УДК 336.61
РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИЯ
АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
А.Н. Шишкин
Рассмотрена система и задачи финансового планирования, его роль в деятельности экономических агентов рынка. Проведен анализ статистических данных влияющих на систему финансового планирования автономных образовательных учреждений
Ключевые слова: финансовое планирование, социально-экономические показатели, автономные образовательные учреждения.
В настоящее время существует огромное количество предпосылок для формирования автономных образовательных учреждений. Данный переход необходимо сделать, так как социальная сфера достаточно широка и естественно должна иметь элементы автономности. В целом общие социально-экономические показатели говорят о том, что спрос на такие услуги будет, но он будет формироваться хаотично и в основном зависеть от географического положения региона и образовательного учреждения. Поэтому в данном вопросе необходимо учитывать положения отдельных регионов и областей и формировать программы и возможности получения образования согласно возможностям населения в регионе.
В свою очередь необходимо заметить, что в целом образовательному учреждению в частности автономному некоммерческому буду присуще все основные функции управления, которые характерны для коммерческой сферы. Одна из таких функций - это планирование, которая сопровождает весь образовательный процесс от идеи до конечного результата. Особым и важным элементом планирования можно выделить финансовое планирование, которое призвано отвечать за четкое и грамотное распределение финансовых средств. Можно отметить, что эффективное управление финансами будет возможно только тогда, когда будет иметь место четкая система планирования всех финансовых потоков, а так же финансовых процессов сопровождающих деятельность указанных выше организаций.
Прежде всего, можно выделить основную цель финансового планирования, которая по нашему мнению будет заключаться в своевременной информационной поддержке о состоянии финансовых возможностей организации. Так же сюда необходимо отнести и обеспечение оптимальных путей по максимизации основных экономических показателей, с целью повышения конкурентоспособности. Система планирования финансовых потоков позволит уменьшить риск, связанный с ошибочными действиями в области финансов и поможет найти внутренние резервы и максимально их использовать.
Таким образом, любое автономное образовательное учреждение должно содержать систему позволяющую разрабатывать финансовые планы или элементы этих планов согласно индикаторам финансовой деятельности организации. Эти индикаторы могут выбираться учреждением самостоятельно, так как в целом в настоящее время отсутствует общая директивная система, позволяющая четко регламентировать систему финансового планирования такого рода организаций. В основном такими общим показателями могут служить рентабельность и прибыль. Причем с точки зрения экономических отношений, наиболее перспективным и более адекватным параметром, характеризующим, финансовую деятельность будет являться рентабельность.
Из вышесказанного можно сформировать основные задачи, которые должно преследовать финансовое планирование:
Общая оценка имеющихся финансов,
Распределение финансов на текущие нужды Расставление приоритетных финансовых задач Стратегическое формирование бюджета Поэтапный контроль всех финансовых движений.
Поиск решений внешнего финансирования.
Финансовое планирование не живет своей отдельной жизнью, а оказывает влияние на все стороны деятельности организации. В основном это влияние проявляется в выборе объекта финансирования, который в свою очередь должен буде обеспечить обратный финансовый эффект.
Процесс финансового планирования необходимо проводить поэтапно, в связи с чем, предлагается следующая последовательность:
Первый этап характеризуется анализом имеющихся финансовых ресурсов, в том числе проводится анализ имеющихся резервов. Так же проводится анализ источников финансирования с целью определения процента автономности.
На втором этапе определяется основная цель, согласно которой разрабатывается стратегия, причем в настоящее время разрабатывать стратегию на достаточно длительный срок практически не представляется возможным и, следовательно, возможны два пути стратегического планирования, первый из которых будет захватывать один год, а второй максимум три года. Здесь же на втором этапе определяются основные индикаторы, на основе которых можно будет судить о достижении или не достижении какой либо задачи.
На третьем этапе необходимо сопоставить спланированные показатели с имеющимися ресурсами, причем для образовательных учреждений это могут быть планы набора учащихся, которые в свою очередь могут базироваться на статистических данных.
Формирование контрольных точек позволяющих своевременно скорректировать элементы общей стратегии, что бы не продолжать движение «в никуда».
Процесс непосредственной реализации с постоянной корректировкой по состоянию внешней и внутренней среды.
Так же в зависимости от срока планирования его можно разделить на следующие подсистемы отраженные на рисунке 1 [1].
