Научная статья на тему 'Роль государства в инновационном развитии агропромышленного комплекса'

Роль государства в инновационном развитии агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА / ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / INNOVATIVE DEVELOPMENT / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE REGULATION AND SUPPORT / ECONOMY / INVESTMENTS / AGRICULTURAL PRODUCERS / COMPETITIVENESS / INFRASTRUCTURE / FOOD SECURITY / MODERNIZATION / SCIENTIFICALLY - TECHNICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилов Магомагази Камилович, Камилова Патимат Дадаевна

В статье «Роль государства в инновационном развитии агропромышленного комплекса» раскрываются роль государства, цели и задачи инновационного развитии агропромышленного комплекса. Анализируется государственно -частное партнёрство как условие инновационного развития АПК. Освещается региональный аспект инновационного развития. Приводится зарубежный опыт государственного регулирования инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камилов Магомагази Камилович, Камилова Патимат Дадаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN INNOVATION DEVELOPMENT OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX

In the article "State Role in Innovative Development of Agro-industrial Complex" the role of the state, the purpose and a task innovative development of agroindustrial complex reveal. It is analyzed it is state private partnership as a condition of innovative development of agrarian and industrial complex. The regional aspect of innovative development is shined. Foreign experience of state regulation of innovative processes is given.

Текст научной работы на тему «Роль государства в инновационном развитии агропромышленного комплекса»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

KAM ИЛ О В M. К., КАМИЛОВА П. Д.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В статье «Роль государства в инновационном развитии агропромышленного комплекса» раскрываются роль государства, цели и задачи инновационного развитии агропромышленного комплекса. Анализируется государственно -частное партнёрство как условие инновационного развития АПК. Освещается региональный аспект инновационного развития. Приводится зарубежный опыт государственного регулирования инновационных процессов.

KAMILOVМ.К., KAMILOVA P.D.

THE ROLE OF THE STATE IN INNOVATION DEVELOPMENT OF THE

AGROINDUSTRIAL COMPLEX

In the article "State Role in Innovative Development of Agro-industrial Complex" the role of the state, the purpose and a task innovative development of agro-industrial complex reveal. It is analyzed it is state - private partnership as a condition of innovative development of agrarian and industrial complex. The regional aspect of innovative development is shined. Foreign experience of state regulation of innovative processes is given.

Ключевые слова: инновационное развитие, агропромышленный комплекс, государственное регулирование и поддержка, экономика, инвестиции, сельхозтоваропроизводители, конкурентоспособность, инфраструктура, продовольственная безопасность, модернизация, научно - технический прогресс.

Keywords: innovative development, agro-industrial complex, state regulation and support, economy, investments, agricultural producers, competitiveness, infrastructure, food security, modernization, scientifically - technical progress.

Роль государства в инновационном развитии агропромышленного комплекса определяется направлениями инновационной политики. Сутью государственной инновационной политики в аграрной сфере, как и во всём народном хозяйстве, является создание и поддержка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство ресурсосберегающих проектов и разработок, стимулирование инновационной активности предприятий путём страхования рисков, налоговых послаблений, таможенно - тарифной политики, создание объектов с высоким научным и производственным потенциалом в виде особых экономических и региональ-

ных зон внедрения достижений научно - технического прогресса и наукоградов.

Агропромышленный комплекс является приоритетной отраслью экономики, сферой жизнеобеспечения. Почти 70% продуктов первой необходимости производится из сельскохозяйственного сырья и более 90% потребностей населения в продуктах питания обеспечивается сельскохозяйственной продукцией. Успешное развитие агропромышленного комплекса во многом определяет экономическое благополучие региона и страны в целом. Именно поэтому агропромышленный комплекс должен стать приоритетным сектором экономики для участия государства и необходимым условием инновационного развития.

