ЭКОНОМИКА
ББК 65.32
О.Н. Соколова, М.В. Юткин
Механизм реализации государственной поддержки агропромышленного комплекса в Алтайском крае
O.N. Sokolova, M.V. Yutkin
The Mechanism of the State Support of Agricultural Sector in the Altai Territory
Агропромышленный комплекс играет определяющую роль в формировании экономики Алтайского края. Это значит, что от его успешного и стабильного развития зависит благосостояние региона. Снижение темпов экономического роста, проявление некоторых кризисных явлений требуют активного участия государства в определении ключевых направлений развития. Государственная поддержка агропромышленного комплекса предусматривает реализацию приоритетных национальных проектов, краевых целевых программ в области сельского хозяйства, создание особой территории аграрного типа и специализированных (отраслевых) агропромышленных кластеров в Алтайском крае. Ключевые слова: государственная поддержка, агропромышленный комплекс, Алтайский край, аграрная политика, особо значимые аграрные территории, приоритетные национальные проекты, целевые программы, социально-экономическое развитие, агропромышленный кластер, государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты.
Алтайский край является одним из крупнейших сельскохозяйственных регионов не только в Сибирском федеральном округе, но и в Российской Федерации. Доля края в объеме производства сельскохозяйственной продукции России составляет 3%, в Сибирском федеральном округе - почти 20%. Сельское хозяйство вносит в формирование валового регионального продукта около 17%. В сельской местности проживает половина населения, что обусловливает необходимость содержания и развития инфраструктуры. Эта отрасль является основным источником доходов пятой части занятого в экономике населения края [1].
Сельское хозяйство Алтайского края представлено следующими направлениями: растениеводство; животноводство; промышленное садоводство; крестьянские (фермерские) хозяйства; личные подсобные хозяйства. Кроме того, в структуру сельского хозяйства Алтайского края входят сельскохозяйственные потребительские кооперативы - кредитные, снабженческо-сбытовые и перерабатывающие, - созданные в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» [1].
The agricultural sector plays defining role in economy of the Altai Territory. It means that wellbeing of region depends on its successful and stable development. Decrease in rates of economic growth, display of some crisis phenomena demands active participation of the state in definition of key directions of development. The state support of agricultural sector provides realization of prior national projects, regional target programs in the field of agriculture, creation of special territory of agrarian type and specialized (branch-wise) agro-industrial clusters in the Altai Territory.
Key words: state support, agricultural sector, Altai Territory, agrarian policy, especially significant agrarian territories, top-prior national projects, target programs, social and economic development, agroindustrial cluster, state-private partnership, investment projects.
Для отрасли прошедший 2009 г. был как достаточно успешным в плане развития производства, увеличения объемов произведенной продукции, так и очень сложным в плане ситуации, сложившейся на рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 119,2%. Это значительно выше, чем в среднем по России и в предыдущие годы в крае. Существенно влияет на ситуацию в отрасли то, что Алтайский край - регион, вывозящий продовольствие, следовательно, серьезно зависящий от конъюнктуры мирового и российского рынков. Поэтому рекордный урожай зерновых в 2009 г., наряду с высокими переходящими запасами зерна в России и мире, привели к резкому снижению закупочных цен на зерно в крае. Как следствие, по итогам прошлого года наблюдается некоторое снижение темпов инвестиционного кредитования в отрасли и финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций. Тем не менее рентабельность сельскохозяйственного производства по итогам года сложилась на уровне среднероссийского показателя.
Сельское хозяйство в России всегда относилось к наиболее трудозатратным и капиталоемким производствам вследствие «запущенности» многих хозяйств, отсутствия своевременной модернизации оборудования, медленного воспроизводства основных ресурсов, а также значительных рисков, обусловленных не только природными условиями территории России, но и экономической нестабильностью. Несмотря на положительные тенденции, обозначенные в начале статьи, в целом по России начиная с 2002 г. наблюдается определенный спад производства сельскохозяйственной продукции.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60% сельских жителей имеют средний денежный доход, и 35% - доход ниже прожиточного уровня [3]. Поэтому создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. Другими словами, на данном этапе развития рыночных механизмов повышения производительности и окупаемости предприятий аграрного сектора государственная поддержка, действительно, необходима.
