УДК 336.11 ББК 65.263.2 П 42
ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
(Рецензирована)
Повойко Инна Владимировна,
магистрант Кубанского государственного технологического университета, г. Краснодар. Тел.: (903) 452 83 82, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье автором приводится анализ принципов управления инвестиционной и инновационной деятельностью в сфере сельского хозяйства на территории города Краснодар, а также оценка разработки инвестиционной стратегии, адекватной современному состоянию социально-экономического развития территориальной социально-экономической системы. Представлено авторское видение основных преимуществ инвестиционно-инновационной деятельности в сфере аграрного сектора экономики города Краснодар, как для инвесторов, так и для муниципальной системы сельского хозяйства в целом. Была раскрыта роль, сущность и значение инновационной и инвестиционной деятельности в развитии агропромышленного комплекса муниципального хозяйства города Краснодар.
Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инновационная деятельность, агропромышленный комплекс, инвестиции, инновация, государственное управление.
INNOVATIVE AND INVESTMENT ACTIVITY OF LOCAL AUTORITIEA AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF MUNICIPAL ECONOMY
Povoyko Inna Vladimirovna,
undergraduate of the Kuban state technological university, Krasnodar. Ph.: (903) 452 83 82, e-mail: [email protected]
Summary. In the article the author analyzes the principles of management of investment and innovative activity in the sphere of agriculture in the city of Krasnodar, as well as the evaluation of the development of investment strategies, adequate to the current state of socio-economic development of the territorial socio-economic system. Presented by the author's vision of the main benefits of the investment and innovation in the agricultural sector of the economy of the city Krasnodar, both for investors and for the municipal system of agriculture in general. role was disclosed, the nature and importance of innovation and investment in the development of the agro-industrial complex of Krasnodar city municipal services.
Keywords: investment, innovation, agriculture, investment, innovation, governance.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики муниципального образования г. Краснодар является активизация инвестиционной и инновационной деятельности во все сферы и отрасли АПК.
Связанно это, прежде всего, с неопределенностью ситуации на международном рынке. Сегодня перед государством стоит задача обеспечить ускоренное импортозамещение по отдельным направ-
лениям сельхозпроизводства путем привлечения инвестиций и внедрение инновационных проектов в развитие агропромышленных кластеров.
Инновационно-инвестиционная деятельность является одним из главных факторов трансформации различных хозяйствующих субъектов города, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления, выступая в роли катализатора при ее адаптации к
стремительно меняющимся условиям общемирового развития. Смена технологического уклада, усиление наукоемкого производства при помощи вложения инвестиционного капитала позволит сформировать эффективную деятельность предприятий и учреждений муниципального образования, а также ускорить темпы роста социально-экономического развития города.
Эффективное использование потенциала научно-технического прогресса и ориентация экономики муниципального образования на инновационное развитие необходимое условие для обеспечения продовольственной безопасности страны. Научно-технический прогресс, обусловливающий непрерывное обновление производства на основе достижений науки и техники, имеет стратегический характер для развития муниципального хозяйства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что реализация планов динамичного решения как производственных, так и социально-экономических проблем развития муниципального хозяйства требует привлечения инвестиций и внедрений новых технологий в сельское хозяйство. Следовательно, без активного участия государственной власти и корректировки стратегического планирования инвестиционной и инновационной деятельности сложно рассчитывать на перспективное развитие аграрного сектора муниципального образования г. Краснодар.
Таким образом, сегодня перед органами местного самоуправления стоит задача определения и выбора своей модели управления инвестиционной и инновационной деятельностью на территории города Краснодар, разработке инвестиционной стратегии, адекватной современному состоянию социально-экономического развития территориальной социально-экономической системы.
В сложившихся геополитических условиях, необходимо понимать, что основной проблемой индустриальной мощи любого муниципального образования является отсутствие инновационной модернизации отраслей муниципального хозяйства, которая не может быть решена без объединения финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов участников данного процесса. Поэтому инвестиции в условиях становления и укрепления рыночных отношений, необходимы для достижения высоких социально-экономических результатов.
Цели инвестиционной деятельности определяются существующими социально-экономическими проблемами муниципального образования. Основные цели инвестиционной системы муниципального образования состоят из целей предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность на
территории, и целей органов местного самоуправления и государственных органов власти и управления.
Инвестиционная деятельность тесно связанна с инновационной деятельностью, так как при помощи финансовых вложений формируется инновационное развитие в «инновационном секторе экономике», как одного из воспроизводственных секторов экономики, обладающий общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить его от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Инвестиционная деятельность муниципального образования является важной составляющей создания инновационной инфраструктуры и играет огромную роль в технологическом прогрессе хозяйствующих субъектов.
