ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
НОВОГО УЗБЕКИСТАНА
d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-23-749-758
Primov Muhiddin Narzullaevich1
Docent, candidate of philosophical sciences. Departments of Social Sciences, Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan. e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-7256-9090
Abdullayev Azam Abdievich2
Elder lecturer of the department of Social Sciences, Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan. e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7504-2449
АННОТАЦИЯ
Ценность духовной культуры - ключевой фактор формирования и развития национальной идеологии. В данной научной статье утверждается, что духовная культура - это ценность, духовность и культура взаимосвязаны и неразделимы. Кроме того, научно и философски исследуются роль и влияние духовной культуры в развитии национальной идеологии. Содержание освещается через концепцию аксиологии, которая является ценностной философией. Научные исследования проводились с использованием таких понятий, как аксиология, ценностная оценка, ценностный подход, нравственные качества духовного человека. Был сделан научный вывод о том, что наша страна обладает богатым духовным наследием, которое является ключевым инструментом всестороннего развития молодежи через духовное наследие, особенно в формировании их национального мировоззрения.
Ключевые слова: национальная идеология, философия ценностей, аксиология, духовная культура, социальные ценности.
A VALUABLE APPROACH TO ANALYSIS OF THE SPIRITUAL CULTURE
OF NEW UZBEKISTAN
ABSTRACT
1 Docent, candidate of philosophical sciences. Departments of Social Sciences, Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan. e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-7256-9090
2 Elder lecturer of the department of Social Sciences, Tashkent Financial Institute, Tashkent, Uzbekistan. e-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-7504-2449
The value of spiritual culture is a key factor in the formation and development of national ideology. This scientific article states that spiritual culture is a value, spirituality and culture are interconnected and inseparable. In addition, the role and influence of spiritual culture in the development of national ideology is studied scientifically and philosophically. The content is illuminated through the concept of axiology, which is a value philosophy. Scientific research was carried out using such concepts as axiology, value assessment, value approach, moral qualities of a spiritual person. A scientific conclusion was made that our country has a rich spiritual heritage, which is a key tool for the comprehensive development of youth through spiritual heritage, especially in the formation of their national worldview.
Keywords: national ideology, philosophy of values, axiology, spiritual culture, social values.
ВВЕДЕНИЕ
Ценность - это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которой определяется потребностями и интересами общественных субъектов. Понятие ценность по смыслу очень близко к таким понятиям как "потребность", "интерес", "благо", "полезность", но к ним не сводится и имеет свое собственное самостоятельное значение. Высшей ценностью с точки зрения аксиологии является сам человек, его жизнь как высшее творение эволюционного развития. Вся совокупность человеческой деятельности, в том числе, и прежде всего трудовая являются ценностями. Ценностная ориентация личности выражает ее мировоззренческую, гражданскую позицию. Она входит в состав мотивов и стимулов всех видов поведения человека, она не только определяет, но и направляет смысл поступков современного человека. В отличии от других компонентов духовной культуры она выражает общую тенденцию развития и функционирования духовной культуры на разных уровнях: теоретическом и социально-психологическом. Ценностная ориентация, по нашему мнению выступают в качестве регулятора взаимоотношений между объективной основой и субъективной стороной культуры.
ОБСУЖДЕНИЕ
Ценностная ориентация выступает как субъективное восприятие личностью достижений материальной и духовной культуры. По существу она означает совершенно осознанный выбор ценностей, умение личности подняться в определенных обстоятельствах до общественной целесообразности.
Духовные ценности играют исключительно важную роль в жизни человека и всего общества, так как в своей совокупности представляют совокупность знаний, чувств и стремлений. Они способствуют не только осознанию смысла и целей жизни, но и способствуют самоутверждению человека как творческой личности, они определяют его жизненную позицию ко всем сторонам общественной жизни.