Ключевыми проблемами и основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:
- рост уровня безработицы и напряженности на сельском рынке труда;
- уровень заработной платы в сельском хозяйстве на протяжении многих лет остается самым низким среди отраслей экономики края;
- относительно слабая механизация производственных процессов;
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природноэкологического потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материальнотехнических и информационных ресурсов, готовой продукции;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием
страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- проблема масштабности привлечения сельхозтоваропроизводителей к участию в нацпроекте.
Предлагаемый комплекс мероприятий, направленных на решение выявленных проблем, включает в себя:
- мероприятия по кадровому обеспечению села, наряду с мероприятиями по его социальному развитию: целевая контрактная подготовка кадров, переподготовка, повышение квалификации, стажировка кадров для агропромышленного комплекса (АПК), государственная поддержка руководителей и специалистов АПК;
- мероприятия по техническому переоснащению сельскохозяйственных товаропроизводителей: субсидирование части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и комплексов машин, оборудования для животноводства; пополнение краевого лизингового фонда; проведение отраслевых семинаров по внедрению прогрессивных технологий в АПК;
- мероприятия, обеспечивающие увеличение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также развитие страхования рисков в сельском хозяйстве: необходима государственная поддержка, которая будет осуществляться посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями агропромышленного комплекса в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
- мероприятия, направленные на повышение доходов и занятости сельского населения за счет развития малых форм хозяйствования;
- мероприятия, направленные на совершенствование системы залога и развитие земельно-ипотечного кредитования: принятие изменений в земельном законодательстве и подзаконных ведомственных нормативных актах, регулирующих процедуру постановки земельных участков на кадастровый учет и регистрацию сделок, а также необходимо решить и вопрос о снижении платы за оформление земельного участка для крестьянства, чтобы предоставить возможность использовать его в качестве залога для привлечения кредитов на развитие подворья.
Особо следует отметить, что уже в настоящее время реализуется целый комплекс программ и проектов, направленных на развитие сельского хозяйства Алтайского края. К ним относятся:
экономика
- «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг.;
- региональная целевая комплексная программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края на 2006-2010 гг.»;
- реализация в регионе национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;
- проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья».
Целью данных программ является устойчивое развитие агропромышленного комплекса Алтайского края на основе повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, интенсивного развития приоритетных подотраслей; обеспечение повышения уровня жизни и занятости сельского населения.
Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» предусматривает развитие инфраструктуры для агропромышленного комплекса региона, в том числе перерабатывающих отраслей, сельхозмашиностроения, пищевой промышленности. Общая сумма инвестиций в проект за 17 лет составит более 590 млрд руб., из них 40% - государственные вложения. Придание краю статуса особо значимой аграрной территории позволит перевести отрасли АПК на интенсивный путь развития и обеспечить к 2025 г. значительное повышение уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края.
Государственная поддержка инвестиционных проектов является одним из центральных вопросов региональной политики. Правительство России сохранило все формы и объемы государственной поддержки по действующим инвестиционным проектам, а также по первоочередным инвестиционным проектам 2009-2010 гг. Активно используется такой важный инструмент, как государственный заказ.
В соответствии с законом Алтайского края №2-ЗС от 4 февраля 2008 г. «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае» государственная поддержка сельскохозяйственного производства - это система экономических, организационных, правовых мер, направленных на создание благоприятных условий для производства, переработки, транспортировки, заготовки, хранения, а также для производственно-технического обслуживания, материально-технического снабжения сельскохозяйственного производства [4]. Государственная поддержка в сфере сельского хозяйства Алтайского края может предусматривать мероприятия, направленные на содействие развитию инфраструктуры регионального аграрного рынка, в том числе биржевой торговли, развитию всех форм кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций перерабатывающей промышленности, торговли; внедрению инновационных технологий и систем ведения сельскохозяйственного производства; совершенствованию земельных отно-
шений, а также иные мероприятия, содействующие развитию агропромышленного комплекса территорий сельских поселений. В целом государственные меры, направленные на формирование конкурентоспособного и рентабельного аграрного комплекса, предусмотрены на всех уровнях финансирования: федеральном, региональном и муниципальном.