Подсистемы планирования
\ /
Оперативное Текущее Перспективное
финансовое финансовое финансовое
планирование планирование планирование
(в рамках квартала) (в рамках года) (в рамках трех лет)
Рис. 1. Подсистемы планирования
Естественно, что все вышеуказанные подсистемы находятся во взаимосвязи и жесткой последовательности. Каждая из них отличается набором действий и специфическими индикаторами, но в целом схема реализации принципиально не изменяется.
При формировании финансового планирования необходимо учитывать показатели характеризующие количество населения, которое будет пользоваться данными услугами. Прежде всего, речь идет об общем количестве населения в исследуемой области. Данный подход должен носить сугубо региональный характер, потому что распределение трудовых ресурсов географически неоднородно и соответственно этап прогнозирования должен быть сугубо индивидуален для каждой области исследования. В качестве примера можем рассмотреть динамику населения Тульской и Московской области, которая представлена на рисунке 2 [1]. Причем в данном исследовании не берется город Москва из-за того, что в принципе на данный исторический период времени он является наиболее конкурентоспособным по отношению ко всем другим областным центрам и регионам в целом.
■Тульская область
Московская область
-Линейная (Тульская область)
-Линейная (Московская область)
Рис. 2. Численность населения в Тульской и Московской областях
Исходя из построенных графиков, отраженных на рисунке 5 можно говорить о том, что при всех равных условиях система финансового планирования автономных образовательных учреждений Тульской области должна включать такие статьи как риск отсутствия учащихся, что естественно повышает риск устойчивости данного типа заведений. Естественно, что и линия тренда для тульской области пока носит не утешительный характер, а в свою очередь Московская область будет лишена таких проблем, что позволит учреждениям такого типа достаточно свободно планировать свою деятельность и иметь даже небольшой потенциал для её развития. Так как линия тренда для Московской области носит восходящий характер, то естественно появляется возможность для долгосрочного планирования, причем его динамика будет носить положительный характер. Ну и говоря о линии тренда для Тульской области можно лишь строить пессимистические прогнозы о развитии учреждений такого типа. С одной стороны это может развить внутреннюю конкуренцию в регионе с точки зрения кадрового потенциала, а с другой может произойти его оскудение, так как согласно вышеуказанным неутешительным прогнозам область может потерять еще больше научных кадров, что в свою очередь приведет к падению качества образования в области.
В целом в сложившейся непростой ситуации для Тульских учреждений им будет просто необходимо проводить детальное планирование своей деятельности, причем достаточно подробно учитывать все риски связанные с ведением образовательного процесса, в противном случае данные учреждения должны будут резко сократить свою деятельность, что сразу же скажется на их финансовом потенциале.
Так же можно отметить, что всем учреждениям придется проводить достаточно мощные рекламные компании, которые, как известно так же
стоят достаточно немало и, следовательно, при отсутствии окупаемости таких акций неминуема финансовая потеря, которая будет практически невосполнима и, следовательно, сделает еще одну большую дыру в бюджете.
Для того что бы провести чуть более отдаленное прогнозирование, можно посмотреть данные, которые характеризуют число родившихся в Тульской области (рисунок 3)[1].
Так же вместе с вышеуказанным показателем можно рассмотреть естественный прирост населения для того, что бы дополнить общую картину большим количеством данных (рисунок 4) [1].
■Родившиеся -Линейная (Родившиеся)
Рис. 3. Число родившихся в Тульской области с 1980 по 2012 годы
Согласно рисунку 6 для средних образовательных учреждений демографическая яма пройдена. А вот что касается учреждений высшего профессионального образования, так ту еще предстоит достаточно тяжелая ситуация которая попадает на промежуток времени с 2016 по 2018 годы, а возможно этот период будет продлен из-за различного рода факторов влияющих на движения населения в регионе, так что мы говорим пока о достаточно оптимистической ситуации.
Что же касается естественного прироста, то данные говорят о вроде бы сохраняющейся положительной тенденции, но все же перекос настолько велик, что в долгосрочном прогнозном периоде можно лишь говорить идущих вниз линиях тренда и соответственно тенденция к уменьшению населения может продолжиться.
-5000
-10000
-15000
-20000
-25000
-30000
Естественный прирост
Линейная (Естественный прирост)
Рис. 4. Естественный прирост населения за период с 1980 по 2012 гг.
Если же перейти на макроуровень и рассмотреть подобную ситуацию в рамках Российской Федерации, то по населению в общем, мы получаем следующую ситуацию, отраженную на рисунке 5 [1].
Все население -Линейная (Все население)
Рис. 5. Динамика населения РФ за период с 1990 по 2012 гг.
