Научная статья на тему 'Методология процессного подхода к управлению конкурентоустойчивостью'

Методология процессного подхода к управлению конкурентоустойчивостью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС / КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / УСЛУГИ / METHODOLOGY / PROCESS KONKURENTOUSTOYCHIVOST / INTERCONNECTION SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгов Дмитрий Иванович

Процессный подход к решению тех или иных вопросов представляет собой ряд процессов, объединенных в комплексную изучаемую систему. В статье представлена методология процессного похода к управлению конкурентоустойчивостью сферы услуг, оказываемых промышленными предприятиями по ремонту железнодорожных вагонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT KONKURENTOUSTOYCHIVOSTYU

Process approach to the solution of other issues is a series of processes, combined in an integrated system under study. This paper presents a methodology protsessenogo konkuren-toustoychivostyu campaign management services, provided by industry repair railcars.

Текст научной работы на тему «Методология процессного подхода к управлению конкурентоустойчивостью»

Шишкин Андрей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Тула, ФГБ ОУВПО ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

THE ROLE OF FINANCIAL PLANNING IN THE FORMATION OF AUTONOMOUS

EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A. N. Shishkin, R. R. Kharisov

The article describes the system and the tasks of financial planning, its role in the activity of economic agents of the market. The analysis of statistical data affecting the financial planning system of Autonomous educational institutions

Keywords: financial planning, socio-economic indicators, Autonomous educational institutions.

Shishkin Andrei Nikolaevich, candidate of economic science, docent, [email protected], Russia, Tula, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education of Tula State Pedagogical University named L. N. Tolstoy.

УДК 8457

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОУСТОЙЧИВОСТЬЮ

Д.И. Долгов

Процессный подход к решению тех или иных вопросов представляет собой ряд процессов, объединенных в комплексную изучаемую систему. В статье представлена методология процессного похода к управлению конкурентоустойчивостью сферы услуг, оказываемых промышленными предприятиями по ремонту железнодорожных вагонов.

Ключевые слова: методология, процесс, конкурентоустойчивость, взаимосвязь,

услуги.

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методология управления конкурентоустойчивостью в сфере услуг по ремонту вагонов заключается, на наш взгляд, в разработки рациональной взаимосвязи элементов каждой из подсистем на основе процессного подхода:

1) Процесс рационального управления персоналом.

Управление персоналом - область знаний и практической деятельности, направленная на обеспечение организации качественным персоналом, способным выполнять возложенные на него трудовые функции и оптимальное его использование. Управление персоналом является неотъемлемой частью качественных систем управления организации.

Управление персоналом - процесс эффективного использования и развития человеческих ресурсов предприятия для достижения организационных и личных целей персонала, путем применения экономических, организационных и социально-психологических методов управления [1, с. 39].

Деятельность по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала и целей, стратегий, условий развития организации. Управление персоналом подразделяется на следующие сферы деятельности: поиск и адаптация персонала, оперативная работа с персоналом (включая обучение и развитие персонала, оперативную оценку персонала, организацию труда, управление деловыми коммуникациями, мотивацией и оплатой труда), стратегическая работа с персоналом.

Специалист по работе с персоналом - ИЯ-менеджер (специалист по кадрам). Предприятия иногда передают некоторые функции по управлению персоналом специализированным кадровым агентствам. Например, могут передаваться кадровым агентствам функции, связные с приёмом сотрудников на работу, активно развивается деятельность кадровых агентств по оперативной работе по управлению персоналом в организации. Однако стратегические вопросы управления персоналом остаются в ведении менеджмента организации [2, с. 69].

2) Процесс рационального управления производством на каждой из стадий создания продукции.

Научная организация труда, задача оптимального использования ресурсов на большом предприятии и их последующее управление можем объединить в «организацию и управление производством». Под ресурсами понимаются персонал и материалы, необходимые для планирования, проектирования и управления сложными процессами. Современная организация производства занимается прежде всего применением технических средств, а также методов исследования операций для повышения эффективности и производительности работы. Перед тем чтобы раскрыть тему «организацию и управление производством» необходимо понять что такое «производство».

К основным стадиям жизненного цикла вагонов относятся: маркетинг; проектирование и разработка продукции; планирование и разработка процессов; закупка материалов и комплектующих; производство или предоставление услуг; упаковка и хранение; реализация; монтаж и ввод в эксплуатацию; техническая помощь и сервисное обслуживание; послепродажная деятельность или эксплуатация; утилизация и переработка в конце полезного срока службы.