С 2006 г. на территории края идет работа по реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее - Государственная программа). Интересно обратить внимание на изменение формулировок в федеральных программа: не «поддержка», а «развитие». В этом, на наш взгляд, принципиальное изменение государственных мер, направленных на комплексную модернизацию основных фондов, способствующую повышению эффективности производства и качества выпускаемой продукции.
Государственная программа в числе других задач нацелена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства, совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [3].
В целях реализации федеральных программ на региональном уровне принято постановление администрации Алтайского края от 5 февраля 2008 г. №48 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 гг. На день раньше, 4 февраля 2008 г., был принят закон Алтайского края «О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае», в соответствии с которым государственная поддержка в сфере развития алтайского сельского хозяйства предполагает выделение бюджетных средств на такие цели, как, например, обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий агропромышленного комплекса или развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве [4].
В законе указывалось, что предоставление бюджетных средств на государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края осуществляется в соответствии с целевыми программами, разрабатываемыми и утверждаемыми на основе действующего законодательства. С 2006 г. Алтайским краевым Советом народных депутатов были приняты следующие краевые целевые программы: «Развитие свеклосахарного производства в Алтайском крае в 2006-2007 годах и на период до 2010 года», «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края на 2006-2010 годы», «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Алтайского края на
2006-2010 годы», «Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Алтайском крае на 2006-2010 годы».
Муниципальный уровень реализации приоритетных национальных проектов и федеральных программ разработан в наименьшей степени, поэтому необходимо ускорить подписание соглашений по реализации национального проекта в сфере АПК на территории муниципальных образований, а также организовать финансирование мероприятий по развитию сельскохозяйственного производства, предусмотреть в муниципальных бюджетах поручительство местной администрации на привлечение кредитов личными подсобными хозяйствами в рамках президентской инициативы.
В соответствии с отчетом о реализации Комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края в 2008 г. проводилось объединение и создание более крупных муниципальных образований с эффективной системой административного управления и сильной экономикой, основанной на реализации конкурентных преимуществ входящих территорий. Приняты законы Алтайского края о преобразовании г. Змеиногорска, об объединении Тогульского и Шуми-хинского сельсоветов Тогульского района [5].
В рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» администрацией края с 2007 г. принимаются меры по направлению части средств краевого бюджета на обеспечение инженерной инфраструктурой объектов, имеющих существенное значение в социально-экономическом развитии региона. Данные меры становятся особенно уместны в настоящий период. Еще в начале 2008 г. возникли определенные предпосылки, указывающие на ужесточение системы отбора и кредитования инвестиционных проектов. Осенью 2008 г. стало понятно, что мировой финансовый кризис затронул все сферы нашей жизни. Из более чем 60 заявлений, поступивших в Главное управление сельского хозяйства на участие в госпрограмме по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм), банки удовлетворили только 21 заявку.
Таким образом, на 1 февраля 2009 г. Главным управлением сельского хозяйства сформирован перечень участников реализации мероприятий госпрограммы по «ускоренному развитию животноводства», состоящий из 17 проектов, 9 из которых - переходящие объекты, 8 - вновь начинаемые. Общая сметная стоимость проектов составляет 14,7 млрд руб. Системообразующими, несущими на себе существенную социально-экономическую нагрузку сегодня и в ближайшей перспективе будут выступать 5 проектов оценочной стоимостью 14,0 млрд руб. Следует отметить, что данные объекты являются заглавными в разработанной концепции особой территории аграрного типа «Алтайское Приобье» и служат
основным механизмом достижения обозначенных целевых показателей по росту объемов производства сельхозпродукции [6].
Основной формой государственной поддержки инвестиционных проектов в области АПК выступает субсидирование процентной ставки банковского кредита. Именно эта мера является определяющей у инициаторов проектов при включении их в состав участников «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Таким образом, на уровне управления практически отработан механизм устойчивого финансирования данных расходов в течение всего финансового года [6].
