Научная статья на тему 'РОЛЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВУЗЕ'

РОЛЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обычаи и нравы / духовные ценности народа / традиции / народной педагогикой / духовно-нравственными идеалы / культура / взгляды / представления / воспитательные установи. / customs and mores / spiritual values of the people / traditions / folk pedagogy / spiritual and moral ideals / culture / views / ideas / educational institutions.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Х А. Устаджалилова

В статье показана роль изучения исторического и культурного наследия в преподавании в ВУЗе, обычаев и нравов, духовных ценностей народа, традиций в формировании духовно-нравственных качеств молодого поколения. Культура и менталитет каждого народа сохраняется через национальный язык, в связи с этим большое значение имеет при этом изучение родного языка, преподавание на родном языке и необходимость поиска эффективных путей развития и расширения узбекского языка, не оказывая негативного влияния на развитие языка и национальной культуры других национальностей, проживающих в стране

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the role of the study of historical and cultural heritage in teaching at the university, customs and morals, spiritual values of the people, traditions in the formation of spiritual and moral qualities of the younger generation. The culture and mentality of each nation is preserved through the national language, in this regard, the study of the native language, teaching in the native language and the need to find effective ways to develop and expand the Uzbek language without adversely affecting the development of the language and national culture of other nationalities living in the country are of great importance.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В ВУЗЕ»

РОЛЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ В ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО

ПОКОЛЕНИЯ В ВУЗЕ

Х. А. Устаджалилова

заведующая кафедры Менеджмент образования, к.п.н., доцент, КГПИ

АННОТАЦИЯ

В статье показана роль изучения исторического и культурного наследия в преподавании в ВУЗе, обычаев и нравов, духовных ценностей народа, традиций в формировании духовно-нравственных качеств молодого поколения. Культура и менталитет каждого народа сохраняется через национальный язык, в связи с этим большое значение имеет при этом изучение родного языка, преподавание на родном языке и необходимость поиска эффективных путей развития и расширения узбекского языка, не оказывая негативного влияния на развитие языка и национальной культуры других национальностей, проживающих в стране.

Ключевые слова: обычаи и нравы, духовные ценности народа, традиции, народной педагогикой, духовно-нравственными идеалы, культура, взгляды, представления, воспитательные установи.

ABSTRACT

The article shows the role of the study of historical and cultural heritage in teaching at the university, customs and morals, spiritual values of the people, traditions in the formation of spiritual and moral qualities of the younger generation. The culture and mentality of each nation is preserved through the national language, in this regard, the study of the native language, teaching in the native language and the need to find effective ways to develop and expand the Uzbek language without adversely affecting the development of the language and national culture of other nationalities living in the country are of great importance.

Keywords: customs and mores, spiritual values of the people, traditions, folk pedagogy, spiritual and moral ideals, culture, views, ideas, educational institutions.

Обычаи и нравы, духовные ценности народа, традиции, на протяжении многих веков, многих поколений имели важную роль в становлении индивидуальности, в формировании духовно-нравственных качеств молодого поколения. В духовном

June 3

271

наследии сосредоточены гуманистические ценности, национальная специфика народов, культура прошлого. Поэтому сегодня важно сохранить ценности, накопленные несколькими поколениями наших предков. Особенно важность этого вопроса поднимается в воспитании молодого поколения используя педагогические традиции.

Сегодня новый курс правительства Узбекистана направлен на всестороннее развитие страны и остается приверженным общечеловеческим ценностям.

Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев в выступлении на 75-й сессии ГА ООН обращает внимание мировой общественности на историко-культурное наследие региона, что, без сомнений, воодушевляет ученых всего мира.

За годы независимости Узбекистана проведена большая работа по сохранению и дальнейшему развитию культурных ценностей и самобытных национальных традиций. В обращении Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова к участникам международной научной конференции 15-16 мая 2014 года именно этот вопрос был поднят в мировую общественность «Самая важная задача в том, чтобы глубоко осознавать, бережно хранить оставленное нам бесценное наследие наших мыслителей, учёных, приумножать его...» [5]

Сегодня в государственной системе образования, наметились тенденции возрождения народных традиционных форм воспитания в процессе социализации подрастающего поколения.

Духовное наследие связано с народной педагогикой, духовно-нравственными идеалами, культурой, взглядами, представлениями, воспитательными установками. Поэтому передача подрастающим поколениям национальных ценностей, их культурного и духовно-нравственного содержания особенно актуализируется в наши дни, особенно в сфере образования.

Так, важной задачей преподавания в вузе и на сегодняшний день остаётся воспитание молодого поколения, донеся до их сознания неоценимый вклад жизненного пути и творчества наших великих предков в развитие мировой науки и культуры, а также внедрить чувство ответственности за сохранение созданного культурного наследия нашей страны, воспитать их достойными наследниками этого богатства.

С первых дней независимости Первый Президент Узбекистана И.Каримов уделяя особое внимание даному актуальному вопросу, подчёркивал: "Реставрация и

June 3

272

сохранение уникальных исторических памятников, поиск созданных узбекским народом и являющимися национальным достоянием произведения искусства возвращение их в Узбекистан является одной из значимых частей нашей программы духовности. Это национальное богатство оставлено нам в наследство нашими дедами и прадедами. Следовательно, мы обязаны хранить его как зеницу ока и оставить в наследство нашим детям" [6, стр 71-73].

