального парка «Камские Поляны» позволит получить дополнительные конкурентные преимущества как с точки зрения объема капитальных вложений по проекту, так и себестоимости производимой продукции.
По прогнозам, до 2020г. на производствах Индустриального парка могут быть заняты свыше 2тыс. чел. Это — долгосрочная и масштабная задача, которую предполагается реализовать при поддержке федерального центра.
Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан приоритетным является создание нефтехимического кластера [6]. Поэтому формирование и развитие кластерных образований для Нижнекамского района является весьма перспективным направлением повышения конкурентоспособности территории и механизмом активизации инновационных процессов.
Нижнекамский муниципальный район является крупнейшим центром нефтехимической промышленности не только Татарстана, но и России. На него приходится 23 % производимой в Татарстане промышленной продукции и около 30% экспорта республики. В Нижнекамске сосредоточено 18 % основных производственных фондов Татарстана, представляющих базовые отрасли промышленности.
Основу промышленности Нижнекамска со-ставляюткрупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли: нефтехимию и нефтепереработку. Крупнейшими градообразующими предприятиями данного муниципального района являются ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамс-кшина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО».
Для развития нефтехимического кластера Нижнекамского муниципального района необходимо создание индустриального парка в районе базы стройиндустрии (БСИ). Исследуя возможности и предпосылки создания индустриального парка в районе БСИ, необходимо отметить следующие моменты:
— выгодное географическое положение: город Нижнекамск расположен в северо-восточной части Республики Татарстан, в 8 км отреки Кама. Находится на расстоянии 240 км от столицы республики — Казани. Близлежащие города — Набережные Челны (40 км), Заинек (42 км), пгт Камские Поляны
(45 км), Чистополь (120 км) — также способствуют реализации данной идеи. По территории г. Нижнекамска проходит автодорога республиканского значения МЗ сообщением «Нижнекамск — Камские Поляны — Чистополь — Казань» и с выходом на магистраль федерального значения М 7 «Москва — Уфа». В 20 км от города Нижнекамска расположен международный аэропорт Бегишево;
— индустриальный парк в районе БСИ будет располагаться в непосредственной близости от основных источников производства сырья, например ОАО «Нижнекамскнефтехим»;
— наличие инженерной инфраструктуры;
— наличие трудовых ресурсов и высококвалифицированной рабочей силы;
— наличие развитой инфраструктуры, благоприятные условия для жизни населения.
Формирование инфраструктурного обеспечения территориального кластера Нижнекамского муни-
ципального района кроме наличия определенных факторов (предпосылок) требует развития, а в случае их отсутствия — создания некоторых инфраструктурных элементов. На основе анализа основных направлений инфраструктурных элементов можно построить структурно-функциональную модель экономического развития района, что позволит рассматривать данную инфраструктуру как комплекс взаимодополняющихдругдругаэлементов (рис. 2).
С точки зрения структурно-функциональной модели инфраструктура инновационного развития— это, с одной стороны, соединение специализированных областей деятельности (инвестиций, инженерных инновационных и технологических знаний и обучения), а с другой — система поддержки инновационной деятельности посредством взаимодополняющих элементов (организационных, правовых, информационных, коммуникационных территориальных структур). Инфраструктура характеризуется прежде всего целевым единством ее элементов, однако каждый из элементов отличается своей функциональной спецификой.