Многовековой опыт мирового развития сельского хозяйства свидетельствует о том, что в силу специфики сельскохозяйственного производства продовольственный рынок и сельское хозяйство не являются саморегулирующимися отраслями народного хозяйства. Именно поэтому агропромышленный комплекс должен находиться под государственным регулированием и поддержкой, ведущее место в которой принадлежит государственной поддержке инновационного развития. [1]

Целью государственной инновационной политики в агропромышленном комплексе является создание условий для развития аграрной науки и образования, устойчивого экономического роста, обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повышения качества жизни на селе, что в конечном итоге ведёт к продовольственной безопасности страны.

Для достижения этой цели необходимо создать условия для подготовки специалистов всех отраслей аграрной науки для управления инновационными проектами, усилить государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью повышения их платежеспособности, обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях инновационной деятельности, обеспечить кооперацию и интеграцию научной, образовательной и производственной деятельности и совершенствовать нормативно -правовое регулирование инновационных процессов.

Определяющее значение в экономическом механизме инновационной деятельности принадлежит финансовым ресурсам и рациональной системе финансирования. Основными источниками инвестиций в инновации агропромышленного комплекса являются:

❖ средства бюджетов муниципальных образований, региона и страны;

❖ собственные финансовые средства предприятий;

❖ банковские кредиты на возвратной основе;

❖ средства лизингового фонда;

❖ иностранные инвестиции;

❖ финансовые средства инвестиционных и страховых компаний;

❖ свободные денежные средства населения;

❖ венчурное финансирование;

❖ средства негосударственных пенсионных фондов.

Государственная инновационная политика формируется на основе определения стратегии развития агропромышленного комплекса страны и отдельных её регионов, анализа текущего состояния инновационной деятельности, прогноза развития научно - производственного потенциала, развития инновационной инфраструктуры и государственной поддержки инновационной деятельности.

Проведённый в 2012 году анализ инвестиционной активности бизнеса показал, что 90% крупнейших компаний страны оказались не готовы детально представить результаты своей инновационной деятельности. Если в практике экономически развитых зарубежных стран частные компании играют ключевую роль в финансировании научно - исследовательской работы и создании нововведений, покрывая до 80% общенациональных затрат на НИОКР, то в России за счёт бизнес - структур финансируется ежегодно не более 25% вложений в научно - технический прогресс.

Критическая недостаточность этих цифр становится предельно ясной, если учесть, что вся сумма вложений в НИОКР в России за последние годы составляла чуть более 1% ВВП. Для сравнения, в США доля затрат на научно - исследовательскую работу в ВВП составляет около 2,5 - 2,8%, в Японии -3,3%, Израиле - 4,5%.[2]

Негативная динамика инвестиционной и инновационной активности в экономике страны привела к значительному физическому и моральному износу используемого производственного фонда - от 50 до 70 % основных фондов производственного назначения нуждаются в замене, а средний срок службы оборудования в агропромышленном комплексе превысил 15 лет. В этой связи необходимо значительное увеличение бюджетного финансирования фундаментальных и приоритетных прикладных научных исследований, модернизация и техническое переоснащение основных фондов для проведения исследований на уровне, не уступающем лучшим мировым научным лабораториям.

В этих условиях целью стратегии инновационного развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года является ускорение темпов роста объёмов сельскохозяйственной продукции на основе повышения эффективного использования ресурсного потенциала и конкурентоспособности продукции, решения социальных проблем сельских территорий и сокращения разрыва уровня жизни сельского и городского населения.

Необходимость разработки стратегического курса инновационного развития отраслей агропромышленного комплекса была обусловлена ещё и тем, что Российская Федерация в декабре 2011 года вступила во Всемирную торговую организацию. Этот шаг значительно увеличит уровень импорта продукции в таких отраслях, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка. Это потребует от всех отраслей экономики, в том числе и агропромышленного комплекса, создания инновационных условий для повышения конкурентоспособности своей продукции.

Среди всех факторов повышения эффективности и усиления интенсификации производства решающее место принадлежит инновациям, научно -техническому прогрессу и активизации человеческой деятельности, усилению личностного фактора (коммуникации, сотрудничество, координация, приверженность делу), повышению роли людей в производственном процессе. Все остальные факторы находятся во взаимозависимости от этих решающих факторов.