Одним из хранителей культуры и средством передачи её из поколения в поколение выступает национальный язык. Язык не просто отражает мир человека и его культуру. Именно поэтому язык играет столь важную роль в формировании личности, национального характера, этнической общности, народа, нации.

Культура и менталитет каждого народа сохраняется через национальный язык, как зеркало культуры, традиций, морали, обычаев ценностей. Язык является носителем культур, как источник передачи из поколения в поколение, именно в процессе овладевая родным языком, усваивается наследие и опыт предшествующих поколений, воспринимается менталитет, национальные традиции и обычаи узбекского народа.

В Узбекистане в 1989 году узбекский язык получил статус государственного языка. За последние годы было принято ряд нормативных правовых документов о государственном языке: №ПФ-5850 от 21 октября 2019 года «О мерах по кардинальному повышению престижа» и статус узбекского языка как государственного», Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № ПФ-4947 «О Стратегии дальнейшего развития Республики Узбекистан». [1, стр. 1]

Учитывая это, необходимо найти эффективные пути функционального развития и расширения узбекского языка, не оказывая негативного влияния на развитие языка и национальной культуры других национальностей, проживающих в стране. Для выполнения этой задачи необходимо сделать объектом исследования социальные факторы функционального развития узбекского языка как фактор развития высшего образования.

В связи с этим в обучении в ВУЗе необходимо учитывать специфические функции узбекского языка в рамках конкретной предмета (мышление, восприятие, обмен информацией в данной области, проведение исследований и т. д.). Важно изучение терминологии, формировании терминов, понятий, словосочетаний, терминов, относящихся к данному предмету на узбекском языке. Использование

June 3

273

устного народного творчества, фольклора, а также в формирование научного языка.

Важно понятие студентами языка в мировом общении. К примеру, слова, выражающие национальные особенности узбекского народа, как atlas, adras (названия материалов); palov, somsa, sumalak, patir, shavla, manti (названия еды), chopon, to'n (названия одежды), kurash (разновидность спорта), dutor, doira (названия музикальных инструментов), mahalla, viloyat, hokimiyat (названия общественно-государственного строя) в настоящее время вошли в лексику многих народов.

Роль функции научного познания узбекского языка определялась с помощью наукометрии, которая является важным критерием развития науки.

Критериями развития науки были также критерии развития языка. Каковы лингвистические аспекты наукометрии? Например, количество ученых, проводящих исследования на определенном языке с использованием статистического метода наукометрии, количество научных публикаций, статей, опубликованных на этом языке, количество заказов на литературу в библиотеках и информационных ресурсных центрах и т. д [7, стр. 508-512].

Методика подсчета публикаций основана на том, сколько научных статей и монографий написано каждым сотрудником научного учреждения, учеными на определенном языке в течение года. Метод индекса цитирования используется для расчета количества цитирований, использованных в исследованиях, статьях, монографиях. Метод индекса цитирования используется для определения параметра научной публикации, созданной ученым и ученым на определенном языке. В период независимости внимание к Интернет-материалам было уделено тому, чтобы определить место развития узбекской науки в мире. Например, Узбекистан стал участником Web of Science Core Collectionl в 2016 году, и, согласно аналитическому анализу исследовательской группы Университета Гранады, Испания, узбекская наука заняла 94-е место в рейтинге стран по развитию наук в мире [8, стр 1-4].

Таким образом, роль национального языка важна развитии национального сознания и мышления, понимании идентичности, изучении профессионального образования между поколениями. Язык ознакомит одновременно с национально-культурным калоритом узбекского народа: литературой и фольклором, предметами искусства,

ритуалами, обычаями, бытом.

June 3

Изучение наследства внёсших вклад в развитие различных наук учёных, достигнувшие совершенства на земле Центральной Азии, ведёт человека к прогрессу, отдаляет невежество и укрепляет в сердцах любви к отчизне, служение народу, преданности к Родине.

REFERENCES

1. Мирзиёев Ш.М. Узбекский язык - символ нашей национальной идентичности и независимой государственности, бесценное духовное богатство, огромная ценность для нашего народа//Газета Народное слово. - 22 октября, 2019 г.№ 218,С.1.

2. Каримов.И. Высокая духовность-непобедимая сила. — Т. Маънавият. 2008.-с. 42.

3. Мец А. Мусульманский Ренессанс. — М.: Наука, 1973. — с.150.

4. Каримов И. А. Родина священна как святыня. — Т.: Узбекистон, 1996. —

5. Речь Президента Ислама Каримова на открытии международной конференции на тему «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение в развитии современной цивилизации». 6.05.2014. http://uza.uz/

6. Полвонова, Ф. А. Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы независимости / Ф. А. Полвонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 71-73. — URL: https: //moluch.ru/archive/161/45084/

7. Gafurova N.T. Practical expertise in methodology of educational literature of specialties Journal of Critical Reviews, Vol 7, Issue 13, 2020, р.508-512

8. Gafurova N.T. The article isaimed at developing organization methods of the pedagogical skills of a teacher of vocational education, International Engineering Journal For Research & Development, 2020, Vol.5, Issue 4, р.1-4

с.123.

June 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.