Органы местного самоуправления должны обеспечить создание необходимых условий для притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального образования и создать эффективный механизм их преобразования в результаты инновационной деятельности, что будет способствовать устойчивому социально экономическому развитию муниципального образования и решению местных
Создание максимально благоприятных условий для начала и развития инвестирования, повышения конкурентоспособности является одной из главных задач экономической политики муниципалитета. Инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных экономических и социальных преобразований.
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений привлечения финансовых ресурсов послужили инвестиции.
Таким образом, на рисунке 1 представлен поступивший объем инвестиций в муниципальное хозяйство города Краснодар [3].
- Краснодар ^ Краснодарский край
Рисунок 1. Объем инвестиций в муниципальное хозяйство города Краснодар, 2014 г.
В 2014 году объем инвестиций в основной капитал по муниципальному образованию города Краснодар (крупные и средние предприятия) достиг 180 миллиардов рублей, что составляет 43 % от объема инвестиций в целом по краю. В отчетном периоде разработан план пошаговых действий направленных на реализацию целей и задач, закрепленных в законодательных актах.
На сегодняшний день в столице Краснодарского края, по сравнению с другими городами Южного Федерального округа отмечается самый низкий уровень безработицы - 0,3% от основного трудоспособного населения и самый высокий уровень заработной платы. Приоритетное направление инвестиций - это производственное строительство, которое является основной базой развития сектора экономики города.
Краснодар - крупнейший промышленный центр Южного федерального округа, насчитывающий более 130 предприятий, и обеспечивающих 30% занятости населения города. Важнейшие направления инвестиционно-инновационного развития представлены на рисунке 2 [8].
_13,4%
10,5%
9,4%
4,0%
7,9%
й Электроэнергетика
■ Топливная промышленность
ММеталлообработка и
приборостроение
Производство строительных материалов
■ Лес на я и химическая отрасли
Я Легкаяпромышленность
и Пищевая промышленность
Рисунок 2. Важные направления инвестиционно-инновационного развития индустрии города Краснодар
Важными направлениями инвестиционно-инновационного развития индустрии города Краснодар является: электроэнергетика (13,4%), топливная промышленность (10,5%), металлообработка и приборостроение (9,4%), производство строитель-
ных материалов (7,9%), лесная и химическая отрасли (4%), легкая промышленность (1,3%). Однако первостепенное значение имеет пищевая промышленность (42%), основной вклад в которую осуществляет сельское хозяйство [3].
Необходимо понимать, что основой индустриальной мощи экономики как региона, так и страны является машиностроение. Муниципальное образование г. Краснодар сможет достичь стабильного экономического роста АПК только после обеспечения притока новых инвестиций в обрабатывающую промышленность, ядром которой является машиностроение.
Опережающее насыщение производств новыми техническими средствами и технологиями, является основным источником дальнейшего экономического роста отраслей обрабатывающей промышленности АПК края, повышения эффективности и производительности общественного труда, роста благосостояния населения [5].
Эффективное использование потенциала научно-технического прогресса и ориентация экономики сельского хозяйства на инновационное развитие - необходимое условие выхода аграрного сектора из кризисного состояния. Научно-технический прогресс, обусловливающий непрерывное обновление производства на основе достижений науки и техники, имеет стратегический характер для развития сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом.
Агропромышленный комплекс Краснодарского края сможет надежно обеспечить продовольственную безопасность России. Его основу составляют крупные многоотраслевые сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия с иностранным капиталом и тысячи фермерских хозяйств.
Одним из примеров таких предприятий в г. Краснодар, на сегодняшний день выступает ООО «КЛААС» - дочернее предприятие немецкой компании CLAAS KGaA mbH по производству самоходных зерноуборочных комбайнов и тракторов по самым передовым технологиям.
Claas Group является одним из ведущих мировых производителей разнообразной сельхозтехники, от комбайнов до тракторов. Реализация данно-гопилотного инвестиционного проекта основана на принципах государственно-частного партнёрства. Первоначальные инвестиции предприятия в 2003 г. составили 20 млн. евро, а в 2015 г. компания заявила о строительство второй очереди завода с объемом инвестиций в 130 млн. евро [7].
Инвестиции должны в первую очередь направляться в те сферы производства, которые располагают высокими технологиями и имеют конку-
рентные преимущества на мировых рынках. Это так называемые «точки роста», которые позволяют повысить эффективность инвестиций, создать возрастающий инвестиционный спрос с одновременным обновлением основного капитала. Тогда реализуется кумулятивный эффект инвестирования: быстрое увеличение выпуска продукции обновленным производством начнет покрывать возросший платежеспособный спрос; эффективное функционирование вновь создаваемых производственных мощностей - создавать финансовые источники для новых инвестиций; расширяющееся производство обеспечит формирование дополнительных доходов, за счет которых можно увеличить потребление населения [6].