Зависимость научных исследований и инновационных разработок отрасли от государственной поддержки с каждым годом увеличивается. Спрос на научно - техническую продукцию формируется преимущественно за счёт государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности.

Переход к рыночной экономике в начале 90-х г.г. ХХ века сопровождался самоустранением государства от управления экономическими процессами и привёл к глубокому кризису в экономике страны. Основными показателями состояния агропромышленного комплекса России середины 90-х годов являлись сокращение производства продукции, как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающих отраслях, деградация производственного потенциала агропромышленного комплекса на фоне всё возрастающего потока импортных продуктов далеко не лучшего качества.

Импорт продовольствия неуклонно растёт и составляет сегодня, по самым скромным оценкам, более трети от общего фонда. Это неизбежно ведёт к спаду производства отечественной сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что находясь в неравных климатических условиях с другими странами - сельхозтоваропроизводителями участниками Всемирной торговой организации, Россия для получения конкурентоспособной продукции, снижения её себестоимости, повышения эффективности использования земель сельхозназначения нуждается в более широком применении инноваций и нанотехноло-гий в агропромышленном комплексе. Для этих целей в нашей стране два года назад был создан «Совет по внедрению нанотехнологий в сельское хозяйство » - «Сов Нано СХ».

Наноразработки - наноматериалы и нанотехнологии - встречаются уже практически во всех областях сельского хозяйства: растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, перерабатывающей промышленности, производстве сельхозтехники и т. д. Сегодня в России есть все предпосылки для активного внедрения и продвижения нанотехнологий в агропромышленный комплекс и совершенно очевидно, что инициатива частных предпринимателей и крупные инвестиции ведущих компаний могут ускорить этот процесс.

Наглядным примером первого строящегося инновационного центра в постсоветской России является инновационный центр «Сколково» - строящийся в Подмосковье современный научно - технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе будут обеспечены особые экономические условия для компаний, ра-

ботающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России. Объекты первой очереди центра «Сколково» будут введены в эксплуатацию уже к 2014 году, полностью строительство объектов будет завершено в 2020 году.

В настоящее время уровень инновационной активности в агропромышленном комплексе очень низок из - за тяжёлого финансового положения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, трудностями с получением кредитов для финансирования инвестиционных проектов, а также недостаточного финансирования инновационных разработок за счёт бюджета. Всё это привело к сокращению спроса на научно - техническую продукцию и свёртыванию многих научно - исследовательских и опытно - конструкторских проектов в агропромышленном комплексе.

Всемирный экономический кризис, начавшийся в 2008 г., только усугубил состояние агропромышленного комплекса. В этих условиях при дефиците собственных средств у предприятий финансовые вложения в инновационное развитие крайне ограничены. В этот период государственная поддержка инновационных процессов в агропромышленном комплексе должна повышаться. Важная роль в активизации инновационного развития принадлежит инновационному маркетингу, связанному с изучением рынка, управлением и регулированием производства и сбыта инновационного продукта или технологий.

Одним из важных условий инновационного развития агропромышленного комплекса России является государственно - частное партнёрство. В развитых странах Западной Европы ещё в 90-х гг. ХХ века государством и частным бизнесом было учреждено более 2700 совместных проектов. Анализируя исторический опыт экономического развития России можно утверждать, что начало государственно - частного партнёрства в нашей стране было связано с периодом НЭПа в 30 - х гг. прошлого века. Взаимодействие государства и частного бизнеса является одним из основных условий повышения инновационной активности любого сектора экономической и социальной инфраструктуры и повышения эффективности экономических показателей.

На современном этапе развития агропромышленного комплекса необходимо активнее использовать государственно - частное партнёрство с целью привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий для модернизации отечественной экономики. В этой связи именно обеспечение конкурентоспособности инновационных компаний на внутреннем и внешнем рынках является основной целью государственной поддержки инновационного развития. Особенно важен этот аспект для развития приоритетных направлений экономики страны. Это такие отрасли, как сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность и др., которые из - за высоких рисков и низкой привлекательности для инвесторов не пользуются финансовой поддержкой предпринимателей.