Многообразие процессов жизненного цикла и необходимость их интенсификации требуют активного информационного взаимодействия субъектов (организаций), участвующих в их осуществлении и поддержке. С ростом числа участников растет объем используемой и передаваемой информации.

Потребность в создании интегрированной системы поддержки жизненного цикла изделия и систематизации информационного взаимодействия компонентов такой системы приводит к необходимости создания интегрированной информационной среды. В ее основе лежит использование отрытых архитектур, международных стандартов, совместное использование данных и апробированных программно-технических средств.

В сложных долговременных проектах информационная интегрированная система обеспечивает взаимодействие проектных организаций и производственных предприятий, поставщиков, организаций сервиса и конечного потребителя на всех стадиях жизненного цикла. В проектах, финансируемых или контролируемых государством, к необходимой информации могут иметь доступ уполномоченные государственные структуры.

Итак, вся совокупность преобразований, выполняемых над изделием на протяжении всего периода его существования, начиная от идеи (проекта) и заканчивая эксплуатацией, называется жизненным циклом.

Жизненный цикл изделия представляет собой последовательность этапов. Преобразования в рамках жизненного цикла изделия называются процессами, т.е. совокупностью взаимоувязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы и выходы.

По характеру и объему процессов жизненного цикла, выполняемых в рамках одного предприятия, в России различают три вида моделей управления промышленными предприятиями: инженерные, маркетинговые, инновационные (наукоемкие) [3, с. 55].

Нормативная документация устанавливает последовательность действий, направленных на создание изделия на предприятии любой отрасли. Началом жизненного цикла является этап исследования рынка - «маркетинг», на котором решаются две основные задачи: «что» производить и «как» производить. Первая задача - «что производить» - решается на основании анализа рынка сбыта продукции предприятия. Определяются возможные варианты развития потребительского спроса. В зависимости от прогноза выдвигается решение о принятии того или иного заказа от клиента, который будет экономически выгоднее для предприятия. Вторая задача -«как производить» - задача определения способа размещения нового заказа на производственных мощностях предприятия при уже выполняемых заказах, т.е. корректировка плановых заданий для подразделений предприятия. Заказ, принятый на стадии «маркетинг», является основанием для проведения дальнейших работ в рамках предприятия.

Следующим этапом полного жизненного цикла изделия является этап научно-исследовательские работы [4, с. 67].

На данном этапе проводятся научные исследования (проектирование нового изделия, модернизация старого). При этом осуществляется научный поиск способов придания новых свойств изделию и способов производства.

На данном этапе используется математическое моделирование физических, химических процессов и проводятся эксперименты. Результатом работ являются научные изыскания, которые служат основанием для проведения следующего этапа из цепочки полного жизненного цикла - этапа опытно-конструкторских работы, или фундаментальных исследований, не имеющих сразу продолжения в этапах жизненного цикла продукции.

В случае проведения фундаментальных исследований результат сохраняется в архиве.

Задачей этапа оптыно-конструкторских работ является техническая реализация идей, полученных на предыдущем этапе (научно-исследовательских работ). Сюда относится разработка рабочей конструкторской и технологической документации. На данном этапе решаются задачи поиска конструкторских решений по воплощению идей, разрабатывается технология создания узлов изделия, осуществляются математическое моделирование и проведение испытаний. Результатом работ на этапе является расчетно-конструкторская и техническая документация, прошедшая определенную проверку и сертификацию, установленную нормативной документацией на разрабатываемое изделие. Сертифицированная расчетно-конструкторская и техническая документация служит основанием для экспериментального, и серийного производств.

Затем выполняется этап закупки, на котором определяются поставщики сырья. На данном этапе необходимо рассмотреть конечное множество возможных поставщиков определить степень их надежности (стабильность поведения на рынке), выделить среди них наиболее выгодного, затем установить с ним контакт и приобрести требуемый вид сырья.

Следующим этапом полного жизненного цикла является этап производство. На этом этапе осуществляются подготовка производства и серийный выпуск изделий. Подготовка производства включает в себя проведение организационных мероприятий и работ для обеспечения серийного выпуска изделий, в том числе разработку документации для уникального оборудования (оснастки), проведение испытаний установочной партии, корректировку технической документации по результатам испытаний. Серийный выпуск изделий включает производство изделий согласно технической документации, контроль качества и отгрузку на склад. Производственный процесс осуществляется в соответствии с календарным планом, разработанным на этапе «маркетинг». На этапе «производство» каждый день решается задача оперативного управления, т.е. корректировки календарного плана в связи с внеплановыми (внештатными) ситуациями.