В условиях современного рынка только на основе высокой нравственности с сильными, благородными духовными и патриотическими качествами могут быть созданы цивилизованные рыночные отношения, рыночные механизмы регулирования экономического развития. Как правильно утверждает в своей книге «Духовность - энергия независимости» А.Эркаев духовные качества личности не являются врожденными. Они у каждого конкретного человека формируются под влиянием всей среды его жизни, совокупности жизненных условий. «Устойчивые идеи, взгляды, нравственные, правовые этнические, религиозные нормы, другие идеологические требования предъявляемые обществом человеку образуют духовную среду»[11.1]. Он справедливо подчеркивает, что духовная среда воспитывает, формирует как отдельную личность так и в целом все поколение. В духовной среде проявляются, высвечиваются и положительные и отрицательные качества личности. Духовная среда - это требования общества как к отдельным личностям так и к социальным группам. А.Эркаев в этой связи предпринял успешную попытку дать свое определение понятия духовности. Он понятие духовности выводит из социальных условий или, как он утверждает, из духовной среды.[11.2] При этом каждая среда имеет свои особенности, обусловленные социальным положением и интересами ее носителей. Он подчеркивает, что среда самая обобщенная непрерывная форма духовности, а культура ее прерывная (дискретная) форма. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, отмечается что, организация право-просветительских мероприятий по формированию правовой культуры среди населения в сочетании с изучением богатой истории, научно-культурного наследия, национальных и религиозных ценностей нашего народа. [4].
Процесс выработки потребностей и возможность формулирования ценностей очень сложный процесс. Как правило в процессе выбора из всего многообразия ценностных ориентаций человек испытывает серьезные затруднения, колебания, сомнения, в результате не всегда верно выбираются пути реализации в жизни тех или иных ценностей, как не один раз имело место
в историческом процессе [5]. Известно, что развитие и прогресс цивилизации непосредственно опирается на духовные качества человека, которые представляют собой комплекс индивидуальных свойств и черт общественных ценностей, историческим опытом социальной среды. Поэтому, изучая ценностные ориентации личности, как движущие силы ее поступков и мотивов ее деятельности, можно не только раскрыть сущностные качества личности, но и объяснить закономерности развития ее сознания и поведения, понять характерные черты и своеобразие развития общества, современной эпохи с точки зрения их ценности [6]. При этом нужно учитывать, что ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, носящей общественный характер.
Ценность принадлежащих определенному историческому периоду поступков, мыслей, вещей заключается в том, что они способствуют общественному прогрессу, а также в той или иной степени способствует совершенствованию субъекта[9]. Характеризуя различные типы ценностей важно не упускать различия между ценностями материальной и духовной культуры. Духовные ценности существуют не только в предметной форме, но и как акт деятельности, неотделимой от самого духовного производства[14]. В понятии ценности и производном от него понятии ценностной ориентации отражаются наиболее важные стороны духовно-нравственных отношений. В этих понятиях преломляется весь комплекс нравственных, политических и в целом мировоззренческих ценностей, которые предопределяют мировосприятие и гражданскую позицию личности. Ценностная ориентация органически входит в состав мотивов всех форм поведения субъектов нравственности, определяет их смысл и направленность. Тем самым ценностная ориентация выступает регулятором воплощающим в себе волевые и иные качества поведения личности. Ценностная ориентация как бы направляет поступки и всю деятельность общества и каждого его субъекта, как носителя общественных отношений. Ценностная ориентация это осознанный выбор ценностей, умение человека ориентироваться в определенных обстоятельствах общественной целесообразности. Наличие в обществе огромного разнообразия ценностей создает у человека значительные трудности в выборе правильной ценностной ориентации. Поэтому в процессе формирования морально-ценностных ориентаций личность должна опираться на фундаментальные социальные, политические, нравственные и культурные ценности, в содержании которых сконцентрированы представления об общественном
идеале, социальной справедливости, долге, чести и достоинстве. Иными словами говоря, как обязательный элемент структуры всех форм общественного сознания, ценностные ориентации являются вторичными, производными от социальной реальности и детерминированы прежде всего тем или иным характером общественных отношений[9.1]
Так на уровне психологии ценностные ориентации проявлялись чаще всего в разного рода несистематизированных ценностных установках, направляющих поведение человека на удовлетворение его отдельных потребностей и интересов, не выходящих за рамки его повседневной обыденной жизни. При этом механизм этих потребностей опирается больше на эмоциональные факторы, нежели на логическое осмысливание предстоящих решений. Поэтому на уровне социальной психологии ценностная ориентация не может быть перенесена на духовную культуру в целом, на моральные, политические, правовые и другие виды социального поведения, она в таком виде не может быть и критерием оценки их поведения, даже в своем осмысленном виде ценностная ориентация в психологическом аспекте выступает только в качестве психологического механизма функционирования личности. Ценностная ориентация как отражение объективных социальных отношений, определяется, детерминируется теми социальными отношениями, которые в ней отражены. В этой связи ценностная ориентация личности наполняется глубоким социальным смыслом, становится фактором ее мировоззренческой позиции.