Участие государства в инновационном развитии в качестве партнёра преследует следующие цели:

❖ воспитание нового поколения учёных с инновационным мышлением;

❖ финансовое участие в поиске новых технологий;

❖ обеспечение конкурентоспособности инновационного продукта;

❖ участие в практическом внедрении инноваций;

❖ поддержка возникновения инновационных ресурсных центров;

❖ поддержка научно - исследовательской работы в учреждениях высшего профессионального образования.

Достигнуть эти цели можно только если государство и частный бизнес будут взаимодействовать друг с другом в рамках государственно - частного партнёрства. Важно, чтобы в этом партнёрстве преследовались интересы государства и его основная функция - модернизация экономики посредством инновационного развития.

В экономически развитых зарубежных странах управление инновационным развитием агропромышленного комплекса обязательно предусматривает участие государства. Государственная поддержка инновационного развития связана с существенным риском при выборе приоритетных направлений, с необходимостью взаимодействия участников научной деятельности -частных фирм, государственных институтов и университетов, с решением проблемы поддержки национальных участников международной конкуренции. Государство оказывает помощь и при создании инфраструктуры, способствующей динамичному развитию инновационного процесса - это системы финансового обслуживания, распространения информации и др.

Конец ХХ и начало ХХ1 веков характеризуется активным развитием малого инновационного предпринимательства в экономически развитых зарубежных странах. К крупным научно - исследовательским и конструкторским центрам университетов, промышленных корпораций и консорциумов стали дополнением многочисленные мелкие инновационные предприятия. [3] В странах с рыночной экономикой малые и крупные инновационные предприятия активно сотрудничают друг с другом, работают на благо экономики своей страны. Поэтому на современном этапе инновационное развитие в развитых зарубежных странах опирается на высокую концентрацию научных достижений у крупных компаний и широкое участие в этой деятельности мелких инновационных предприятий.

Анализируя развитие малого инновационного предпринимательства за рубежом можно констатировать, что государство активно поддерживает развитие малого инновационного предпринимательства. Создание благоприятного инновационного климата является приоритетным в государственной политике развитых стран - это обеспечение комфортных правовых, организационных, психологических, экономических и иных условий для появления и развития новых фирм, занятых освоением и коммерциализацией инноваций. Необходимо отметить, что региональные власти за рубежом активно поддерживают развитие мелкого инновационного бизнеса. В США, например, в каждом штате созданы комиссии, фонды, располагающие финансами для решения региональных инновационных программ. Эти штатные программы

финансируются из бюджета штата, местных органов власти, крупными корпорациями и университетами, а также федеральным правительством.

В связи с экономической ситуацией в России, характеризующейся дефицитом определённых природных ресурсов, усилением диспропорций в размещении трудовых ресурсов, основных производственных фондов, необходимостью осуществления крупномасштабного технического переоснащения производства, возрастает значимость регионального аспекта управления инновационным развитием. Максимальное использование внутренних ресурсов регионов для решения различных экономических проблем путём создания и реализации в производство современных инновационных товаров является актуальной задачей современного подхода к управлению инновационно-инвестиционными процессами на региональном уровне.

В заключении можно прийти к выводу, что для успешной инновационной деятельности в масштабе страны необходимы государственное регулирование и поддержка действий всех её субъектов, а также интеграция всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечении инвестиций, создании благоприятных условий, способствующих инновационному развитию и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.

Бесспорно то, что основным фактором преодоления существующего кризиса в агропромышленном комплексе и перехода на путь устойчивого экономического развития в современных условиях должен стать научно-технический прогресс, а государство должно регулировать и поддерживать инновационное развитие в агропромышленном комплексе.

_Литература_

1. Баутин В. Совершенствовать инновационную деятельность в АПК // АПК: экономика, управление, 2003. №1. С 21 - 25.

2. Кушлин В. Институциональная среда инновационной модернизации // Экономист, 2011. №11.С.65 - 73.

3. Голенков В. А. Стратегия инновационного развития на базе университетских комплексов. М., 2003. С.130.

4. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - www.mex.ru.

5. Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (режим доступа) - www.economy.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.