Элементы, обеспечивающие целевое единство в деятельности такого механизма, — это мотивационные установки на инновационное развитие территории, единый законодательный и нормативный регламент деятельности, единая общедоступная информационная сеть. Кроме того, структурно-функциональная модель формируется через единство мотивации в деятельности инновационных центров, инвестиционных банков, фондов поддержки кластерного развития, фондов страхования инвестиционной и инновационной де-
Технологическая инфраструктура:
- Нижнекамский промышленный округ;
- Индустриальный парк «Камские Поляны»
Правовая
инфраструктура
Комплекс
законодательных
актов,
определяющих
условия создания и
деятельности
кластера НМР и его
структурных
элементов
Информационная инфраструктура
| Единый ! информационный 1 центр кластера
Рис. 2. Структурно-функциональная модель инфраструктурного обеспечения развития кластера Нижнекамского муниципального района (пунктиром выделены элементы инфраструктурного обеспечения, которые необходимо создать для успешного функционирования кластера на территории Нижнекамского муниципального района): ВПО — высшее профессиональное образование; НХТИ — Нижнекамский химико-технологический институт; НИИТиТ — Нижнекамский институт информационных технологий и коммуникаций; ССПО — среднее и средне-специальное образование; Нижнекамский нефтехимический колледж; НПК — Нижнекамский политехнический колледж; НПО — начальное профессиональное образование; ПЛ — профессиональный лицей; ИП — индустриальный парк; БСИ — база стройиндустрии; НМР — Нижнекамский
муниципальный район
ятельности. Взаимодействующие структуры могут иметь различную организационно-правовую форму. Каждый центр, будучи самостоятельной хозрасчетной структурой, опирается на материальный и интеллектуальный потенциал партнеров. Взаимосвязь элементов позволит обеспечить одновременное решение нескольких задач:
— создание базовых центров по инновационной деятельности;
— расширение информационного обмена между структурами кластера;
— интеграцию финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Взаимодействие элементов данной инфраструктуры будет эффективным в условиях:
— объединения ресурсов при решении глобальных проблем;
— постоянного обучения персонала, повышения его квалификации при обмене опытом;
— соединения взаимодополняющих этапов одной комплексной работы.
Построение координационного центра элементов инфраструктуры кластера позволит создать механизм, где все элементы опираются на возможности друг друга и взаимодействуют с органами управления. Кроме того, координирующий орган позволит избежать проблем несогласованности между элементами инфраструктуры кластера Нижнекамского муниципального района.
Таким образом, процесс формирование кластеров натерритории региона невозможен без развития его инфраструктурных элементов. Создание недостающих и развитие имеющихся элементов инфраструктурного обеспечения развития территориального кластера позволит решить следующие задачи:
— создать новые рабочие места для жителей региона, увеличить налоговые отчисления в бюджет;
—производить новые виды продукции, увеличить количество и качество выпускаемой продукции;
— заменить импортные товары отечественными за счет использования наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;
— существенно повысить роль науки, образования, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, академической и вузовской науки;
— значительно повысить уровень научно-технических разработок и эффективность их внедрения.
Список литературы
1. Винокурова М.В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики // ЭКО. 2005. № 12. С. 73-91.
2. Дырдонова А. Н. Методические подходы к выявлению и оценке кластеров в экономике региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 28. С. 25-32.
3. Дырдонова А. ^.Оценка эффективности кластерных образований: методический подход // Регионология. 2010. № 4. С. 83-88.
4. Дырдонова А. Н. Теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2009. № 3.
5. Каленская Н.В. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития промышленного комплекса. Казань: Наука. 2010. 160 с.
6. Ларионова Н. А. Конкурентоспособность региона в глобализирующейся экономике. Экономика региона: тенденции развития. Воронеж: ВГПУ.2006. 182 с.
7. Мирошник П. П., Крапивин В. А. Кластерные подходы к развитию корпоративных форм хозяйствования: монография. Н. Новгород: Принт ЕС. 2007. 444 с.
8. Портер М. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме». 2005. 258 с.
9. Проект концепции кластерной политики Российской Федерации. М.: АНХ при Правительстве РФ. 2005.
10. Проект программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года». М. 2007.
11. Самойлов М. А. Оценка эффективности функционирования региональных промышленных кластеров (методические основы) // Экономические науки. 2009. № 6.
12. СкочА. Международный опыт формирования кластеров // Космополис. 2007. № 2.
13. Султанова Д. Ш. Активизация инновационной деятельности нефтеперерабатывающих предприятий на основе развития конкурентной среды // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 6.
14. Третьяк В. П. Кластеры предприятий. М.: Август Борг. 2006. 132 с.