Тенденция к интеграции различных культур сплетается с стремлением каждой из культур сохранить и развить традиционные национальные ценности, обряды, обычаи, язык, свой образ жизни. Различные культурные программы и системы ценностей воспроизводят в сознании и поведении субъектов ценностные ориентации, связанные с конкретным носителем тех или иных духовных ценностей, ценностными оринетациями. Каждый субъект духовной культуры, говоря образно не является человеком без Родины, без паспорта, попросту говоря он принадлежит к определенной позиции, определенному государству, религиозной конфессии и т.д. Тем самым мышление и поведение ориентируется на конкретные традиции и нормы жизни той или иной конкретной общности. Отсюда и разделение мира на "свой" и "чужой", противопоставление одних наций и народностей и других. Однако почитание и преклонение перед своими национальными ценностями в определенных социальных условиях порождает национализм. Известный гуманист XX века,
лауреат нобелевской премии Альберт Швейцер, провозглашая идею национальной культуры, он стал разрушать представление о самой культуре[15.1]. По существу он полностью отрицает современное представление о национальной культуре. В этой связи А. Швейцер утверждает, что раньше была просто культура и каждый культурный народ стремился усваивать ее в наиболее чистой и разнообразной форме. При этом народности было присуще гораздо больше самобытности и цельности, чем ныне. Претензия на самобытность национальной культуры в том виде, как о ней заявляется в наше время, представляет собой болезненное явление. Он считает, что современный национализм во все возрастающей мере стремится к тому, чтобы в любом изделии, любом творении рук человеческих как можно сильнее проступали чувства, воззрения и мышление народа его создавшего. Это искусственно стимулирует своеобразие - лучшее свидетельство утраты естественного [3]. При таком положении индивидуальная особенность того или иного народа уже не вливается в общую сокровищницу духовной жизни. Она становится манией, капризом, модой, уловкой. Все ценное в личности или в ее действиях, объясняется национальным своеобразием, что порождает самомнение, высокомерие и самообольщение национального. Швейцер утверждает, что в большинстве стран это тщеславие зашло уже так далеко, что для него вполне достижимы и геркулесовы столбы глупости. Само собой, делает вывод Швейцер, духовное начало в национальной культуре отступает на задний план [15.2]
Положения Швейцера крайне противоречивы. С одной стороны он прав утверждая, что независимо от нашей воли и сознания идет под флагом интеграции процесс глобализации, но говоря о снижении духовности в культуре каждого народа, заявляя, что национальная культура носит ярко выраженный материальный характер. Он считает, что национальная культура чувствует себя призванной овладеть также другими народами и тем самым осчастливить их. Современные народы, по его утверждению ищут рынков сбыта для своей культуры также как для изделий своей промышленности или сельского хозяйства. Национальная культура стала орудием пропаганды и статьей экспорта, поэтому появляется очень трогательная забота о рекламе. Необходимые фразы можно получить уже в готовом виде, остается только комбинировать их. Так мир становится ареной конкуренции национальных культур, пагубно сказывающейся на собственной культуре. Если в наше время различия в духовной жизни проявляются все сильнее, то причина здесь прежде
всего в неуклонном упадке культуры. Насколько тесно и сейчас еще связаны между собой духовными нитями народы, которые составляют исторически сложившееся культурное человечество, видно из того, что все они вместе обречены на одинаковое вырождение[15.3]. Однако общий дух философии Швейцера весьма оптимистичен и гуманистичен. Он в целом разделяет категорический императив И. Канта, который утверждал, что подлинной нравственной ценностью обладают только те поступки, которые осуществляются исключительно из чувства долга, без всякой склонности к ним. "Поступай так - писан он - чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства"^]. По мнению Канта подлинной моральной ценностью обладают поступки, совершенные исключительно из чувства долга, без всякой склонности к ним.