Далее продукция поступает на склад или в эксплуатацию к заказчику. На этапе «эксплуатация» предприятие осуществляет организацию мероприятий по установке, сборке, наладке, запуску в эксплуатацию (если требуется), а также сопровождение изделий на протяжении всего этапа. В

обязанности предприятия-изготовителя (предусматривается расчетно-конструкторской документацией на изделие) входит проведение плановых ремонтов. Для осуществления ремонта необходимо разработать соответствующую ремонтную документацию, провести испытания отремонтированных изделий, запустить ремонтное производство и осуществлять непосредственно ремонт.

Процессы жизненного цикла наукоемкой продукции представляют собой мало автоматизированный ручной труд. Процессы жизненного цикла можно условно разделить на две большие группы: рутинные процессы и интеллектуальные (наукоемкие). К первой группе относятся разработка текстовой и чертежной документации, ввод отчетной информации о выполнении поставленных задач (разработка отчетов за истекший период), выполнение операций технологического процесса на этапе основного, ремонтного, экспериментального производств и т. д.

Ко второй группе относятся процессы, содержащие различные элементы творчества: процессы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (поиск качественно новых решений, разработка новых изделий, узлов, модернизация серийно-выпускаемых изделий и т.д.).

Любое производство, в том числе и современное, может характеризоваться общими чертами. Оно имеет в принципе одинаковые основные составляющие, поскольку, в конечном счете, представляет собой процесс воздействия человека на предметы и средства труда и приспособления их к удовлетворению тех или иных потребностей.

Управление производством представляет собой комплекс принятия решений. Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом продаются потребителям. Это предполагает, что Ваши клиенты считают Ваши товары более ценными по сравнению с конкурирующими товарами. Поэтому можно рассматривать производство как процесс переработки, который добавляет ценность.

3) Процесс рационального управления услугами в железнодорожном транспорте. В условиях рыночных отношений управление качеством на сервисных предприятиях становится важным фактором, основное содержание которого — обеспечить такой уровень услуг, который может полностью удовлетворить все запросы потребителя. Высокое качество услуг является самой весомой составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Только на основе высокого качества своей работы сервисное предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать устойчивую прибыль.

В современной теории и практике управления качеством услуг приоритет достижения высокого качества предоставляемых услуг определяется как одна из основных целей и задач развития сервисного производства. Это обусловлено рядом причин, главные из которых следующие:

о в условиях обширного сервисного рынка качество — это эффективный инструмент конкурентной борьбы за клиента;

о ужесточение требований к качеству приводит к интенсификации сервисного производства и повышению его эффективности, что является необходимым фактором благополучного существования сервисного предприятия;

о без обеспечения, сохранения и улучшения качества последствия

для любого предприятия и производства могут быть необратимо тяжелыми.

Качество услуги можно определить как степень соответствия совокупности ее характеристик и свойств ожиданиям потребителя с учетом цены, которую он готов заплатить.

Статистические исследования, проведенные во Франции и в США, позволили выявить десять факторов, которые определяют восприятие потребителем качества услуги:

о компетентность: персонал сервисной фирмы обладает требуе-

мыми навыками и знаниями, чтобы оказать услугу;

о надежность: фирма работает стабильно, требуемый уровень ка-

чества обеспечивается всегда и всюду; принятые обязательства выполняются;

о отзывчивость: сотрудники сервиса стремятся быстро, всегда и

везде отвечать на запросы клиента;

о доступность: как физическая, так и психологическая: контакт с

сотрудниками фирмы должен быть легким и приятным;

о понимание: фирма старается как можно лучше понять специфи-

ческие потребности заказчика и приспособиться к ним;

о коммуникация: фирма информирует клиентов о предлагаемых

услугах на понятном им языке, адаптированном к особенностям целевой группы;

о доверие: определяется репутацией фирмы, гарантиями серьез-

ного отношения к клиентам;

о безопасность: заказчики защищены от риска финансового, мате-

риального и морального;

о обходительность: вежливость, уважение, внимание и дружелю-

бие персонала;

о осязаемость: материальные подтверждения оказываемых услуг

— помещения, персонал и т.д.

Сервисная фирма должна сама установить нормы качества, представляющие ее обязательства перед клиентами. Предоставленные услуги по качественным параметрам должны наиболее полно отвечать ожиданиям всех категорий ее потребителей [5, с. 88].

От разнообразия используемых приемов привлечения клиентуры зависит успех и перспектива устойчивого бизнеса фирмы.