В городе создана комиссия по улучшению инвестиционного климата, в состав которой вошли руководители администрации края и ключевых отраслевых структур, а также успешно реализуется программа «Инвестиционная стратегия Краснодарского края до 2020 года», утвержденная Законом Краснодарского края от 28 ноября 2014 года № 3061-КЗ «О стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года».
Одной из основных приоритетных направлений данной программы является инновацион о-инвестиционное развитие агропромышленного ком лекса. Определена стратегическая задача по
созданию на территории Южного федерального округа России «главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование» [4].
В целях достижения поставленной задачи в перспективе до 2020 года определены точки роста, которые смогут обеспечить приток новых инвестиций в развитие АПК края: агропищевой, винодельческий и рыбоперерабатывающий кластеры. Ключевыми моментами схемы развития аропищевого кластера является сельскохозяйственная сырьевая база, основной задачей которой является обеспечение загрузки в полном объеме предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Решение поставленной задачи планируется осуществить за счет наращивания объемов производства продукции, путем реализации инвестиционных проектов, предусматривающих модернизацию имеющегося производства (Закон Краснодарского края «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае от 18.11.2014 г., № 731-К3 (ред. от 03.07.2012), принят Законодательным Собранием Краснодарского края от 23.06.2004г.). Схема развития агропищевого кластера представлена на рисунке 3.
Профессиональные Государственное НИОКР, технологии,
ассоциации/объединения регулирование подготовка
и переподготовка кадров
1Г
Производство оборудования для сельскохозяйственной деятельности
Сельскохозяйственное машиностроение
Удобрения и прочие
специальные химические средства
=51
Сельское хозяйство (сырьевая база)
Растениеводство
Животноводство
Пищевая промышленность
Глубокая переработка продукции растениеводства
Глубокая переработка продукции животноводства
ш
¡с=
Производство оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности
Производство стеклотары и упаковки
Маркетинг
Финансовые институты Сельскохозяйственные Выставки, конференции,
(инвестиционные компании) логистические центры международное
сотрудничество
Рисунок3.Схемаразвитияагропищевогокластера [4]
Стратегия развития агропромышленного комплекса города Краснодар
Анализ состояния и проблемы развития агропромышленного комплекса
Формулировка целей и задач развития агропромышленного комплекса
Направления развития АПК, формы и методы государственной поддержки и регулирования
Основные направления повышения эффективности регионального АПК
Создание интегрированных агропромышленных формирований
Преобразование рыночной инфраструктуры АПК
Совершенствование системы финансового обеспечения функционирования АПК
Меры государственного регулирования АПК
Определение направлений бюджетной политики
Определение направлений налоговой политики
Определение направлений кредитной политики
Определение направлений инвестиционной политики
Определение направлений страховой политики
Разработка инструментария реализации стратегии повышения эффективности АПК
Определение направлений научно-технической и инновационной политики
Этапы реализации стратегии
1. Системный анализ 4. Оценка ожидаемых результатов
2. Определение целей и задач 5. Разработка организационно-экономического механизма
3. Разработка комплекса мероприятий реализации стратегии
Пр аво в ой и институциональный механизм регулирования стратегии
1 1
Обновление и формирование законодательной и нормативной базы, прогнозирование и программно-целевое планирование внутрикомплексных связей АПК Оказание государственной поддержки и осуществление механизма повседневного контроля за деятельностью АПК Текущее оперативное государственное воздействие на функционирование рынка агропромышленной продукции, сырья и продовольствия
^^^ Социально-экономические результаты реализации стратегии
1 1 1
Формирование эффективного собственника Развитие конкуренции производителей Создание механизма свободного ценообразования
Рисунок 4. Стратегия развития АПК города Краснодар
На сегодняшний день инвестиционная и инновационная деятельность и состояние экономики города в целом зависят от проведения государственной политики, как через органы местного самоуправления, так и через региональные власти. Го-
сударство своими действиями может ускорить или затормозить эти процессы. Экономика муниципального образования не может нормально развиваться, а инвестиции не будут поступать, если государство и региональные власти не обеспечат условия [10].