Невозможно согласиться с рассуждениями Швейцера о том, что национальная культура не связана с духовными ценностями, а также с его утверждением, что она порождает самомнение, высокомерие и самообольщение национального, а так же из того, что создано своей нацией другими нациями достигнуть невозможно. Претензии на самобытность духовной культуры Швейцер объявляет болезненным явлением. Претензии на то, что своеобразие народа, его индивидуальность никогда не вольются в общую сокровищницу духовной жизни также лишены здравого смысла. К этому следует добавить, что в то время когда многие народы мира в том числе и народ Узбекистана стали на путь самостоятельного существования, политической, экономической и духовной независимости по мнению Швейцера наступило время стирания всего национального специфического, самобытного оригинального[15.4]. Построение гражданского общества в республике, либерализация политической и экономической жизни, повышение политической активности населения, формирование у всех граждан политической культуры, основанной на индивидуальных и общечеловеческих ценностях основополагающая цель нынешнего этапа развития Узбекистана. Известно, что когда общество воздействует на личность сильнее, чем личность на общество, начинается деградация культуры. В таких случаях умаляется решающая величина -духовные и нравственные качества человека, происходит демократизация общества и оно теряет способность понимать и решать стоящие перед ним проблемы. В итоге рано или поздно, наступает катастрофа. Эрих Фромм в своей работе "Бегство от свободы" развивает мысль, что человек массы вовсе не тяготеет к свободе. Он считает, человеку психологически гораздо просто
уютнее, когда его жизнью, его волей и разумом распоряжается тоталитарный лидер[12].
Духовные ценности, как и все в мире не является вечным и неизменным, данными раз и навсегда, они находятся в постоянном движении, изменении и развитии. На каждой новой ступени исторического развития духовные ценности обогащаются все новыми гранями и оттенками. Именно поэтому при аксиологическом подходе к духовности важно всегда учитывать фактор пространства и времени. Если где бы то ни было применим конкретно-исторический подход к ценностной ориентации, то именно в оценке духовно-нравственных ценностей[8.1].
В процессе развития общества меняется ценностная ориентация. Те нравственные принципы, которые имели место в прошлом мы отрицаем новыми соответствующими современному этапу развития Нового Узбекистана. Поэтому в нашей стране особое внимание уделяется духовно-нравственному возрождению и очищению[7].
В институте востоковедения Академии наук Республики Узбекистан хранятся тысячи рукописей, к которым еще не прикасались ученые, в которых содержаться ценные данные об истории нашего края и его духовной культуре. В наши дни появилась возможность не только возродить богатую, многовековую культуру нашего народа, но и присовокупить к ней все лучшее, что есть в науке, технике, литературе, искусстве у всех и, в особенности наиболее развитых народов мира[8.1]. Важно эти ценности поставить на службу человеку, реформам, связанным с их претворением в жизнь.
"Любовь к Земле, к Родине, благородные чувства - это извечные черты национального характера, которые вошли в плоть и кровь нашего народа. Сохранить, сберечь и совершенствовать эти ценные человеческие качества, воспитать наших детей достойными сынами и дочерьми свободного и демократического Узбекистана - все это должно стать основными направлениями нашей работы в сфере духовности". В докторской диссертации С.Атамурадова анализируя проблему формирования узбекского народа, рассмотрены некоторые аспекты идеологии ислама, оказавшие значительное влияние на формирование узбекского народа[2]. В диссертации М.М.Каххаровой "Преемственность как высший фактор формирования нравственно-этических ценностей" рассматривается новый подход к проблеме роли преемственности в формировании нравственных ценностей узбекского народа. Преемственность, считает автор это одна из черт восточной этики.