Таким образом, проведя анализ статистических данных можно говорить об общей тенденции снижения населения, что в свою очередь отразиться на стратегическом финансовом планировании образовательных учреждений. Так же можно провести анализ статистических данных по Российской Федерации касающихся населения в возрасте 15-19 лет, что позволит наиболее полно рассмотреть возможности учреждений высшего профессионального образования по составлению финансовых планах как оперативного, так и стратегического характера (Рисунок 6) [1].
От 15 до 19 лет Линейная (От 15 до 19 лет)
Рис. 6. Динамика населения в возрасте от 15 до 19 лет
Согласно данным представленным на рисунке 9 мы можем говорить о четко прослеживающийся тенденции к снижению числа населения в возрасте от 15 до 19 лет. И тем подтверждается достаточно неустойчивая позиция высших образовательных учреждений по набору учащихся, что в свою очередь так же может привести к большому их сокращению в перспективе и тем самым обострить конкуренцию на рынке образовательных услуг. Если же посмотреть доли в общем числе населения интересующей нас группы, то получим следующие результаты, отраженные в виде графика на рисунке 7 [1].
Согласно данным рисунка 7 можно увидеть четкую тенденцию к снижению данного показателя в общей массе населения, что лишний раз подтверждает достаточно сложную ситуацию, которая может произойти в системе функционирования образовательных учреждений на всей территории Российской Федерации.
На основании проведенного исследования статистических данных можно говорить об усиливающейся конкуренции образовательных учреждений за учащихся, что, несомненно, приведет к их сокращению. Для того чтобы достаточно активно себя проявить в конкурентной борьбе необходимо достаточно много сил уделять грамотному, четкому и целевому распределению финансов, что в свою очередь выводит финансовое планирование на лидирующую позицию в общем стратегическом планировании образовательного учреждения.
Рис. 7. Процент населения от 15 до 19 лет в общей его массе
Все это приводит к тому, что образовательные учреждения должны будут пользоваться экономическими индикаторами эффективности деятельности и, следовательно, им понадобится необходимый инструментарий для более визуализированного и актуального мониторинга основных экономических показателей эффективности.
Инструментарий, который создан для коммерческих организаций не всегда можно адаптировать для новых форм автономных образовательных учреждений. Следовательно, им придется создавать свои автоматические системы управления финансовыми потоками и экономическими показателями эффективности. В связи с этим возникает необходимость создания оптимальных несложных по своей функциональности и управлению программных продуктах на базе MS OFFICE, позволяющих несложно и эффективно определять потребность в финансировании, как всего образовательного процесса, так и в частности отдельной учебной группы.
Список литературы
1. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. -Р76 М., 2012. - 786 с
2. Шишкин А. Н. Инновационные технологии в подготовке кадров в области управления персоналом // Актуальные вопросы социально-экономического развития современного общества в условиях реформ: материалы международной научно-практической конференции (30 ноября 2011 г.) - в 3-х частях. - ч. 3/ Отв. ред. Л. А. Тягунова. - Саратов: Изд. ЦПМ «Академия бизнеса», 2011. - С.222-225.
Шишкин Андрей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, ФГБ ОУВПО ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
THE ROLE OF FINANCIAL PLANNING IN THE FORMATION OF AUTONOMOUS
EDUCATIONAL INSTITUTIONS
A. N. Shishkin, R. R. Kharisov
The article describes the system and the tasks of financial planning, its role in the activity of economic agents of the market. The analysis of statistical data affecting the financial planning system of Autonomous educational institutions
Keywords: financial planning, socio-economic indicators, Autonomous educational institutions.
Shishkin Andrei Nikolaevich, candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Tula, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education of Tula State Pedagogical University named L. N. Tolstoy.
УДК 8457
МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬЮ
Д.И. Долгов
Процессный подход к решению тех или иных вопросов представляет собой ряд процессов, объединенных в комплексную изучаемую систему. В статье представлена методология процессного похода к управлению конкурентоустойчивостью сферы услуг, оказываемых промышленными предприятиями по ремонту железнодорожных вагонов.
Ключевые слова: методология, процесс, конкурентоустойчивость, взаимосвязь,
услуги.
Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Методология управления конкурентоустойчивостью в сфере услуг по ремонту вагонов заключается, на наш взгляд, в разработки рациональной взаимосвязи элементов каждой из подсистем на основе процессного подхода:
1) Процесс рационального управления персоналом.
Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.