Эффективное управление производством в современных условиях должно обеспечивать создание таких условий, как:
1. Большая гибкость производства, быстрое реагирование на изменение запросов потребителей и расширение ассортимента выпускаемой продукции. С учётом сокращения сроков жизненного цикла товаров из-за насыщения рынка и изменения потребностей покупателей предприятия должны быстро перестраивать производство для завоевания новых сегментов рынка. Это требует реализации инновационной стратегии развития производства, освоения новых товаров, повышения их конкурентоспособности;
2. Ускорение темпов замены действующих технологий новыми, что обеспечивает более эффективную организацию производства, использование современной техники и оборудования, увеличение производительности труда работников и объёмов выпуска наукоёмкой продукции.
Стратегия развития АПК является основой для разработки нормативных правовых актов, целевых программ, систем ведения агропромышленного комплекса региона, перспективных планов предприятий (см. рисунок 4).
В соответствии с данной стратегией, целью развития агропромышленного комплекса является выход из кризиса и формирование в г. Краснодар, эффективного и конкурентоспособного агропромышленного производства, способного полностью удовлетворять спрос населения в продуктах питания, производимых местными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Результатом реализации стратегии развития АПК является увеличение объемов сельскохозяйственного производства и стабильное удовлетворение внутреннего спроса населения города на продукты питания [8,9].
Реализация планов и программ направленные на социально-экономическое развитие муниципального образования осуществит решение проблемы привлечения инвестиций и инновационного прогресса. В современных условиях трудно рассчитывать на федеральный бюджет, поэтому необходимо формировать фонды развития за счет источников регионального бюджета и иностранного капитала, путем создания различных программ и совершенствования правовой базы направленные на инвестиционную деятельность.
Сегодня необходимым условием для успешного развития инвестиционной и инновационной деятельности муниципального образования является налаживание международной деятельности со станами Азии.
Одним из ведущих партнеров Краснодарского края является Китай. Для эффективного сотрудни-
чества, развития инновационной деятельности и привлечения иностранного капитала на территорию города из КНР, необходимо осуществлять ряд мероприятий:
1. Организовывать обмен опытом между компаниями г. Краснодар и КНР в сфере сельского хозяйства;
2. Привлекать китайские компании к строительству объектов на территории края;
3. Развитие сотрудничества с Китаем в сфере высоких технологий.
Что касается сотрудничества с Японией, то можно выделить ряд действий, которые помогут привлечь иностранный капитал из этой страны:
1. Реализовывать модернизацию предприятий Краснодара на основе технологий и оборудования из Японии, соответствующих передовым технологиям;
2. Налаживать межбанковское сотрудничество: возможность открытия кредитных линий японскими банками в банках операторах на территории муниципального образования для инвестиционного кредитования малых и средних предприятий;
2. Сотрудничество в сфере развития различных видов отраслей сельского хозяйства;
3. Развитие сотрудничества в разработке проектов, связанных с пищевой и перерабатывающей промышленностью;
4. Развитие сотрудничества в области развития технологий;
7. Возможность строительства машиностроительных заводов по сборке сельскохозяйственных машин территории Краснодара.
Учитывая и совершенствуя все вышеперечисленные факторы и показатели, и комплексы мер, город Краснодар в значительной степени способен обеспечить экономический рост АПК. С приходом иностранного капитала на территории разместится значительное количество предприятий, занимающихся углубленной переработкой сельскохозяйственного сырья, улучшить экологическую ситуацию в муниципальном образовании, создать развитую инфраструктуру, необходимую для функционирования предприятий.
Скоординированность и последовательность создания вышеперечисленных мер местными органами самоуправления, в совокупности существенно помогут притоку инвестиций и обеспечат улучшение инновационной деятельности территории, что будет способствовать развитию муниципального хозяйства.
ИСТОЧНИКИ:
1. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consuItant.ru
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех ис- 6. точников финансирования и поступление иностранных инвестиций в экономику краснодарского края в 2015 г. [электронный ресурс]. - Режим 7. доступа: http://www.investkuban.ru
3. Кибальник М. Дюжина недюженных достижений // Краснодарские известия.- 2013. - 25 мая. 8.
4. Колчина О. А. нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в системе муниципального образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2013. - №3. 9.
5. Мельников А.Б., Иванов В.А. Инновационные факторы развития овощеводческого подкомплекса АПК Краснодарского края. // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 22.
Мезенина Н. С. Инновационная деятельность муниципального образования.// Экономика и экономические науки. - 2013. - №2. - С. 31 Муравьев, А.Е. Управление инвестиционной привлекательностью региона [электронный ресурс]. -Режим доступа: www.m-economy.ru Новиков В.С., Шершунова Н.В. Исследование инвестиционной привлекательности социально-экономической системы Краснодарского края // Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - № 19. - С. 41-48.
Новиков В.С. Региональная инновационная инфраструктура Краснодарского края // Репутацио-логия. - 2013. - № 3-4. (25-26). - С. 82-84.