Осознание необходимости не только финансовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, но и структурных изменений всего агропромышленного комплекса легло в основу разработанной в 2007 г. Стратегии развития Алтайского края до 2025 г. Одной из стратегических задач является совершенствование форм управления в аграрном секторе, создание агропромышленных холдингов и специализированных (отраслевых) агропромышленных кластеров. Наряду с обновлением технологической платформы, ключевыми направлениями повышения конкурентоспособности аграрного комплекса Алтайского края становятся совершенствование форм и методов управления комплексом, организация сельскохозяйственных бизнесов, формирование системы активного и эффективного регионального маркетинга продукции.
Одной из наиболее эффективных современных форм повышения конкурентоспособности продукции является развитие сельскохозяйственных кластеров за счет проведения организационно-управленческих мероприятий по формированию единой цепочки добавленной стоимости и продвижению готовой продукции. Ключевым направлением организационной работы в сельскохозяйственных кластерах выступает создание мощных современных агрохолдингов, как правило, на базе предприятий перерабатывающей промышленности - производителей продукции, конкурентоспособной на макрорегиональных рынках [7].
Предполагается, что формирование агропромышленного кластера позволит повысить инвестиционную привлекательность АПК, что, в свою очередь, обеспечит достойный вклад в экономический рост края и будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий. По оценкам специалистов, обеспечить создание полноценного агропромышленного кластера способен имеющийся в регионе потенциал по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В качестве базы для формирования кластера рассматриваются интегрированные производственные структуры с полным циклом производства:
экономика
от выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска конечного продукта переработки [8].
Для экономики региона кластеры играют роль точек роста. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется «кластер» - сообщество экономических субъектов, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга. Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают поступать из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно. Именно поэтому выявление в экономике края существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание им государственной поддержки является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона.
Реализация одного из наиболее значимых краевых проектов по развитию агропромышленного комплекса «Комплексное развитие Алтайского Приобья» основывается на принципах государственно-частного партнерства, предусматривающих организацию взаимодействия с предприятиями для мобилизации инвестиционных ресурсов в проекты, увеличение прибыльности и минимизации рисков с целью формирования доверия между бизнесом и властью. Данный механизм предусматривает вложение ресурсов с целью взаимовыгодного сотрудничества всех
участников процесса. Для решения задач системной модернизации и реконструкции основного капитала в целях выпуска конкурентоспособной продукции в рамках проекта предполагается реализация ряда крупных инвестиционных проектов, например, проекта по строительству комплекса по производству семян (ООО «НПФ Элита Алтая») [2].
Таким образом, выполнение комплекса мероприятий по развитию особо значимой аграрной территории позволит добиться стабильности на внутреннем рынке продовольствия на основе ускорения развития отечественного производства сельскохозяйственной продукции, повышения продовольственной безопасности России и Алтайского края, роста объема ВРП на душу населения и роста заработной платы для сельскохозяйственных работников, повышения уровня потребления основных видов агропродовольственной продукции, их доступности, экологической безопасности, укрепления позиции России на мировых агропродоволь-ственных рынках, снижения уровня безработицы в крае, создания условий для достижения европейских стандартов уровня и качества жизни населения.
Динамичное и эффективное развитие АПК должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, т.е. должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.
Библиографический список
1. Сельское хозяйство Алтайского края : официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://altairegion22.ru.
2. Комплексное развитие Алтайского Приобья : официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://altairegion22.ru.
3. Государственная программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]. - ЦКЬ: КонсультантПлюс.
4. О развитии сельского хозяйства в Алтайском крае : Закон Алтайского края №2-ЗС от 4 февраля 2008 г. Принят Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 01.02.2008 №11 // Сайт Главного управления сельского хозяйства Алтайского края [Электронный ресурс]. - ЦКЪ: http://www.agro.altai.ru/.
5. Отчет о реализации Комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края
в 2008 году и предложения к корректировке на последующие годы // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. - иКЬ: http://altairegion22.ru.
6. Поддержка системообразующих предприятий и инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе региона // Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс].
- иКЬ: http://altairegion22.ru.
7. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года. Одобрена Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2007 №622 [Электронный ресурс]. - ТЖЬ: http://www.chem-astu.ru/regional/ strateg_1.htm.
8. В Алтайском крае будет создан агропромышленный кластер // Опора России [Электронный ресурс]. - ИКЬ: http://www.opora.ru/press/lenta/2007/06/25/v-altayskom-krae-budet-sozdan-agropromysЫennyy-klaster.