М.М.Каххарова правильно заявляет на основе анализа историко-культурных традиций узбекского народа, можно утверждать, что нравственность как ценность опирается на народные традиции, на поддержку друг друга и взаимопонимание, нравственность способствует решению современных социальных и культурных проблем[5.1]
Раскрывая сложную проблему формирования национального (этнического) самосознания узбекского народа и влияния на него Хужамурадов И.Р. отмечает значительное влияние религиозных ценностей на формирование национальной психологии, этнического сознания[13]. Духовными ценностями являются такие стороны наследия прошлого, которые не только в прошлом, но и в настоящем оказывают позитивное влияние на социально-экономическое и духовное развитие общества. Поэтому, государственная поддержка бережного сохранения, широкой популяризации и развития национальных ценностей и духовного наследия узбекского народа [1], является как, важное средство национального самоопределения, этнической консолидации.
CONCLUSION
Ценности являются характеристикой не вещей самих по себе, а явлений действительности, включенных прямо или косвенно в общественные отношения, ценность есть проявление социального бытия, что свидетельствует о том, что в процессе взаимодействия вещи приобретают социальную природу. Изменение и развитие анализируемых процессов и явлений, обусловлено изменением их ценностных отношений, в сложной синергетической взаимосвязи между абсолютным и относительным в ценности. В процессе развития общества меняются и сами ценности и их ценностная ориентация. То, что вчера выступало как ценность, может сегодня перестать быть ценностью. В будущем наряду с возникновением новых ценностей возможен поворот к ценностям прошлого. Через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, он получает информацию о разных сторонах сложного социального организма, приобщается к духовной культуре. В рамках развития культуры человек создает новые ценности и сохраняет старые, которые также влияют на дальнейшее развитие культуры.
Ценностный подход и ценностная ориентация в анализе духовной культуры дают возможность правильно сориентировать исследователей и всех изучающих духовную культуру, на какие ценности следует опираться в стремлении к прогрессу общества.
REFERENCES
1. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60, «О Стратегии развития Нового Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» //lex.uz/docs/5841077 (Decree of the President of the Republic of Uzbekistan, dated 28.01.2022, No. UP-60, "On the Development Strategy of the New Development Strategy of the New Uzbekistan for 2022-2026")
2. Атамурадов С. Национальная культура и национальное самосознание в процессе обновления общества, Т., 1992 (Atamuradov S. National culture and national identity in the process of society renewal, Vol., 1992)
3. Волчек Е.З. Философия. - Минск.: Эксперспектива, 1998. -стр 16-18 (Volchek E.Z. Philosophy. - Minsk .: Expert, 1998. ^age 16-18)
4. Указ Президента Республики Узбекистан, от 28.01.2022 г. № УП-60, «О Стратегии развития Нового Стратегию развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы» //lex.uz/docs/5841077
5. Каххарова М.М., Ворислик халк одоб кадриятларини шакалмантиришнинг мухим омили, Т., 2000, с. 19
6. Маънавият: Асосий тушунчалар изохли лугати. Ответственный редактор К.Н.Назаров -Т.: Шарк, 2009. -760 бет (Spirituality: An Explanatory Dictionary of Basic Concepts. Managing editor Q.N.Nazarov -T.: Shark, 2009. -760 pages)
7. Назаров К.Н. "Философия: логика, этика, эстетика", Учебник пособия. -Ташкент.: -478стр.( Nazarov K.N. "Philosophy: logic, ethics, aesthetics", Textbook manuals. -Tashkent: -478 pages)
8. Основы философии под ред. М.А. Ахмедовой, В.С Хана. -Ташкент.: Узбекистан, 2004. -стр 26-102 (Fundamentals of philosophy, ed. M.A. Akhmedova, V.S.Khan. -Tashkent.: Uzbekistan, 2004. -page 26-102)
9. Розин Я., к вопросу о природе ценностных явлений// Философские науки, 1989, № 6, с. 89-93
10. Спиркин А.Г. Философия. -Москва.: Гардарики, 2000. -стр18-240 (Spirkin A.G. Philosophy. -Moscow: Gardariki, 2000. -page 18-240)
11. Эркаев А. Духовность - энергия независимости, Ташкент, «Маънавиат», 1998, с.30.
12. Фромм Э. Бегство от свободы, М., 1989
13. Хужамурадов И.Р., Проблемы формирования национального (этнического) самосознания узбекского народа и влияние на него ислама, Т,1994, с. 24-36.
14. Ценности и их роль в жизни общества и человека.//в книге семинарные занятия по философии, Высшая школа, М., 1991;