Работа с заказчиком (потребителем услуг) должна включать как минимум следующий спектр мероприятий, приемов работы, акций:

о постоянная реклама предлагаемых услуг и возможностей сер-

висной фирмы, поддержание имиджа, привлекающего основную массу заказчиков;

о позиционирование сервисной фирмы как «специалиста», заин-

тересованного в успехе клиента (заказчик хочет ощущать постоянное внимание к своей персоне и проблемам, с которыми он обратился или намерен обратиться за помощью).

4) Процесс рационального управления взаимосвязью оказания услуг и производства вагонов.

С точки зрения теоретического аспекта влияние качества ремонта на потребителей выражается в простой формуле: «Чем быстрее и качественнее произведен ремонт, тем быстрее разовый клиент становится постоянным»

Качественный и в срок оказанный капитальный и текущий ремонт вагонов влечет за собой положительное влияние потребителей на производство, результатом которого является рост прибыли от изготовления вагонов и их ремонта при условии наличия заказов на перевозки у потребителя, благодаря чему повышается конкурентоустойчивость предприятий по производству и ремонту вагонов.

Если же имеет место быть не качественный и не в срок сделанный ремонт, то потребитель влияет отрицательно, уменьшая объем производства вагонов, тем самым снижая прибыль как предприятиям производящим вагоны, так и оказывающим услуги по ремонту, благодаря чему снижается конкурентоустойчивость предприятий по производству и ремонту вагонов.

Удовлетворенность сервисом при переездах пассажиров повлияет положительно на увеличение объема производства пассажирских вагонов, а неудовлетворенность отрицательно.

Потребителю будут услуги по ремонту обходиться дороже, если он воспользуется услугами посредника и дешевле - если не воспользуется.

Цена аренды для арендатора вагонов увеличится в том случае, если они были куплены через посредника и останется на прежнем уровне, если были куплены на прямую [6, с. 55].

В данном случае владелец, арендодатель, потребитель и арендатор могу влиять на производство вагонов через цену в зависимости от качества услуг. Арендатор не отправляет их в ремонт, а это делает владелец или арендодатель.

Список литературы:

1. Грачев М. В. Суперкадры. М.: Дело, 2011. 308 с.

2. Грузинов В. П. Экономика предприятия и предпринимательство. М., 2013. 226 с.

3. Даян А. Академия рынка «Маркетинг» / А. Даян, Ф. Баку-рель. М.: Экономика, 2010. 409 с.

4. Шим Дж. К. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Дж. К. Шим, Дж. Г. Синк. М., 2012. С. 87.

5. Д. Реалии Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реалии, Д. Арители. М., 2011. 325 с.

6. Дубровский В. Ж. Экономика и управление предприятием (фирмой) / В. Ж. Дубровский, Б. И. Чайкин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун - та, 2011. 443 с.

7. Волков О. И. Экономика предприятия. М.: ИНФРА-М, 2010. 601 с.

8. Ворст И. Экономика фирмы / И. Ворст, П. Ревентлоу. М.: Высш. шк., 2012. 475 с.

9. Ганштак В. И. Анализ резервов снижения себестоимости продукции. М.: Машиностроение, 2011. 56 с.

10. Герасименко В. В. Теория переходной экономики. М.: ТИЭС, 2012. 345 с.

10. Гличев А. В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции. М. 2010. 350 с.

11. Г олуб А. Экономика природопользования / А. Г олуб, Е Струкова. М.: Аспект, 2012. 352 с.

Долгов Дмитрий Иванович, канд.экон.наук, доцент кафедры Производственного менеджмента Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, Россия, г. Рузаевка; член - корреспондент Международной академии социальных технологий, Россия, г. Санкт - Петербург, профессор Российской академии естествознания, Россия, г. Москва, заслуженный работник науки и образования Росссийской академии естествозания, Россия, г. Москва, dolgov_dmitry@mail. ru.

METHODOLOGY PROCESS APPROACH TO MANAGEMENT KONKURENTOUSTOYCHIVOSTYU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D. Dolgov

Process approach to the solution of other issues is a series of processes, combined in an integrated system under study. This paper presents a methodology protsessenogo konkuren-toustoychivostyu campaign management services, provided by industry repair railcars.

Keywords: methodology, process konkurentoustoychivost, interconnection services.

Dolgov Dmitry Ivanovich, Ph.D., assistant professor of industrial management of Mordovia State University NPOgareva, Russia, Ruzayevka, Member - International Academy of Social Technologies, Russia, Saint - Petersburg, Russian Professor Academy of Natural Sciences, Honored Worker of science and Education Academy Rosssiyskoy estestvozaniya, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.